Илья 2 патриарх грузии. “Солнечная ночь” Илии II, или Путь Патриарха Грузии

“Солнечная ночь” Илии II, или Путь Патриарха Грузии

В 2017 году 4 января Католикос-Патриарх Всея Грузии Святейший и Блаженнейший Илия Второй отмечает свой 84-ый день рождения.

Sputnik Грузия решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши – Гудушаури – играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий – отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

“Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых – преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения”.

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

“Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре”.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

“Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию”.

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии – это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом – право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов “За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями”.

Читать еще:  Икона прибавление ума история появления. Молитва пресвятой богородице о прибавлении ума

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество – автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них – портреты его родителей, работы под названием “Святая Троица”, “Господь с нами”, “Старые времена”, “Иверская Богородица”, “Платитера”, “Архангел Михаил”, “Архангел Гавриил”, “Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар” (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность – это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку – церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — “Kyrie eleison” (греч. — “Господи, помилуй!”, “Sanctus” (лат. — “Свят”), “Agnus Dei” (лат. — “Агнец Божий”) и “Ave, Maria”.

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II – поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал “солнечной ночью”, потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.

Патриарх Грузии Илия II

Тепла и любви в нем столько, что хватает на всю страну, как минимум. На всю Грузию. Каждый грузин – это его ребенок. Что бы ни случилось, с какими бы проблемами люди не столкнулись – бегут к Патриарху. Если у него именины или какое-то другое торжество, двери Патриархии открыты с утра и до вечера, идет очередь людей, как в Мавзолее. Идут с цветами, с какими-то подарочками, чтобы просто поцеловать руку и взять благословение. Он сколько есть сил, стоит. Если нет сил, все-таки он плохо себя сейчас чувствует, сидит в кресле, но он абсолютно всех благословит, и это происходит целый день, а теперь уже и два дня.

Солнечная ночь

Патриарх Илия II сам свое служение называет «солнечной ночью». В декабре 1977 года после интронизации Патриарха во Мцехте люди вышли из собора и увидели удивительное явление – с одной стороны солнце еще не село, а с другой стороны была видна луна. Патриарх говорил, что действительно служение такое получилось. Ночь – на тяжелые времена для Грузии выпало время его патриаршества, но ночь солнечная, потому что она всегда была освещена светом веры.

Каждое воскресенье Святейший придумывает небольшое послушание для духовных чад. Начало 90-ых годов. Голодные годы, зарплаты и пенсии по 13 долларов, да и те не платят по году. Гражданская война. Совсем недавно произошла трагедия 9 апреля 1989 года на площади Руставели, где Патриарх был и призывал собравшихся укрыться в храме, но его, увы, не послушались…

У людей страшная депрессия. И тут Святейший придумывает вроде бы простое послушание – просит писать другу другу записочки и рассказывать о человеке все самое хорошее. И это сработало — люди каждое утро получали эти конвертики с очень теплыми словами, и у всех поднялось настроение.

Однажды он дал «задание» всем тем, у кого в живых родители, несмотря ни на какие саны, звания и положения, при каждой встрече с ними просить у них благословение. Говорят, что это что-то невероятное — от такого простого, казалось бы, внешнего действия меняются отношения внутри семьи.

В другое воскресенье, еще в советские времена, в начале 1980-ых гг., предложил разобрать древние грузинские иконы из Сионского собора по домам на неделю. Правда, было поставлено условие – принимающая семья должна была обеспечить открытый доступ к святыне любому желающему.

Получилось невероятное паломничество – люди ходили друг к другу в гости помолиться у икон из собора. По воспоминаниям матери митрополита Николая (Пачуашвили), когда к ним в дом принесли огромную икону Божьей Матери, ей, почти неверующей женщине, показалось, что в дом вошла сама Дева Мария.

Молитва о Грузии

На Синае Патриарх поднимался пешком по монашеской тропе, взошел босиком на святую гору, молился о Грузии. И там Господь ему дал интересный пример, который он смог использовать тоже для объединения грузинского народа. Увидев воочию мусульманский намаз, Патриарх стал думать о том, что должен быть в Библии какой-то источник, почему его так часто совершают. И нашел. В псалме царя Давида: «Семь раз в день буду прославлять Тебя, Господи».

И семь раз в день теперь вся Грузия читает псалмы Давида по часам. Это передается по радио. Короткая молитва, буквально пять минут. Передают по радио, чтобы вся страна могла одновременно ее услышать, все знают по часам.

«Это мой ребенок, будьте повнимательнее»

Недавно Патриарх нашел решение для непростого в современном мире демографического вопроса. Он пообещал каждой грузинской семье крестить третьего ребенка. И он сам крестит действительно всех детей и всем родителям говорит: «Это мой ребенок, поэтому будьте поосторожнее, повнимательнее».

Действительно, у него есть все имена, он настоящий крестный отец, все знает обо всех. Рождаемость выросла невероятно. Это даже стало модным — грузинские папы и мамы, живущие в рассеянии, в Европе, в Америке, в России, приезжают специально рожать в Грузию, чтобы крестил детей Патриарх.

И это действительно работает – показатели рождаемости растут: по сравнению с 2005 годом рождаемость в Грузии увеличилась на 25%, а количество абортов сократилось на 50%.

Массовые крещения начались в 2008 году, на сегодняшний день у Патриарха Илии уже более 11 000 крестников.

Забота о каждом

Но помимо решения «глобальных» проблем, Святейший принимает активное участие и в жизни отдельных людей. На ужин в Патриархию может прийти, кто угодно. Кого-то Патриарх специально приглашает, а кто-то, если захочет, может прийти и сам в Большой приемный зал Грузинской Патриархии, где выносятся всем какие-то конфетки, ягоды, звучит музыка, которую Святейший написал, или то, что ему нравится. Раньше он сам просто играл на рояле.

Люди сидят, общаются, приходят какие-то интересные люди, деятели искусств, и совсем простые люди, рабочие. Это такая большая семья, которой он каждый вечер рассказывает что угодно, вплоть до своих сновидений. Очень много рассказывает из истории, о своих предшественниках, постоянно передает духовный опыт.

Однажды приходит заплаканная студентка. Ее ведут к Патриарху, она плачет, что-то говорит. Ее Святейший утешает. Она плачет, рассказывает Патриарху, что у нее дома такая ситуация, что пришлось работать очень много, поэтому она не ходила на занятия, но она учила, готова сдавать экзамены.

И Патриарх тут же звонит по телефону: «Да, да, я все понимаю, да, надо учиться, но я, как ректор академии, прошу Вас, примите у нее экзамены». Он решил этот вопрос на месте. Такая маленькая радость для человека. .

Читать еще:  Как надо жить для себя близнецы. Жизнь близнецов и судьба

Однажды, еще в советские годы, в Тбилиси случилась трагедия. Родители пошли на какую-то вечеринку, оставили дома двоих детей, мальчика и девочку. Произошла утечка газа, они задохнулись. Родители договорились между собой, что они похоронят детей, а потом вернутся домой и покончат с собой.

Но после похорон мама перед тем, как наложить на себя руки, решила позвонить в Патриархию и спросила, можно ли поговорить с Патриархом, можно ли к нему прийти? Святейший сам примчался к ним домой и говорил с ними всю ночь. Наутро это была уже верующая семья, теперь мама работает в Патриархии, они возглавляют комитет родителей, которые потеряли своих детей.

Одна женщина, учительница, которая в голодные годы хотела что-то приятное сделать Патриарху, каждое утро вставала рано, шла в булочную, и как только выпекался свежий хлеб, покупала баточник и приносила в Патриархию. Патриарх ее знал. Больше ничего она не могла сделать, единственное, на что у нее хватало, это батончик хлеба. Но это внимание, тепло.

Она заболела раком, у нее была опухоль в голове, очень большая. Врачи ее уже не брали, дома не могли за ней родные ухаживать. Патриарх взял ее в Патриархию к себе. Но войти было очень сложно к ней в комнату, он один ходил к ней. Ему матушки что-то давали, он каждый вечер приходил к этой женщине, которую он едва знал — кроме того, что она ему просто булочку приносила. Рассказывал ей о житиях святых, рассказывал ей о своей жизни, о Церкви, обо всем. И так потихоньку проводил ее в последний путь.

Часто к Патриарху на покаяние везут, например, человека, который совершил очень тяжелый грех. Один раз матушка, которая везла человека, говорила, что, наверное, невозможно об этом рассказать. Грех такой, что нельзя вслух об этом сказать. Но человек, который его совершил, согласен был покаяться только перед Патриархом.

Когда он приехал и рассказал обо всем Патриарху, Святейший вдруг засмеялся. Это была такая реакция, которая, с одной стороны, окружающим показалась странной, но с другой стороны, человек этот так был тронут, что это единственное, возможно, было в этой ситуации, что мог сделать для спасения этой души пастырь.

Он очень любит цветы и другие растения. Все, что растет в Патриархии, выращено его руками, он сам знает каждый цветок. У многих его близких такое ощущение, что он с растениями разговаривает. Как-то к нему приходили представители партии «зеленых». Сидели в этом саду прекрасном. Святейший сказал: «Конечно, я не могу быть членом никакой партии, но если бы я когда-то вступил в партию, это была бы партия “зеленых”».

Гл. III Жизнь ради других -Патриарх Грузии Илия II

Гл. III «Жизнь ради других» – Патриарх Грузии Илия Второй

Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии
(Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич)

Родился 4 января 1933 года во Владикавказе.

Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.
В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде, где учился в обители преподобного Сергия Радонежского).
16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь cвятого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси.
10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха.
В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита.
26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.
С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.
23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы Католикос-Патриарх Илия II был президентом Всемирного Cовета Церквей.

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.
http://www.patriarchia.ru/db/text/73195.html

«Прежде всего нужно сказать, что мы православные народы – народы России и Грузии. И сближение между нашими народами произощло на почве православия. Поэтому это надо ценить. Тот процесс, который произошел в последние годы – это была большая ошибка с одной и другой стороны. Мы были и должны остаться добрыми друзьями и братьями. И надо во что бы то ни стало восстановить добрые отношения мужду Россией и Грузией. И это нужно делать скорее, потому что время работает против нас: против России и Грузии. Я призываю на всех Божее благословение и желаю, чтобы мы хранили духовные ценности и культурные ценности наших народов. Я желаю, чтобы каждый понимал свою ответственность перед своим народом, перед Богом прежде всего. Те новые введения, которые часто появляются у наших народов, которые чуждые нашему духу, те нововведения…. Надо остерегаться от них…. Надо хранить свои традиции – добрые традиции». –

Из эксклюзивного интервью с Католикосом-Патриархом всея Грузии
телеканалу «Царьград» 23.04.15г. https://www.youtube.com/watch?v=mfoQcTkZ1I8

«…У нас есть стихотворение и песня… «Что разрушала война, любовь восстанавливала». Это наш девиз. …И я с надеждой живу, я хочу уйти к своим предкам, увидев наши добрые отношения. И мирную Россию, и мирную Грузию». –

Из программы, посвященной 80-летнему юбилею Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии Второго. 2013г. https://www.youtube.com/watch?v=phBtvZg0Do0

«Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» Пс.113:9

«Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс.148:5).

Богата Грузия Дарами! –
Во «Той рече, и быша; Той….
…Той повеле» и – осетрами
Они наполнились, а вод… –
А рек здесь столь же, сколь и в теле
Артерий должно было быть
При том «создашася».

В «Велели» –
Кура «аортой» стала! И…
И понеслась к Арагви светлой
Святая мутность с гор вершин,
Обнявшись с ней, катить победно
В веках саму бы к Морю Жизнь!
Сколь рыб в той «Жизни» – не измерить
И ни в кило, ни в литрах и
Всей крови пролитой: в иверах –
Кровь «ИХТИС»* – Рыб, уж с «вер» внутри!

И – две «шумящие» сестрицы,
Крещальной ставшие водой,
Со Мцхетой – древнею столицей
Всё помнят, помнят, как Нино
С крестом из лоз над их брегами
Сама воздвигла на горе,
Упёртой насмерть в рек слиянье,
Крест самый первый:
«Джвари» – Крест!

Читать еще:  Приснилась чёрная крыса: толкования по соннику. К чему снится крыса черная — толкование сна по сонникам

И – Вера снежною лавиной
Из «Глыб» да самых дорогих
«Камней», – брильянтами на солнце
Что уж с алмазов на земле,
Сошла на Грузию, где солнце
Привито Небушком к лозе! –
К Лозе, чьим ягодам ловиты
И преисподней не страшны:

Пока льёт жаркие молитвы
Плодоносящий всё инжир;
Пока крест Матери чтим будет,
Как Сына Крест, Его Хитон,
Как крест, влачить который трудно…
Но всё – по силам, коль ты – в Нём!

Хитон-Хитон… Хитон Господень….
…………………………..
…………………………..
….Так и не выпустив из рук
Своих девичьих, с ним сегодня –
С живым свидетелем всех мук
Христа Спасителя! – под спудом
Почит всё та, что «рыбой» звать
С пелен: Сидония*! –
Дочь…

Чудо
И то, что Сарра – её мать –
Дух испустила в день Распятья
С ударом в сердце вдруг…. Душой
Еврейской ли услышав в час тот
Семь слов последних с «…Боже Мой!»
Мессии жданного столь! – Сына,
К Отцу идущего с Креста….

Земля Святая, иль забыла,
Что Сам Господь тебя избрал.

И – тот нешвенный, неделимый
Теперь в Уделе Мати! – Той,
Кем вязан был Хитон сей Сыну….

Зря ль Мцхеты статус – град Святой*!

Под небом Грузии веками
В родстве и с кровью, с соль-водой –
Та, что всех носит не руками;
Ногами топчется; бедой
Что выжигалась сколь до пепла;
Та, что и в лихо всё родит
На всякий вкус, любого цвета, –
Земля! – не красная на вид.
И ей, в час трудный для Отчизны
Бог посылает помощь Сам
В лице Святых ещё при жизни
На этой грешной, – без греха….

Земля, где истина и Вера
Из Чаши пьют одной Вино,
Вкушая с Хлебом – Кровь и Тело! –
Там есть надежда…. Сколь имен
У Православной Богу верных
До самой смерти-то в веках!

И нынче Матери Удела
Святейший Пастырь Илия
Благословенье дал*: отныне
Открыты двери всех церквей
И днём, и ночью, помолиться б
Прийти мог каждый здесь! – Везде,
В Светицховели же особо:
«Господь услышит наши все
Молитвы пусть. Бог с нами!» С Богом! –
Не прекращалось бы нигде
Теперь уж сутками моленье.

Вот и Тамар-царица ж так:
Всенощны литии и бденья
В монастырях во всех, церквах….
…………………………………
…………………………………
Рать осенив: «… да не убойтесь,
Что много их, бо с нами Бог!»
………………………………….
………………………………….
Увидев враже, пало войско
Всё на колени…. – …пред Крестом! –
Пред ним – Святым! – да со слезами.
И тут – ударили!

Шамхор –
Трофеем им! И пленных сзади
Плелось немерено…. Домой
Христолюбивых Вера мчала
Верхом с Победой на коне!

О, благоверная Тамаро,
Молись о нас там!
Мир – в огне…

«Патриарший крест…. – То время солнечных ночей» –
Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II

Нет, не текут быстрее реки,
Когда не тает снег в горах…
Да вот «всё могут» человеки….
И – сколь тонул Удел в слезах…
Крест…,
крест…,
кресты…

А время скоро
На бег вперёд, летя назад….

«Крест Патриарший»…. – Крест! – в уборе
Сезонов года всех подряд:
Во злате, в белом, в зелень вёсен,
В цвет лет, калиной что горчат….

А он всё жнёт и сеет, косит,
Пасет, ведя не наугад,
Все сорок лет, почти, безсонных –
Простой, да – «Архи»! – Илия,
С «Бог мой» уж в имени.

Не вспять! –
Течет он, Господом хранимый:
Когда сил неоткуда взять,
Казалось бы, дает Бог силы
И овц спасать, и воевать
В руках с «Мечом» непобедимым,
Иконы, музыку писать,
Быть крестным многих, бы плодилось
На том пастби’ще, где был Сад,! –
Ведя к вратам былой отрады,
Где и любви…. – хоть отбавляй….
А с ней – Евангельской – не рай?
А ад внизу – туда не надо.

Отцом Народа уж ли зря –
Зовёт Семья? В семье ж….

Кто б спорил:
Меоре* Архи*… Илия! –
Канал…. Канал – к Живому морю!

О наш Святейший Патриарх
Илия Блаженнейший Меоре! –
С верхушкой в небе Дуб, в горах
Чей ствол велик и мощны корни…..
Подай Господь его Надежд
Всех оправданья, бо – мудрейший!
Всяк старец ведает: сосед
Придет на помощь брата прежде…

Пусть «Лета Многая» поют
Илии уста, душа и сердце –
Во здравьи! Сколь осталось – тут.
Дай Бог любовью отогреться
Его отеческой святой
Несчастным всем и блудным чадам,
Дом и покинувшим родной,
Пока он здесь, всё с «отчим» – рядом! –
С многострадальным, хворым всё,
Богатым, как ничей, святыми
С венцами мучеников.

Дом! –
Откуда шаг один до Сини,
Лишь только руку протяни:
В горах до Бога много ближе.
А их там столько! – пруд пруди.

На этажах, чуть Неба ниже, –
Иконостас, и средь икон
Грузинских – Сергий преподобный,
Князь благоверный Невский в нём,
Святая Ксения, Саровский
Предивный отче Серафим,
Вот и Матронушка – в окладах,
А зацелованы они
Ничуть не меньше тех, что рядом.
Вот и пред Богом все равны!

«Мал золотник, да дорог»…В связке
Удел сей с Верой хоть не раз
В слезах тонул, да – гор Кавказских
«…воды же чистой»! Се Алмаз,
О чью главу не одна «каска»
Разбилась: Бог с ней!

…Крест на ней –
И убелённой, и местами
В лес поредевший уж, – белей
Что становилась с каждым «Вай ме»:
«То время солнечных ночей…
Свеча зажженная, что тает….
Жизнь для других… – Скорбь, радость в ней», –

И есть тот крест, что, освещая,
Несет наш Архи… Илия
Уж сколько лет…. – Крест Патриарший!

Любовь евангельская – рай,
Бо «Царство Божие внутрь вас» же.

Молитвы льются ввысь рекой,
Стекая воском в море свеч там,
Под шум Арагвы, что с Курой –
Давным-давно, хоть брак не венчан…
И пьёт церковный перезвон
Из рога предков, осушая,
Вино любви былых времён…

Ну, кто сказал, что нет здесь рая? –
Любовь Сама где, там и он,
На всё иное не взирая!

__________________________
*Городу Мцхета в 2014 году с благословения Патриарха всея Грузии Илии Второго присвоен титул Святого города, на основании завещания первого Католикос-Патриарха Мелкиседека Первого, которое было написано в 11-м веке. http://www.apsny.ge/2014/soc/1396825754.php

*Ихтис — древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: ;;;;;;; ;;o; ;;;;; ;;;;; (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Часто изображалась аллегорическим образом — в виде рыбы.

*Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба».

*Тринадцать Сирийских отцов (VI в.), преподобные, основатели монашеской жизни в Грузии.

* «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21).

*По инициативе Католикоса-Патриарха Илии II каждый третий ребёнок, родившийся в православной грузинской семье, при желании родителей, окрещён самим предстоятелем Грузинской Православной Церкви. На 2014 год Патриарх – крестный уже 14 ооо детишек, которые могли и не родиться….

* Меоре – (груз.) – Второй

* Архи — Приставка, обозначающая: старшинство, высшее положение в том или ином церковном звании;
Архи – (груз.) – Канал.

*14 октября 2015 года Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй дал благословение на то, чтобы церкви в стране были открыты круглосуточно. http://www.apsny.ge/2015/soc/1444878338.php

*Шамхорская битва произошла 1 июля 1195 г.

Каталикос-Патриарх Илия Второй призвал грузин вернуться домой
19 Окт в 12:22

Грузинская Церковь прославит в лике святых мать святой Сидонии Сарру.
24 декабря 2015 г.

Источники:

http://sputnik-georgia.ru/reviews/20170104/234428444/Solnechnaja-noch-Ilii-II-ili-Put-Patriarha-Gruzii.html
http://putnik.cerkov.ru/2013/09/25/patriarx-gruzii-iliya-ii/
http://www.stihi.ru/2016/01/04/5481

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: