История философии что такое воля к власти, что означает и как правильно пишется. Философия жизни Ф

Философы о воле к жизни и воле к власти

В эпоху классики философия рассматривалась как всеобщая организующая область познания, в недрах которой постепенно формируется понимание хозяйственных отношений, связей, процессов. Классическая философия не ограничивалась критикой обыденного знания. Она демонстрировала сложность и противоречивость познания, его условия и предпосылки, занималась поисками критериев истинности. Обосновывала идеи развития и «полярности», единства материи и движения, пространства и времени.

Философия сама образует и помогает отраслевым дисциплинам строить систему понятий, используемых в качестве инструментов познания и преобразования мира. Новые проблемы выдвигают история, экономическая наука, социология. Экономика обращается к научному познанию, к выработке собственных подходов и норм поведения, разработке специфических методов познания. Чтобы постичь собственные проблемы, экономическое знание стремится раскрыть существо движущих сил и стимулов хозяйственной деятельности.

Эти проблемы разрабатывались в трудах немецких философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Концепция А. Шопенгауэра отличается от концепции Гегеля. В основе мира лежит не разум, а нечто иное, неподвластное привычной логике, воля. Философ писал о безосновности воли и ее повсеместном проявлении. Хотя каждый считает себя свободным в своих действиях, но оказывается, что он не свободен, «подчинен необходимости, несмотря на все планы, и он не изменяет своих действий и вынужден с начала до конца своей жизни проводить то же, самим же им осужденный характер, как бы до конца разыгрывая принятую на себя роль». Проявления воли, кроме мотива, не имеют другого основания. Воля многократно действует слепо в формах, не подвластных познанию [1] .

То, что сегодня мы трактуем как самоорганизация природных процессов, А. Шопенгауер пытался объединить и подчинить собственному пониманию общности законов, согласно которым происходит движение всех тел. Природа в слабейших своих проявлениях, будучи всюду одним и тем же, подобно тому, как первое мерцание зари разделяет с лучами полудня название солнечного света, и здесь, как и там, должны считал он, называться именем воли, означающим то, что составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. «Различие же, даже признак полного различия между явлениями неорганической природы и волею, которую мы сознаем внутри нашего существа, происходит преимущественно из контраста между вполне определенной закономерностью в одном роде явлений и кажущейся беззаконностью произвола в другом» [2] .

Человек руководствуется в своих поступках не разумными основаниями, а инстинктами, стремлением жить лучше и счастливей.

Воля превращает жизнь в вечную борьбу и напряжение: мы постоянно к чему-то стремимся, чего-то избегаем, мы вынуждены каждый день и час что-то делать, куда-то спешить, на что-то надеяться и чего-то бояться. Воля ни на секунду не оставляет нас в покое, наполняя жизнь агрессией, страхом, ненавистью и отчаянием. Мы сами не принадлежим себе полностью, подчиняясь воле, являемся ее бездумными исполнителями.

Таким образом, воззрения А. Шопенгауэра своего рода печальный и мрачный фатализм. Каким же виделся ему выход? Выход, предлагаемый философом, мыслился следующим образом. Если причиной нашего вечного жизненного напряжения и порождаемых им страданий является воля, то нам следует сознательно ей противостоять: направить все свои силы на то, чтобы подавить ее, искоренить, угасить.

Иными словами, предлагается отказаться от собственных желаний, умалить потребности, ни к чему не стремиться, ни за чем не гнаться. Не потакать воле, а отказывать ей во всем, не выполнять ее требования, а отворачиваться от них, Только таким способом можно погасить пламя воли и привести жизнь в состояние спокойствия и даже апатии. Сознательный отказ от желаний именуется в философии аскетизмом.

Читать еще:  Почему мы не помним, как родились? Причина послеродовой амнезии у всех людей. Почему мы не помним наши сны (и еще несколько важных фактов о сновидениях)

Иной подход и другие рецепты предлагал Ф. Ницше. В известной мере его философские взгляды близки взглядам А. Шопенгауэра. Он писал о волевом начале как основе миропознания и действия. Но во главу угла Ф. Ницше ставил не самоотречение от желаний, а волю к активной жизнедеятельности, к утверждению жизненных целей. Он отвергал «усталый нигилизм» как слабость, неуверенность в себе, отсутствие цели и вспоминал об «активном нигилизме» как показателе силы.

Ф. Ницше утверждал: «Воля к власти может проявиться только тогда, когда встречает противодействие, она, следовательно, ищет того, что может оказать ей сопротивление». «Более сильная воля управляет более слабой». «Познание работает как орудие власти». Мера желания познать зависит от меры роста воли к власти у познающего. Каждый охватывает столько реальности, сколько может одолеть и заставить служить себе [3] .

Волевое начало рассматривается широко, не как стремление утвердить господство над другими, а как утверждение нашей веры в разум. Воля — как наведение порядка в хаосе представлений, как реализация жизненных ценностей. Нас интересуют не фикции, не мнимая реальность, а познание истинного мира, при котором становится возможным наше существование; мы создаем при этом мир, который для нас исчислим, упрощен, понятен [4] .

В своих постулатах философ нередко был чрезмерно категоричен. Он не испытывал сострадания к больным и отверженным, не признавал самоотречение; трактовал альтруизм как «премии для дегенератов и убогих». В отличие от Шопенгауэра он говорил о сострадании не как о добродетели, а как о «более опасном феномене, нежели любой порок», отвергал «стадный инстинкт», представляющий «суммирование нулей, где каждый нуль имеет одинаковые права», а быть нулем считается добродетелью [5] .

«Отъединенность индивида не должна вводить в заблуждение — в действительности что-то продолжает течь под индивидами. То, что индивид чувствует себя отдельным, это и есть наиболее могучий стимул в его движении по направлению к самым далеким целям; с другой стороны, его стремление к своему счастью служит средством, которое связывает созидающие силы и сдерживает их, дабы они не разрушили друг друга» [6] .

Ф. Ницше бичевал христианскую религию, отвергал государство («жирный живот»). Он выдвигал идеал «высшего человека», устанавливающего ценности и направляющего волю тысячелетий («Сверхчеловек — вот истинная цель!»). «Вершинное осознание человеком своей силы как то, что создает сверхчеловека» [7] . Высший человек противопоставляется среднему, «стадному человеку», толпе. Он отличается особыми качествами, широтой взглядов, целеустремленностью, могучей волей. Это человек будущего, но не нынешней экономической системы с ее чудовищным шестереночным механизмом из тщательно подогнанных друг к другу колесиков, где целое составляется из минимальных сил и минимальных значений [8] .

«Нетрудно заметить, — писал Ф. Ницше, — то, против чего я ратую, есть экономический оптимизм, согласно уверениям которого рост невыгоды всех и каждого с необходимостью сопровождается приростом общей пользы. Мне представляется, что верно как раз обратное; невыгоды всех суммируются во всеобщий убыток; человек становится все мельче, так что вообще непонятно, ради чего вообще весь этот чудовищный процесс понадобился? «Ради чего?», новое «Ради чего?» — вот что нужно человечеству. » [9] .

Философ представлял будущего европейца в качестве интеллигентного рабского животного, очень работящего, в сущности скромного, любопытного до невозможности, изнеженного, а главное — слабовольного: не человек, а «космополитический хаос аффектов и умственных способностей».

  • [1] См.: Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 2003. С. 42—43.
  • [2] Там же. С. 47.
  • [3] См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 2005. С. 280,358, 359.
  • [4] См.: там же. С. 295.
  • [5] См.: там же. С. 54, 55.
  • [6] Ницше Ф. Указ. соч. С. 378.
  • [7] Там же. С. 553.
  • [8] См.: там же. С. 477, 553, 529.
  • [9] Там же. С. 478.
Читать еще:  Спасать во сне человека от смерти. Сонник: что означает спасать человека, ребенка? К чему снится сновидцу Спасать во сне

Философия воли Ф. Ницше;

Во второй половине 19 в. появляется «философия жизни». «Философия жизни» — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX века. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя» в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. В этой философии понятие «бытие» заменяется понятием «жизнь». Жизнь — это движение, развитие. В ней отсутствует стабильность и покой.

Выделяется 3 школы «философии жизни»:

1. Академическая философия жизни.

2. Творческая эволюция.

3. Философия воли.

Артур Шопенгауэр считается создателем философии волии родоначальником современного иррационализма. Его концепцию называют также волюнтаризмом. Сущность жизни и человека А. Шо­пенгауэр обнаруживает в воле. Ничем неограниченная Мировая воля порождает все события и явления мира и при этом сама не имеет ос­новы. Воля понимается А. Шопенгауэром как бесконечное стремле­ние без цели. Человек — орудие воли, в его желаниях и стремлениях воля находит адекватное воплощение. По мысли А. Шопенгауэра, человек не может вырваться из круга желаний. Единственным спосо­бом ослабления желания А. Шопенгауэр считает чистое созерцание без цели.

Представителем философии воли так же является Фридрих Ницше – немецкий философ второй половины 19 в.. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Жизнь существует, потому что есть воля к жизни. Из всех проявлений воли — самой важной является воля к власти. Всё, что помогает воле к власти, должно быть оправдано. Ницше рассматривает волю как произвольную и целенаправленную.

В работе «Антихристианин» Ф. Ницше критикует христианство, как религию, ослабляющую волю к власти. Ницше заявляет: «Бог умер — да здравствует Бог!». Люди всегда мечтали о сильной личности, мечту превратили в Бога. Бог — сверхличность. В 19 в. появился сверхчеловек, мечта о Боге умерла, и появились сверхличности. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей.

Ницше разделил человечество на волевых людей и слабых. Задача сверхличности — любым путем добиться власти.

В обществе должно существовать две морали:

— первая мораль существует для сверхличности;

— вторая мораль — для слабого человека.

Сверхличность в обществе себе подобных будет вести себя честно, а в обществе слабых ей дозволенно все, что может подчинять слабого. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У слабых людей она проявляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти. Философия Ницше легла в основу идеологии немецкого фашизма. Нельзя не отметить, что главная тенденция в воззрениях данного мыслителя состояла в совершенствовании культа человека, в улучшении самого типа человеческой личности.

Статья №5: Да пребудет с тобой сила. Концепт «воли к власти» Фридриха Ницше

Свое начало идея воли к власти как общемирового закона берет в тексте «Так говорил Заратустра», где само описание Заратустры дается автором через понятие воли к власти. Но что же имеет в виду Ницше под этими интригующими словами?

Читать еще:  К чему снится если носят на руках. К чему снится девушка на руках

Начнем с того, что ни в одном произведении, даже в работе с названием «Воля к власти», Ницше не дает определения этому загадочному термину. На смысл термина косвенно указывают некоторые фразы из разных работ, например, оговорка Ницше о том, что о воли к власти осмеливались говорить только в Афинах.

В философии Ницше воля становится не просто одним из терминов, сквозь призму воли Ницше объясняет все совершающееся. Воля для Ницше – это принцип, который структурирует всю идейное содержание его философии. По Ницше, воля к власти есть неотъемлемая часть всех жизненных явлений, которую нельзя втиснуть в рамки философской категории, поскольку она шире всякой категории.

Именно сложность этого понятия привела к разночтениям и послужила названием для отдельной работы, которая, кстати говоря, не является целиком работой Ницше. Речь идет о книге «Воля к власти. Переоценка всех ценностей», где можно найти варианты определений термина «воля к власти». Ницше на самом деле собирался произвести переоценку всех ценностей, но только вот не успел, зато за него это сделали другие.

«Воля к власти» представляет собой произвольную компиляцию черновиков Ницше, которую структурировала его сестра, увлеченная профашистскими настроениями своего мужа. По сути, эта работа не может в полной мере считаться работой самого Ницше.

В работе «Воля к власти» идея Ницше подвергается искажению, так как вместо «воли к власти» читателю подсовывают «волю властвовать, господствовать», а это большая разница. И вот почему. В прижизненных работах Ницше не было и не могло быть такой откровенной фашистской направленности, звучащей как однозначный призыв к захватническим действиям, призыв к реализации воли сильного доминировать над слабым. Ницше трактовал волю к власти как волю к мощи, силе, жизнеутверждающему началу. Недаром некоторые переводчики вместо двусмысленной «воли к власти» употребляли «волю к мощи», а это уже совсем другое дело.

В работе «Европейский нигилизм» другой великий немецкий философ Хайдеггер писал, что воля к власти не тождественна стремлению захватить политическую власть.

Воля к власти согласно Ницше – это постоянное утверждение жизни и реализация творческого потенциала. Поэтому она противостоит другой воле, ограниченной существующим и не способной это существующее преобразовывать, что приводит эту волю к самоотрицанию. «Воля есть созидательница», – говорит Ницше устами Заратустры.

Сама жизнь для Ницше – это безостановочный процесс столкновения множества индивидуальных воль, которые хотят стать еще сильнее, то есть получить больше власти. Волю нельзя постичь через логику, как жизненно стихийное явление она не поддается рациональному объяснению, выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Ошибочно трактовать противостояние воль как банальную борьбу за выживание, желание подчинять, доминировать. По Ницше, «борьба идет за преобладание, за рост и расширение, за мощь воли к власти, которая и есть воля к жизни».

Поскольку философия Ницше есть философия жизни, то мы не найдем итога, которым он завершает свои размышления о жизни как хаотическом, находящемся в постоянном становлении потока.

Противник сухой, безжизненной системности, Ницше дал «волю к власти» как «живую» альтернативу всем мертвым формам современной философии, таким как каузальность, субстанция, субъект, объект и др.

Роль главного атрибута «воли к власти» Ницше отводит свободе, снова говоря устами Заратустры: «Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе». Однако речь идет о такой свободе, которая не мешает процессу развертывания самой жизни. Жизнь и есть единственная цель воли. И волей этой обладает уже сверхчеловек. Именно сверхчеловека называет Ницше «наивысочайшим самоосуществлением воли».

Источники:

http://studref.com/611453/ekonomika/filosofy_vole_zhizni_vole_vlasti
http://studopedia.su/19_129776_filosofiya-voli-f-nitsshe.html
http://concepture.club/post/5-konceptov-filosofii-nicshe/statja-5-volja-k-vlasti-kak-sozidajuschee-nachalo-v-filosofii-fridriha-nicshe

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×