История астрологии. Восточная астрология – Тибетская, Китайская

История астрологии. Восточная астрология – Тибетская, Китайская

Понятие «Тибетская астрология» не подразумевает под собой какую-то отдельную, независимую астрологическую традицию созданную именно на территории Тибета и получившую свое распространение только в Тибете. На протяжении тысячелетий происходили заимствования культур, традиций и знаний между различными народами, населявшими нашу планету в древности.

Названия 12 зодиакальных созвездий, характеристики планет «Солнечной системы», теория элементов (огонь, земля, ветер, вода), принципы математических вычислений, планеты — управители семи дней недели (воскресенье — день Солнца, понедельник — день Луны, вторник — день Марса и т.д.), планеты — управители времени суток и многие другие астрологические циклы абсолютно идентичны во всех астрологических традициях сохранившихся до наших дней.

Согласно некоторым тибетским источникам в древности (более 18 тысяч лет назад) существовало единое астрологическое Знание, которое было принесено на Землю Просветленными существами с целью Освобождения всех живых существ от страданий. В древних тибетских текстах сохранились многочисленные легенды и придания повествующие об этом. Уникальность тибетской традиции в том, что благодаря ей мы и сейчас можем прикоснуться к Знаниям древних цивилизаций. Тибетская астрология тысячелетиями передавалась от Учителя к ученику и вплоть до наших дней остается непрерываемой астрологической традицией. Многие методы вычислений и астрологические трактаты, в силу определенных причин утраченные другими астрологическими школами, были сохранены в горных монастырях Тибета, по прежнему изучаются и продолжают передаваться от Учителя к ученику.

В Тибете, так же как и в других странах, на смену одной власти приходила другая, новая религия заменяла старую (традиционную), вносились изменения в историю государства и общественное сознание народа, историки занимали одну или другую сторону и создавали соответствующие летописи. В силу указанных выше причин, в настоящее время среди современных историков, изучающих культуру и традиции Тибета, нет единого мнения по поводу возникновения и периодов развития тибетской астрологии.

Мы предлагаем для Вашего рассмотрения несколько версий по данному вопросу.

Ниже следует перевод статьи «История тибетской астрологии», размещенной на официальном сайте Института тибетской медицины и астрологии при Далай-Ламе (Дхармасала, Индия):

Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.

Тибетская астрологическая система уникальна. Она развилась на основе исконной для этого народа древней религии Бон и испытывала при этом влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. Хотя в тибетской астрологии присутствуют аспекты, свойственные индийским и китайским системам, способы их использования и интерпретации отличаются. Именно поэтому тибетская астрология представляет собой самостоятельную и отличающуюся от прочих систему.

До 2-ого столетия до н. э.

В древности религия Бон главенствовала в Тибете, и в ней уже тогда существовала астрология элементов. Но о первоначальной форме этой астрологии известно немного. Известно, что уже тогда существовало знание о пяти первоэлементах — Дерево, Огонь, Земля, Железо и Вода — а также о фазах Луны и Солнца. Гадание и система предсказаний опирались на шаманизм с его чёрной и белой магией, заклинаниями, жертвоприношениями животных и человеческой крови.

Со 2-ого столетия до н. э. по 4-е столетие н. э.

Во время правления первого царя Тибета Ньятри Ценпо (он взошёл на трон в 127 году до н. э.) были созданы двенадцать главных доктрин Бон с детально разработанной системой, среди которых были астрология и медицина.

В этот период времени астрология активно развивалась, но довольно трудно определить точные даты этапов этого развития. Астрологи Бон соединили пять первоэлементов с внутренними энергиями Сог (жизнь), Лу (тело), Вангтанг (сила) и Лунгта (удача). Они также исследовали магический квадрат с девятью цифрами мева, в это же время начала формироваться система двенадцати животных лет. Предположительно из Китая приходит принцип восьми триграм (паркха) (также известный из книги И-Цзин).

4-е столетие н. э.

Первые Буддистские учения и священные тексты прибыли в Тибет, а вместе с ними и дальнейшее развитие астрологии и астрономии.

Тибетский царь Намри Сонгцен посылает за границу для изучения астрологии четырёх ученых. Они вернулись, обладая большими знаниями по астрологии, и передавали их устно.

33-й царь Тибета Сонцен Гампо (617-650 гг.) взял себе пятую жену — китайскую принцессу Конг Джу. Она была буддисткой и в качестве её приданного в Тибет прибыли большие статуи Будды, но она также знала астрологию и привезла с собой множество книг по классической китайской астрологии элементов. Царь построил буддистский храм и отправил одного из своих министров в Индию с целью создания письменного тибетского языка, чтобы иметь возможность перевести на тибетский священные буддистские тексты. Этот проект был успешно осуществлён, и с того времени в Тибете появились письменные источники, в том числе и по астрологии.

Это столетие было « Золотым веком » для тибетской медицины, астрологии, и Дхармы. Шло активное развитие во всех областях науки, и этот период вдохновлял тибетских учёных ещё в течение многих последующих столетий. Король Трисонг Децен (718-785) пригласил индийского мудреца Гуру Падмасамбхаву передавать Учение. Он усовершенствовал астрологию элементов, объединив её с буддистской философией, и представил концепцию о том, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во вселенной и те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.

Читать еще:  Управитель 10 дома луна профессия. Десятый натальный дом

Тибет страдал от слабого управления и упадка культуры, что также неблагоприятно влияло и на астрологию.

Взойдя на трон, новый царь Тибета послал ученых в Индию, чтобы возвратить некоторые учения, которые были утеряны во времена упадка. Этот период в тибетских исторических хрониках называется «Поздние переводы». В это время были переведены другие важные тексты по астрологии. Астрология элементов, пришедшая из Восточного Туркестана и испытавшая заметное китайское влияние, начала использовать 60-летний цикл, в котором сочетаются животные и элементы.

Шри Калачакра Тантра была переведена с санскрита на тибетский в год Огня-Кролика (1027). В этом тексте содержатся основы современной тибетской астрономии, опираясь на которые сегодня составляется тибетский астрологический календарь с указанием ежедневного положения звезд, планет и знаков зодиака.

Янгчар (Шива Свародхая Тантра), что означает Возникновение гласных, была переведена с санскрита на тибетский.

Тибетская астрономия и астрология достигают нового пика, когда Деси Сандже Гьяцо регент Пятого Далай-Ламы, Нгаванга Лобсанга Гьяцо составил собрание астрологических текстов. Даже спустя почти четыреста лет этот текст все ещё используется тибетскими астрологами.

В 1916 13-ый Далай-Лама основал в Лхасе Институт астрологии и медицины Мен-Ци Кханг. После вторжения в Тибет китайцев 14-ый Далай-Лама, бежавший из своей страны, в 1961 году восстановил Институт Мен-Ци Кханг в Дхармасале, на севере Индии.

ИСТОРИЯ ТИБЕТСКОЙ АСТРОЛОГИИ

Тибетская астрология — одна из древнейших астрологических систем. Она возникла более 4000 лет назад из наблюдений за погодой, светилами и т.д. и традиционно являлась частью медицинской системы, наряду с саче (тибетской геомантией — аналогом хорошо знакомого всем фэншуй).

В Тибете не было психологии и других систем консультирования. Астролог выполнял эту работу, внося ясность в вопросы из разных сфер жизни, а в случае неблагоприятных прогнозов давал советы и даже помогал в выборе партнера.

Тибетская астрология вобрала в себя все лучшее из непосредственно тибетской астрологии, астрологических знаний древней традиции Бон, китайской и индийской астрологических традиций, буддийской Калачакра Тантры. Так образовалась уникальная традиционная тибетская астрология.

Уникальная Тибетская Астрология имеет несколько корней:

  • Добуддийская традиция Бон.
  • Китайская астрология элементов.
  • Калачакра тантра, пришедшая из Индии.
  • Астрологические знания индуистов.

Будда Тонпа Шепраб

Первый источник тибетской астрологии — традиция Бон, существовавшая в древнем дотибетском государстве Шанг-Шунг. Частью этой традиции была астрология. Первый из девяти разделов традиции Бон говорит о предсказаниях, в том числе астрологических.

Король Тибета Сонгцен Гампо и принцесса Венченг

2-й источник тибетской астрологии — китайская астрология, которая появилась в Тибете в 7 веке н.э. вместе с китайской принцессой Венченг, супругой царя Тибета Сонгцена Гампо. Так в Тибет попали знания по астрологии элементов. Китайская традиция была связана с буддизмом, пришедшим в Китай на 400 лет раньше, чем в Тибет.

***В VIII веке в Тибет пришел Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) и давал учения, в том числе и по астрологии. От него пошла линия передачи терма – сокрытых поучений по астрологии элементов.

3-й источник тибетской астрологии — Калачакра тантра. Перевод на тибетский язык Калачакра тантры, которую Будда дал незадолго до своего ухода, и принесенной из Индии в 11 веке, стал еще одним источником знаний по Тибетской астрологии.

Вместе с Калачакра Тантрой в Тибет попали астрологические знания индуистов. С того времени тибетская астрологическая система вобрала в себя все лучшее из непосредственно тибетской астрологии, астрологических знаний традиции Бон, китайской и индийской астрологических традиций. Была создана уникальная астрологическая система, которая и называется тибетская астрология. Так родилась астрология карци и астрология джунгци.

Будда Шакьямуни, Шива и Парвати (слева), Кармасиддхи Утпала (справа) основатели астрологии Янчер, известной как Шива свародая

Ниже вы можете прочитать перевод статьи «История тибетской астрологии», размещенной на официальном сайте Института тибетской медицины и астрологии при Далай-Ламе (Дхармасала, Индия):

Тибетская астрология известна с давних времён. Её самые старые письменные источники относятся к 7-ому столетию новой эры. До этого времени астрологическое знание передавалось из уст в уста в стихотворной форме.

Тибетская астрологическая система уникальна. Она развилась на основе исконной для этого народа древней религии Бон и испытывала при этом влияние соседних Китая, Индии, Персии и Греции, а также философии буддизма. Хотя в тибетской астрологии присутствуют аспекты, свойственные индийским и китайским системам, способы их использования и интерпретации отличаются. Именно поэтому тибетская астрология представляет собой самостоятельную и отличающуюся от прочих систему.

Краткая история Тибетской Астрологии

До 2-ого столетия до н.э.

В древности религия Бон главенствовала в Тибете, и в ней уже тогда существовала астрология элементов. Но о первоначальной форме этой астрологии известно немного. Уже тогда существовало знание о пяти первоэлементах – Дерево, Огонь, Земля, Железо и Вода – а также о фазах Луны и Солнца. Гадание и система предсказаний опирались на шаманизм с его чёрной и белой магией, заклинаниями, жертвоприношениями.

Со 2-ого столетия до н.э. по 4-е столетие н.э.

Во время правления первого короля Тибета Ньятри Ценпо (он взошёл на трон в 127 году до н.э.) были созданы двенадцать главных доктрин Бон с детально разработанной системой, среди которых были астрология и медицина.

Читать еще:  Видеть во сне жабу большую белую. К чему снится жаба: неужели к прекрасной принцессе? Жабы в болоте - сонник

В этот период астрология активно развивалась, но довольно трудно определить точные даты этапов ее развития. Астрологи Бон соединили пять первоэлементов с внутренними энергиями Сог (жизнь), Лю (тело), Вангтанг (сила) и Лунгта (удача). Они также исследовали магический квадрат с девятью цифрами мева, в это же время начала формироваться система двенадцати животных.

4-е столетие н.э.

Первые Буддистские учения и священные тексты прибыли в Тибет, а вместе с ними и дальнейшее развитие получили астрология и астрономия.

6-е столетие н.э.

Тибетский король Намри Сонгцен посылает за границу для изучения астрологии четырёх ученых. Они вернулись, обладая большими знаниями по астрологии, и передавали их устно.

7-е столетие н.э.

33-й король Тибета Сонцен Гампо (617-650 гг.) взял себе пятую жену – китайскую принцессу Конг Джу. Она была буддисткой и в качестве её приданного в Тибет прибыли большие статуи Будды. Принцесса также знала астрологию и привезла с собой множество книг по классической китайской астрологии элементов. Сонцен Гампо построил буддистский храм и отправил одного из своих министров в Индию, с целью создания письменного тибетского языка, для перевода на тибетский священных буддистских текстов. Этот проект был успешно осуществлён, и с того времени в Тибете появились письменные источники, в том числе и по астрологии.

8-е столетие н.э.

Это столетие было « Золотым веком » для тибетской медицины, астрологии, и Дхармы. Шло активное развитие во всех областях науки, и этот период вдохновлял тибетских учёных ещё в течение многих последующих столетий. Король Трисонг Децен (718-785) пригласил индийского мудреца Гуру Падмасамбхаву передавать Учение. Он усовершенствовал астрологию элементов, объединив её с буддистской философией, и представил концепцию о том, что элементы в их чистом виде являются основой всей жизни во вселенной и те же самые элементы в их нечистой форме являются ядами для тела.

9-е столетие н.э.

Тибет страдал от слабого управления и упадка культуры, что также неблагоприятно влияло и на астрологию.

10-е столетие н.э.

Взойдя на трон, новый король Тибета послал ученых в Индию, чтобы возвратить некоторые учения, которые были утеряны во времена упадка. Этот период в тибетских исторических хрониках называется «Поздние переводы». В это время были переведены другие важные тексты по астрологии. Астрология элементов, пришедшая из Восточного Туркестана и испытавшая заметное китайское влияние, начала использовать 60-летний цикл, в котором сочетаются животные и элементы.

11-е столетие н.э.

Шри Калачакра Тантра была переведена с санскрита на тибетский в год Огня-Кролика (1027). В этом тексте содержатся основы современной тибетской астрономии, опираясь на которые сегодня составляется тибетский астрологический календарь с указанием ежедневного положения звезд, планет и знаков зодиака.

12-е столетие н.э.

Янгчар (Шива Свародхая Тантра), что означает Возникновение гласных, была переведена с санскрита на тибетский.

17-е столетие н.э.

Тибетская астрономия и астрология достигают нового пика, когда Деси Сандже Гьяцо регент Пятого Далай-Ламы, Нгаванга Лобсанга Гьяцо составил собрание астрологических текстов. Даже спустя почти четыреста лет этот текст все ещё используется тибетскими астрологами.

20-е столетие н.э.

В 1916 13-ый Далай-Лама основал в Лхасе Институт астрологии и медицины Мен-Ци Кханг. После вторжения в Тибет китайцев 14-ый Далай-Лама, бежавший из своей страны, в 1961 году восстановил Институт Мен-Ци Кханг в Дхармасале, на севере Индии

Тибетская астрология по дате рождения — кто вы по восточному гороскопу?

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье мы постараемся раскрыть взаимоотношения буддизма и тибетской астрологии.

География распространения и важность

Тибетская астрология по дате рождения оказывает важное влияние на жизнь тибетцев и жителей других стран, где распространились культурные традиции буддизма: монголов, маньчжуров, обитателей китайского Туркестана, бурятов, калмыков и тувинцев, а также населения определённых регионов Китая, Гималаев и Центральной Азии.

В этих местах уделяют настолько большое внимание как астрологии, так и медицине, что студенты медицинских образовательных учреждений обязаны изучать астрологию наравне с другими предметами, в то время как слушателей астрологических курсов никто не обязывает делать обратное.

Что помогает узнать астрология

При помощи астрологии здесь вычисляют положение планет, составляют календари, предсказывают затмения и другие природные катаклизмы и, конечно же, составляют личный гороскоп, так как местные жители привыкли им руководствоваться по важным поводам в своей жизни, будь то посевная, строительство нового жилья, совместимость будущих супругов, свадьба и даже способ захоронения после смерти.

Тибетский астрологический центр

Духовный лидер буддистов Далай-лама XIV относится с уважением к астрологии, хотя и не верит в неё. Он считает, что, по словам Будды, всё в этом мире происходит в результате чьей-либо кармы, его собственных действий и элемента случайности.

Но, несмотря на это, он помог в воссоздании Тибетского института медицины и астрологии, который носит название Мен-ци-кханг. Он находится в Индии, так как в Китае, куда входит Тибетский автономный район, астрология считается суеверием и поставлена вне закона.

Это заведение регулярно выпускает официальный тибетский календарь, откуда все желающие могут узнать о благоприятных и неблагоприятных днях, например, прогноз на 2018 год или на каждый день.

Кроме того, здесь проходят подготовку и доктора тибетской медицины, оказывается общедоступная медицинская помощь и хранятся ценнейшие исторические экспонаты:

  • образцы лекарств;
  • иллюстрации к древним медицинским и астрологическим текстам;
  • буддийские иконы;
  • старинные инструменты эскулапов;
  • медицинские документы.
Читать еще:  Белое облачение священника. Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест

С чего всё начиналось

На тибетскую астрологию оказала влияние древняя религия бон, культивируемая здесь ещё до прихода буддизма. С седьмого века нашей эры, когда в Тибете распространился буддизм, обе религии были в состоянии антагонизма, но затем произошло взаимопроникновение и синтез идей и даже появились общие национальные герои.

Основы тибетской астрологии составляют взаимосвязанные, но несколько видоизменённые астрологические аспекты, используемые в Индии и Китае. Соответственно, и философия её немного другая.

Истоками тибетской астрологии служит «Тантра Калачакра», что в переводе означает «циклы времени». По описанию Будды, есть циклы внешние, связанные с движением планет и временными отрезками, такими, как день, неделя, месяц, год; и внутренние.

Последние связаны с циклами дыхания и различных энергий, воздействию которых подвергается тело человека. Есть и другие циклы, при помощи которых (в виде медитаций на образ Будды Калачакры) можно постигнуть первые два вида циклов или очистить их по необходимости.

Отличия в философии

В этом и заключается главное отличие тибетской астрологии от индуистской или китайской. В индуистской астрологии главное значение придаётся времени проведения ритуалов, в китайской – получению или удержанию при помощи неё власти, то есть политике.

Здесь же мы имеем дело с возможностью освобождения от всяческих ограничений, влияющих на человека в результате различных циклов: смены времён года, изменения погоды, цикла полового созревания, менструального цикла, менопаузы и других.

Освободившись путём медитации от ограничений, накладываемых ими, человек становится свободным, чтобы проявить сострадание и помочь другим в полной мере.

5 элементов

Почему же медицина и астрология так тесно связаны в Тибете? Происходит это оттого, что внешний мир и тело человека состоят из одинаковых элементов. Их пять – металл, вода, огонь, дерево и земля, и они должны находиться в гармонии внутреннего и внешнего в движении времени.

Эти элементы связаны с 12-ю животными: мышью, быком, тигром, кроликом, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, кабаном.

Поэтому, цикл 12-ти знаков может включать как год металлической мыши, так, скажем, и водяной. Каждое животное выступает в пяти разных обликах в строго определённых промежутках. Свериться по годам можно в тибетском календаре.

Необходимо отметить, что в Тибете начало года не приходится на январь, как у нас. Ниже мы приведём некоторые данные, по которым вы сможете определить свой астрологический знак по году рождения:

Существует несколько теорий возникновения цикла длиной в шестьдесят лет в астрологии. Первая, китайская – это вышерассмотренные 5 элементов, умноженные на 12 животных. Вторая, индийская – это то, что планета Юпитер совершает 5 двенадцатилетних оборотов вокруг Солнца за 60 лет.

Следующая, тоже из Индии, заключается в том, что планета Сатурн делает два тридцатилетних оборота вокруг светила за это же время.

Тибетские астрологи решили объединить эти знания в свою единую систему. Решение о её образовании было вынесено, когда три года очередного китайского цикла уже прошли. Поэтому с тех пор у тибетцев этот цикл начинается с года Зайца, а не Крысы, как у жителей Поднебесной.

Астрология в фольклоре

У последних имеется отличная сказка о том, как стали вести счёт годам по животным. Согласно ей, научил этому людей Нефритовый владыка Юй-ди. Однажды он велел всем зверям и птицам явиться во дворец, дабы определить достойнейшего.

В то время все животные жили в мире, и кошка с мышкой, две лучшие подруги, решили идти в Небесный дворец вместе. Так как кошка была большая соня, она попросила мышку разбудить её пораньше, в чём её мышь и уверила, а сама поутру отправилась во дворец одна.

В этот же час засобирался во дворец и дракон, но ему хотелось украсить голову красивыми рогами, которые в те времена были на голове у петуха. Обманным путём он забрал у него рога, и они прибыли во дворец.

Все звери были в сборе, кроме кошки. Владыка приказал им выбрать между собой двенадцать самых достойных. Выбор пал на 12 известных нам зверей. И разгорелся спор: кому же быть первым, в каком порядке эти года расставить.

Владыка вмешался и предложил Вола. Но Мышь доказала, что люди считают её самой большой. С тех пор первой стала она. Но когда она, беспечная и распираемая от гордости, вернулась, то встретилась с кошкой, шипевшей от негодования. В результате возникшей перепалки кошка проглотила мышь, отсюда и пошла их вражда.

А Петух, опечаленный, что его поставили после Дракона, решил, что дело было в рогах. Пошёл он на берег и начал безуспешно требовать рога обратно. Но ответа не дождался, и с того времени петухи кричат по утрам «Лун-гэгэ, цзяо хуань во!»

Вы думаете, это «Ку-ка-ре-ку?» Отнюдь. Это значит «Братец дракон, отдай мне рога!»

Заключение

Как мы видим, тибетцы не заимствовали идеи иноземных культур слепо, а творчески перерабатывали их, осмысливали и дополняли своим опытом и знаниями.

С точки зрения буддизма, астрология – это возможность освободиться от каких-либо ограничений, обладая начальными знаниями о возможном ходе событий. Это ни в коем случае не предопределённость.

На этом прощаемся с вами. Друзья, порекомендуйте статью в социальные сети, если она понравилось вам.

Источники:

http://tibetastromed.ru/istoriya-tibetskoj-astrologii/
http://astrotibet.ru/?page_id=142
http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/tibetskaya-astrologiya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: