История государства израиль. Предпосылки образования Израиля – еврейского государства
Предпосылки образования государства Израиль
Еврейское государство, первоначально единое, а впоследствии распавшееся на Иудею и Израиль, существовало там с 1250 г. до н.э. Евреи были изгнаны римлянами из Палестины во II в. до н.э.; арабы, исторически соседствовавшие с евреями, остались, таким образом, крупнейшим этносом на территории Палестины. После распада Римской империи Палестина последовательно была частью Византии, государства крестоносцев (XI-XII вв.), Арабского халифата (с VII в.), Османской империи (XVI в.). В 1920 г. по решению конференции в Сан-Ремо эта территория перешла под мандатное управление Великобритании.
Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер.
В конце XIX – начале XX вв. с притязаниями на Палестину (тогда она входила в состав Османской империи) выступил так называемый сионизм – движение, участниками которого стали евреи, проживавшие в странах Европы. Возникновение сионизма во многом связывалось с тем, что тогда практически по всей Европе имели место многочисленные акты антисемитизма и в этих условиях представители еврейской общины в странах Европы были вынуждены объединиться перед лицом общей угрозы. Сторонники этого движения – сионисты, одним из лидеров которых являлся журналист из Австрии Теодор Герцль (Рис. 1), автор вышедшей в 1896 г. книги «Еврейское государство», – считали, что разбросанные по всему миру евреи представляют собой «единый еврейский народ», который должен быть собран на родине, где проживали его предки, т.е. в Палестине.
Герцль был убеждён, что еврейский вопрос невозможно решить путём просвещения и интеграции в европейские общества, где проживало еврейское население. На фоне растущих из года в год антисемитских настроений в ряде стран Европы такое решение проблемы заведомо вело в тупик. Единственным выходом из этой ситуации представлялось предоставление еврейскому народу возможности обрести национальный очаг в Палестине с созданием здесь в дальнейшем еврейского государства.
Начало политическому сионизму положила вышедшая в 1896 году книга австрийского журналиста Теодора Герцля «Еврейское государство». Мистическая идея получила конкретное выражение и сугубо националистическую окраску.
Кроме того, сионисты объявили о том, что Палестина – это «духовный и национальный центр» для евреев всего мира – «Земля Израилева» и именно здесь должно быть воссоздано независимое Еврейское государство. Только таким путем, по мнению сионистов, мог быть решен так называемый еврейский вопрос, актуальность которого в Европе тогда являлась достаточно очевидной. В 1897 г. в Базеле (Швейцария) состоялся I Сионистский конгресс, на котором была учреждена Сионистская организация (с 1960 г. – Всемирная сионистская организация, ВСО), объединившая в своих рядах сионистов, а также поставившая своей целью переселение всех евреев в Палестину и создание на ее территории независимого Еврейского государства. Возглавил Сионистскую организацию, став ее президентом, духовный лидер сионистов – Т. Герцль. После этого под руководством Сионистской организации сионисты, которых в финансовом плане поддержали крупнейшие тогда в мире предприниматели из числа евреев – Ротшильды и др., при участии которых в 1901 г. был создан Еврейский национальный фонд, организовали массовый переезд евреев в Палестину для их постоянного там проживания. Тогда же в Палестине происходила скупка земель для прибывавших евреев, а вскоре стали появляться и первые еврейские поселения, в том числе и сельскохозяйственные коммуны (киббуцы). Примечательно, что еще в 1882 г. началась первая по счету так называемая «алия» – «возвращение евреев на Землю обетованную», т.е. иммиграция евреев в Палестину, где тогда проживали только 25 тыс. евреев. Прежде всего, в Палестину прибывали евреи из царской России, где в 1881 г. имели место многочисленные антиеврейские погромы. В дальнейшем, когда в царской России произошла вторая волна антиеврейских погромов, иммиграция евреев в Палестину усилилась, и в результате второй «алии» (1904-1914 гг.), в 1914 г. в Палестине проживали уже 85 тыс. евреев.
Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Палестина превратилась в арену борьбы между войсками Германии и Турции, с одной стороны, и Великобритании – с другой, и вскоре оказалась оккупирована последней. Причем тогда иммиграция евреев в Палестину почти прекратилась. Однако Палестина оказалась тогда в центре внимания Великобритании и ее руководства, которое предприняло попытки решить еврейский вопрос.
2 ноября 1917 г. была опубликована так называемая декларация Бальфура. В ней официально были зафиксированы притязания евреев на создание в Палестине независимого Еврейского государства. Великобритания высказалась за то, чтобы в Палестине появился «национальный очаг для еврейского народа».
Однако на конференции, состоявшейся в Сан-Ремо (19-26 апреля 1920 г.), Верховный совет Антанты передал мандат на Палестину Великобритании, который и был утвержден Лигой наций 24 июня 1922 г. В текст мандата на Палестину была включена и декларация Бальфура. После этого, а также, когда Великобритания установила свое господство в Палестине и захватила здесь все ключевые позиции, она фактически способствовала широкой еврейской иммиграции в Палестину. Именно после Первой мировой войны еврейская иммиграция в Палестину возобновилась – ее масштабы стали довольно значительными. Так, третья (1919-1923 гг.) и четвертая (1924-1929 гг.) «алия» способствовали массовому притоку евреев в Палестину, главным образом из стран Восточной Европы, где в первые послевоенные годы усилились антисемитские настроения. В 1930-е годы, в связи с тем, что после прихода к власти в Германии нацистов в 1933 г. в этой стране случился настоящий разгул антисемитизма, еврейская иммиграция в Палестину проходила с еще большей, чем прежде, силой. Это была уже пятая по счету «алия» (1933-1939 гг.). Численность евреев, проживавших в Палестине, постоянно росла и в результате достигла в 1939 г. 467 тыс. человек. Тогда же созданные ранее в Палестине сионистские организации получили от властей Великобритании различные концессии. Многочисленные колонизационные тресты, также созданные сионистами, на основании указа «О передаче земли» от 1920 г. скупали лучшие земли у арабских феодалов, а затем силой сгоняли с этих земель арабских феллахов-арендаторов. Возникла (в 1920 г.) в Палестине в целях защиты прибывших туда евреев и военизированная организация «Хагана», состоявшая из евреев.
Вся полнота власти в Палестине была тогда сосредоточена в руках английского верховного комиссара, при котором создавалось так называемое «палестинское правительство», составленное из чиновников колониальной администрации, прибывших из Великобритании. В 1929 г. власти Великобритании разрешили создание в Палестине «Еврейского агентства», наделенного правительственными функциями в вопросах иммиграции и колонизации, а также промышленности и торговли. Арабское население фактически не участвовало в управлении Палестиной. В 1920-1939 гг. колониальная политика Великобритании в основном строилась на сотрудничестве с сионистами, которые, в свою очередь, активно использовались Великобританией против растущего тогда арабского национально-освободительного движения. В этих условиях в Палестине в 1920, 1929, 1933 и 1936-1939 гг. произошли волнения среди арабов. Последние выступали, прежде всего, против растущей еврейской иммиграции в Палестину, а также против захвата их земель. Нередко волнения перерастали в столкновения между арабами и евреями. Тогда лозунгами восставших стало следующее: отмена мандата Великобритании на Палестину, а также предоставление Палестине национальной независимости, но главное – прекращение еврейской иммиграции в Палестину, в результате которой сионисты захватывали все новые и новые земли. Очаги этого восстания были в течение недели разгромлены войсками Великобритании, после чего на помощь восставшим палестинцам-арабам направились тысячи добровольцев из Египта, Транс Иордании (современная Иордания), Сирии и Ливана.
В апреле 1936 г. арабское население Палестины, которое тогда возглавлялось Высшим арабским комитетом, начало всеобщее восстание – так называемое «Большое восстание», и вскоре почти вся Палестина была охвачена партизанской войной. Только к осени 1939 г. его удалось подавить, используя для этого значительные контингенты войск Великобритании.
Противоречия между арабами и евреями в Палестине осложнялись, и Великобритания, как государство-мандатарий, фактически оказалась в центре этих событий. Восстания 1920, 1929, 1933 и 1936-1939 гг. вынудили правительство Великобритании обратить свое внимание на происходящее в Палестине. Так, 7 июня 1922 г. была опубликована так называемая «Белая книга», в которой, в частности, отмечалось, что смысл декларации Бальфура заключается не в превращении всей Палестины в Еврейское государство, а лишь в создании там «национального очага для еврейского народа». Причем Великобритания гарантировала продолжение еврейской иммиграции в Палестину, но оговаривались ее размеры в соответствии с возможностями самой Палестины. В «Белой книге» содержалось также обещание не привлекать органы сионистов к управлению Палестиной, а также организовать там, в будущем парламент, представляющий все национальности и религиозные группы, которые существуют в Палестине. В 1930-е годы Великобритания предприняла еще целый ряд попыток урегулировать все более и более усиливавшиеся противоречия между арабами и евреями в Палестине. Однако все они закончились провалом.
17 мая 1939 г. появилась знаменитая новая «Белая книга», в которой Великобритания изложила принципы так называемой «новой политики в Палестине». Предусматривалось, что через 10 лет в Палестине будет образовано независимое единое государство, в котором совместно будут проживать арабы и евреи. Фактически зафиксированные в новой «Белой книге» планы Великобритании относительно будущего Палестины имели целью сбалансировать отношения с арабами и евреями и таким образом укрепить власть Великобритании на Ближнем Востоке. Однако, как оказалось, критически к новой «Белой книге» отнеслись и арабы, и евреи, проживавшие в Палестине.
В соответствии с новой «Белой книгой» предполагалось также снизить уровень иммиграции евреев в Палестину в предстоящие пять лет до 15 тыс. человек в год (т.е. всего 75 тыс. человек) и, что особенно важно было для проживавших в Палестине арабов, ограничить скупку земель сионистами. Однако в ответ на это началась так называемая «алия Бет» – иммиграция евреев в Палестину, которая осуществлялась на незаконной основе. Организованная «Еврейским агентством» в нарушение тех положений, которые содержались в новой «Белой книге», она способствовала тому, что в течение 1939-1942 и 1945-1947 гг. в Палестину прибыло более 100 тыс. евреев, в то время как Великобритания установила морскую блокаду Палестины со стороны Средиземного моря.
Во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. сионисты, которые тогда получили помощь со стороны США, вновь предъявили свои претензии на Палестину. На состоявшейся 6-11 мая 1942 г. в Нью-Йорке в гостинице «Балтимор» конференции (отсюда – «Балтиморская конференция») международных сионистских организаций была принята программа, получившая название «Балтиморской». В соответствии с ней предусматривалось проведение неограниченной по своим масштабам еврейской иммиграции в Палестину, а также образование здесь «самостоятельного еврейского сообщества». Тогда же США стали оказывать всяческое давление на Великобританию с тем, чтобы она изменила свою точку зрения относительно еврейской иммиграции в Палестину.
К 15 мая 1948 г. в Палестине проживало уже 649 тыс. евреев. В последующие три года, после 15 мая 1948 г. (1948-1950 гг.) в Палестину прибыло, соответственно, 120000, 240000 и 170000 человек из числа евреев. Причем не только из стран Европы, на которые после Второй мировой войны приходился главный, основной поток евреев, но и из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока.
Наконец, еще один, но, однако, весьма незначительный по своим масштабам поток евреев в Палестину пришелся тогда на СССР. Тем временем в 1946-1947 гг. в Палестине на фоне усиливавшегося недовольства со стороны арабского и еврейского населения политикой государства-мандатария, т.е. Великобритании, а также вследствие крайней степени неприятия со стороны арабов в отношении прибывающих евреев, стали происходить столкновения между арабами и евреями. Сначала не очень частые, вскоре они приобрели массовый характер. Причем ситуация усугублялась еще и тем обстоятельством, что в Палестине тогда широко распространился террор со стороны сионистов, направленный прежде всего против властей Великобритании. В частности, начиная с 1945 г. радикально настроенные представители сионизма перешли к открытым актам насилия, для чего использовали специально созданные в Палестине еще в 1930-е годы экстремистские по своему характеру группы, такие как «Иргун Цвай Леуми» и «Штерн».
Великобритания, однако, не могла остановить все более и более растущее напряжение в Палестине. Положение Великобритании в Палестине существенно пошатнулось. Арабы и евреи все чаще и чаще заявляли о своем намерении как можно скорее ликвидировать мандат Великобритании на Палестину и создать на ее территории свои собственные государства. В свою очередь, конфликт между арабами и евреями разрастался. В этих условиях правительство Великобритании, будучи не в силах управлять Палестиной, решило передать вопрос о будущем статусе Палестины на рассмотрение представителям международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций (ООН). 2 апреля 1947 г. последовало соответствующее обращение Великобритании в ООН о созыве Генеральной Ассамблеи ООН для рассмотрения палестинского вопроса, актуальность которого тогда ни у кого не вызывала сомнений.
История государства израиль. Предпосылки образования Израиля – еврейского государства
История Израиля насыщена датами и именами, и берёт своё начало с того, что еврейский народ поселился в Израиле в ХIII веке до н.э. А спустя 200 лет образовалось 1 Израильское царство, которое распалось в 928 г. до н.э. на Израильское и Иудейское.
В 722 г. до н.э. Израильское царство завоевали ассирийцы, в 586 г. до н.э. Иудейское царство захватил вавилонский правитель Навуходоносор.
Через 47 лет Израиль вошел в состав государства Ахеменидов. В 332 г. до н.э. страну захватил Александр Македонский. В III в. до н.э. Израиль стал частью эллинистического государства Селевкидов. Спустя век начались Маккавейские войны – население вело борьбу с насильственной эллинизацией.
В 63 г. до н.э. римские легионеры завоевали территорию Израиля. И уже в 6 году от Рождества Христова страна превратилась в римскую провинцию – Палестину.
Через 60 лет началась восьмилетняя Иудейская война. Народ восстал против римлян, однако потерпел поражение. Рим продолжал господствовать в стране.
В 395 г. Израиль вошел в состав Византии. Впоследствии началось завоевание страны рабами. В 1099 г. итогом 1 крестового похода стало образование Иерусалимского королевства крестоносцев, которое было разгромлено египтянами. Израиль стал частью Египта. В 1516 г. страна вошла в Османскую империю.
1918 г. ознаменован вступлением в страну английских войск. Англия, согласно мандату Лиги наций, управляет территорией Израиля до мая 1948 г.,
14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства на территории, выделенной согласно плану ООН. Уже на следующий день Лига арабских государств объявила Израилю войну и сразу пять арабских государств (Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Трансиордания) напали на новую страну, начав тем самым Первую арабо-израильскую войну (получившую в Израиле название «Война за независимость»).
После года боевых действий, в июле 1949 года было принято соглашение о прекращении огня с Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией, согласно которому под контролем еврейского государства оказались также Западная Галилея и коридор от приморской равнины до Иерусалима; Иерусалим был разделён по линии прекращения огня между Израилем и Трансиорданией.
С 1952 года началось военное сотрудничество Израиля с США. Через четыре года развязалась Синайская война, которая была направлена против Египта. Цепь войн продолжила арабо-израильская война, начатая в 1967 году. Израиль оккупировал часть Сирии, Египта, Иордании, восточной части Иерусалима.
6 октября 1973 года, в Йом Киппур (Судный день) — наиболее священный день в еврейском календаре, когда все верующие евреи находятся в синагогах — Египет и Сирия одновременно атаковали Израиль. Для правительства Израиля эта война стала полной неожиданностью. Война Судного дня закончилась 26 октября. Несмотря на значительные потери, нападение египетской и сирийской армий было успешно отражено ЦАХАЛем, после чего войска вернулись на прежние позици
Спустя шесть лет в Кемп-Девиде (США) Израиль и Египет подписывают соглашение о мире. Египет получил права на Синайский полуостров и на другие спорные территории.
В 1993 году состоялось подписание мирного соглашения государства Израиль с Организацией Освобождения Палестины по вопросу создания Палестинской автономии. Однако окончательное решение этой проблемы еще очень далеко до завершения.
Краткая история Израиля
При раскопках Месопотамии были найдены артефакты и рукописи, датируемые 2000-1500 г. до н.э. Они являются свидетельством того, что история государства Израиль, описанная в Ветхом Завете, начинается в 17в. до н.э. с описания жизни Авраама-отца, Ицхака-сына, и Яакова – внука, с которых собственно и началась история евреев.
Библейский период
По легенде, патриарх с семьей был призван в Ханаан. Б-г обещает Аврааму произвести от него великий народ и благословить, и возвеличить его имя. Но очень скоро эти края постигает голод. Яаков вынужден ради выживания своего рода переселиться в Египет. В пустынные земли мигрировали все двенадцать сыновей Яакова вместе с семьями, где в дальнейшем все их потомки были обращены в рабство. И только когда в истории Израиля появился Моисей, который вывел с египетских земель свой народ, был положен конец четырехсотлетнему игу. В период сорокалетнего скитания по Синайской пустыне, когда народу еврейскому была дарована Тора и появилось целое поколение свободных людей, зародилась религия иудаизм.
Прибыв в Землю Израильскую и преумножив территорию ее в течении следующих 200 лет, израильтяне ушли от кочевого образа жизни. Вступая периодически в междоусобные войны, общины изматывали друг друга, что было выгодно филистимлянам, которые жили на средиземноморском побережье страны. Противостояние филистимлянам отдельными племенами считалось занятием рискованным, в результате этого назрел один из важнейших этапов в зарождении государства Израиль – объединение племен.
Объединенное царство
Первым царем объединенного царства стал Шауль (приблизительно 1020г. до н.э.), царь Давид же расширил страну территориально, прославил и сделал самым сильным государством региона (примерно 1004-965 гг. до н.э.). В период своего правления Давид решил проблему с филистимлянами, расширил границы от берегов Евфрата до Египта и Красного моря, объединил все 12 израилевых колен.
Статуя Царя Давида в Иерусалиме
Сын Давида, Соломон (Шломо, примерно. 965-930 гг. до н.э.) делал все, чтобы за годы его правления богатство, завоеванное его отцом, только приумножалось. Основные направления политики Соломона – развитие экономики, укрепления городов и строительство. При нем был построен Первый Иерусалимский Храм.
Но увы, после смерти Соломона, в результате восстания, страна была разделена на два царства. Южное – это Иудея, столица Иерусалим, северное – это Израиль, столица Самария, которое существовало около двухсот лет, пока Ассирия в 722 г. до н.э., набрав военную мощь, не захватила его. Иудея же пала под натиском Вавилона в 586г. до н.э., просуществовав 350 лет в независимости. Результатом завоевания обоих царств было разрушение Первого Иерусалимского Храма и изгнание израильского народа. Иудейский же народ был уведен царем Навуходоносором в плен, который в последствии назвали Вавилонское пленение.
Таким образом был положен конец еврейской государственности. Также именно в этот период возникает еврейская диаспора, т.е. иудаизм развивается как система религии и образ жизни вынесенный за пределы Израильской Земли. Благодаря этому на сегодняшний день разбросанные по всему миру евреи смогли сохранить свою уникальность.
Возвращение, восстановление Храма, очередные завоеватели.
По указу персидского царя Кира, в 538 г. до н.э. захватившего Вавилон, около 50 тысяч евреев с Зерувавелем во главе смогли вернуться на Израильскую землю, что в последствии назвали Первым Возвращением. Второе случилось вскоре, во главе с Эзрой-книжником. В конечном итоге после этого переселения обосновавшимся на исторической родине евреям предоставили частичное самоуправление, сначала под персидским, а затем под греческим (ок. 332-142 гг. до н.э.) владычеством.
В этот период был восстановлен Иерусалимский Храм. Но после вступления на Израильскую землю войск Александра Македонского (ок. 332 г. до н.э.), страна была подчинена Сирии, а евреям оставили только религиозную независимость, что никак не совпадало с ожиданиями народа. Правившие в Сирии Селевкиды признали автономию Иудеи в результате восстаний, возглавляемых Хасмонеями. И только после их падения появилась возможность возродить независимое еврейское государство. Но именно в этот период возникла Римская империя, провозгласившая землю Израиля своей провинцией, и поставившая Ирода главой государства в 37г.до н.э.
Победа Иегуды Маккавея, Gustave Doré’
Сразу после смерти Ирода был повергнут и полностью разрушен Иерусалим, а также Второй Храм. Иудея перешла напрямую в подчинение Рима, с 73г. переименовалась в Палестину.
Арабы
Завоевав в 636 г Израильскую землю, арабы правили на ней на протяжении почти 500 лет. Был введен дополнительный налог на веру, в результате чего евреям Иерусалима была дарована свобода вероисповедания.
Крестоносцы, Мамлюки, Османы
Однако безопасность евреев арабы не смогли обеспечить. В 1099 г. крестоносцы захватили Иерусалим под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, большая часть еврейского населения была уничтожена. В 1291 г. Мамлюки прервали власть крестоносцев. В свою очередь они довели эту землю до полного упадка, и в 1517 году без боев отдали ее Османской империи.
Émile Signol Завоевание Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099. 1847 год.
Зарождение сионизма, конец Османского владычества
В новой стране положение евреев было сносным, в Иерусалиме преобладало еврейское население. Обнесенный городской стеной Иерусалим в середине XIX в. оказался перенаселенным, в результате чего появился первый квартал вне стен города, за которым были построены евреями еще 7, они стали основой Нового города. Иврит был возрожден, начали появляться вспышки сионизма — еврейское движение за национальное освобождение, вследствие которого из Восточной Европы в конце 19— начале 20 в. в страну устремились два больших течения евреев, вдохновленных сионистской идеологией. Еврейское население страны к 1914г составляло 85000 человек, которые освободились от 400 летнего Османского владычества после прихода в декабре 1917 г. британской армии.
Британский мандат
Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной (так называлась в то время страна) в июле 1922 г., в котором признавалась «историческая связь еврейского народа с Палестиной». Великобритания должна была ускорить создание еврейского национального очага в Палестине — Эрец-Исраэль.
Сбор апельсинов в Яффо, 1937 г.
Волна репатриации, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, но с этим не согласились арабы, считавшие исконно своими земли Палестины. Британия предложила разделить страну на два государства в 1937 г., еврейское и арабское, арабы вновь не согласились, и решили отстаивать свой взгляд с помощью оружия.
Вторая мировая война, Холокост
Этот вопрос мог потерять актуальность из-за учиненного фашистами геноцида через два года, когда началась вторая мировая война. Шаг за шагом осуществляя план уничтожения еврейского народа нацисты убили 6 млн. евреев, в том числе более 1,5 млн. детей. После этих ужасных событий, особенно остро стал вопрос о независимом государстве, где могли бы без страха расправы над собой жить все евреи.
Британское правительство, не справилось со своей миротворческой миссией на Ближнем востоке, и в апреле 1947 г. «палестинский вопрос» был вынесен на обсуждение Генеральной Ассамблеи. От данной организации также поступило предложение о разделении страны на два государства, еврейское и арабское, на период истечения британского мандата 14 мая 1947, евреев в стране было 650 тыс. Они являли собой организованное общество, с весьма развитой социальной системой.
Создание Государства Израиль
14 мая 1948 г. было провозглашено создание Государства Израиль в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН, первым президентом стал Давид Бен-Гурион.
Арабо-израильские войны
Не успели израильтяне даже отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как в пределы, только что образованного государства, вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Армия израильтян отразила атаку захватчиков, длившуюся 15 месяцев. В результате пересмотра карты Галилея, весь Негев, прибрежная равнина, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.
Ситуация в регионе еще долго оставалась крайне напряженной, окружившие кольцом Израиль арабские страны не прекращали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что, подписав в 1956 г. трехсторонний военный пакт Египет, Сирия и Иордания практически вынесли смертный приговор Израилю. Решив расправиться с Израилем в кратчайшие сроки Египет, Сирия и Иордания вторглись одновременно на территорию Израиля, который нанес ответный удар по всем трем направлениям 5 июня 1967 г. Эта война вошла в историю под название шестидневная, именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и Голанские высоты; что позволило свободное плавание израильских судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим стал единым городом под израильским суверенитетом после соединения со своей восточной половиной.
Мир с Иорданией и Египтом
Несмотря ни на что, арабские страны этот самый израильский суверенитет признавать не очень-то и спешили. Президент Египта Анвар Садат первым решился разорвать этот замкнутый круг, подписав 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, положил конец тридцатилетней войне между двумя странами.
26 октября 1994 г был подписан иордано-израильского мирный договор. Статус Западного берега не определен по сей день. Переговоры с Палестиной все еще продолжаются вызывая недовольство, то одной, то другой стороны.
Перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, которые в сложившихся условиях направлены на продолжение мирного процесса, и, соответственно, расширение дипломатических связей, обеспечения безопасности страны, которые в целом должны помочь развитию и укреплению Израиля в последующих столетиях.
Источники:
http://studwood.ru/971182/istoriya/predposylki_obrazovaniya_gosudarstva_izrail
http://isralove.org/load/2-1-0-10
http://ujew.com.ua/magazine/u-jew-vyipusk-16-18/kratkaya-istoriya-izrailya