Иоанн русский греция мощи находятся. Русский иоанн на греческой земле

Святыни Греции. Святой Иоанн Русский 1

Узнал об этом святом и полюбил я его еще в мою бытность семинаристом. И вот – милость Божия: прикоснуться своими руками к святыням, связанным с именем этого великого исповедника.

Святой Иоанн родился около 1690 года от благочестивых православных родителей. В юные годы он стал солдатом императора Петра Первого. В неудачной турецкой войне 1711 года (сам император Петр чуть не погиб от рук турок) в числе других Иоанн попал в плен. Вероятно, он был захвачен в плен в битве за освобождение Азова и переправлен в Константинополь. Иоанн оказался в руках татарских союзников турок. Татары продали юношу оттоманскому начальнику конницы, некоему Аге, родом из Прокопиона в Малой Азии. Этот Ага взял своего нового раба к себе в деревню.
И начинается уникальный жизненный путь, или, вернее, житие юноши.

Верою и правдою Иоанн начинает служить своему хозяину. Плохое обращение, насмешки, побои переносит с любовью и терпением. Поначалу турки предприняли много усилий для обращения Иоанна в ислам. Его били, сожгли волосы и кожу на голове, оставляли ночевать в навозе, но на все он отвечал доброжелательностью и христианским смирением.
В свободное время, Иоанн молится, а когда ему разрешают отлучиться, посещает церковь, где усердно молится.

Долгие годы такого смиренного и, кстати сказать, совершенно самоотверженного служения, как будто он служил Христу, изменили мнение о нем окружающих. Он продолжал в их глазах оставаться «кяфирин», то есть неверным, но отношение к нему изменили. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания», – эти слова св. Иоанна, сказанные хозяину, побудили того прекратить издевательства и насмешки.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и трудности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги – плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему миску, наполненную пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Но хозяйка повелела своей поварихе наполнить Иоанну миску с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам.
Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню.
Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. И, действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку сказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот, по прошествии некоторого времени, вернулся из Мекки и привез с собой домашнюю посудину, именно ту, которую наполнили пловом. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел там на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. Ей, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес».

Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав о затее Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действительно так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. После этого все стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания.

После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где провел всю жизнь. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн 27 мая (9 июня н.ст.) 1730 года. Было ему около сорока лет.

Иоанна похоронили с почестями в местной церкви во имя святого великомученика Георгия. Со слезами и благоговением хоронили его жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Его хозяин Ага накрыл останки слуги ценным ковром. Среди местных православных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки.

Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне через три года после смерти праведника. Святой сказал старцу, что его тело благодатией Божией осталось нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад.

Христиане решились открыть могилу. Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. (Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.) Тогда с благоговением верующие взяли тело (святые мощи) и перенесли его в храм, который когда-то посещал сам Иоанн.

С тех пор и следующие сто лет это тело стало источником многих чудес и милостей.

В 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша и войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пустить армию. Христиане-греки не были с этим согласны. Но, будучи меньшинством, они ничего не могли сделать. Убоявшись мести султанского войска, они бежали в близлежащие села, укрылись в пещерах. Остались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг. Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами.
Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшего среди огня, жестом руки и словами угрожавшего им за их дерзость. Тут уже турки не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.
Мощи св. Иоанна опять пребывали в благоговейном почитании. Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день, во время Божественной литургии, она рассказала об этом. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и, о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка. Так св. Иоанн подал знак, что он сохраняет их и молится за них на Небесах.
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне – чудо особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там его соотечественникам – русским христианам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отнятия частиц от своих мощей. Дерзающих на такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.
Случилось же это так. В течение нескольких лет до 1880 года подвизавшиеся в монастыре святого Пантелеимона отцы, узнав о совершающихся у раки святого Иоанна чудесах, просили у жителей Прокопиона части его многоцелебных мощей. Греки долго отказывались, но, наконец, вдруг все, как бы чудом, согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1880 году в сопровождении отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин села на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все монахи во главе со своим настоятелем отцом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах жребия Пресвятой Богородицы, рука праведного Иоанна Русского почитается там наравне с честными мощами других святых.
Так Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.

Читать еще:  Лунный календарь любви на июнь. июня - воскресенье

Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах.

После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. Греки из Прокопиона переехали на остров Эвбею в село Ахмет Ага, которое после отъезда турок переименовали в Неопрокопион. Они привезли с собой и раку с мощами святого праведного Иоанна Русского, которую сначала поместили в церкви Святых Константина и Елены. А когда 27 мая 1951 года был закончен великолепный новый храм в честь святого Иоанна, начатый в 1930 году, туда торжественно перенесли его мощи. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится там в раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника.


Мы у храма Св. Иоанна Русского в Новопрокопионе на острове Эвбея.


Первым делом, войдя в храм, молимся у раки с мощами св. Иоанна и прикладываемся к ней.


Теперь можно и оглядеться.
Величественный храм в византийском стиле.


Солнечные лучи, словно свет прожекторов, пронизывают храм столпами света.


Совершается Божественная литургия. Священнослужители нашей группы были приглашены в алтарь, где мы и могли молиться.
На фотографии
момент службы: вход с Евангелием.


После прочтения Символа веры по-гречески (служба совершается по-гречески) настоятель предложил нашему диакону, отцу Сергию, спеть
«Верую» по русскому обычаю.
Отец Сергий вышел, перекрестился и взмахнул рукой:
«Верую!»
Вместе с ним, единым сердцем и едиными устами, запел весь храм. Большинство паломников здесь были русские. Из Петербурга, Москвы, Калуги. Русские голоса наполнили храм прекрасным и стройным пением.


А после Литургии мы отслужили молебен и еще и еще раз прикладывались к мощам св. Иоанна Русского.


А также прикладывали к раке с мощами иконы св. Иоанна, купленные здесь же.

Иоаннис Россос. Как русский солдат стал православным святым в Греции

27 мая в Греции отмечается День Ивана Русского (Иоанниса Россоса) – одного из самых почитаемых в народе православных святых. В этот день остров Эвбея в Эгейском море, второй по площади после Крита греческий остров, становится центром притяжения многих тысяч паломников со всех концов благословенной Эллады.

Все дороги ведут к Иоанну Русскому

Небольшое селение Прокопион… Сегодня в нем живет около 950 человек. До 1927 года Прокопион носил турецкое название «Ахметага», а затем сюда переселились жители одноименного селения Прокопион из малоазийской Каппадокии. Переселение было вызвано греко-турецким обменом населением.

При малой численности населения Прокопион вряд ли получил бы широкую известность, если бы не был центром православного паломничества – именно здесь находится Храм праведного Иоанниса Россоса. В храме – мощи православного святого, которые в свое время были привезены сюда каппадокийскими переселенцами.

Храм праведного Иоанниса Россоса находится в центре Прокопиона. Его строительство началось еще в 1930 году, но из-за войны отложилось аж до 1951 года, когда храм был завершен и туда из храма равноапостольных Константина и Елены перенесли мощи Иоанниса Россоса. Храм выстроен в традиционном греческом стиле. При входе – две звонницы, трехнефная базилика. В основной части храма, под беломраморным саркофагом и покоятся мощи праведного Иоанниса Россоса. Они возлежат в серебряной раке, которая украшена по бокам барельефами с изображением сцен из жизни православного святого.

Читать еще:  Короткое вечернее правило серафима саровского. Молитвенное правило преподобного серафима саровского для мирян

Не зря на Эвбее говорят: «Все дороги ведут к святому Иоанну Русскому». Чем же удостоился человек, которого называют Иваном Русским, такой чести?

Русский солдат Иван

Примерно в 1690 году на землях, тогда занимаемых Войском Запорожским, в одной казацкой семье родился мальчик. Когда он достиг юношеских лет, его призвали на военную службу в русскую армию Петра I. Обычная судьба парня того времени…

Иван Русский (а имя и фамилия его подлинные так и остаются неизвестными) участвовал в русско-турецкой войне 1710-1713 годов. Во время Прутского похода, не исключено, что как раз в битве за Азов, Иван оказался в числе других русских солдат, попавших в плен к крымским татарам – сателлитам Османской Турции.

Татары поступили с Иваном, как и с другими пленниками, так, как делали почти всегда с любыми русскими и малороссийскими людьми, попадавшими к ним в руки. Ивана перевезли в Константинополь, где на невольничьем рынке продали некоему человеку по имени Ага. Именно так он фигурирует в житии святого Иоанниса Россоса, хотя «ага» в турецком языке – уважительная приставка к имени, указывающая на статус человека. Известно, что купивший Ивана Ага занимал пост начальника подразделения турецкой кавалерии – сипахов.

Каппадокийский плен

Ага отправился к себе на родину – в Каппадокию, где находилось поместье Аги в селении Ургюп (Прокопион). Туда же он привез и Ивана. Турки сразу же предложили русскому солдату принять ислам, что гарантировало бы ему освобождение и куда более хорошую жизнь, возможно и карьеру на турецкой службе. Но Иван, крещенный и выросший в православии, отказался от этого предложения.

Он не менял своей веры и тогда, когда подвергался жестоким издевательствам со стороны турок. Его били, унижали, называли «неверным», поручали самую грязную и тяжелую работу, но Иван не сдавался. Вместе с тем, он и не озлоблялся, не отвечал агрессией, не воровал, а лишь работал и молился, наотрез отказываясь переходить в ислам.

В конце концов Ага, который, видимо, был неплохим человеком, убедился в твердости Ивана в своей вере и приказал своим домочадцам более не терзать и не мучить пленника и не заставлять его переходить в ислам. Ивана перевели трудиться на конюшне, где он и поселился. Иван трудился добросовестно, не отлынивая, чем в конечном итоге заслужил уважение со стороны хозяина.

Ага предложил Ивану переселиться в отдельное помещение, но Иван отказался, сказав хозяину, что Бог распорядился быть ему рабом и значит так тому и быть, и лишения надо терпеть соответствующие. Иван остался на конюшне, ненавидимый другими рабами, которым не нравились ни трудолюбие русского пленника, ни все более доверительное отношение к нему со стороны хозяина Аги. Так и проходили годы – днем Иван трудился и молился, а ночью тайно посещал пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы.

Хадж хозяина и чудо с пловом

Со временем Ага серьезно разбогател и стал одним из самых богатых и влиятельных людей в своем селении. Он связал свое благополучие с тем, что в доме его нашел приют христианский праведник. Однажды Ага решил совершить хадж в Мекку. Во время путешествия хозяина дома его жена созвала родственников Аги на обед. За столом прислуживал Иван, которому жена и сказала о том, как бы рад был хозяин дома, если бы сейчас трапезничал вкуснейшим пловом рядом со всеми. Иван попросил у хозяйки блюдо с пловом, пообещав отправить его Аге.

Гости очень сильно развеселились, поскольку решили, что Иван хочет либо съесть сам плов, либо раздать его беднякам. Но поскольку к этому времени Ивана все любили и ценили, его просьбу выполнили и выдали ему плов. Когда домой вернулся хозяин Ага, он рассказал о том, что во время путешествия в Мекку обнаружил в своей комнате блюдо с горячим пловом. И самое интересное, что на блюде было выгравировано его имя – то есть, это была посуда из его дома в Ургюпе.

После этого события авторитет Ивана очень сильно вырос. Даже турки-мусульмане стали рассказывать друг другу, что в доме Аги живет «вели» — «святой человек». В принципе, Иван мог бы уже и не работать, а только молиться, но он не изменял себе – он честно трудился, жил очень скромно, отказывался от любых попыток предоставить себе какие-то привилегии.

Уход из земной жизни и почитание

В 1730 году Иван тяжело заболел и попросил привести священника, чтобы причаститься. Священник испугался идти в дом к Аге и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, Иван скончался. Это произошло 27 мая 1730 года. Интересно, что мусульманин Ага, узнав, что уважаемый им Иван скончался, сам позвал священника и поручил похоронить Ивана по христианским обычаям. В последний путь Ивана проводили почти все жители Ургюпа, причем не только христиане, но и мусульмане.

Ивана похоронили при местной церкви святого Георгия, которую при жизни посещал праведник. Сразу же его могила превратилась в объект паломничества всех жителей Ургюпа и окрестных селений. Приходили на могилу Ивана и христиане, и мусульмане. В этом, кстати, не было ничего удивительного, поскольку во многих регионах Малой Азии ислам был всегда очень либерален, а значительную часть мусульман составляли бывшие христиане, перешедшие в ислам из соображений безопасности или личной выгоды.

Кроме того, в Ургюпе проживало большое количество янычар, а среди янычарского корпуса, как известно, был очень популярен орден Бекташийя, проповедовавший веротерпимость и лояльное отношение к христианству. Многие бекташи почитали не только своих учителей, но и христианских святых, поэтому ничего удивительного не было и в том, что Иван Русский стал почитаться не только греческим, но и турецким населением каппадокийского села.

Спустя три года после смерти Ивана, в ноябре 1733 года, священник церкви святого Георгия увидел во сне праведника и тот рассказал ему о нетленности своего тела. После этого знамения местные жители решили открыть могилу и действительно убедились в нетленности останков Ивана. Более того, от тела источался аромат. Тогда мощи праведника были извлечены из могилы и помещены в раке в церкви.

Судьба мощей святого Иоанна Русского

Однако и после смерти святому не было покоя. В 1832 году, спустя век после ухода Ивана из жизни, хедив Египта Ибрагим-паша напал на Турцию. Ургюп, через который шли против хедива войска султана Махмуда II, был враждебен султану и не собирался пропускать его армию через селение. Это объяснялось тем, что в Ургюпе проживали бывшие янычары, чей корпус был расформирован султаном. Но султанские войска подавили восстание в Ургюпе. Обнаружив в церкви мощи Иоанна, солдаты султана решили их сжечь.

В житии святого рассказывается, что солдаты разожгли костер, но мощи опять оказались в церкви. Они повторно вынесли их и положили в костер, но огонь не тронул останков святого. В один момент солдаты увидели Ивана живым, стоящим среди огня. Солдаты в ужасе разбежались, оставив и мощи, и награбленную в селении добычу.

Читать еще:  История возникновения монастырей. Словарь

Спустя день местные старики – христиане пришли к церкви и обнаружили целое тело святого среди обгоревших углей. Оно было черным от копоти, но по-прежнему прекрасно пахло. Огонь не тронул святого. Его мощи вернули в раку. В 1845 году их перенесли в церковь Василия Великого, а в конце 1880-х годов на средства русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в Каппадокии, в селе Ургюп началось строительство церкви в честь Ивана Русского. В 1881 году, в благодарность за финансирование строительства, в монастырь Пантелеимона была отправлена десница святого. Когда в 1898 году храм Ивана Русского было достроен, мощи перенесли туда.

В 1924 году начался обмен населением между Грецией и Турцией. Греки-христиане покидали Малую Азию – земли, где греки жили на протяжении трех тысячелетий. В ответ в Турцию возвращалось мусульманское и турецкое население из Греции. Христиане из Ургюпа перебрались в селение Ахметага на Эвбее, которое и было переименовано, как мы писали выше, в Прокопион.

В новый Прокопион перевезли и мощи святого Иоанна Россоса. Первоначально их поместили в церкви святых равноапостольных Константина и Елены, а затем выстроили новый храм. С 1962 года в Греции действует Общество во имя святого Иоанна, которое занимается благотворительной деятельностью, включая строительство общежитий, приютов, богаделен, детских лагерей.

Память о праведнике

Жизнь Ивана Русского – удивительный пример служения своей вере. Даже в самых сложных условиях, оказавшись на чужбине и во враждебном окружении, Иван не только не отказался от своей веры. Он остался настоящим человеком, который честно и добросовестно трудился, любил и уважал людей, какими бы они ни были.

Не случайно простой русский солдат, попавший в турецкий плен, стал героем и святым у православного греческого народа. Но и в родной России память об Иване Русском постепенно восстанавливается. В 1962 году он был включен в календарь Русской православной церкви, а в 2003-2004 гг. в Кунцеве был построен первый храм в честь этого удивительного праведника. Памятник святому Ивану Русскому был открыт в 2012 году в городе Батайске Ростовской области.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Иоанн русский греция мощи находятся. Русский иоанн на греческой земле

Пленный казак проявил невероятную стойкость и получил за это невероятный почет и христиан, и мусульман.

Как началась история Иоанна Русского?

Иоанн родился около 1690 года в Русском царстве на территории Войска Запорожского. Эти земли на тот момент были автономией, казаки обладали значительными преимуществами среди остального населения. В 1710 году начинается Русско-турецкая война и Иоанна рекрутируют в армию Петра I. Считается, что Иоанн Русский попал в плен к туркам во время Прутского похода, когда армия, возглавляемая графом Шереметьевым, попала в безвыходное положение у побережья Черного моря. Россия проигрывает войну Турции: не все пленные возвращаются назад, часть из них остается на территории Османской империи и становится рабами.

Как он жил в плену

Иоанна и других пленных солдат продают в рабство в Константинополе, их отправляют в селение Ургюп (греческий вариант — Прокопи), находящееся в Малой Азии. Русских невольников в Угрюпе пытаются обратить в ислам, предлагая им равные условия жизни с мусульманами. Тех же, кто не идет на это, подвергают пыткам. Многие отрекались от христианства, однако Иоанн выдержал все испытания.

Однако пыткам его подвергают и дальше, Иоанну достается самая тяжелая и грязная работа. Несмотря на это, он не предает свою веру в Христа, кроме того, выполняет всю работу с усердием. Со временем его окружение меняет к нему отношение и хозяин даже предлагает ему свободу. Его твердость и преданность традициям восхищают людей.

27 мая 1730 года Иоанн Русский скончался в турецком плену, оставаясь невольником.

Почитание Иоанна Русского в наши дни

В интервью порталу «Правмир» настоятель храма Иоанна Русского на греческом острове Эвбея протопресвитер Иоанн Вернезос рассказал о том, что греки почитают святого, прежде всего, за выбор исповеднического пути. По его словам, хозяином солдат, проданных в рабство, был турецкий военачальник. Когда пленных доставили в Ургюп, он предложил Иоанну принять либо ислам, либо смерть. Подобный выбор выявляет великих святых, считает протопресвитер Иоанн Вернезос. Он привел слова Иоанна, сказанные в ответ своему хозяину: «Я пленник этой войны, и я – в твоих руках. Но ты пленил мое тело, а не мою душу. Я готов выполнять ту работу, которую ты прикажешь, но не отрекусь от Христа, даже если ты лишишь меня жизни».

Иоанна не убили, а отправили в хлев заниматься самой грязной работой, уточняет священнослужитель. Над пленником издевались: оскорбляли, избивали палками, верхом жестокости со стороны турок стала пытка раскаленной медью. Протопресвитер рассказывает о подробностях этого жуткого испытания: мучители Иоанна разогрели на огне медную тарелку, клещами поднесли ее к голове беспомощного раба и прожгли ему кожу до самого черепа. На это Иоанн сказал: «Вы обжигаете мне голову, но это напоминает мне о терновом венце Спасителя. Хлев, где я живу, похож на вифлеемские ясли, в которых родился Христос. А побивание плетьми, оплевание и заушение дают мне почувствовать страдания моего Господа».

Из противостояния с рабовладельцем Иоанн вышел победителем. Стойкость русского казака поборола турецкую жестокость. Хозяин и жители города начали с уважением относиться к рабу из-за его праведного образа жизни. Иоанн выполнял поручения, а ночью посещал местную церковь для причастия. Протопресвитер Иоанн Вернезос поведал и о первом чуде, которое случилось еще при жизни святого. Военачальник отправился в паломничество, и в Мекке в доме, где он остановился, он неожиданно обнаружил чашу с пловом. Незадолго до этого в Ургюпе хозяйка угощала пловом домашних и соседей, предложила его и Иоанну, но он ответил, что не будет есть сам, а переправит плов в Мекку. Протопресвитер считает, что это чудо сравнимо с чудесами Ветхого Завета. Когда Иоанн умер, хозяин призвал христиан за телом, и в знак почтения приказал обернуть его в самый дорогой свой ковер. Святого предали земле по православному ритуалу.

Как мощи святого оказались в Греции

Могила Иоанна Русского стала местом паломничества для всех, кто жил в окрестностях Угрюпа. Она осталась невредимой даже во времена египетского вторжения.

Спустя века, в начале XX столетия в Греции к власти пришли политики, мечтающие о реставрации Византийской империи. В 1919 году они начали Вторую греко-турецкую войну, которую Турция выиграла благодаря, как считают многие эксперты, помощи большевиков. После чего был проведен принудительный обмен населением между странами. Тогда считали необходимым, чтобы этнический состав государства был однороден. Христианское население Ургюпа перебралось на остров Эвбея. С собой они привезли и мощи Иоанна Русского, поместив их в небольшой церкви, на месте которой через 20 лет был построен большой храм.

Источники:

http://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/svjatyni-grecii-svjatoj-ioann-russkij-1.387/
http://topwar.ru/158274-ioannis-rossos-kak-russkij-soldat-stal-pravoslavnym-svjatym-v-grecii.html
http://russian7.ru/post/ioann-russkiy-pochemu-russkiy-kazak-st/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: