История возникновения монастырей. Словарь

Древние книги Ипатьевского монастыря

12 лет назад, 31 декабря 2004 г., согласно поручения В.В. Путина весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители был передан Костромской епархии.

Первое достоверное летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 г. в связи с враждой сыновей Всеволода Юрьевича Большое Гнездо – Константина и Юрия. Но основание города на Волге произошло значительно раньше и связывается с именем Юрия Долгорукого, который построил здесь в 1152 г. крепость как сторожевой пост на северо-восточных границах Галицко-Суздальского княжества.

За свою многовековую историю город повидал всякое и пережил вместе со страной многие невзгоды, был свидетелем и участником событий общегосударственного масштаба. Именно в Костроме, в Ипатьевском монастыре, вскоре после Смуты, в марте 1613 г., состоялось избрание на царство Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. С тех пор Ипатьевский монастырь стал называться «колыбелью дома Романовых».

Точная дата основания Ипатьевского монастыря не установлена. Предположительно он возник в конце XIII в. во время правления князя Василия Ярославича, в период возвышения Костромы как центра удельного княжества. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в 1435 г. в связи с подписанием договора о мире между Василием Косым и Василием II Темным. Тогда закончилась многолетняя междоусобная борьба за великокняжеский стол. И последняя точка в ней была поставлена именно в Ипатьевском монастыре.

История возникновения монастыря запечатлена в красивой легенде, суть которой такова. Выходец из Золотой Орды знатный татарский мурза по имени Чет решил добровольно перейти на службу к великому князю Московскому Ивану Даниловичу Калите. Было это в 1330 г. Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал остановку для отдыха и лечения в устье реки Костромы при впадении ее в Волгу. Во сне вельможе явилась Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским. Богородица обещала мурзе Чету исцеление, если он примет христианство и построит обитель в честь святителя Ипатия.

По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария. После этого он испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя святителя Ипатия на месте своего чудесного исцеления. Просьба была исполнена и вскоре на берегах Костромы был основан Ипатьевский монастырь. Его настоящий расцвет начался со времен возвышения семейства Годуновых, которое считало себя потомками легендарного мурзы. Благодаря постоянной поддержке и крупным денежным, земельным и вещевым вкладам монастырь стал известен в XVI в. как «пребогатая и преименитая обитель». Монастырь быстро богател, дубовые стены ограды были заменены каменными, возводились храмы, жилые и хозяйственные постройки. Существующий ныне ансамбль обители сложился к началу XVII в. Поражают крепостные стены протяженностью 500 м, высота их достигала 5 м, а толщина 3 м.

Особого разговора заслуживает Троицкий собор – главный храм монастыря. Он вызывал восхищение современников своим небывалым по красоте иконостасом, драгоценным окладом икон и стенными росписями. Известны имена авторов этих росписей. Среди них – прославленный художник Гурий Никитин Кинешемцев. Он совместно со своим помощником Силой Савиным возглавлял целую артель талантливых иконописцев. Раскрывая особенности письма Гурия Никитина, искусствовед В.Г. Брюсова замечает: «Ясность композиционных решений, гибкость и певучесть рисунка, богатство цветовых сочетаний создают тонкое живописное очарование фресок. Перед вами, несомненно, одно из замечательных и художественно совершенных произведений монументальной живописи XVII века. Стенопись отмечена духом благородства и понимания высокого назначения искусства».

Еще одна достопримечательность Троицкого собора – двери, пожертвованные Дмитрием Ивановичем Годуновым (дядя царя Бориса). Железные двустворчатые врата, изготовленные в Москве, обиты медными листами с изображением на них библейских пророчеств и евангельских сюжетов.

Бесценные сокровища хранились в ризнице Троицкого храма – напрестольные серебряные кресты, изделия с резьбой по кости и камню, расшитые золотом шелка, чеканка и филигрань, иконы и рукописи.

О книжных богатствах монастыря, его библиотеке, о наиболее примечательных рукописях и пойдет далее речь. Понятно, что первые книги появилась сразу же после возникновения монастыря в его храмах – это, конечно, богослужебная литература, без которой невозможна церковная деятельность. Однако старинных описей не сохранилось. А по описи середины XVI в. в библиотеке Ипатьевского монастыря насчитывалось 338 книг. Кроме богослужебных и богословских, здесь хранились книги по астрономии, истории, медицине, географии, толкователи иностранных слов и переводная литература. Среди них «Псалтырь рифмотворная» – псалмы царя Давида в переводе Симеона Полоцкого, рыцарский роман «Повесть о Бове-Королевиче».

Читать еще:  О кампании против проф. Осипова: Смычка филокатоликов с псевдоревнителями

В монастыре действовала мастерская письма: имелись переписчики, миниатюристы, переплетчики, редакторы. Значит, монастырская книгохранительная палата пополняла свои фонды за счет переписки. Так, в XVII в. в стенах монастыря было создано немало рукописных книг – Евангелия, минеи с житиями святых, чудеса иконы Федоровской Богоматери, синодики, два из них снабжены великолепными заставками.

Среди созданных в монастыре книг есть и поистине удивительные. Создатели книг Ипатьевского монастыря были авторами подлинных шедевров. Одно из Евангелий (очевидно в драгоценном переплете) весил 1 пуд 32 фунта, т.е. почти 30 кг!

Второй путь пополнения фондов – это книжные вклады разных лиц, как знатных, так и небогатых, зависимых. Среди них – слуга князя Ф.И. Мстиславского Е.И. Кондауров. Вначале XVII века он дал вкладом в монастырь «Осмогласник Ивана Дамаскина». Иоанн Дамаскин – византийский богослов, философ и поэт 675–753 – человек в России известный. В частности, его «Грамматику» использовал Иван Федоров при создании своего «Букваря» 1578 г.

Роскошные вклады в монастырскую библиотеку были сделаны боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым. Он заказывал в московских мастерских письма Псалтыри и Евангелия, а затем дарил книги в особо чтимые им монастыри и храмы. И конечно же, в Ипатьевский монастырь. Каждая такая книга имела, как правило, пространную вкладную запись. На одной записи читаем: «В лето 1594 в Богохранимом и преименитом царствующем граде Москве в третьем Риме благочестием цветущем … была начата эта книга» и что боярин Дмитрий Иванович Годунов «премудрым смыслом и разумом сию святую книгу Псалтирь повеле написати и назнаменовати и украсить златом и серебром и соверши и украсив чудно сию Псалтирь» положил ее в соборную церковь «Ипатского» монастыря.

А вот запись, рассказывающая о том, как по поручению Д.И. Годунова был сделан более нарядным серебряный оклад напрестольного Евангелия: «Дмитрий Иванович то Евангелие имел к себе в Москве строити; нынеча на том Евангелие верхняя цка серебряна чеканная золочена, на ней распятие Христово, с сторону Пречистая Богородица, а з другу сторону Иван Богослов; по углам 4 Евангелисты на цках на серебряных золочены чеканные». Оклад украшен четырьмя яхонтами и жемчужной обнизью. На нижней доске, склеенной «золотным» атласом, затканным разноцветными шелками, позолоченные литые жуки. Застежки серебряные, позолоченные, украшенные резьбой. Обрезы книги прикрывали три «застилки» из красного атласа на подкладке из желтой камки, расшитые жемчугом, «а кругом жемчугов веревочки золотные». В Евангелие было вложено семь «прокладец» с кистями из шелковых и «золотных» ниток. С таким обновленным окладом вернулась эта рукопись в ризницу Троицкого собора монастыря.

Остановлюсь еще на одном щедром книжном даре Д.И. Годунова. Это Евангелие 1605 г., вложенное им в монастырь «за себя и за жену свою Матрену». Это поистине роскошная книга! В ней насчитывается более 100 заставок и миниатюр. Перед каждым евангельским повествованием – фронтиспис, на страницах текста – орнаментальные заставки и вычурные буквицы. Миниатюры располагаются на полях текста и заключены в строгие рамки. Переплет Евангелия, обложенный бархатом и серебром, с гравированным распятием и изображением евангелистов, имеет дарственную надпись на задней крышке.

Такие шедевры книжного искусства Д.И. Годунов заказывал в Москве. Но и местные мастера порой выполняли его заказы. Так, в расходной книге 1800 г. записано, что месячные минеи писал Андрюша Новгородец.
В 1597 г. соловецкий игумен Иаков был переведен архимандритом в Ипатьевский монастырь. Он имел на Соловках личную библиотеку, интенсивно пополнял монастырское книгохранилище и оказал благотворное влияние на развитие книжного дела в Ипатьевской обители.

На протяжении столетий братия монастыря берегла Ипатьевскую летопись, названную так по месту обнаружения. Это – древний общерусский летописный свод сложного состава. Летопись обнаружил в ризнице Троицкого собора монастыря в 1814 г. историк Николай Михайлович Карамзин.

С тех пор летопись находится в поле внимания исследователей самых разных специальностей: историков, литературоведов, лингвистов, текстологов, палеографов, художников, книговедов. Установлено, что рукопись создали в Пскове в начале XV в., а вот как она попала в Кострому и когда это случилось, остается загадкой. На обороте первого листа запись: «Книга Ипатцкого монастыря, летописец о княжении». Рукопись облачена в старинный кожаный переплет с жуковинами. Выявлено четыре почерка, из чего следует, что оригинал перед копированием был разделен на несколько частей и передан четырем переписчикам.
Свод состоит из трех основных частей. Первая – 3-я редакция «Повести временных лет», выполненная по заказу сына Владимира Мономаха – Мстислава; вторая – Киевская летопись, созданная игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве Моисеем; третья – Галицко-Волынская летопись, написанная талантливым книжником Тимофеем.

Читать еще:  Поздравит ли мужчина дева с днем рождения. Поздравления с днем рождения по знаку зодиака - девам

Из этого свода специалисты особо выделяют Галицкую летопись. Она построена не по хронологическому принципу, а представляет собой связное повествование, в центре которого – князь Даниил Галицкий. Стиль повествования отличается яркостью и поэтичностью, он приближается к стилю героического былинного эпоса.

В составе Ипатьевской летописи дошла до нас пространная редакция «Повести об убиении Андрея Боголюбского». Это весьма значительное произведение с яркими зарисовками подлинных обстоятельств трагической гибели великого князя от рук заговорщиков.

Сохранилась в Ипатьевской летописи и повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Рассказ отличается обстоятельностью и чертами несомненной литературной обработки. В летописи приводится эпизод, отмеченный особым психологизмом, редком в летописании XII века. Это повествование о колебаниях плененного Игоря: принять или отвергнуть предложение о побеге из половецкой неволи. Предполагают, что пространную летописную воинскую повесть использовал автор «Слова о полку Игореве».

Другая уникальная книга, которая также хранилась в библиотеке монастыря, – «Псалтирь», переложенная на стихи поэтом и просветителем Симеоном Полоцким. По этой книге тогда на Руси учились грамоте. Сошлюсь на авторитет великого М.В. Ломоносова, который называл «Псалтирь» Полоцкого, наряду с «Грамматикой» Милетия Смотрицкого и «Арифметикой» Леонтия Магницкого, «вратами своей учености».

Было время, когда обитель нуждалась в мастерах со стороны, своих не хватало. Затем она поставляла их в другие города – в Ярославль, Переяславль-Залесский, Нижний Новгород, в Москву. Лучшие мастера-живописцы Ипатьевского монастыря в середине XVII в. были вызваны в Москву в Посольский приказ для того, чтобы они приняли участие в создании («строении») книги «Избрание на царство Михаила Федоровича». Всей работой по созданию этого важного исторического произведения, основанного на документах, руководил глава Посольского приказа боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Текст книги составлял подьячий Посольского приказа Петр Васильевич Долгов, участвовавший в создании книг исторического, светского содержания – «Титулярника» и «Книги о сивиллах».

Книга «Избрание на царство Михаила Федоровича» написана на александрийской бумаге высшего качества красивым полууставом, «переплетена по обрезу в золоте, облачена бархатом червчатым, застежки и наугольники серебряные золочены, прорезные».

В книге 25 великолепных миниатюр. В них передан весь ход исторических событий. На одной из миниатюр изображен момент прибытия посольства из Москвы в Кострому к Ипатьевскому монастырю, где жил Михаил Федорович, с известием об избрании его на царство. В левом углу вдали – село Новоселки, в котором остановилось посольство, прежде чем отправиться в Кострому… Верхнюю половину миниатюры занимает общий вид Ипатьевского монастыря. Здесь очень точно изображены здания Троицкого собора и стоящая рядом двухъярусная звонница. В нижней части – московское посольство и народ, упрашивающие Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу, дать согласие на принятие избрания. Столь же хороши и другие иллюстрации, как по содержанию, так и по исполнению. Художники-миниатюристы работали над книгой «Избрание на царство Михаила Федоровича» под руководством костромича Сергея Рожкова.

23 ноября 1989 г. состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 г. была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В новый 2005 год Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы.

МОНАСТЫРЬ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое “МОНАСТЫРЬ” в других словарях:

МОНАСТЫРЬ — (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАСТЫРЬ — муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | моск. церковный двор, погост … Толковый словарь Даля

Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

монастырь — Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит. См … Словарь синонимов

МОНАСТЫРЬ — МОНАСТЫРЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion). 1. Земельно церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти… … Толковый словарь Ушакова

Читать еще:  Сочетание знаков зодиака по принадлежности их к разным стихиям. Сочетание знаков зодиака в отношениях

монастырь — МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь, скит МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Монастырь — (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

Монастырь — (Битолія). См. Славяно греко турецкая война 1912 13 гг.1 [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — (от греч. monasterion келья отшельника) в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав). В русском государстве до секуляризации М. были крупными… … Юридическая энциклопедия

МОНАСТЫРЬ — Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого л. ТСУЖ, 142. Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141. Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О… … Большой словарь русских поговорок

Монастырь

(греч. monasthrion — уединенное жилище, от monas — одинокий и threw — оберегать) — общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).

Древнейшие монастыри — буддийские — появились во 2 пол. 1 тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Пещерные монастыри в Индии (в Аджанте, II в. до н.э.- VII в. н.э.) и Китае (Цяньфодун близ Дуньхуана, 353-366 гг.) включали вырезанные в скале молитвенные залы (чайтья) со ступами, кельи, монашеские общежития (вихара), трапезные, библиотеки. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV — XVII вв.) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами. Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

Суровый крепостной характер носили первые христианские монастыри, появившиеся в IV — VI вв. в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они были окружены мощными стенами и включали храмы (трехнефные базилики), помещения для жилья, трапезы, чтения. В VI — IX вв. сформировался архитектурный тип западноевропейского католического монастырского комплекса (сохранился план монастыря Санкт-Галлен в Швейцарии, ок. 820 г.), имевшего регулярную планировку, где доминировала церковь, к которой примыкал дворик-клуатр с галереями, окруженный другими монастырскими помещениями и постройками (Сент-Олбанс в Англии, 1077-88 гг., Клюни в Бургундии, 1088-12 в.). Композиция монастырей варьировалась различными монашескими орденами. С экспансией немецкого ордена связаны монастыри-замки, где клуатр и залы включены в единый объем (Верхний замок в Мальборке, Польша, кон. XIII — XIV вв.). В эпоху готики типы монастырских сооружений повлияли на светское зодчество (приюты, госпитали, рынки). Православные монастыри Византии, балканских стран, Руси, Армении имели более свободную и разнообразную планировку, складывавшуюся иногда в течение веков (монастырь Хора в Константинополе, V — XV вв., монастырские комплексы на Афоне, X — XI вв., в Метеоре XIV — XVIII вв. в Греции). Комплекс окружали стены с башнями; вдоль стен располагались кельи, в центре — собор, трапезная, колокольня, колодец. В Каппадокии, на Балканах, в Закавказье известны пещерные монастыри, (Давид Гареджа, Герард). Живописные архитектурные ансамбли представляют собой русские монастыри. При их основании и расширении учитывалось расположение (при слиянии рек, у озера, на острове), природное окружение, характер рельефа, что органично связывало комплекс с ландшафтом. Оборонные функции монастырей определили мощь крепостных стен с башнями (Троице-Сергиева лавра, Кирилло-Белозерский монастырь и др.). Построенные вокруг городов или в их черте русские монастыри образовывали оборонительную линию и являлись узлами городской планировки (Донской монастырь, Новодевичий монастырь). Архитектурные формы русских монастырей до сер. XVI в. были строгими, лаконичными, а в кон. XVII в. обогатились красочным узорочьем.

В период Возрождения и барокко монастыри потеряли крепостное значение. Вместо них появились парадные ансамбли монастырей-дворцов, построенных компактно, по единому плану (Эскориал, Смольный монастырь в Спб). В -20 вв. новые монастыри строятся редко и не играют значительной роли в застройке города.

комплекс сооружений, включая храм или аббатство, где живут монахи или монахини.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Источники:

http://pravoslavie.ru/99872.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/109590
http://gufo.me/dict/architecture/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: