Какие традиции православной культуры в семье. Обычаи и обряды христианства

Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

Алена Грищук
Традиции и культура христианской семьи, в нравственном воспитании детей

ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ, В НРАВСТВЕНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

«В воспитании кроется великая тайна

усовершенствования человеческой природы».

Немецкий философ Э. Кант

Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству, их надо воспитывать.

В воспитании огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас.

Семья начинается с брака. По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви» [4], в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, это единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. [4]

То, что понятие «семья» имеет и нравственную, и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей.

Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать» [5], содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре [3], и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие. Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек[1]. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Введение его в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни всегда определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

В дошкольном возрасте дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем [5]. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой. В 5-6 лет понимают, как очевидное, что Бог – Творец мира – нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий. Жажда духовного познания заложена в человеке изначально, и с каждым годом эта жажда усиливается, она уже осознаваема ребенком и стоит очень остро в силу яркого в этом возрасте эмоционального восприятия и переживания жизненных противоречий.

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам [3].

Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения.

Семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли в сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Читать еще:  К чему во сне ощущаются запахи. Плохой запах

Традиции нравственного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих пор составляют основу христианской жизни.

Вера и благочестие – основание нравственного воспитания детей.

Нравственное воспитание:

Отзывчивость (сострадание, сопереживание)

Правила поведения «Не вредить никому»

Совесть, ответственность (способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных нравственных оценок).

Условия нравственного воспитания:

Положительный пример взрослых

Только при уверенности ребёнка в родительской любви, создании в семье атмосферы искренности, при разумном наказании возможно воспитание нравственного поведения.

Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь.

Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день.

Первые уроки добра и любви дети получают в родном доме, в кругу семьи, во время такой традиции как трапеза. Во многих семьях соблюдают эту традицию, восполняют недостаточность общения членов семьи и это является своего рода символом семейственности. С детства детям доносят, что жена – послушна мужу, она сохраняет в семье мир, тепло и любовь. Отец – глава семьи, послушен Отцу небесному. Отец отвечает за семью перед Богом. А дети растут в послушании родителям. Почтительно и радостно выполняя их волю

В христианской семье учат детей тому, что разумный человек должен опасаться огорчить Бога – Отца Небесного плохим поступком. Это называется страхом Божьим. Христиане учат своих детей, что по примеру милостивого Бога, им следует творить добро, без промедления подавать милостыню, прощать, быть скромным, сочувствовать, любить людей и даже своих врагов, стараться послужить людям, и за всё благодарить Бога.

Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за ним повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном. Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым. Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее. С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Таким образом, детям передаю образ доброты, отзывчивости.

В нашем городе для поддержки таких традиций, при Свято-Троицком Кафедральном соборе, открыта воскресная школа для всех желающих. В этой школе дети изучают Закон Божий, основы христианского вероучения, Библейскую историю. Также в этой школе священнослужители проводят беседы для взрослых, посвященные разъяснению истин православной веры, истории церкви, богослужения. Знания, полученные в этих беседах, родители передают своим детям.

Самое главное – чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.

Подводя итоги, можем смело сказать, что в традиции христианской культуры главное место занимает семья.

Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Она передаёт детям культурные и нравственные ценности через пример взрослых, привитие отзывчивости, доброты, ответственности и правил поведения в обществе.

В семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные традиции, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Если дети отличают хорошее от плохого, способны противостоять искушениям, злу и насилию, уважают старших, любят родителей и близких, то это и есть положительный результат воспитания.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть.

1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч. – метод. пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008.

2. Киркос Р. Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ – Держави, 2005.

3. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. – М., 2008Программа факультативного курса // Лаборатория Русской школы // Курск. КГПУ, 1997

4. Шишова Т. П. Как воспитать в ребёнке послушание? – М., 2010

5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994

6. Интернет источники.

Педагогический проект «Традиции, быт и культура кубанской семьи» Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный с 01.03.2017г. по 31.03.2017г. Участники проекта:.

Консультация «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». ГБОУ Школа 1359 Воспитатель: Шлюпикова Екатерина Николаевна.

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственном воспитании детей Что же представляет собой нравственное воспитание? В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Читать еще:  Приснилась золотая цепочка на шее. К чему согласно толкователю снится золотая цепочка

Выступление на родительском собрании «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Слайд № 1 Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Взаимодействие детского сада, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.

В древней Руси существовали тесная связь и взаимодействие между церковной и домашней жизнью наших предков. Православные люди большое внимание уделяли не только тому, что готовят на обед, но и как готовят. Делали они это с непременной молитвой, в мирном состоянии души и с добрыми помышлениями. И еще особенное внимание уделяли церковному календарю — смотрели, какой нынче день — постный или скоромный.

Особенно строго соблюдали правила в монастырях.

Древние русские монастыри владели обширными вотчинами и угодьями, имели самые благоустроенные хозяйства, дававшие им средства делать обширные продовольственные запасы, что в свою очередь давало им обильные средства для широкого странноприимства, завещанного обитателям их святыми основателями.

Но и дело странноприимства в монастырях было подчинено как общему церковному, так и частным уставам каждой обители, то есть, одна пища предлагалась братии, слугам, странникам и нищим в праздничные и кормовые (поминовенные по вкладчикам и благотворителям) дни, иная в дни будние; одна — в дни скоромные, другая — в дни постные и в посты: Великий, Рождественский, Успенский и Петровки, — все это строго определялось уставами, которые тоже различествовали по месту и средствам.

В наши дни далеко не все установления церковного устава, ориентировавшиеся прежде всего на монастыри и церковнослужителей, можно применить в повседневной жизни. Однако православному человеку необходимо усвоить некоторые правила, о которых упомянуто выше.

Прежде всего, перед тем как приступить к приготовлению еды, надо обязательно помолиться Богу.

Что значит молиться Богу? Молиться Богу — значит прославлять, благодарить и просить Его о прощении своих грехов и о своих нуждах. Молитва есть благоговейное стремление души человеческой к Богу.

Для чего нужно молиться Богу? Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни. Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся? Молимся мы иногда внутренне — умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью мы произносим молитву вслух, а также сопровождаем ее некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс, а для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Когда нужно молиться? Молиться следует во всякое время, непрестанно.

Молитва после обеда и ужина :

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Аминь.

Земные блага — все нужное для земной жизни, например, пища и питие.

О чем мы молимся в этой молитве? В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питием, и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе, которая непременно должна находиться на кухне, вслух или про себя, совершая крестное знамение в начале и в конце молитвы. Если за столом сидят несколько человек, молитву читает старший по возрасту человек вслух.

Что можно сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится или стыдится креститься? Такой человек не желает исповедовать веру свою в Бога; того постыдится Сам Иисус Христос на Страшном Суде Своем (Мк. 8,38)

Как нужно креститься? Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки — большой, указательный и средний — складываем вместе; два последние пальца — безымянный и мизинец — пригибаем к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Быть может, современному человеку покажется странным или вовсе фантастическим утверждение, что от молитвы или настроения может зависеть вкус обеда. Однако в Житиях святых есть очень убедительный рассказ на эту тему.

Однажды к святому преподобному Феодисию Печерскому (преставился в 1074 году) приехал в монастырь князь Киевский Изяслав и остался отобедать. На столе были лишь черный хлеб, вода да овощи, однако эти простые кушанья показались князю слаще заморских яств.

Изяслав спросил Феодосия, отчего монастырская трапеза показалась есть столь вкусной. На что преподобный отвечал:

«Князь, наша братия, когда варят пищу или пекут хлеб, вначале берут у настоятеля благословение, потом кладут три поклона перед алтарем, зажигают свечку от лампады перед иконой Спасителя и этой свечкой разводят огонь в кухне и пекарне. Когда же нужно вливать воду в котел, служитель также испрашивает на это благословение у старца. Таким образом, у нас все делается с благословением. Твои же слуги каждое дело начинают с ропотом и досадой друг на друга. А где есть грех, там не может быть удовольствия. Кроме того, ваши дворовые управляющие часто бьют слуг за малейшую провинность, а слезы обиженных добавляют горечи в кушанья, сколь бы они дороги не были».

Читать еще:  7 октября народные приметы. Имя дня — Степан

Относительно приема пищи Церковь не дает особых рекомендаций, однако перед утренней службой и уж тем более перед причащением есть нельзя. Этот запрет существует для того, чтобы отягощенное пищей тело не отвлекало душу от молитвы и причастия.

В чем состоит Таинство Причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина истинную Кровь Христову для соединения с Господом Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (Ин. 6, 54—56).

Как должно приготовляться к Святому Причащению? Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен прежде говеть, т.е. поститься, больше молиться в церкви и дома, примириться со всеми и потом исповедоваться.

Часто ли должно причащаться? Должно причащаться как можно чаще, по крайней мере, раз в месяц и обязательно во все посты (Великий, Рождественский, Успенский и Петров); иначе несправедливо называться православным христианином.

За какой церковной службой совершается Таинство Причащения? За Божественной литургией, или обедней, почему эта служба и считается важнее других служб церковных, например, вечерни, утрени и других.

В богослужебной практике Русская Православная Церковь пользуется Типиконом. Типикон, или Устав — богослужебная книга, содержащая в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах. В Типиконе также уделяется большое внимание и вкушаемой верующи ми пище.

Как вести себя в Храме Божьем.

Церковь – особое, священное место. Именно поэтому следует знать и строго соблюдать правила поведения в ней. Особенно это касается людей, редко посещающих храмы и не очень часто присутствующих на службах. Прежде чем отправиться в святое место, необходимо изучить и запомнить, как правильно вести себя в церкви. Излишне говорить о том, что на вас должен быть нательный крестик и соответствующие одежды. Мобильный телефон лучше оставить дома, в крайнем случае – отключить на время посещения храма.

Посещая церковь, необходимо соблюдать следующие правила:

Русские традиции Православной культуры

То, что в нашей стране в последние годы повышается интерес к исконным православным традициям Руси, не может не радовать. Ведь давно известно, что нация живет, пока живет ее язык, ее культура, а традиции передаются из поколения в поколение.

К счастью, далеко позади остались времена, когда традиции православной культуры гнобились и уничтожались вместе с ее носителями – духовенством и мирянами, православными монастырями и храмами, литературой и песнопениями, а также прекрасным и величественным православным богослужением. И сегодня православные верующие непрерывно благодарят Бога за то, что больше нет необходимости прятаться, скрывать свою веру, ходить на службы, совершаемые на квартирах тайком, крестить детей на дому и в атмосфере строгой секретности, а православный крест – символ и оружие каждого христианина – прятать от посторонних глаз.

Русские православные традиции в современном обществе постепенно становятся основой, вытесняя пришедшие и чуждые нам ценности других стран. Так, вместо праздновавшегося много лет 8 марта сегодня многие предпочитают отмечать православный День жен-мироносиц, а вместо приевшегося католического и потому непонятного нам дня святого Валентина – память православных покровителей брака, преподобных Петра и Февронии.

Церковное богослужение в русских православных традициях

Самой главной и самой древней православной традицией, безусловно, является активная церковно-богослужебная жизнь. Не было раньше на Руси праздника, во время которого храмы были бы пустыми или даже полупустыми, да и в каждое воскресенье посещение церкви было обязательным, причем добрым обычаем, возрождающимся сегодня, было именно семейное посещение храма. Воскресный день приравнивался к празднику – не принято было работать, заниматься суетными мирскими делами и заботами.

Согласно русской православной традиции, воскресенье старались посвятить делам милосердия, молитве, посещениям болящих, малоимущих, заключенных. Не только хорошим обычаем, а и прямой обязанностью православного христианина является домашняя молитва. Сегодня эта прекрасная православная традиция возвращается в дома современных христиан: повзрослев в абсолютно светских семьях, далеких от духовного воспитания, мы, в свою очередь, стараемся научиться молитве самостоятельно и приучать к ней своих детей.

Замечательной традицией нашей православной культуры является именно совместная семейная молитва, совместное посещение храма, совместное причащение по воскресеньям.

Посты и праздники в православных традициях русской культуры

Среди православных традиций России нельзя не упомянуть посты. Я думаю, что многие со мной согласятся: из всего православного мира именно на Руси издавна религиозный пост соблюдался с особенной строгостью: умея праздновать и веселиться, умел всегда русский народ и приносить Богу покаяние. Питанию на Руси всегда придавали особое значение: в многочисленных уставах и правилах было прописано, когда, сколько, и какие продукты можно есть в тот или иной день, и народ строго придерживался этих правил.

Современных гастрономических традиций православной культуры строго придерживаются только лишь постоянные прихожане храмов и монастырей: лишь здесь помнят, как питаться в первую неделю Великого Поста, как – по средам и пятницам, и какие недели в году называются сплошными.

Но, возможно уже через пять-десять лет православные традиции питания будут возрождены в намного большем объеме, чем сейчас, и пост перестанет быть для нас чем-то непонятными далеким, присущим лишь монахам.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/tradici-i-kultura-hristianskoi-semi-v-nravstvenom-vospitani-detei.html
http://kazanskii-hram.church.ua/2016/05/31/pravoslavnye-obychai-i-tradicii/
http://www.sudba.info/russkie-tradicii-pravoslavnoj-kultury/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: