Как полюбить бога всем сердцем и душой. «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей, всем разумом твоим…

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) более 10 лет подвизался на Святой Горе Афон. Ему было доверено духовничество в Пантелеимоновом монастыре. Послушание свое он нес в одном из скитов Свято-Пантелеимонова монастыря, на Старом Руссике. Отец Илий рассказывает об Афоне и его русском насельнике, достигшем святости, Силуане Афонском.

Старец Силуан – современный подвижник. В нем нет фальши и свойственной нашим временам прелести. Он не был великим аскетом, но путь его не ложен. Он искал главного – единения с Господом, желал по-настоящему служить Ему, быть монахом. Он стяжал молитву, которая действительно соединяет с Богом. Господь услышал Своего служителя и явился ему Сам. «Если бы это видение продолжалось, душа бы моя, природа человеческая растаяла бы от Славы Божией», – говорил он. Господь оставил ему память благодати: когда она отходила, он взывал к Господу, и Владыка снова наполнял его Своей силой. Молитва старца была непрестанна, не прекращалась даже ночью.

Современному христианину надо обязательно прочитать откровения преподобного Силуана Афонского – то, что написал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), и то, как старец сам выразил свой духовный опыт. Пишет он по благодати Божией то, что Господь ему открыл Духом Святым. Человек без высшего образования создал книгу, которая получила такую известность, переведена на десятки языков. Каждый верующий, ищущий Истину, прочитав этот труд, не может не сказать о нем с высокой похвалой и благодарностью старцу Силуану.

Когда я в 1967 г. впервые прочитал книгу архимандрита Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский», я точно оказался в светлом пространстве, в котором достоверно раскрывалось содержание нашей веры. Силовое поле этой книги укрепило меня, и я получил ответы на многие вопросы духовной жизни.

Преподобный Силуан Афонский донес до нас сокровище, которое сквозь века несли святые отцы: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Здесь говорится о смирении. Есть гордость житейская, светская, а есть – духовная, когда человек, получив особую близость к Богу, укрепившись в вере, начинает помышлять о том, что жизнь его «несомненно высока». Это очень опасно для подвижника. Поэтому Господь, может быть, и не дает многим благодати, вдохновения, силы на подвижнические труды, духовных даров – чтобы не возгордились. Так как человек не может вместить и сохранить всего этого по причине гордости. Благодать несовместима с гордостью.

Когда пред старцем Силуаном видимо предстал в человеческий рост дьявол, который, будучи духом, может материализоваться только по попущению Божию, подвижник недоумевал: почему он молится, а бес не исчезает? Господь ему открыл: это за духовную гордыню. Чтобы избавиться от нее, надо считать себя самым маленьким, незначительным, грешным. За грехи свои признавать себя наследником ада. А за то, что имеешь, – благодарить Господа. Все наши дарования земные и духовные – от Бога. Мы ничем не можем гордиться – ни материальными богатствами, ни умственными способностями. Ни наши таланты, ни наши силы, ни наши труды – ничто не является нашим, а только милостью Божией. И все, что старец Силуан получил от Бога, само явление ему Господа – все это дар Божий. Щедр и милостив Господь, Он открывает нам спасительную формулу: «Держи ум свой во аде…» Что касается второй ее части, то, если человек молится, у него просто не может быть полного отчаяния.

Афон по милости Божией – удел Божией Матери на земле. С V в. здесь обитают монахи, в X в. было узаконено самоуправление единственной в мире монашеской республики, появилось запрещение на вход туда женщин. По сей день там действуют 20 монастырей, много скитов и келий. Некоторые из них, такие как Андреевский, Ильинский скиты, могут превосходить по своим размерам даже монастыри. Известно около 30 келий. В них время от времени живут так называемые сиромахи – бедные монахи, которые не имеют постоянного пристанища.

Афон – хранитель православной веры. Нет ничего другого, что имеет смысл в нашей жизни, единственно только – спасение души.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… [и] ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12:30–31).

Осуществлением этого христианского идеала и является Святая Гора Афон на протяжении уже многих столетий. Желающий подвизаться на Афоне может обратиться на Афонское подворье в Москве или, приехав на Афон, изложить свою просьбу игумену того монастыря, в который хотел бы поступить, и по прошению монастырского начальства Священный Кинот может решить вопрос о пребывании на Святой Горе.

Нельзя сказать, что афонское монашество чем-то принципиально отличается от нашего русского. У нас закон один – Евангелие. Святая Гора Афон просто исторически является местом высокого христианского подвига. Также можно спросить: чем отличается намоленная икона от обычной? Или человек духовного опыта от мирского христианина, только приступившего к постижению Евангельского закона? Можно войти в только что освященную церковь, а можно войти в ту, где богослужения совершаются не одно столетие, – здесь, безусловно, ощущаются особые благочиние, благолепие. Но как Господь наш вчера, днесь и во веки Тот же, так же и подвиг христианский дан всем нам на все времена. Как в первые века христианства человек подвизался и спасался, так и сейчас. Наша вера в Святую Троицу, святые истины, догматы не должна умаляться или изменяться.

Мы должны жить по воле Божией. Выражена она в Евангелии. В нем Божественное Откровение явлено в сконцентрированном виде, кратко. Эта благая весть дана всем народам на все времена. Чтобы индивидуально воплотить ее в своей жизни, надо обратиться к опыту нашей Православной Церкви. Святые отцы, просвещенные Духом Святым, изъясняли нам Евангельский закон. Мы должны быть истинно православными людьми. В Крещении мы становимся членами Церкви – православными христианами. Но к глубокому сожалению, даже считая себя чадами Церкви, мы придаем очень мало значения Евангельскому Откровению. В то время как нет ничего более насущного, чем знать, о чем говорит Божественное Слово, и строить свою жизнь по воле Божией. Мы, к глубокой печали, не сознаем, насколько быстротечен путь нашей жизни. Не замечаем, как становимся у порога вечности. Это неизбежно. Бог создал мир и управляет им. Есть физические законы, и есть нравственные. Физические действуют безусловно, как их однажды задал Господь. Но поскольку человек – высшее звено творения Божия и наделен разумом и свободой, нравственный закон обусловлен нашей волей. Бог – как Творец, так и Хозяин нашей жизни. И за исполнение нравственного закона человек поощряется – и внутренней удовлетворенностью, и внешним благополучием, но прежде всего – вечным блаженством. А через наши отступления от исполнения заповедей Божиих мы терпим различные бедствия: болезни, социальные неустройства, войны, землетрясения. Сейчас люди склоняются к крайне безнравственному образу жизни. Народ омрачен: разгул, пьянство, бандитизм, наркомания – эти проявления антиморального состояния стали повсеместными. Нам Господь многое дал, чтобы и самим исправляться, и быть благочестивыми: через образование, воспитание, средства массовой информации. Но СМИ, которые призваны воспитывать молодежь в благочестии, также к глубокому сожалению, все более обращают ее к богопротивной жизни. Есть три вида искушений: от нашей падшей природы, от мира и от бесов. Люди сегодня впадают в расслабление. А должна быть борьба. Святые, как преподобный Силуан Афонский, всю свою жизнь пребывали в борьбе и побеждали страсти, мир, отражали бесовские нападения. У нас в этом есть помощники – Сам Господь, Матерь Божия, Ангелы Хранители, мученики, исповедники, все святые! Господь всем хочет спасения и призывает каждого на брань с грехом, но никого не принуждает.

Читать еще:  Сонник покойный муж уходит из дома насовсем. Покойный муж толкование сонника

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 22:37

Свт. Иоанн Златоуст

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. Толкование на Мф. 22:34

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Итак, первая заповедь (Мф. 22:38) учит всякому виду благочестия. Ибо любить Бога всем сердцем есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое [отношение] к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Сщмч. Петр Дамаскин

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Слово Божие, говорит святой Максим, не есть многословие; но все мы, люди, говорим много, и одного слова Божия не исполнили, то есть Бог сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего, от всея души твоея и прочее. И сколько уже говорили отцы, сколько написали, и еще говорят и пишут, (а мы) и одного этого слова не исполнили. Ибо от всей души, говорит Великий Василий, значит отнюдь не любить чего-либо, вместе с Богом; если же кто свою душу любит, то Бога уже не любит всею душою, но половиною ее. А когда мы и себя самих, и другое бесчисленно (многое) любим, то как можем любить Бога или сказать это?

Творения. Книга первая.

Желающий сказать что-либо о любви дерзает говорить о Боге, по слову Иоанна Богослова, который говорит: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает (1 Ин. 4:8, 16). О чудо! Эта главнейшая из всех добродетелей естественна. Почему и закон, во-первых, сказал о ней: возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея и прочее (См.: Втор. 6:5). Услышав: от всея души, я пришел в изумление, и не нужны были мне остальные слова. Ибо (изречение): от всея души, обнимает и разумную, и раздражительную, и вожделевательную (части), ибо душа состоит из этих трех (сил). И ум (разумная часть) ее всегда размышляет о Божественном; вожделевательная сила одного только Божественного желает непрестанно и отнюдь ничего иного, ибо закон сказал: от всея души, и раздражительность естественно действует против препятствующих такому желанию, и не иначе. И так хорошо сказано, что Бог любы есть (1 Ин. 4:8); и если Он увидит, что эти три силы души к Нему единому стремятся, как Он заповедал, всячески и Он Сам как благий не только возлюбит, но и вселится и походит в таковой душе, как сказал Он (Ср.: 2 Кор. 6:16), наитием Духа. А тело поневоле и нехотя, как бессловесное, покорится разуму; и плоть не будет более похотствовать на дух, как говорит апостол (Ср.: Гал. 5:17).

Творения. Книга вторая.

Прп. Иустин (Попович)

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Почему Господь поставил эту любовь как первую и наибольшую заповедь, охватывающую все заповеди и все законы неба и земли? Потому что Он ответил на вопрос: что есть Бог? Никто людям не мог ответить на вопрос, что есть Бог. А Спаситель Христос через всю Свою жизнь, через каждое Свое деяние, через каждое Свое слово отвечал на этот вопрос: Бог есть любовь. В этом все благовестие. — А что такое человек? На этот вопрос Спаситель ответил: и человек есть любовь. — Неужели? — скажет кто-нибудь, — что ты говоришь? — Да, и человек есть любовь, ибо он создан по образу Божию. Человек — это отблеск, отражение любви Божией. Бог есть любовь. И человек есть любовь. Значит, в этом мире существуют только двое: Бог и человек — и для меня, и для тебя. Нет ничего более важного в этом мире, кроме Бога и меня, кроме Бога и тебя.

Читать еще:  К чему снятся медузы в море. На что обратить внимание

Из проповедей.

См. также Толкование на Мф. 22:34

Блж. Иероним Стридонский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. Толкование на Мф. 22:34

Блж. Феофилакт Болгарский

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

См. толкование на Мф. 22:34

Ориген

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

А теперь, когда Господь, отвечая, говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь, мы научаемся необходимому представлению о заповедях, что есть большая заповедь и что есть меньшие до малейших.

Божией, душой, целиком просвещенной светом ведения и разумом, [целиком просвещенным] словом Божиим. И сподобившийся таких даров от Бога, конечно, разумеет, что весь закон и пророки (Мф. 22:40) суть некоторая часть всей премудрости и знания Божиего, и разумеет, что весь закон и пророки изначально зависят от любви к Господу Богу и ближнему и связаны с нею и что совершенство благочестия заключается в любви.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 37-39 Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе

Зная лукавство их, ответил без всякого упрека на то, о чем спрошен; но присоединил и другую заповедь, порицая ею их за то, что они не только не любят Его, но завидуют и злоумышляют против Него и потому только теперь спрашивают. Если бы они любили, то не искушали бы Его. Вторую назвал подобной первой по величине, так как и она – велика; обе они находятся во взаимной связи и зависимости: кто любит ближнего, тот любит и Бога, соблюдая заповедь Его, а кто не любит ближнего, тот и Бога не любит, не соблюдая заповеди Его. (Вторая не по порядку законодательства, но по значению. Эта заповедь находится в другой части.)

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Ст. 37-38 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь

(Мк. 12:29-30; Лк. 10:26-27). Слова Марка, пропущенные Матфеем и у Луки 10: 27: “слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый,” могут указывать, что Спаситель разъяснил здесь только то, что спрашивавшему Его законнику было хорошо известно из так называемой еврейский “шемы” (см. Переф. т. 1, с. 40-44), состоявшей из трех отделов Втор. 6:4-9; 11:13-21 и Чис. 15:37-41, с различными славословиями, сопровождающими “шема.” В трактате Берахот (Переф. т. 1, ст. 1-39) содержатся различные постановления относительно чтения шема утром и вечером и вообще при различных обстоятельствах.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим

Возлюбить Бога разумом, душою, или сердцем?

Так говорит Святой Дух!

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Матф.22:36-40)

Итак, с чего начинается любовь человека к Богу? С разума, конечно! Потому, что познание Бога начинается с познания Его разумом. Человек читает Писание и начинает верить Богу и Его Писанию через разум, ибо он вначале может понимать только букву Писание, и только разумом. Таким образом, соглашаясь с Писанием о необходимости любить ближнего, человек начинает стараться любить своих ближних по разуму. Но это не является Божьей настоящей любовью, ибо она человеческая!

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. 6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, 7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. (Рим.8:5-8)

Но, по мере приближения человека к Богу и к Его Заповедям, и начиная исполнять их, человек смиряет под Божье Слово и свою душу. И тогда он становится уже не плотским, но душевным человеком. А посему, он пытается любить своих ближних своею душою и изливает на них свою душевную любовь. Но душевная любовь тоже не является настоящая Божьей любовью. Поскольку она, в большинстве случаев, корыстна и любит за что – то.

Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. (Иуд.1:19)

Любовь по разуму, это любовь разума. Душевная любовь, это только любовь души. А сердце человека имеет возможность быть проточным каналом для любви Божьей!

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим.8:9)

И наконец, приходит такое время, когда человек полностью доверяется Богу и полностью распахивает своё сердце перед Ним. И тогда он принимает мощный поток Его любви в своё сердце, чтобы любить своих ближних, не по разуму и не душою, но всем сердцем, которое отныне переполнено Божьей любовью!

Читать еще:  Виды проклятия. Как накладывать проклятие на человека

И когда любовь Божия вливается и заполняет само сердце человека, тогда она заменяет собою любовь души, и любовь разума – на настоящую Божью любовь! Ибо она изливается уже из самого сердца Бога! Потому, что настоящая Божья любовь, исходит из сердца Бога через сердце человека!
Однако и у этой любви есть своя мера: Ибо по мере того, как сердце человека очищается и из него выгребается все то, что от плоти, по той мере оно и заполняется Божьей любовью.

А посему, не обманывайтесь и не обольщайтесь о том, что вы уже обрели любовь к Богу и к ближнему своему! Чтобы вам, прежде времени, не успокоиться и не остановиться на вашей любви по разуму, или на душевной любви. Но чтобы вы продолжали очищаться, искать и достигать любви совершенной – Божьей! Ибо только тогда вы сможете познать Господа, поскольку Он и есть та самая высшая любовь!

3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: `я познал Его’, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. 6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. (1Иоан.2:3-6)

Именно поэтому, о любви к Богу всем сердцем, сказано первым, чтобы вы возлюбили Господа всем сердцем своим, и только потом душою и разумом! Потому, что направление этого истинного Божьего источника является только таковым, а не наоборот!

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. 18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 20 Кто говорит: `я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Иоан.4:17-21)

Ибо эта любовь уже не похожа на ту, что была у вас по разуму, или душевно: Эта любовь уже не сюсюкает в глаза, а за глаза судит, ибо любовь эта нелицемерна и нелицеприятна, поскольку она Божья!

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1Иоан.4:7,8)

Ибо эта любовь имеет в своём основании Божью жертвенность и желание возвещать о спасении всем народам, дабы никто не погиб, но чтобы все имели жизнь вечную! Эта любовь вместе с Господом, сострадает всем, не познавшим Христа и Его спасения, и старается всеми силами возвещать не спасённым народам Божью истину о спасении! Ибо строительство Нового Иерусалима происходит от совместных и согласованных действий, как Самого Господа, так и всего Его народа!

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. (1Иоан.4:10,11)

Таким образом, любить Бога и своего ближнего можно по разному; разумением, душою и сердцем. И согласно тому, из какой своей сущности человек изливает эту любовь, той сущностью он и любит своего ближнего!

Ибо таковы этапы освещения человека пред Богом! Чем ближе человек приближается к Его свету, тем больше он наполняется этим светом и тем более от него и самого исходит этого света! И согласитесь, может ли такой свет исходить от того человека, который является только плотью?

Так Адам, сотворенный из земного праха, до поры, имел только образ Божий, но не имея в себе ещё Его Духа – был мёртв! Ибо Дух животворит, а плоть не пользует нимало!

2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; 3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. 4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (1Иоан.4:2-4)

Итак, позвольте Богу любить через вас этот мир полной Его любовью! А для этого вам самим необходимо приблизиться к Нему, чтобы Он заполнил ваши сердца Своим светом и Своей любовью до избытка! Чтобы вы так возлюбили своих ближних, как Он возлюбил этот мир!

12 Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. 13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. 16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1Иоан.4:12-16)

Ибо, если хоть один камень, заложенный в стену Нового Иерусалима, не будет иметь в себе свойства Божьей любви, то он может развалить весь этот город Любви!

Источники:

http://pravoslavie.ru/94621.html
http://bible.optina.ru/new:mf:22:37
http://www.stihi.ru/2019/12/11/9869

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: