Икона «Знамение Божией Матери», значение у православных. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Абалацкая

Икона Божией Матери Знамение

Дни празднования:
16 марта- икона Богородицы «Знамение» Златоустовская
21 марта — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
Июнь (переходящая дата) — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
21 сентября — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
10 декабря- икона Богородицы «Знамение» (общий день)

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец .
Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Сама история иконы «Знамение» подсказывает то, что перед этим образом нужно молиться при разных болезнях, недугах, войнах, при обвинении в клевете и других бедствиях.
И, хотя, Божией Матери молятся в таких или подобных случаях через Ее икону Знамение, нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.
Богоматерь- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ

Знамение Пресвятой Богородицы, которое произошло в Новгороде Великом в 1170 году и после этого события новгородская икона и получила русское название «Знамение».

В тот год сын Суздальского князя Андрея Боголюбского во главе объединенного войска подошел к стенам Великого Новгорода, горожанам осталось уповать только на Божию помощь и они дни и ночи молились Господу.
На третью ночь архиепископ Новгородский Иоанн услышал дивный голос, который сказал ему взять из новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Икону переносили под обстрелом осаждавших, и одна стрела вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание такого чуда Царицы Небесной, архиепископ Иоанн установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и до сих пор празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ

В 1848 году в Москве бушевала холера и этой болезнью заболел шестидесятилетний купец Иродион Воробьев. Однажды ему во сне приснилось, что он находится в Златоустовской обители возле паперти, и будто бы монах с послушником готовятся что-то освящать. Затем он увидел на стене образ «Знамение» Богоматери и подошел к нему приложиться. На иконе Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя Иродиона, дала ему из Своих рук хрустальный сосуд для передачи послушнику.
17 февраля он отправился в Златоустовский монастырь к вечерне, где и увидел над аркой паперти Троицкого храма икону «Знамение» Богоматери. Иродион узнал в ней ту самую, которую он видел во сне. По просьбе исцеленного, эта икона 16 марта (по новому стилю) была снята с арки и перенесена в Троицкую церковь. Перед образом был совершен молебен с водоосвящением и чтением акафиста Богородице. Затем образ поместили на аналое в приделе святителя Иннокентия Иркутского.
Благодарный купец украсил образ драгоценной ризой, а одна женщина, получившая у иконы исцеление, сделала список с нее и поставила в той же Троицкой церкви, где находилась и подлинная чудотворная икона, перенесенная в 1865 году в соборную монастырскую церковь во имя св. Иоанна Златоуста.
В монастырской летописи за один только 1848 годом описано восемь чудесных исцелений от этой иконы.

Икона Златоустовская написана на липовой доске и имеет 53 см в вышину и 44 в ширину. По сторонам Богоматери находятся изображения св. Николая Чудотворца и Иоанна, архиепископа Новгородского.
Ежедневно в Златоустовском монастыре совершаются молебные пения перед иконой «Знамение» Божией Матери: после ранней литургии в Троицком храме, а после поздней — в соборной Златоустовской церкви. Каждую пятницу в этой обители перед чудотворной иконой читается также акафист Божией Матери.

Читать еще:  Известные высказывания канта. Цитаты канта

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство подверглось нападению хана Батыя, город Курск был разорен и пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил необычную вещь, лежащую на земле. Когда он поднял ее, то увидел, что это была икона, похожая на икону «Знамение» Новгородскую. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо- на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 21 сентября (по новому стилю) 1295 года. Не решившись оставить икону в лесу, этот охотник построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, где и оставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
Потом этот образ перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.

Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября (по старому стилю), а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.

Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). В курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

В Русском православии существуют несколько икон Божией Матери«Знамение»:
«Знамение»Владимирская; «Знамение» Верхнетагильская (1753); Знамение Серафимо-Понетаевская (1879); «Знамение» Корчемная (XVIII); «Знамение» Абалацкая (1637); «Знамение» Златоустовская (1848); «Знамение» Московская; «Знамение» Соловецкая; Знамение Вологодская; Знамение Царскосельская (1879); «Зна́мение» Курская-Коренная (1295); «Знамение» Новгородская (XII).

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим о́браз Твой честны́й, и́мже показа́ла еси́ пресла́вное зна́мение.

Икона «Знамение Божией Матери», значение у православных

Икона «Знамение Божией Матери», значение которой для русских православных людей трудно переоценить, имеет очень давнюю историю.

На Руси образ известен с 11-го столетия и был наречён так в честь чудесного знамения от Новгородской иконы во времена страшнейших междоусобиц. Тогда заступничеством Небесной Царицы город и его жители были спасены от вторжения захватчиков.

В 1352-м году люди, приходившие с молитвой к иконе, исцелялись от чумы. Двумя годами спустя благодарные горожане воздвигли в её честь храм «Знамения Пресвятой Богородицы», а богородичный лик был торжественно перенесён туда ещё через два года.

Читать еще:  Фаза луны 2 июня. Лунный гороскоп Суббота

Описание и значение

На изображении Богоматерь поднимает руки в молитвенном жесте. Это движение является одновременно обращением к Всевышнему и благословением для тех, кто нуждается в её помощи.

Согласно древним свидетельствам, воздетые руки должны были подражать страстям Господним, то есть такой жест можно расценить, как желание Богоматери разделить страдания её Сына, а также страдания всех, просящих её защиты людей.

Богомладенец, находящийся на уровне её груди, взглядом обращён на молящегося и тоже благословляет его.

Вполне обоснованно можно воспринимать икону «Знамение Божьей Матери» в значении «Стена Нерушимая», поскольку оба этих образа имеют общую родословную – Оранту, которую почитали как заступницу всех городов и весей, защищающую от нападений степных кочевников.

Интересно, что «Знамением» этот лик называют только на Руси, жители других стран нарекали её акафистными именами.

Не только оригинал иконы, но его списки прославились своей чудотворной силой. В их числе можно отметить «Мирожскую», «Абалацкую», «Царскосельскую» и другие.

Икона Божией Матери «Знамение» Абалакская

Сибирские жители более прочих почитают именно Абалакскую (Абалацкую, Абалацкую-Знаменскую) Богоматерь. Название этого списка было образовано от имени татарского селения Абалак.

Эту икону написал протодиакон Матфей, чтобы исполнить обет, который дал расслабленный крестьянин Ефимий в честь нового храма «Знамения Пресвятой Богородицы». Поводом к его постройке послужило неоднократное явление этого образа благочестивой вдове Марии. После написания лика Небесной Царицы, расслабленный полностью исцелился. В дальнейшем это изображение Девы Марии связывали со многими другими исцелениями.

Внешне образ Абалацой Богоматери отличается от Новгородской только тем, что на первой Богородице предстоят Мария Египетская и святитель Николай.

О чём молиться

Икона «Знамение Божьей Матери» имеет значение стены, защиты для православных христиан, поэтому ей молятся:

  • о прекращении бедствий;
  • о спасении от врагов;
  • о том, чтобы возвратилось утерянное и украденное;
  • о примирении и успокоении враждующих;
  • об исцелении от лепоты и холеры.

Дни почитания: 2.08/20.07, 10.12/27.11 (по новому/по старому стилю).

АБАЛАКСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Название происходит от татарского селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об Абалакской иконе «Знамение» сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» двух икон — Богоматери «Знамение» и преподобной Марии Египетской и, «аки жива суща», святителя Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя преподобной Марии Египетской и святителя Николая.

С благословения Тобольского архиепископа Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона Божией Матери «Знамение», Абалакская, протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления которого начались чудеса исцелений от иконы.

Сказание об Абалакской иконе «Знамение», включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2-х редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII — начала XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиепископе Герасиме (Кремлеве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике [1]. Ее автором предположительно был Савва Есипов, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В середине 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным священником Павлом Стефановым; при архиепископе Корнилии (1664–1677) создана новая редакция памятника — текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675 г.), записанными в окружении тобольского архиерея. В Сказании описано около 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центральной России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности Абалакской иконы «Знамение» уже во 2-й половине XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от Абалакской иконы «Знамение», совершавшиеся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX — начале XX в. только в переложениях.

Абалакская икона Божией Матери «Знамение» не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами святителя Николая и преподобной Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 на 22,5 см, размер рамы 108 на 80 см.

Читать еще:  Cонник бежевый цвет, к чему снится бежевый цвет во сне видеть. Бежевый цвет по соннику

Служба Абалакской иконе «Знамение» утверждена на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 октября 2016 года [2].

Списки иконы

В XVII–XIX вв. с Абалакской иконы «Знамение» в Сибири было сделано много списков, которые почитались как чудотворные.

Абалакская икона «Знамение» Семипалатинская — один из самых почитаемых списков с Абалакской иконы «Знамение», вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибирские города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы.

В 1712 г. список Абалакской иконы «Знамение» был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, который отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до г. Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, уже тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.

Абалакская икона «Знамение» из Красноярского Знаменского скита, икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита [3] — наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887–1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе 10-х гг. XX в. «Знамение» Божией Матери с видом Знаменского скита, выполненной «(Тща)нием ме(щанина). Мельникова. (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» [4].

Молитвословия

Дне́сь, я́ко со́лнце незаходи́мое,/ све́тло сия́ет о́браз Тво́й, Пречи́стая,/ в ве́си Абала́кской [5] на возду́се/ вдови́це чу́дне яви́вшийся./ И мы́, припа́дающе к нему́,/ Богоро́дице уми́льно вопие́м:/ о, Всепе́тая Влады́чице,/ ми́р оби́тели Твое́й да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ева́нгелия Христо́ва благове́стник Лука́/ о́бразы Твоя́, Пречи́стая, дре́вле изобрази́,/ вдови́ца же, еди́н от ни́х чу́дне узре́вши,/ возвести́ на́м повеле́ние Твое́,/ да ве́рнии, к Тебе́ притека́юще, зову́т:/ ра́дуйся, Влады́чице,// Зна́мение ми́лости Твоея́ на́м явля́ющая.

Ин кондак, глас тот же

Абала́кской [5] ико́не Влады́чицы на́шей [6] Богоро́дицы, благогове́йно поклоня́ющеся,/ со умиле́нием взыва́ем:// спаси́ на́с моли́твами Твои́ми, Пресвята́я Де́во.

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ его́же земли́ Сиби́рстей/ в покро́в и заступле́ние дарова́ла еси́.

Литература

  • Записки к Сибирской истории // Древняя Российская Вивлиофика. М., 1788. Т. 3. С. 157–159;
  • Абалакская чудотворная икона Богоматери. Тобольск, 1836 (и послед. изд.);
  • Березин З. Абалацкий монастырь и чудотворная икона Знамение Божией Матери. Казань, 1848;
  • Сказание о иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою. М., 1849;
  • Новые благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. Омск, 1879;
  • Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. 6-е изд. Тобольск, 1888;
  • Алексинский Д., свящ. Краткое сказение о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной копии с нея, находящихся в г. Семипалатинске и о святом ключе. Семипалатинск, 1900;
  • Соловьев А. Святая икона Божией Матери, именуемая Абалацкою. Ея список находится в Семипалатинском Знаменском соборе. Сергиев Посад, 1909;
  • Богоматерь: Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина. СПб., 1909. С. 735–739, 744–745;
  • Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, что в селе Протопоповском, Тобольского округа. Томск, 1913;
  • СККДР. СПб., 1992. Вып. 3. XVIII в. Ч. 1. С. 317–318;
  • Юрьевский А. Редкий памятник сибирской духовной письменности первой половины XVII века // Тобольские А.А.. 1902. 24. С. 447–464;
  • Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 139–140;
  • Пивоваров Б. Небесной покровительнице Сибири // ЖМП. 1991. № 7. С. 35;
  • Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

Использованные материалы

  • Л. А. Щенникова, Н. Н. Исаева. “Абалакская “Знамение” икона Божией Матери” // Православная энциклопедия, т. 1, с. 28-29
    • http://www.pravenc.ru/text/62410.html

[1] РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530–543

[2] “Служба иконе Божией Матери «Абалакская»” на официальном сайте Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4645903.html .

[3] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1295

[4] Красноярский краеведческий музей. Инв. № ЖИ-1302

[5] По-церковнославянски правильно: “Абала́кстей”.

[6] По-церковнославянски правильно: “на́шея”.

Источники:

http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ikona-bozhiej-materi-znamenie/
http://obikonah.ru/ikona-znamenie-bozhiej-materi-znachenie.html
http://drevo-info.ru/articles/4456.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: