Икона никиты новгородского чем помогает. Святитель никита – софийский собор

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святитель Никита затворник Печерский, епископ Новгородский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого разнообразия святых стоит выделить тех, кто ревностно следовал основам православия. Одним из таких примеров есть житие святителя Никиты Новгородского. Он своими усердными молитвами смог избежать соблазнения бесами. Такими действиями он показывает, что вера в Бога и искренность в чтении священных текстом поможет справится с любыми неприятностями.

Житие святого затворника

О детском возрасте известно немного. Упоминания начинаются с того момента, когда в 11 веке в Киево-Печерской Лавре начался его монашеский путь. Юношеский максимализм сыграл с ним злую шутку. Он решил уединится в пещере, хотя игумен был против этого. Это случилось из-за его необознанности в данном деле. Те старцы, которые поняли его проступок, молились за него.

Через некоторое время место его пребывания наполнилось благоуханием. Сам Господь обратился к нему, что направил своего ангела ему на помощь и Никита должен выполнять все, что будет необходимо. Но это было испытание. К нему явился бес, который велел прекратить молится и все время читать Ветхий Завет. После определенного часа ему был дарован дар предвидения.

Толпы людей шли к нему, чтобы узнать о своем будущем. Но тут было замечено, что он никогда не говорит о Новом Завете. Старцы решили вывести его из прелести бесовской. Иноки пришли к нему и выгнали молитвами лжеангела. Святой признал свое заблуждение и покинул место своего пребывания.

Как только наваждение прошло, то многим показалось, будто он впал в детство. Он снова учился читать и проливал горькие слезы из-за своей ошибки. Это заставило его жить далее в послушании и полном смирении. Ежедневная усиленная работа и изучение святых текстов привело к достижению сана епископа. Даже после своей кончины он не переставал удивлять еще своими чудесами.

Где лежат мощи святителя Никиты Новгородского? Изначально его погребли в Софийском соборе. Позже останки перенесли в храм святого апостола Филлипа, что находится в северном приделе.

С чем обращаются к святому

Так как и к другим святым к нему люди идут со своими нуждами. Многие говорят, что важно сосредоточенно и вдумчиво произносить все то, что Вас гложет. О чем просят в православие святителя Никиту Новгородского? Его принято считать помощником в таком деле:

  • исцеление глазных недугов;
  • устранение проблем со здоровьем;
  • укрепление веры;
  • противостояние соблазнам;
  • отделение правды от лжи;
  • поиск правильного пути;
  • достижение намеченных целей.

Святой лик

Обращение к иконе святителя Никиты Новгородского помогает еще и в поиске достойной работы, а также получении отличного образования. Размещение ее в доме поможет защитить его от воров, пожара, стихийного бедствия. А для жильцов – защитит от обмана и заблуждения. Есть мнение, что чтение молитвы у данного изображения будет обладать большей силой. Вот ее текст.

О, архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных, днесь во священный храм сей стекшихся, и честному образу твоему поклоняющихся, и ко священней твоей раце припадающих, и умиленно вопиющих: якоже сидя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единою належащу бездождию, дождь молитвою свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити царствующий грады, Великий Новград сей и вся грады и страны христианские от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых к невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Если это произойдет еще и в день поминовения, то эффективность возрастет в несколько раз. В христианстве день памяти святого затворника выпадает на 13 февраля, 13 мая и 27 мая.

Брать и сестры во Христе. Ведем свое сообщество во Вконтакте https://vk.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас.

Храмы

До нашего времени на территории России можно найти места, где почитают данного представителя православия. В одних можно найти изображение, а в других – мощи. Вот те, в которых можно увидеть икону. С ним тесно соединен Софиевский собор Новгорода. Там есть останки, к которым все желающие могут преклонится.

Следующими местами, которые стоит посетить паломнику в последнем пристанище, есть:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре;
  • Церковь Спаса на улице Ильина;
  • храм назван на честь святого в микрорайоне Волховский.

Помимо Новгорода, лики есть и в Санкт- Петербурге в храме святой мученицы Татианы. Есть еще церковь свт. Никиты Новгородского в Москве за Яузой. Он был построен в первой трети 16 века. В нем размещается большое количество других святынь, которые не менее почитаемы.

Читать еще:  Плыть в надувном круге во сне. Толкование сна спасатель в сонниках

Особенно интересной считается икона святого, которая находится в Музее Андрея Врублева. Он изображен там вместе с Сергием Радонежским. Отличительной чертой есть то, что только тут он изображен с бородой, в отличии от прочих. Еще расхождения отмечаются на Древе Киево-Печерских святых, которая размещена в Угличском монастыре. Подлинник ее есть в Третьяковской галерее.

Не зависимо от того, куда отправится для преклонения, стоит помнить, что важно в этом деле вера.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Никите Печерском:

Икона Никиты Новгородского

В православном мире имя Никиты Новгородского известно многим. Инок совершил множество богоугодных дел, но его путь к Господу был тернистым и полным испытаний.

Никита Новгородский стал подвижником с юношеских лет, тем самым определив для себя жизненный путь. Он решил в одиночестве совершить путь монахов-затворников, но не справился, и лишь святые отцы смогли спасти его от гибели. Тогда-то Никита и открыл для себя путь к спасению, к которому пришел через искреннее раскаяние.

История и описание иконы Никиты Новгородского

О ранних годах святого нет достоверных сведений. Информация о жизни Никиты сохранилась со времен правления князя Изяслава в Киеве, с 1058 по 1078 год. Юноша пришел в монастырь, чтобы принять послушничество, и сразу же, без промедления, готов был стать затворником. Настоятель монастыря был против, ведь для начала юноша должен был пройти послушание, которое длится не менее двух лет. Однако самонадеянный Никита стал истово молить Господа и не смог отказать явившемуся к нему ангелоподобному существу, которое повелело ему оставить учение и начать принимать людей.

Со временем слава о юноше, который обладал даром пророчества, распространилась. Однако до святых отцов дошла информация о том, что инок не признает Нового Завета. Они поняли, что юноша одержим дьявольскими силами, и поспешили ему на выручку. После того, как Никита вышел из кельи, он будто прозрел и искренне раскаялся в своем грехе. С тех самых пор Никита всего добивался усердием и больше не торопил события. К 1096 году он стал епископом Новгородским, и нередко по благословению Высших Сил являл свои способности. Во время засухи его молитвы породили дождь, спасший город от голода, а также уняли разбушевавшийся пожар. Примечательно, что на иконе Никита Новгородский изображается безбородым. Чаще всего его выписывают в полный рост, с разведенными в стороны руками, в левой находится крест. Нередко Никиту Новгородского изображают в юном возрасте со Священным Писанием в руках.

В чем помогает икона святого

Перед ликом святого молятся для защиты от любого обмана и лжи. Искренние молитвы помогают противостоять дьявольским проискам и со смирением принимать свою судьбу. Молятся Никите Новгородскому, чтобы оградить свой дом от пожара и иных бедствий, а также чтобы защитить домочадцев от любого негатива. Нередко перед ликом святого отца молятся при различных заболеваниях, в том числе и глазных. Старец помогает исполнить мечты и найти достойную работу с хорошим заработком.

Дни празднования

В православном мире трижды в год вспоминают святого Никиту Новгородского: 13 февраля (31 января по старому стилю), 13 мая (30 апреля) — день обретения его мощей, 27 мая (14 мая по старому стилю). В эти дни каждый может попросить у святого покровительства и защиты не только для себя, но и для всех живущих на Земле.

Молитва перед иконой святого Никиты

«Преподобный Никита Новгородский, славим Тебя и деяния Твои святые. Просим защиты и покровительства от искушений дьявольских, от бед и несчастий, пожаров и разорения. Помолись Господу за души наши да ниспошли благость свою на нас, рабов Его верных. Убереги от лести и лжи, обмана и предательства да не позволь самим обманывать и идти по пути, ведущему к очернению душ наших. Аминь».

Где находится образ

Иконы Никиты Новгородского не являются редкими, поэтому найти изображения святого не составит особого труда. Наиболее известные лики находятся в Великом Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. Иконы с изображением святого часто преподносят в дар, особенно в семьи с новорожденными, которых нарекли именем епископа. Мощи святого находятся в соборе Великого Новгорода, и ежегодно паломники направляются туда для поклонения и молитв.

Каждая из икон, будь она подлинником или написана по памяти, является уникальным предметом. Постоянные молитвы нередко творят чудеса, и икона начинает помогать обращающимся к ней людям. Начинайте каждый день с молитвенных слов, и тогда вы сможете избежать многих проблем. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Лик славы святителя Новгородского Никиты

Когда смотришь на изображения епископа Никиты, невольно обращаешь внимание на отсутствие у него бороды. Трудно даже припомнить кого-нибудь из святителей безбородым. Иногда возникает такое впечатление, что некоторые иконники писали Никиту действительно в молодом возрасте. Однако если даже для «подвигов» в пещере преподобные отцы не благословляли его из-за молодости, то кто бы благословил и избрал молодого человека на епископскую кафедру? Вне всяких сомнений, живя в Новгороде, святитель пребывал в зрелых летах. Это подтверждается и житием [1] . Тогда, быть может, владыка, по заведенному в Европе обычаю, брился?! И бритье исключено. Семью годами раньше обретения мощей новгородского епископа Стоглавый Собор, проходивший по инициативе царя Ивана Грозного, строго напоминал: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша» [2] . И, наверное, оттого на одной московской иконе (и не только на ней одной) новгородский подвижник, молящийся рядом с преподобным Сергием Радонежским, написан в 1560 годы все-таки с бородой. Дабы простой народ еретиком не считал. Но на других иконах бороды нет. Почему?

Читать еще:  Как вернуть мужчину Скорпиона: советы астропсихолога. Характер мужчины скорпиона

Михаэль Дорфман выдвинул свою диковинную версию: «Одной из возможных причин могло быть то, что Никита был скопцом, что и указано в житии: “наложил на себя особенное воздержание”« [3] . Странная логика. Если всякое «особенное воздержание» считать скопчеством, то большинство православных аскетов оказались бы скопцами. Хотя сам Дорфман и сознает: «Скопчество… не поощрялось официальной Церковью», но приводит в качестве неотразимого аргумента пару имен скопцов-византийцев, в XII веке правивших русскими епархиями. В таком случае, процитируем 21-е Апостольское правило: «Скопец, если от человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом» [4] . Поэтому ничего сверхъестественного в том нет, что некоторые священники и иерархи оказались в свое время не по своей воле оскопленными. Однако зачем авторской волей превращать святителя Никиту в скопца? Умысел пишущих подобное совершенно очевиден: это замутнение славы русских святынь.

Но если Никита не скопец, то почему же иконописцы его изображали без бороды? Чтобы ответить на данный вопрос, не стоит даже прибегать к житийным и летописным материалам. Ответ можно найти в событиях, происходивших в ХХ веке, о которых мало кто знает. И потому о них следует рассказать особо.

В 1942 году фашисты насильно угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовском городке Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, остановился немецкий военный эшелон, из которого были выгружены пять «гробов». Начальник железнодорожной станции сразу же позвонил настоятелю местного Свято-Сергиевского храма архимандриту Алексию (Чернаю) и сообщил ему об этом. Приехавший незамедлительно отец Алексий увидел серебряные раки с мощами новгородских святых. Первой стояла рака святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь. Митрополит Литовский и Виленский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет об этом так: «После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!» [5]

Обращаем внимание Дорфмана, весьма интересующегося национальным вопросом в делах веры: описание отца архимандрита не содержит никакого указания на семитские черты святителя. Ничего подобного не говорится в письме митрополиту всея Руси Макарию, отправленному по случаю обретения мощей святителя Никиты в 1558 году. Тем не менее Дорфман, как уже говорилось, даже в названии своей статьи делает упор на еврейское происхождение новгородского епископа [6] . Американский автор и не скрывает это свое неравнодушие, поскольку для него принадлежность Никиты к иудеям имеет первостепенную важность. Иван Ильин писал: «Мы помним слова апостола Павла: нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3: 28); но эти слова мы с ясным разумением относим к вере, а не к нации: ибо нация столь же мало устраняется этими словами, сколь мало отменяется ими мужской пол и женский» [7] . Применительно к нашему случаю слова философа приобрели бы особенную актуальность, будь святитель Никита светским национальным политическим лидером. С националистической точки зрения, и националиста Дорфмана можно было бы в какой-то степени понять. Но мы остаемся на православных позициях. Святитель является для нас молитвенником и ходатаем перед Богом, поэтому единство во Христе, проповеданное апостолом Павлом, остается важнейшим свидетельством веры. Даже гипотетично допуская еврейское происхождение новгородского епископа, как хочется Дорфману, для христиан оно по существу ничего не меняло бы. Ибо единство во Христе – внутри Церкви неотменимая ценность [8] .

А то, что епископ Никита есть великий молитвенник и ходатай перед Богом, ярко выявляется из дальнейшего рассказа архимандрита Алексия. Настоятель храма во имя преподобного Сергия Радонежского описал великое торжество, отмечавшееся православными Литвы по случаю прибытия мощей новгородских святых. «Со всех сторон собирались люди, чтобы принять участие в крестном ходе для встречи великих святынь, со слезами радости передавая друг другу о чудесном выборе места почивания, хотя бы на время, святыми угодниками. Возле церкви царило большое оживление. Выстраивался крестный ход. Народ с истовым благоговением выносил из храма иконы и хоругви. Совершалось нечто великое. На лицах присутствующих было выражение глубокой духовной радости. Приближались святыни. Колокол гудел беспрерывно и перешел в трезвон всех колоколов. Вышел крестный ход, растянувшийся далеко по Мажейской дороге. Осень была сухая и золотистая уже. Блестели иконы на солнце, и хоругви развевались над ними, как бы защищая их. Общенародное пение далеко разносилось по полям и лесам, смешиваясь с трезвоном колоколов, который становился все отдаленней, но народное пение крепчало. “Пресвятая Богородица, спаси нас”, “Святителю отче Никито, моли Бога о нас”, – рвалось из глубин русских душ, измученных бедствиями и страшной войной, опустошившими Новгородский край и забросившими тысячи людей в далекую Литву. Трудно описать религиозный подъем, с которым совершался этот крестный ход… Вот на седьмом километре, вдали, на опушке леса, показалась наконец процессия. Радостный трепет охватил нас всех. “Мощи, святые мощи!” – пронеслось в народе. Крестный ход медленно шел навстречу святыням и, подойдя совсем близко, остановился. Склонились хоругви, а народ пал ниц. Плач, пение тропарей – все слилось в одно. Начался молебен. Люди ползли на коленях, чтобы дотронуться до святых рак, прося у небесных покровителей защиты и молитвенного предстательства перед Богом…» – пишет отец Алексий [9] . Удивительный факт: следом за угнанными в неволю новгородцами последовали им на выручку во главе со святителем Никитой и новгородские угодники Божии… [10] И угодники, и новгородцы, и православные литовцы, и люди любых других национальностей, исповедовавшие православную веру и там присутствовавшие, становились одним целым во Христе Иисусе, ибо были Христовы, а значит, представляя собой семя Авраама, по обетованию считаются наследниками Царства Небесного.

Читать еще:  Какая луна сегодня 13 июня. Влияние лунного дня

Эта удивительная история, рассказанная архимандритом Алексием (Чернаем), имела продолжение. Иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых после перевозки, служил до того, как оказался в Литве, в одном из храмов Поозерья Новгородской епархии, и встреча с мощами произвела на него ошеломляющее впечатление. Это был человек не очень образованный, но горевший верой. И совершенно не случайно он увидел сон, повторившийся дважды: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение». После этих слов святитель стал невидим.

История, поведанная архимандритом Алексием, дополнительно напоминает также о догмате иконопочитания: «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» [12] . Ибо образом Божиим призван быть живой человек. Святые, как видим, становятся иконами славы и после своей кончины. Существование настоящей иконы основано не на фантазии художника, а на реальном историческом свидетельстве о святом. Сегодня принято некоторыми иконоведами противопоставлять портрет и культовый образ, а в древности то и другое находилось между собой в полном согласии. По словам академика Н.П. Кондакова, в уже известном нам 1558 году при обретении мощей новгородского святителя с его лика был нарисован посмертный портрет и отправлен в Москву митрополиту Макарию с письмом следующего содержания: «Мы, Господине, милости ради святаго послали тебе на бумаге образ святаго Никиты епископа … А с того, Господине, с образца вели написать икону – образ святаго» [13] . Дополнительно уточнялись детали, относящиеся к характерным особенностям облика святителя и его облачения. Подобный же портрет (к сожалению, не сохранившийся) еще в XIV веке при жизни Сергия Радонежского нарисовал с печальника земли русской его юный племянник, ставший позже святителем Ростовским Феодором. Не создавали древние изографы своей волей икон, а, помня о святоотеческом диатаксисе, непременно брали у иерарха на то благословение. Портрет помогал написать икону, а икона не упраздняла портрет. «Редкая растительность на подбородке» Никиты подтверждает неоспоримую правду: святитель не пользовался бритвой, ибо наличие бороды отвечало средневековому пониманию образа Божия в человеке. У Никиты просто не «уродилась» борода, так же, как и у писателя его жития Маркелла, прозванного современниками Безбородым.

Эту правду и передают иконы новгородского святого, одного из любимейших в нашей Церкви вот уже целых 900 лет.

Есть Промысл Божий в том, что святитель заказывал, но не увидел росписей Софийского собора в Новгороде. Будучи сопричтенным к сонму святых, святитель благословляет нас не со стен, а в реальной жизни; лик же славы его сияет и будет сиять сквозь толщу тысячелетней истории нашей страны.

Источники:

http://ikona-i-molitva.info/svyatitel-nikita-zatvornik-pecherskij-episkop-novgorodskij/
http://dailyhoro.ru/article/ikona-nikityi-novgorodskogo/
http://pravoslavie.ru/4214.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: