Истории и притчи преподобного паисия святогорца. Самое надежное топливо

10 простых истин от старца Паисия

Сегодня мы подготовили для вас подборку из поучений известного афонского старца на различные жизненные темы, которые вы можете найти в серии книг “Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца”

1. Не верь ушам своим

Не верьте легко тому, что слышите, потому что некоторые говорят в ту меру, в какую понимают сами.


Как-то раз пришел один человек к Хаджефенди (крестный отец старца Паисия – прим. ред.) и говорит ему: «Благослови, Хаджефенди. Там наверху сто змей сползлись!» — «Сто змей?! Откуда?» — удивился святой Арсений. «Э, сто не сто, но пятьдесят-то уж точно!» — «Пятьдесят змей?» — «Ну уж двадцать пять-то было!» — «Ты когда-нибудь слышал, чтобы двадцать пять змей вместе сползались?» — спрашивает святой. Тот ему потом говорит, что десять точно было.

«Ладно тебе, — говорит ему святой, — неужто у них собрание там было, что сразу десять змей приползли? Ладно уж, быть такого не может!» — «Пять было», — не сдается тот. «Пять?» — «Ну ладно, две были».

Потом святой его спрашивает: «Ты их видел?» — «Нет, — говорит, — но слышал, как они в ветках шипели: шшш. »

То есть, может быть, это вообще какая-нибудь ящерица была!

Я из того, что слышу, никогда не делаю заключений без рассмотрения. Один может говорить что-то, чтобы осудить, другой говорит просто так, а третий — с какой-то особой целью.

2. Будь самим собой

Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю:

«Увидела лягушка буйвола и сказала: „Я тоже хочу стать буйволом!“.Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!»

Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.

3. Записывай то, что тебе особо запоминается

Допустим, я читаю душеполезную книгу и останавливаюсь на том месте, которое на меня производит впечатление, — словно нашел драгоценный камень и хочу посмотреть, что это за камень, исследую его. Применяю к себе, потом спрашиваю, правильно ли я его понял, и стараюсь исполнить в жизни. Потом спрашиваю, правильно ли я исполняю. Так постепенно я учусь идти правильным путем в духовной жизни.

Об авве Исааке мне никто не рассказывал, но однажды продавец бакалейной лавки завернул мне селедку в лист журнала «Святогорская библиотека». Когда я ее разворачивал, мой взгляд упал на текст, напечатанный на бумаге. Он был из святого Исаака. Я взял бумагу, высушил на солнце, прочитал и был поражен. За этим чтением я провел год; читал и перечитывал отрывок и так полюбил святого Исаака.

Потом задался вопросом: есть ли его книга? Искал и боялся найти и взять в руки эту книгу. А вы столько всего читаете, неужели ничего из того, что читаете, не производит на вас впечатления?

Записывайте то, что вам особо запоминается. Если будете записывать и постоянно об этом думать, то не сможете легко забыть и станете исполнять.

4. Немножко потерпи

Лучше пусть будет трудно тебе, чем другому из-за тебя.


Однажды я поздно вечером возвращался в келью с крестного хода из монастыря Кутлумуш. Устал и плохо себя чувствовал — в то время у меня были проблемы с поясницей. Перед калиткой кельи меня ждал старец восьмидесяти пяти лет, который хотел остаться у меня ночевать.

Свой чемодан он оставил внизу, потому что не мог сам его дотащить. Я ему объяснил, что у меня негде ночевать, взвалил на плечи его чемодан и отвел в гостиницу, до которой нужно было идти полчаса по дороге вверх, еще и дал ему пятьсот драхм на расходы. Пришлось немножко потерпеть, зато потом я был спокоен, потому что другому было хорошо.

5. Отдавай и не жалей об этом

Много лет назад меня посетил один благочестивый христианин, простой и добродушный, и попросил меня помолиться, чтобы Господь просветил его детей и уберег их, когда они вырастут, от ропота на родственников, потому что те поступили очень несправедливо по отношению к ним. И он рассказал мне свою историю.

Этот человек был действительно человеком Божиим. В своей семье он был старшим братом из пятерых, и после внезапной смерти отца он заботился о своих братьях, заменяя им родителя: много работал, приобрел имущество, земли и прочее. Устроил своих двух сестер, женились и его младшие братья, забрали у него хорошие земли с оливковыми рощами, а ему оставили засушливые и бесплодные песчаные земли.

В итоге он тоже женился, родил троих детей, и уже будучи в преклонном возрасте думал о своих детях, что, когда они вырастут и поймут несправедливость родственников, могут начать роптать и осуждать их.

Он говорил мне: «Я не огорчаюсь поступком братьев. Я читаю Псалтирь по одной кафизме каждый вечер и еще две кафизмы до рассвета. Почти уже выучил наизусть.

Ни в одном псалме не говорится о том, что несправедливые преуспели. А о праведных заботится Господь».

И еще говорил мне: «Мне, отче, не жалко земель, которые я потерял, мне жалко своих детей, которые теряют свою душу».

Потом ушел этот благословенный человек и вернулся ко мне спустя около десяти лет очень радостный с вопросом: «Помнишь ли меня, отче, помнишь?». «Да», — сказал я ему и спросил, как он поживает, а он мне отвечал: «Теперь я стал богатым». — «Как же ты стал богатым, брат?» — «Да вот, помнишь те не нужные никому земли? Они вдруг неожиданно стали очень дорогими, поскольку были у моря. Теперь я пришел к тебе, чтобы ты сказал, что мне делать со всеми этими большими деньгами, которые у меня есть».

Я посоветовал ему приобрести по домику для каждого ребенка и оставить еще на учебу детей, пока они не устроятся.

Он говорит мне: «У меня и на детей хватает, и еще много остается». — «Тогда дай сначала бедным твоим родственникам, а после и другим бедным». — «Я уже дал, отче, но все равно много остается». — «Отремонтируй храм в вашей деревне и часовни». — «И это я сделал, и все равно их много».

Тогда я сказал ему: «Я буду молиться, чтобы Господь просветил тебя и ты совершал добрые дела там, где есть наибольшая нужда».

6. Куй железо, пока горячо

Если человек с младых лет не использует те благоприятные возможности, которые ему даются, то этим пользуется диавол. Почему пословица говорит: «Куй железо, пока горячо»?

Потому что раньше кузнецы сваривали железо не так, как сейчас: всяких там кислородных сварок и подобного этому не было.

Кузнецы клали железо в огонь, опрыскивали его горячей водой с бурой , сковывали железяки между собой сразу же, как только вынимали их из огня — раскаленными, разбрасывающими искры. Такие куски железа сразу же сваривались между собой , если же они успевали остыть, то ничего не получалось.

Я хочу сказать, что если юный отнесется равнодушно к данным ему благоприятным возможностям, а потом станет заниматься другими, судить, осуждать — так что от него удалится благодать Божия, — то с ним произойдет то же самое, что с остывшим железом. В то время, когда есть Божественная теплота, он — если, конечно, будет внимателен — преуспевает. Поэтому родители должны, насколько это возможно, помогать своим детям, пока они еще маленькие.

7. Уважай других

Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи.

«Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку. Если у тебя нет любви, то человек остается без извещения, и ты не можешь попросить его даже о том, чтобы он принес тебе стакан воды.

Читать еще:  Сонник пить родниковую воду. К чему снится родник

Уважая своего ближнего, человек уважает самого себя, но при этом самого себя в расчет не берет.

В уважении к другим есть любочестие, если же забота человека направлена на себя самого, то любочестия в этом нет.

8. Не забивай себе голову

Как-то раз на Синае приезжий немец сказал одному очень смышленому мальчику-бедуину: «Ты есть умный ребенок и способный достигайт образование». — «Ну и что потом?» — спрашивает его тот. «Потом ты будешь инженер». — «А потом?» — «Потом открываль мастерскую по ремонт автомобилей». — «Потом?» — «Потом ее увеличишь». — «И что же потом?» — «Потом нанималь других мастеров — комплектовайт для большой рабочий персонал». — «Стало быть, что же, — говорит ему мальчуган, — сперва у меня будет одна головная боль, потом я добавлю к ней еще одну, а потом и еще?

Не лучше ли как сейчас — иметь голову спокойной?» Головная боль, по большей части, происходит как раз от таких мыслей: «Сделаем одно, сделаем другое».

А если бы мысли были духовными, то человек испытывал бы духовное утешение и не мучился бы головной болью.

9. Не бойся жертвовать собой

Я просил людей о какой -то услуге три раза в жизни. Одному пареньку я как-то сказал: «Мне нужно два коробка спичек из магазина в Кариес». У меня было четыре зажигалки, но я сказал ему это, чтобы доставить ему радость. Он прибежал радостный , запыхавшийся, принес мне эти спички, и усталость восстановила его силы, потому что он вкусил той радости, которая следует за жертвой .А другой в это время сидел на месте и устал от сидения.

Люди стремятся ощутить радость, но для того, чтобы пришла радость, человек должен пожертвовать собой.

Радость рождается от жертвы. Настоящая радость происходит от любочестия. А если возделано любочестие, то человек празднует, торжествует. Эгоизм, себялюбие — это мучение для человека, он застревает именно на этом.

10. Вверь всё Богу

Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком.

Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: «Завтра рано утром я пойду в виноградник». — «Если Богу угодно, пойдешь», — сказала ему она. «Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я пойду». Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь. «Кто там?» — спросила жена. «Если Богу угодно, — ответил он, — то это я, твой муж!»

Больше интересных притч и историй, написанных преподобным старцем Паисием Святогорцем, вы можете прочитать в книгах нашей серии .

Притчи старца для маленьких: Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец — современный святой. Он совсем недавно жил на Святой Горе Афон и оставил по себе не только добрую память среди взрослых, но и поучительные и увлекательные истории для детей.

Калибка

Мы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.

Тропинка то сужается, то расширяется, и мы то поднимаемся в гору, то спускаемся вниз. Наконец, мы дошли до калибки старца Паисия. Калибка — это маленький домик, в котором живут монахи поодиночке.

Отец Паисий сидит во дворе, под открытым небом, а рядом, на пенёчках и деревянных чурбачках расположились его посетители — те, кто пришёл за наставлением и утешением,— и слушают его рассказы. В этих простых рассказах много мудрых мыслей.

Вот и мы сядем на деревянные чурбачки.

Старец всем раздаёт на благословение орехи, которые ему кто-то принёс.

И нам досталось по ореху. Давай посидим и послушаем.

Пчела и муха

На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

— Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?

— Не видела я здесь никаких лилий!

— Как? — воскликнула пчёлка.—;Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

— Цветов я тут не видела,— пробурчала муха.— А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

— Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

— Вот видишь,— сказал отец Паисий.— Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим?

Змея вместо пояса

— Когда любишь животных,— сказал отец Паисий,— они это чувствуют и смотрят на тебя как на друга.

Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а они слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга.

Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему.

Расскажу вам один случай.

Жил старец в одиноко стоящей каливке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.

Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.

В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:

А простой старец сказал:

— Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!»

Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе.

Как поделить сливы

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?

Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример:

— Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

— Нет,— дружно ответили все,— это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

— Но это — человеческая справедливость,— заметил отец Паисий.— Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит их, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу осилить только одну».

Читать еще:  К чему снится складывать вещи в шифоньере. Толкование сна шифоньер в сонниках

Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,— заключил свой рассказ старец.

Слава Тебе, Боже!

Старец Паисий повторял:

— Бог заботится о нас! Он знает, в чём мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и даёт каждому столько, сколько нужно.

Давайте не будем относиться к этому равнодушно, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!» Будем благодарить Бога за всё!

И старец рассказал такую историю.

На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь помнишь, что калибка — это домик монаха?) стояла одиноко.

Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.

Вдруг монах увидел большой белый гриб.

— Слава Тебе, Боже! — подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.

Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.

Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.

— Слава Тебе, Боже! — снова сказал он.— Значит, мне хватит и половинки!

Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?

Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.

Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.

Утром он вышел из каливы, и — о, чудо!— повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!

Хочу быть буйволом!

Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.

Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»

Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

— Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она.— Почему другие звери выглядят лучше меня?

Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.

«Какой он большой!» — подумала она и воскликнула:

— Хочу быть буйволом!

Другие лягушки стали отговаривать её:

— Будь такой, какой сотворил тебя Бог!

— Ни за что! Хочу быть буйволом! — заупрямилась лягушка и стала дуться.

Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!

Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.

Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.

Будем же за всё благодарны Ему!

Есть ли Бог?

Кто глупее ящерицы?

Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.

Он сказал старцу Паисию:

— Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.

Старец внимательно выслушал его и сказал:

— А ведь ты глупее ящерицы.

Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:

— Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.

Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.

Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.

Тут учёный растерялся и заплакал.

А старец сказал ему:

— Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.

Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.

Как кузнечик разговаривает с Богом

Один студент пришёл к старцу Паисию и сказал:

— Бога нет. Я в Него не верю!

Старец Паисий пожалел неразумного юношу и ласково сказал ему:

— Подойди сюда и послушай! Слышишь, как стрекочет кузнечик? Он разговаривает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котёночка? Такого нет даже у царицы!

Душа студента смягчилась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.

Где он жил и каким он был

Старец Паисий жил в Греции, и не просто в Греции, а на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров, на котором расположено множество мужских монастырей. Здесь живут только монахи! Так Святая Гора Афон выглядит, когда подъезжаешь к ней с моря.

Отец Паисий, как было сказано в самом начале книжки, жил здесь в одиноко стоящей калибке.

Душа старца была переполнена такой любовью, что он готов был страдать вместо всех тех, у кого было множество скорбей и болезней. Именно поэтому, по причине великой любви старца к Богу и ближним, Господь и посылал к нему столько страдающих людей. Они постоянно приходили к нему за духовной помощью и утешением и всегда получали их. Многие обращались с вопросами, а многие — с просьбой помолиться. А так как старец Паисий был монахом, он считал молитву своим главным делом и своей главной обязанностью.

В 1994 году старец перешёл из нашего мира в мир небесный. Он и теперь продолжает свою молитву за нас. А ещё у нас осталось множество наставлений старца, которые были записаны теми, кто любил его. Когда вы подрастёте, то обязательно прочитаете их.

Перед смертью, которая для всех христиан — только переход в другую жизнь, он написал стихотворение, которое выбито теперь над его могилкой.

Здесь жизни кончен путь земной,
Здесь плоть моя и тленье,
Здесь вздох последний прерван мой,
В душе же — свет и пенье.
Живёт мой Ангел, мой святой,
Мне в честь и утешенье,
К душе, смирённой нищетой,
В нём скорбь от сожаленья.
Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
Он принесёт Христу моленья.

Истории и притчи старца Паисия

В 1998-2006 годах на греческим языке были изданы пять томов «Слов» старца Паисия Святогорца, которые были переведены и выпущены в России Издательским Домом «Свя­тая Гора». Вскоре после этого, книги, вобравшие в себя поучения блаженного старца, появились в церковных лавках и епархиальных книжных магазинах. Тогда они покорили сердца многих православных читателей и до сих пор не оставляют равнодушными тех, кто жаждет духовных наставлений. Видя эту духовную жажду, различные издательства продолжают публиковать поучения старца Паисия, чаще в виде тематической серии небольших брошюр. Такую серию книг предлагает читателям и Издательство Никея. Ее общее название – «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию четыре книги из серии «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца». Первая из них называется – «Патерик старца Паисия». Она содержит избранные истории из жизни самого преподобного. Тысячи людей встречались на его жизненном пути: духовники и паломники, монахи и миряне, благочестивые и не очень. Каждый из них оставил след в его памяти и обогатил старца духовным опытом. Их судьбы и отдельные эпизоды, трудолюбиво собранные преподобным, как драгоценный мёд в соты, составляют этот сборник. Рассказы старца хранят атмосферу древних патериков и говорят о великой любови отца Паисия к Богу и человеку. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Для удобства читателя редакция предложила свое название каждой истории, чтобы ее было легче найти, когда захочется к ней вернуться.

Читать еще:  К чему снится скрываться от людей. К чему снится Прятаться во сне, сонник видеть Прятаться что означает? К чему снится прятаться в доме во сне

Прочитаю вам одну историю из этого патерика. Называется она – «Постная барабулька». «Помню, – рассказывает старец, – когда я жил в общежительном мо­настыре, старенький монах, отец Дорофей, Великим постом жарил кабачки. Один брат, увидев, как старец кладет кабачки на сковородку, поспешил поделиться со мной своими впечатлениями: «Пойди-ка полю­буйся! — сказал он. — Отец Дорофей жа­рит рыбу! Во-от такие здоровые барабуль­ки!» — «Ну уж нет, — отвечаю, — быть не может, чтобы старец Дорофей Великим постом жарил барабульку!» — «Может, мо­жет! — настаивал он. — Я своими глазами видел! Во-от такущие барабульки!» А ста­рец Дорофей пришел на Святую Гору еще пят­надцатилетним мальчиком и теперь был для бра­тии как родная мать. Видя, что у кого-то из монахов нелады со здоровьем, он гово­рил ему: «Иди-ка, милый, сюда, я хочу рас­сказать тебе один секрет» — и подкреплял больного тахином с толченым грецким оре­хом или же чем-то еще. И о стареньких мо­нахах он заботился подобным образом. Ну так что же? Иду я к отцу Дорофею — и ви­жу, что он жарит кабачки для монастыр­ской больницы!»

Переходим к следующей книге. Она называется – «О жизни, людях и Божественной справедливости». Как отмечают издатели, «современная жизнь с ее скоростями и технологиями открывает перед человеком большие возможности. Человек хочет всё быстрее, больше, легче. Знания становятся самоцелью. Однако, как сказал старец Паисий, они могут довести нас «только до Луны, к Богу они не возводят». Отец Паисий жил среди нас в совсем недалёком прошлом, и видел, как менялся мир в ХХ-м веке и замечал, что не всегда эти изменения благоприятно сказывались на духовной жизни человека. Однако и сейчас происходят удивительные случаи – чудесных исцелений, спасения в безвыходных ситуациях, неоткуда взявшейся помощи, которые являют нам примеры Божественного милосердия. Но для того, чтобы действие Бога в нашей жизни стало зримым, необходимы духовные усилия самих людей.

И вот одна история из этой книги. Она называется – «Зря потратились на билеты». Старец рассказывает: «Однажды ко мне в каливу пришел чело­век, у которого были непорядки с психи­кой. У него был помысел, что я наделен даром прозорливости и смогу ему помочь. «Что ты обо мне предвидишь?» — спросил он меня. «Найди духовника и исповедуйся ему, — ответил я. — Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, кото­рые пьешь». — «В наше время, — ответил он, — хороших духовников нет. Раньше бы­ли, а сейчас перевелись». Вот так эти люди приходят ко мне с добрым помыслом полу­чить пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну так что же: только зря по­тратились на билеты до Афона», – заключает старец.

Следующая книга будет полезна тем читателям, кого волнует тема христианского брака и воспитания в детях благочестия. Она называется – «О семье и воспитании детей». Как отмечают издатели, преподобный Паисий духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей. Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. А отрывает книгу следующие размышления старца. «В хорошей семье, – говорит он, – дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед роди­телями, казарменной дисциплины и хожде­ния по струнке там нет. Дети радуются, гля­дя на отца и мать, а те радуются, глядя на них.

6. «Любовь не ведает стыда», — говорит авва Исаак. В любви есть дерзновение, в хо­рошем смысле этого слова. В любви тако­го рода есть благоговение, уважение к дру­гим, то есть она побеждает страх. У кого-то есть скромность, нерешительность, но од­новременно и страх, потому что настоящей скромности у него нет. А у другого человека есть скромность, но нет страха, потому что его скромность — настоящая, духовная. Ко­гда скромность духовна, человек ощущает радость». Или вот другое наблюдение отца Паисия. ««Дети — это сплошная морока», — сказа­ла мне одна женщина, имевшая все. Дети ей были в тяжесть! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, посколь­ку для матери естественно иметь любовь. Какую-то девушку до замужества мать мо­жет не будить до десяти часов утра. Однако с того времени, как сама она станет матерью и ей надо будет кормить свое дитя, мыть его, ухаживать за ним, она и ночью-то спать не будет, потому что моторчик завелся. Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяго­тится, а радуется».

Духовные советы преподобного Паисия Святогорца помогают тысячам верующих людей во всем православном мире. Часто старец преподносит христианскую мудрость с юмором, доброй улыбкой, а иногда и с изрядной долей юродства. Острое слово, простой и образный язык отца Паисия становятся оружием против человеческих страстей и пороков. Такие наставления составили последнюю из представленных книг. Она называется «Старец Паисий шутит». По словам издателей, «юмористические» поучения старца Паисия читаются легко, запоминаются надолго и помогают поступать сообразно христовой вере в разных жизненных ситуациях. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Эта книга для тех, кто интересуется историями из жизни святых отцов и афонских монахов, и хотел бы найти для себя примеры подлинной христианской жизни. И вот две истории из этой книги.

Первая называется – «Про политику и аппетит». У старца спрашивают: «А как, геронда, можно отсечь привычку много есть?» На это старец отвечает: «Надо себя маленько притормаживать. Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечь аппетит, потому что потихоньку-полегоньку «гумно» становится все больше и больше. Потом желудок — этот, как говорит авва Макарий, «злой мытарь» — постоянно просит еще и еще. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, однако потом тебе хочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пищу одного вида, это помога­ет отсечь аппетит». «Геронда, – снова спрашивают старца, – а если на столе разнообразие блюд, однако в малых количествах, то чело­век встречается с той же самой трудностью?» «Э-э, – говорит старец, – трудность та же самая. Только партийные фракции невелики, и поэтому они не могут сформировать правительство. Когда есть разнообразие блюд, это похоже на то, что в животе собирается много поли­тических партий. Одна партия раздражает другую, они сцепляются, бьются между со­бой — и начинается несварение желудка…» И напоследок, совсем маленькая история: «Спросили как-то раз верблюда: «Какая доро­га тебе больше нравится — в горку или под горку?» — «Ну а ровное-то место куда поде­валось?» — спросил в ответ верблюд».

Преподобный Паисий – один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Родился он 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем — в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. «Бог, — говорил Старец, — творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека». Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире, а его советы и наставления звучат камертоном среди внешнего шума нашего времени и помогают настроиться на внутреннее делание.

Источники:

http://nikeabooks.ru/blog/10-prostykh-istin-ot-startsa-paisiya/
http://azbyka.ru/deti/pritchi-startsa-paisiya-dlya-malen-kih-paisij-velichkovskij
http://pravchtenie.ru/obzory/istorii-i-pritchi-startsa-paisiya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: