Изображение на иконах святого павла и петра. Апостол Павел: биография

Икона «Петр и Павел»

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Икона апостола Петра: особенности иконографии, о чём молятся святому

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Апостол Петр относится к числу самых первых учеников Христа, выделяясь даже среди первых двенадцати последователей Спасителя своей горячей верой и рвением в служении Ему. И после того, как ученики Христа ступили на свой апостольский путь, роль Петра в распространении христианства оставалась одной из важнейших. Неудивительно поэтому, что в православной иконографии образ святого апостола Петра занимает такое значительное место.

Читать еще:  Как узнать какая судьба мне предначертана. Гадание по дате рождения: узнай, как сложится твоя судьба

Апостол Петр, монастырь св. Екатерины, Синай
XIII в.
Деталь иконы «Деисус».

Содержание страницы

Краткое жизнеописание

Апостола Петра до его призвания звали Симоном, он жил простой жизнью рыбака, был человеком семейным. Христос дал рыбаку Симону имя Петр, что означает «камень» и предрек, что этот камень станет основой всей христианской церкви. Петр был в числе тех учеников, которых Спаситель удостоил видеть Свое Преображение, и тех, кто должен был молиться вместе с Ним в Гефсиманском саду.

Полезные материалы

Петр первым бросился на защиту своего Учителя, когда его пришли схватить посланные от Синедриона. И Петр же трижды отрекся от Христа в ночь Его ареста. Произошло это именно так, как и предрекал Христос, сказавший, что петух не пропоет, как Петр трижды от Него отречется. Свое отступничество Петр искупил горьким и искренним раскаянием.

Предание гласит, что на протяжении всей жизни, стоило ему услышать крик петуха на заре, он принимался проливать слезы. Спаситель простил Своего ученика, и Петр вошел в число тех людей, которым Христос явился первым после Своего Воскрешения.

Апостол Петр
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XIV в.
Смирнова 1976: Конец XIV — XV в.
Новгородская икона 1983: XV в., Обонежье
Лазарев 2000/1: Конец XIV в.
41 × 30 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Инв. 2898

После того, как Господь вознесся на небеса, Петр начал проповедь. Несмотря на то, что он был человеком неученым, слова его были так убедительны, а личность так сильна, что простая речь неискушенного в риторике рыбака имела огромное воздействие на людей. Обходя страны Палестины, Малой Азии, побывав в Греции, в Египте, Петр обратил в христианство тысячи новых адептов.

По его молитве исцелялись люди, происходили другие чудеса. Однажды случилось так, что его, заточенного в темницу, освободил от оков и вывел мимо спящей стражи ангел, посланный Спасителем. Петр – автор двух апостольских Посланий, обращенных к христианам Малой Азии. Они написаны с целью утвердить братьев в вере и предостеречь их от «лжеучителей» — представителей многочисленных гностических сект и учений, которых было много в то время.

Свою кончину Петр встретил в столице Империи. Он проповедовал здесь слово Христово, но когда начались преследования христиан, Петр, по совету своих учеников, решил спастись бегством. Покидая город, он увидел, что по дороге навстречу ему идет его Учитель.

Иконография

Одна из самых ранних канонических икон апостола Петра находится в Синайском монастыре святой Екатерины, и относится к IV веку. Эта икона выполнена в технике энкаустики, т.е., написана горячими восковыми красками.

На иконе можно видеть седого мужчину с короткой бородкой, с очень внимательным, вдумчивым взглядом и общим выражением лица. Апостол держит свитки, как знак своего служения по распространению веры Христовой и крест, как символ того, что был верен слову Господа до конца своей жизни и до конца пронес исповедание своей веры. Очень похожее изображение апостола Петра можно видеть в базилике Сан-Витале в Равенне.

Апостол Петр
VI в.
Frühe Ikonen 1972: VII в.
Очерки истории искусства 1987: VI в.
Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв.
Bayet 2009: VI в.
К истокам 2009: VI в.
Энкаустическая икона
92.8 × 53.1 см

В раннехристианские времена появились и неизменные атрибуты в виде свитка и ключей, как знак того, что Петр – привратник Рая. Таким Петр предстает уже на самых первых древнерусских иконах. К их числу можно отнести новогородскую XI века икону Петра и Павла, предположительно привезенную князем Владимиром из Корсуни.

Апостолы Петр и Павел
Школа или худ. центр: Новгород
Середина XI в.
Живопись домонгольской Руси 1974: Середина XI в.
Лазарев 2000/1: Середина XI в.
Вилинбахова 2006: Середина XI в.
Иконы Великого Новгорода 2008: Ок. 1050–1052 гг.
Трифонова 2013: Середина — вторая половина XI в.
236 × 147 см
Новгородский гос. историко-архитектурный и
худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия
Инв. 11776

Читать еще:  К чему снится резать голову. Отрезанная голова толкование сонника

Еще одна икона домонгольского времени, изображающая апостолов Петра и Павла, относится к XII веку. Она принадлежит, видимо, кисти местного, а не греческого мастера. Апостол на ней так же узнаваем, благодаря характерной внешности, несмотря на то, что не имеет в руках никаких атрибутов.

Впоследствии этот иконографический тип получил отражение в иконах Андрея Рублева и других представителей его школы, а так же в более поздних иконах, написанных уже в XVII-XIII столетиях.
К числу распространенных сюжетов относятся те, которые носят название «Петр и петух» или «Петр со слезами». На них зепечатлен тот самый миг, когда трижды отрекшись от Христа, Петр слышит пение петуха и заливается слезами раскаяния.

Изображения апостолов Петра и Павла

Чаще всего Петра изображают вместе с апостолом Павлом.
Несмотря на то, что это были очень разные по характеру, по происхождению люди – простой рыбак и представитель иудейской элиты, человек простой и неискушенный в науках, и получивший великолепное образование потомственный фарисей, верный последователь Христа и, первоначально, один из самых ярых гонителей христиан и т.п. – апостолов объединяет главное: горячая вера и любовь к Христу и стремление несли слово Божье всем народам.

К числу ранних совместных изображений апостолов можно отнести мозаику из гробницы Галлы Плацидии в Равенне. Впоследствии совместный тип изображений утвердился повсеместно. Апостолов пишут стоящими во весь рост и держащими атрибуты: Петра с ключами, Павла с книгой. Частый сюжет – братское целование двух апостолов, как символ единения во Христе.

Мавзолей галлы Плацидии мозаика.

Апостол Петр относится к числу наиболее узнаваемых и почитаемых персонажей иконописи, поскольку несет в себе яркий пример того, что любой грех, даже такой тяжелый, как отступничество, может быть прощен, если есть искренне раскаяние, о котором будет свидетельствовать вся последующая жизнь. Так, как это было с самим Петром.

Тропарь, кондак, величание

Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия, и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ ПЕРВОВЕРХОВНЫМ АПОСТОЛАМ ПЕТРУ И ПАВЛУ

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших,и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.

Читать еще:  Весна зимой. Сонник Весна

Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу.
Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как на иконах изображают апостолов

Основное в апостольской иконографии.

Лик апостолов. Мозаика Софии Киевской. XI век

К иконе всегда отношение особое, поскольку это священное изображение. Все знают, что оно символично. Но порой желание увидеть символику во всем, что изображено на иконе, заставляет людей домысливать о значении того или иного предмета. Мы попытаемся рассказать об этих предметах и если уж и не расставить все точки над «і», то хотя бы объяснить основы.

Поскольку есть некие общие атрибуты для разных групп святых, то и мы с целью упростить изложение несколько обобщим информацию. В этот раз расскажем об иконографии апостолов.

Они изображаются по-разному, с индивидуальными характерными особенностями. Например, Петр обычно носит короткие седые волосы и короткую бороду, Павел – черноволос, лысоват, с длинной заостренной бородой, Андрей – с седыми несколько взъерошенными волосами и бородой и т. д. Можно отметить, что такие портретные особенности в образах конкретных апостолов часто можно наблюдать и в самых ранних их изображениях, что, по всей видимости, свидетельствует об их историчности.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. мавзолей Галлы Плацидии

Одежда апостолов – усредненный традиционный наряд жителей эллинистического востока: хитон (нижняя длинная сорочка) и гиматий – род плаща, который драпировался поверх хитона. Так в античную эпоху часто рисовали философов. В групповых изображениях апостолов их одежды хотя и отличаются оттенками, тем не менее довольно типичны и однообразны. Таким образом подчеркивается равенство учеников Христа.

Страшный суд. Фрагмент. Апостолы. XV век. Фреска прп. Андрея Рублева. Успенский собор во Владимире

В руках апостолов мы обычно видим книжные кодексы или свитки – точно такие же, как и на иконах Спасителя. Порой доводилось слышать, что в такой манере изображают исключительно евангелистов или авторов Посланий апостольских. Это не всегда так. С книгой или свитком традиционно могли писать всех апостолов, ведь все они несли Евангелие – проповедь о Мессии-Спасителе. Вообще, книга или свиток на иконе – это чаще всего символ Слова Божия, которое несут людям пророки, апостолы или их наследники – святители. Хотя, конечно, любой предмет нужно воспринимать в его контексте.

Апостол Петр. Икона. Энкаустика. VI в. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Изредка отдельные апостолы могут иметь дополнительные атрибуты. Так, первоверховный апостол Петр часто изображается с двумя ключами. Основанием этому стали слова Христа, обращенные к апостолу Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Таким образом, два ключа символизируют духовную власть Церкви – «отпереть» или «запереть» врата Царства Небесного для каждого человека. Иногда этот символ в народном сознании упрощается и вульгаризируется, превращаясь в некие ключи от рая и ада, которыми якобы обладает именно апостол Петр. Не удивительно, что ключи в качестве непременного атрибута апостола Петра более характерны именно для западного христианства, где именно святой Петр стал считаться «князем апостолов», обладающим исключительным правом «вязать и решить», что активно использовали Папы Римские, объявившие себя преемниками апостола Петра и его власти. Ключи святого Петра воспринимаются в католицизме как символ самого папства, наравне с тиарой, и вошли в герб Римских Пап как выражение их претензий на господство над Церковью.

Апостол Петр с ключами. Икона. Фрагмент. XVI век. Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе

Впрочем, слова Спасителя о ключах Царствия Небесного, согласно православной экзегетике, относятся не только к апостолу Петру. «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного», – говорит, например, свт. Амвросий Медиоланский.

В раннехристианскую эпоху апостолов также часто изображали с длинным крестом в руках или венком – символами их победы над диаволом.

Апостолы Павел и Петр. Мозаика. V в. Италия. Равенна. Баптистерий православных

В поствизантийскую эпоху под влиянием западной традиции при создании образа апостолов стали чаще использовать буквальные символы их мученичества: например, апостол Павел с мечом, которым ему отсекли голову, а апостол Андрей Первозванный с характерным косым крестом в виде буквы Х, на котором, согласно преданию, его распяли.

Источники:

http://omolitvah.ru/ikony/ikona-petr-pavel/
http://pravoslavie.wiki/ikona-apostola-petra-osobennosti-ikonografii-o-chjom-moljatsja-svjatomu.html
http://pravlife.org/ru/content/kak-na-ikonah-izobrazhayut-apostolov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: