Кафедральный собор Палермо, Италия: описание, история и интересные факты.

Кафедральный собор Палермо, Италия: описание, история и интересные факты.

Палермо, будучи главным городом такого красивого итальянского региона, как Сицилия, не мог остаться незамеченным туристами. Тем более, что сам город интересен своими многочисленными историческими достопримечательностями, жизнерадостной атмосферой, живописными морскими пейзажами и гостеприимными жителями.

Палермо располагается на берегу Тирренского моря, но город — активно использующийся порт, так что местные жители и туристы предпочитают ездить на пляжи в окрестности, где вода чище. Впрочем, если пройтись по улице Витторио Мануэле до городских ворот Счастья, можно полюбоваться очень красивым видом на морскую гладь и просто посидеть на берегу, наслаждаясь легким бризом.

Кроме того, в Палермо много садов и парков, среди самых известных можно отметить Ботанический сад с коллекцией из 12 тысяч видов растений, парк Гарибальди с древними фиговыми деревьями, поражающими своими мощными корнями и Виллу Джулия, украшенную фонтанами и пышными цветочными клумбами.

Туристам советуют обратить внимание на исторический центр Палермо, куда входят четыре квартала: Серакальдио, Кальса, Альбергерия и Ла-Лоджа. Здесь сосредоточено множество памятников архитектуры, которые удивляют смесью пышного барокко, готики, арабских узоров, византийских и греческих традиций строительства. Палермо можно назвать городом контрастов, где арабское смешивается с европейским, а современные виллы соседствуют со средневековыми строениями.

К наиболее известным достопримечательностям Палермо можно отнести такое мрачное место, как Катакомбы Капуцинов, место захоронения более чем 8 тысяч монахов, местных аристократов и представителей различных профессий. Здесь есть отдельные коридоры монахов, женщин, мужчин и детей. Примечательно, что местные жители воспринимают Катакомбы Капуцинов как кладбище, пускай и необычное, и приходят сюда проведать своих родных. А вот для туристов это в первую очередь весьма жуткая достопримечательностей и желающих пощекотать себе нервы, пройдясь по коридорам, заполненным мумиями и забальзамированными телами, всегда предостаточно.

Стоит также пройтись по главным площадям города, увидеть известный фонтан Стыда с обнаженными статуями, Королевский дворец, кафедральный Монреальский собор, Палатинскую капеллу, многочисленные церкви и монастыри, а также крупнейший в Италии театр Массимо.

Город Палермо на карте Италии. Координаты: 38°07′ с.ш. 13°22′ в.д.

Сицилия, Палермо, краткий обзор — ВИДЕО

Начните виртуальное путешествие по историческому центру Палермо у Новых Ворот (Porta Nuova)

Кафедральный собор Палермо

Кафедральный собор, именуемый собором Успения Пресвятой Девы Марии (Cattedrale di Palermo или Cattedrale Metropolitana della Santa Vergine Maria Assunta) — уникальное сооружение средних веков. Он выделяется среди других комплексов красотой, смешением стилей разных времён и религий. Снаружи и изнутри собор представляет настоящее произведение искусства, над которым трудились арабские, испанские, немецкие зодчие, скульпторы и художники.

История

Богатая история обеспечила кафедральному храму разнообразие и смешение стилей. Многоликое сооружение отразило всю сложную историю Сицилии. Владычество над островом переходило от одного государства к другому, здесь правили римляне, норманны, арабы, испанцы. Наконец в 19 веке Сицилия была включена в состав Итальянского королевства.

Лучшие времена самостоятельного Сицилийского королевства пришлись на 13-14 века. Здесь, в Палермо, был построен и использовался для торжественных государственных событий великолепный собор, своим убранством напоминающий дворец. В нём торжественно короновались на правление и величественно хоронились в усыпальницах короли и королевы, а позже, через несколько столетий – императоры.

Здание собора представляет восхитительное архитектурное сооружение, объединившее в себе готику, арабский стиль и классицизм, хранящее в себе королевские драгоценности, средневековые произведения искусства. Это главный туристический объект города, место обращения к богу для верующих и преклонения перед историей для туристов.

Описание

Кафедральный собор в Палермо изначально возводился в готическом стиле. Здание было перестроено из мусульманской мечети. До мусульман здесь был византийский храм (с 7-го по 9-й век), и ещё раньше, в 4-м веке — христианская церковь. Сохранилась память о первой византийской церкви — одна из колонн южной стороны. На ней вырезаны слова из священной книги мусульман — Корана. Старинная колонна представляет редкое объединение истории разных веков: исламские слова на византийском столбе.

В готическом стиле сооружён главный западный вход (1352 г.) с небольшими колокольнями 13-14 веков. На колокольнях — арабская лепнина. Элементы готики содержит южный портик (1430 г.). Соответствуют готике деревянные хоры и епископский трон с мозаикой 12 века. Восточная сторона здания имеет характерные черты арабо-нормандского стиля вокруг ложных арок. Здесь — зубцы, инкрустации из лаврового камня, орнамент. Восточный фасад навевает мысли о Восточной Азии.

Читать еще:  Что значит имя варя. Варвара: что значит это имя, и как оно влияет на характер и судьбу человека

Северный портик представляет смешение стилей средневековой архитектуры и классики. Он был пристроен в 1536 году, над его проектом работали сицилийские архитекторы семейной династии Гаджини. Черты классики у северного входа появились позже, в 18 веке, в виде небольших куполов и новых стен.

Классический купол над мощами Розалины является сооружением конца 18 века. Его строительством руководил архитектор-флорентиец Фердинандо Фуга. Это последнее капитальное перестраивание комплекса, окончившееся в начале 19 века и подарившее зданию современный вид.

Начиная с Рожера второго, отвоевавшего город у арабов в 11 веке, в Палермо происходила коронация всех правителей Сицилии. Наибольшее количество коронаций приходится на 12-13 век, когда собор имел статус центрального кафедрального храма. Соборная церковь стала не только местом приобретения власти, но и последним вместилищем королевских особ.

Саркофаги королей

Рожер второй и другие короли были с честью погребены в этом же храме. Во времена испанского владения, величественное сооружение утратило кафедральное значение. Коронации возобновились только через несколько столетий в 18 веке, когда Сицилийское королевство вновь приобрело независимость.

Кафедральный собор в Палермо является уникальным саркофагом сицилийских правителей. Они покоятся в порфировых и мраморных гробницах, украшенных драгоценной инкрустацией, жемчугом, золотом, резьбой, мозаикой. Гробницы – настоящие произведения искусства, охраняемые законом за их уникальную художественную ценность и дороговизну.

Опоры для саркофага первого сицилийского короля Рожера выполнены в виде коленопреклонённых юношей. Саркофаг Фридриха второго покоится на львах. А саркофаг Констанции Арагонской украшен скульптурным панно. Каждая гробница выполнена из редкого дорогого материала, с великолепными художественными украшениями.

Кафедральный собор знаменит не только коронациями и саркофагами. В конце 18 века церковная власть давала возможность выполнять здесь астрономические наблюдения. Храм совмещал в себе функции научной обсерватории и вместилища церковной власти. В 17 веке внутри строения был устроен гелиометр с зодиаками, он сохранился до наших дней. В двенадцать по полудню луч солнца падает на рисунок того созвездия, в котором находится светило.

Капеллы и колокольня

Боковая капелла справа, называемая капеллой Реликвий, хранит мощи христианских мучеников. В обычное время проход в капеллу закрыт. Мощи выносят только в дни христианских праздников. Отдельная капелла хранит мощи Св. Розалии. По преданию, под именем Розалии в 12 веке жила женщина знатного происхождения, оставившая мирскую жизнь и уединившаяся в пещерах для молитвы. В средние века мощи чистой Розалии спасли горожан от чумы. Поэтому современный Палермо считает святую своей покровительницей. Гробницы правителей находятся в двух отдельных храмовых помещениях — капеллах. Они расположены по правую сторону от западного портика.

Колокольня времён нормандского строительства выглядит как крепость. В 12 веке здесь был осаждён королевский канцлер Стефан дю Перш. В 19 веке верх центральной колокольни перестроили под готику. Колокольная башня соединилась с собором вверху стрельчатыми арками. В 20 веке колокольню увенчали статуей Мадонны.

Купол над мощами Св. Розалии – одно из последних сооружений, датируемых концом 18 века. Вместе с куполом были построены 14 боковых капелл (дополнительных помещений). Драгоценные саркофаги, расставленные до реконструкции по всему собору, собрали в двух отдельных капеллах.

Статуи

С 1575 года Соборную площадь в Палермо окружает балюстрадное ограждение из мрамора и статуи работы скульптора Гаджини. Через сто лет после возведения балюстрады посреди площади установили фонтан, а ещё через сто лет фонтан украсили статуей Розалии работы скульптора Винченцо Витталиано (1744 г.).

Статуи знаменитых художников украшают кафедральный собор снаружи и изнутри. Самая известная из скульптурных достопримечательностей – статуя Богородицы с младенцем (Madonna Libera Inferni) — 1469 года. Статуя является произведением средневекового мастера резьбы Франческо Лаурана (1469 г.) и расположена в северном нефе.

Величие Кафедрального собора, его архитектуры, золотых инкрустаций и лепных украшений поражает посетителей, лишает их дара речи, восхищает неповторимой красотой. Пожалуй, это самое красивое место в Палермо.

Время работы

Двери храма открыты для верующих и туристов ежедневно. В будни – с 8:30 до 18:00, в выходные — 11:00 до 18:00. Вход туристам воспрещается во время мессы, которая начинается в 7:30 и в 18:00 по будням, по праздникам — в 8:45, 9:45, 11:00 и 18:00.

Читать еще:  Проповедь на благовещение пресвятой богородицы патриарха кирилла. Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник благовещения пресвятой богородицы после литургии в благовещенском соборе московского кремляо подлинной свободе

Посещение собора совершенно бесплатно. А визит в сокровищницу, королевскую гробницу и крипты — стоит денег. Цена входа варьируется от 0,5 евро до 3 евро, в зависимости от возрастной категории посетителя. Телефону для справок: +39 091 334373. Официальный сайт собора в Палермо: www.cattedrale.palermo.it/

Дресс-код

Для посещения религиозного комплекса необходимо соблюсти дресс-код: плечи и колени должны быть закрыты даже в самую невообразимую жару. Внутри храма летом стоит прохлада. Толстые стены собора спасают от июльской жары. Внутри здания можно долго созерцать храмовые украшения и внимать размеренному укладу религиозной жизни.

Как добраться

Найти Кафедральный собор не сложно, он расположен в центре Палермо. Попасть к собору можно пешком от железнодорожного вокзала, затратив всего 20 минут. Сначала надо будет пройти по Via Maqueda, а затем по Via Vittorio. Также можно взять такси или воспользоваться экзотическим конным экипажем.

собор Палермо — часть 1

«Хотя здание необыкновенно напоминает своего создателя — импозантное, но неряшливое, помпезное, высокопарное, однако пустое и по сути лицемерное, — в действительности Уолтер ( Уолтер Милль, архиепископ Палермо — основатель собора ) не ответствен за его нынешний вид; собор столько раз перестраивали и реставрировали, что в его внешних очертаниях можно уловить лишь несколько случайно сохранившихся деталей первоначального замысла — восточная часть, с богато украшенной апсидой — бледное подобие Монреале — и длинный ряд окон на южной стене над боковыми приделами. Даже здесь ничто не привлекает особенно взгляд, работа XIV века кое-где напоминает поделку XIX столетия. Но верхом надругательства — буквально и фигурально — стало то, что в XVIII веке флорентийский архитектор Фернандо Фуга нахлобучил на собор нелепый и абсолютно неподходящий купол, разобрал боковые стены, чтобы сделать четырнадцать часовен, убрал деревянный потолок, заменив его низким сводом, и побелил собор изнутри — мозаики в апсиде были уничтожены двумя веками раньше, придав всему зданию до неприличия барочный вид. Ныне самое мудрое, что можно сделать, — это не ходить в Палермский собор вовсе — разве что вам захочется посмотреть на королевские могилы

Вам все еще хочется читать и смотреть дальше?

Так вот что я вам скажу: не стОит судить о чем-либо, руководствуясь только чужим, хоть и очень авторитетным мнением. Чем больше я собор осматриваю, тем больше интересного я в нем нахожу. Хотя и разделяю скепсис Норвича относительно последней, самой большой и самой неудачной, перестройки собора. Но давайте уж по порядку: сначала история строительства в именах, датах и стилях, а потом попытаемся все эти даты, имена и стили найти на месте.

Нынешний собор Палермо восходит к 1179-1186 годам, когда амбициозный архиепископ Уолтер Милль (в литературе встречаются латинизированная и итализированная формы этого имени, но факт остается фактом: прелат был англичанином) построил новое здание на месте прежнего кафедрального собора. О том, каким был прежний собор, успевший на своем веку побывать и византийским храмом, и мечетью, и снова собором, но уже латинским, практически ничего неизвестно. Возможно, нынешний собор унаследовал от своего предшественника крипту. Конечно, обидно, что Милль лишил нас возможности видеть прежнее здание, в котором последний греческий архиепископ Никодим служил для норманнских освободителей литургию в исторический день 6 января 1072 года, и в котором короновались Рожер II и оба Вильгельма — Злой и Добрый, но, увы, историю назад не повернешь. Построенное Уолтером Миллем здание условно называется базиликой Гуальтеро (Гуальтеро = Уолтер) и представляло собой типичную трехнефную базилику. Как уже заметил выше скептически настроенный Норвич, апсиды и южная стена (последняя частично) все же сохранились, и по ним можно судить о прежнем облике собора. Мы с вами увидим до боли знакомые черты — ложные арки, многоцветные лавовые узоры — все, чем обычно едут любоваться в Монреале. Сходство соборов Монреале и Палермо (в его XII вековом облике) не случайно: они строились одновременно, и амбициозный архиепископ желал, чтобы «его» собор был не хуже «королевского».

Что происходило после падения Норманнского королевства, примерно понятно, только хронологию установить трудно. По четырем углам собора были пристроены изящные башенки, очень похоже на кампанилу Мартораны. И тут разные источники дают разброс от конца XII до середины XIV века. Считается, что башенки являются сознательным подражанием Марторане, но, поскольку и дата строительства тамошней кампанилы тоже точно неизвестна, нам остается либо утопиться в отчаянии, либо ждать, когда ученые придут к консенсусу. Первая из ризниц, ныне закрывающих юго-восточный угол собора и смахивающих на крепостную стену, относится к 1260 году.

Читать еще:  14 сентября 1965 знак зодиака. Здоровье и болезни

На следующем этапе собор стал обрастать портиками и украшаться порталами. Первым стал западный портал в 1352 году, и там можно (теоретически, для этого нужно закрыть движение по улице и снести парочку зданий) полюбоваться готическими формами. Обычно этот вход наглухо закрыт, хотя вашему покорному довелось однажды входить через него в процессии со Святыми Дарами.

В 1426-1430 году Антонио Гамбара пристроил южный портик — образец каталанской готики (с 1282 года Сицилией правили короли из Арагонского дома, а с 1409 года — напрямую арагонские короли, так что причина появления здесь каталонцев лежиn на поверхности). Собственно этим портиком обычно и любуются туристы, но, хоть и тысячу раз сфотографированный, он таит массу интересных деталек, о которых будет в свое время рассказано.

В 1536 году у собора появился северный портик работы Винченцо и Фабио Гаджини, членов знаменитой семьи мастеров сицилийского Ренессанса. Постараюсь показать и этот портик, хотя последующими перестройками он был изрядно испорчен.

Все ранее перечисленные пристройки, если и меняли облик собора, то только к лучшему. Но вот пришел век XVIIIый, Сицилия после трехвекового перерыва обрела собственного монарха, и было решено подновить обветшавшее здание, заодно догнав и перегнав Европу. В Палермо был приглашен большой флорентийский архитектор Фернандо Фуга, и под его руководством в 1781-1801 годах собор был перестроен настолько, что теперь им, собору и архитектору, приходится уж два века как терпеть гневные слова возмущенных потомков. Фуга сделал все возможное, чтобы превратить столичный собор в современное здание: над зданием вырос классический купол (тот самый «верх надругательства» Норвича), а вдоль северного и южного нефов были пристроены 14 капелл, накрытых маленькими куполами (по-русски это не сказать одним словом, а по-итальянски запросто: cupolletti). Рассматриваемые отдельно от цельного сооружения, эти купол и куполочки вполне удовлетворительны, но в контексте всего здания они, нее только на мой взгляд, наглы, безвкусны и беспардонны. Фуга умудрился еще и интерьер собора испортить, но об этом расскажу потом, после того, как мы детально фасад осмотрим.

А вот примером удачного вмешательства может служить колокольня собора, достроенная в верхней части только в начале XIX века (а статуя на ней — вообще 1954 года). При строительстве было решено ориентироваться на существующие угловые башенки, так что не всякий не-знаток на глаз сможет определить, что колокольне — всего-то два столетия от роду.

Собственно большая часть туристов видит собор только с южной стороны — с Piazza Duomo (фактически давно не площадь, а сквер). С этой точки удобно иллюстрировать всю ранее рассказанную историю собора:

1) справа — арабо-норманнская часть XII века, приправленная башенками, то ли XII, то ли XIII, то ли XIV века, и ризницей века XIIIго. Понятно, что часы появились позже. Про купол уже и повторяться не буду.

2) Центральная часть — это арабо-норманнская стена, большей частью закрытая капеллами и куполочками Фуги. Над ней высится купол того же Фуги. Ну а портал прямо по центру — это та самая, уже похваленная мной, каталанская готика.

3) Слева же за угловой башенкой высится колокольня XIX века.

Мы еще поглядим эту южную сторону повнимательнее, а пока что обойдем собор справа и остановимся на маленькой пдощади Семи ангелов (Sette Angeli). Сюда почему-то туристов не водят, а ведь именно отсюда можно полюбоваться арабо-норманнскими апсидами, видевшими Уолтера Милля. Очень приятно здесь посидеть вечерком, когда солнце село за громаду собора, но не за горизонт, и ничто не мешает любоваться арками и узорами. Последний раз я сидел здесь накануне отъезда, и некая группка молодежи, человек 7-8, вполне светского вида, стояла неподалеку и читала Розарий. Это неоднократное однообразное «Madre di Dio, prega per noi» до сих пор звучит у меня в ушах, когда я расматриваю нижеследующие фотографии:


Полезно сравнить апсиду собора Палермо с апсидой построенного в ту же самую эпоху (царствование Вильгельма II Доброго) собора Монреале: http://sibeaster.livejournal.com/64173.html.

Ну а как я раздобыл фотографии южной стены собора, расскажу в следующем очерке. Пока же просто любуемся:

Ну а в следующий раз мы с вами уподобимся птицам и увидим. О, это будет сюрприз.

Источники:

http://vmireinteresnogo.com/tvoreniya-lyudej/gorod-palermo-italiya.html
http://italy4.me/sicilia/palermo/cattedrale-di-palermo.html
http://sibeaster.livejournal.com/95779.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×