Известные высказывания канта. Взгляд на любовь в немецкой классической философии

ВЕЛИКИЕ НЕМЕЦКИЕ ФИЛОСОФЫ

ИММАНУИЛ КАНТ. АФОРИЗМЫ

Иммануил Кант – родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Имя Канта давно стало символом самого понятия философия, оно знакомо каждому и ассоциируется с мудростью и познанием.

Этот человек вел спокойную размеренную жизнь. Личность и жизнь его представляют цельный образ, пример железной воли, контроля рассудка над страстями и низменными интересами.

Иммануил Кант известен в философии тем, что разделил историю философии на два периода: ту, которая была до него, и ту, что сформировалась в результате осмысления кантовских идей. Биография Иммануила Канта →

Великий немецкий философ Иммануил Кант прославился своими изречениями и афоризмами, где он предстает тонким наблюдателем человеческой натуры, ироничным комментатором слабостей и достоинств людей и глубоким проникновением в сущность явлений повседневной жизни.

Парадокс всемирной популярности и известности Канта связан с тем, каким образом этот человек, основной опыт жизни которого в основном ограничивался университетской аудиторией, сидением за столом и чтением книг, умудрился дать нам выдающиеся образцы житейской мудрости. “Не принимайте благодеяний, без которых вы можете обойтись . “ – сказано человеком, который глубоко проник в нашу жизнь.

ЦИТАТЫ, АФОРИЗМЫ, КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИММАНУИЛА КАНТА

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.

Дайте мне материю, и я покажу Вам, как из неё должен образоваться мир.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.

Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.

Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть.

Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Имей мужество пользоваться собственным умом.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Читать еще:  Молебен о зачатии ребенка образец. Молитва матронушке о зачатии ребенка

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни.

Любовь к жизни — это значит любовь к правде.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Мудрый может менять мнение, глупец – никогда.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя – как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Нравственность заложена в характере.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему.

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие – дело рассудка, оживляемого чувством.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Только посредством образования может человек стать человеком.

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Удел женщины – владычествовать, удел мужчины- царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

Характер – это способность действовать согласно принципам.

Хитрость – образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье – о беде, в довольстве – о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде – о счастье, в нищете – о достатке.

Взгляд на любовь в немецкой классической философии

Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII – первой трети XIX веков – Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель – выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.

Читать еще:  Католический собор непорочного зачатия девы марии. Мой личный фотоблог

Иммануил Кант утверждал, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого (другую) больше, чем тот (та) его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Канту важно, чтобы между людьми всегда оставалась дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для Канта вещь недопустимая.

Иоганн Готлиб Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и рассуждает о любви как об объединении “Я” и “Не Я” – двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. философ создает установку единства физиологического, морального и юридического в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине – абсолютная пассивность – в постели, в быту, в юридических правах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание – вот что уготовил ей Фихте.

Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь “принципом наивысшей значимости”, в противовес Фихте признает равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергает Шеллинг и миф о существовании “третьего пола”, который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь “половинкой”. В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло. По мере эволюции Шеллинга его представления о любви становятся все более мистическими

Георг Вильгельм Фридрих Гегель решительно отвергает всякий мистицизм в любви. В его понимании, Субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда Объект любви достоин Субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь, становится проявлением жизни: с одной стороны, любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.

Гегелевское понимание любви нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменяется. Зрелые работы философа представляют наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.

Людвиг Фейербах ярко показал величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей. И поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.

Читать еще:  День рождения лунный календарь. Лунный гороскоп рождения

Новое время принесло новые тенденции в развитие философии в целом. В наследии мыслителей XVII -XIX вв. важнее всего его общечеловеческое, гуманистическое содержание. Любовь как жажду целостности (хотя и не только в этом аспекте) утверждают в своем творчестве большинство философов Нового времени, не повторяя в своих аргументах ни древних, ни друг друга, они находят в ней все новые и новые черты, исследуют оттенки человеческой страсти, одни, углубляясь в частности, другие – обобщая.

15 афоризмов Иммануила Канта

В XVIII веке идеи Иммануила Канта (1724 — 1804) стали связующим звеном меду эпохами Просвещения и Романтизма. Родоначальник классической немецкой философии, он опроверг догматические методы познания и считал, что за основу исследования нужно взять метод критического философствования.

В 1781 году Кант создал одно из главных и самых известных своих произведений — «Критику чистого разума», где исследовал познавательные возможности разума. До сих пор оно считается одним из главных фундаментальных трудов по философии. За ним последовало продолжение — «Критика практического разума» (1788) и трактат «Критика способности суждения» (1790), посвященный эстетике и телеологии.

Со временем многие цитаты из сложных книг Иммануила Канта зажили своей жизнью и превратились в афоризмы. Сегодня мало кто знает, что у этих фраз есть автор.

Мы решили восстановить справедливость и собрали 15 известных афоризмов знаменитого философа:

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого.

Если наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Имей мужество пользоваться собственным умом.

Мораль — есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.

Нравственность заложена в характере.

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

Источники:

http://www.lgroutes.com/Famous/Philosopher/Kant_aphorism.html
http://studwood.ru/2046911/psihologiya/vzglyad_lyubov_nemetskoy_klassicheskoy_filosofii
http://eksmo.ru/interview/15-aforizmov-immanuila-kanta–ID5654356/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: