Икона успение. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

Икона успение. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси



Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение [1] . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях [3] .

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов [4] . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути [5] .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии [6] . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея [7] . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря [12] , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Читать еще:  Лиса ворует кур из курятника. Ворует кур из курятника

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (142)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (49)
  • История (36)
  • Исторические личности (34)
  • Романовы (25)
  • История храма (13)
  • Известные личности (13)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (5)
  • Труд и быт (4)
  • Русская культура (4)
  • Поэзия (127)
  • Духовное (58)
  • Времена года (20)
  • О России (16)
  • Стихи о танцах (13)
  • Женский образ (7)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Живопись (123)
  • пейзажи (82)
  • художники (72)
  • Портреты (53)
  • Женский образ (25)
  • Дети (13)
  • Натюрморты (2)
  • Декоративно – прикладное искусство (96)
  • Народный костюм (68)
  • История вещей (9)
  • Иконы (5)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (4)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (84)
  • День Победы (20)
  • Рождество (18)
  • Пасха (17)
  • пасхальные открытки (6)
  • Крещение Господне (5)
  • Троица (4)
  • Благовещение (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Новый Год (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (76)
  • История костюма (60)
  • Женский костюм (51)
  • Головной убор (19)
  • Мужской костюм (15)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (2)
  • Полезная информация для дневника (75)
  • Рамочки (43)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (38)
  • Истории из жизни (16)
  • Советы (10)
  • Духовные песни (8)
  • Проза (7)
  • Личное (32)
  • Времена года (27)
  • Осень (27)
  • Молитва (23)
  • Пейзажи (21)
  • Музыка (20)
  • Полезная информация (19)
  • Украина (13)
  • Поздравления (13)
  • Клипы (4)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (1)
  • Ангелы (1)
  • Православие (399)
  • Иконы Божией Матери (83)
  • Притчи (62)
  • Праздничные иконы (51)
  • Поучения (37)
  • Поминовение усопших (35)
  • Иконы святых (29)
  • Храмы, соборы, монастыри (21)
  • Живопись, искусство (19)
  • Проповедь (18)
  • День Ангела, именины (5)
  • Посты (2)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Святые (59)
  • Церковные праздники (106)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Успение Пресвятой Богородицы. Иконография праздника и молитвы.

Успение Пресвятой Богородицы. Иконография праздника и молитвы.

Успение Божией Матери — двунадесятый праздник. Успение по-русски означает: усыпание, сон. Смерть физическая, телесная—это отделение души от тела, а смерть духовная — это отделение души от Бога, совершаемое грехами. Но Богоматерь, живя чисто, не отделялась от Божества, потому и кончина Ее называется не смертью, а успением, и является праздником, хотя и не без скорби. Также и всем христианам, отходящим в тот мир, церковь просит: «во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи».

После вознесения Христа на небо, Матерь Божия, как известно из Евангелия, жила под попечением апостола Иоанна, ибо он стал нареченным Ее сыном, а Она ему нареченною матерью (Ин. 19, 26 — 27). По некоторым сведениям, Она после вознесения Сына Своего прожила еще около пятнадцати лет, — почти столько же, сколько и до рождения Его.

По установившемуся преданию, день Ее кончины был Ей открыт от Бога. Она готовилась к нему. К этому дню чудесным образом были собраны апостолы, которые уже давно разошлись по земле, проповедуя Евангелие. На третий день после кончины Богоматери пришел ко гробу ее (гробнице) апостол Фома — но Ее тела там уже не было.

История установления праздника: Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.

Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав­них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан­тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса­ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным.

Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд­новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославле­ние Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуж­дения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицав­ших и Ее телесную кончину).

В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.

Иконография праздника: В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях.

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

Читать еще:  В чем заключается сущность исихазма. Исихасты - монахи молчальники

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки. Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов. Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. В ней отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана.

Молитвословия Успению Божией Матери

Тропарь предпразднству

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Величание Успению Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях [3] .

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов [4] . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Читать еще:  Стоглав 1551 г суть значение. Стоглав

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути [5] .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии [6] . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея [7] . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря [12] , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

26 августа 2006 г.

[1] Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115.

[2] Там же. С. 121–122.

[3] См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235.

[4] Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца) // Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217.

[5] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58.

[7] Стамна в чаше у ложа Богоматери изображена также на иконе Успения первой четверти XV в. из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. См.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 52. Кат. 2.

[8] Цит. по: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2001. С. 95.

[9] Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005. С. 50.

[10] См.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 30. С. 176.

[11] «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995. С. 48–49.

[12] Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. C. 167.

[13] Овчинников А. Н. Символика белого цвета // Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 118.

Источники:

http://palomnic.org/art/icon/uspenie/1/
http://www.liveinternet.ru/users/5023615/post288958162/
http://pravoslavie.ru/574.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: