Игумен феофан замесов заболел. Газета “православный крест”
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
О нравственном облике Российских воинов
Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, не прекратятся и до конца мира: когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть (Мк. 13, 7). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воли Божией. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – злоупотребление богоданной свободой.
Признавая войну злом, Церковь не препятствует своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и о восстановлении справедливости. Она всегда с глубочайшим почтением относилась к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
Но любая, даже самая оправданная война – всегда страшнейшая катастрофа, которая не щадит ни правых, ни виноватых. Страдают мирные жители, получают увечья и погибают дети и старики. Безусловной группой риска являются сами военные: риска не только физического или социального, но и духовного – очень сложно в условиях постоянной опасности не озлобиться, сохранить человеческое достоинство.
Две темы – нравственный облик российских воинов и обстановка, созданная ими в Чечне, – сегодня волнуют многих. В связи с этим мы предлагаем вниманию читателей выдержки из интервью с духовником Софринской бригады Внутренних войск игуменом Феофаном (Замесовым).
Игумен Феофан родился в 1974 году. В 1991-м закончил школу, в 1998-м был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан.
Член епархиального отдела Московской епархии по пастырской работе в вооруженных силах. Настоятель церкви Страстной иконы Божией Матери в Пушкинском районе, в селе Артемово. Отец Феофан окормляет Софринскую бригаду Внутренних войск, неоднократно выезжал в расположение бригады на Северный Кавказ (в Чеченскую республику), много работает с ветеранами чеченских кампаний. В сентябре 2005 года основал возле усадьбы Мураново детский парк памяти погибших в Беслане.
– Батюшка, говорят, что не бывает атеистов в окопах под огнем. А сохраняется ли такая «окопная» вера после дембеля, или чаще забывается, как что-то наносное, полезное в экстремальной ситуации и ненужное в обычной жизни?
Воинский пастырь игумен Феофан (ЗАМЕСОВ)
– По моему опыту, а я не раз был в командировках в Чечне и здесь постоянно встречаюсь с военнослужащими, которые возвращаются оттуда, все-таки у тех, кто побывал в горячих точках, кто был в Северо-Кавказском регионе, отношение к жизни и вере, конечно, меняется. И вера в Бога у них присутствует. Нельзя назвать многих из них глубоко церковными, воцерковленными людьми, но тем не менее большинство из тех, кто прошел Северо-Кавказский регион, если были неверующие, то уверовали, признали Бога, обращаются к Нему, верят в Него. И с такими случаями, что когда страшно было и человек уверовал, а когда стало легко и хорошо, как-то совсем расслабился, забыл о Боге, я не сталкивался. Хотя, конечно, нельзя сказать, что все ветераны чеченской войны стали глубоко церковными людьми. Потому что есть разница – уверовать, признавать Бога и жить духовной жизнью.
– А известны ли Вам все-таки примеры, чтобы кто-нибудь из них радикально менял свою жизнь, может, уходил в монастырь?
– Такие примеры есть. Я сейчас пофамильно сказать не могу, но есть примеры, когда после Чечни ребята воцерковлялись, поступали в семинарию, становились священниками. Вот на днях подходил офицер, спрашивал, что необходимо, чтобы поступить в духовную семинарию или духовное училище. Некоторые сейчас в монастырях. Хотя бывают и обратные примеры, как и после афганских событий было. Когда человек внутренне надломлен, он может начать выпивать, и так ребята теряются в этой жизни. По-разному бывает. Но и положительные духовные случаи однозначно есть.
– Многим кажется, что солдаты в чеченском конфликте приобретают опыт безнаказанности и жестокости в отношении, условно говоря, нерусских. И что возвращаясь на гражданку, они пополняют ряды радикальных националистов, приносят с собой эту ненависть, что выливается в конфликты по этническому признаку. Насколько оправдано такое безпокойство?
– Как ни удивительно, я ни разу не встречал, чтобы кто-то из наших солдат имел неприязнь, ненависть к «черным» или к азиатам. К тому же, в каждое наше подразделение отправляются служить не только русские ребята, но и солдаты-татары, солдаты-башкиры, солдаты-тувинцы и т.д. То есть сама армейская жизнь учит человека тому, чтобы не разделять людей. А потом командование и мы, священство, проводим работу, чтобы избежать подобного сценария.
Я как-то не разу не сталкивался с тем, чтобы наши ребята ставили себя выше этого народа, или пренебрегали этим населением. И в безнаказанность я не верю, скажу даже, что порой не решаются что-то предпринять, чтобы потом не нести за это ответственность. Потому что сейчас все приведено в жесткие рамки, каждое применение оружия или что-либо подобное много раз контролируется, так что даже там, где солдат или офицер должен был бы применить оружие, он тысячу раз задумается, ведь все эти случаи отдельно расследует специальная комиссия, приходится за все отвечать. Нет, нельзя сказать, что солдаты или офицеры там направо и налево безнаказанно применяют силу.
– Отец Феофан, понятно, что тайна исповеди ненарушима. Но просто как статистика: Вам часто приходится слышать на исповеди о каких-то военных преступлениях, совершенных в Чечне?
– Нет, нечасто. Чаще бывает, что человек халатно отнесся к своим обязанностям, где-то поленился, но это никак не назовешь преступлением. То есть это мелкие нарушения. В основном, как ни удивительно, процентов 90 солдат, начинает исповедь (а я их исповедую сотни, – и тех, кто был в Чечне, и тех, кто не был в Чечне, и тех, кто поедет, и тех, кто вернулся), как правило, с покаяния в одном и том же грехе: что в гражданской жизни расстраивал, обижал своих родителей, доставлял им скорби, переживания и т.д. Это одна из первых, важных вещей, которые человек понимает, находясь в армии, тем более – на войне.
– Батюшка, а как сами ветераны чеченской кампании себя ощущают – героями-защитниками Отечества или пешками в чьих-то играх? Ведь многие говорят, что вся эта война – это политика, бизнес, грязь…
– Встречаются и те, кто себя чувствует пешкой в чьей-то игре. Попадались и другие, которые чувствовали, что они отстаивают интересы нашего государства. Мы, работая с военослужащими, стараемся все-таки провести мысль, что, во-первых, чеченская земля – это исконно российская территория, с 1781 года она была неотъемлемой частью Российского государства. Во-вторых, испокон века Чечню населяли не только чеченцы, а огромное количество русских, казачьи поселения были, а чеченцы жили в горах, как правило. Поэтому защищая эту часть, мы защищаем часть нашей Русской земли. И большинство все-таки приходит именно к такой мысли, потому что ясно, что если бы там не было армии, то теракты, взрывы и тому подобное случались бы гораздо чаще по всей России. А армия, находясь там, сдержала этот страшный натиск зла, который с Кавказа изливается, по сути, на всю нашу Российскую землю. И большинство из военнослужащих, из ветеранов, это понимают.
В то же время я столкнулся с тем, что многие были разочарованы. Чем? Они вроде бы понимали, что идут за правое дело. Но очень много было непоследовательности со стороны политиков и правительства. И в какой-то степени они чувствовали себя обманутыми, брошенными на произвол. Есть такое разочарование, если человеку и не жалко было отдать жизнь ради правого дела, но он чувствовал, что со стороны вышестоящих есть некоторое лукавство.
– Как Вы можете в целом оценить их военный опыт, как укрепляющий или травмирующий?
– Все же я скажу, что для большинства, наверное, нахождение в такой непростой военной обстановке учит жизни, духовно укрепляет. То есть человек больше постигает какие-то важные понятия, учится лучше понимать другого человека, появляется понятие греха и т. д.
Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ
По материалам журнала «Нескучный сад»
(http://nsad.ru)
Отец Феофан раздает солдатам конфеты
Игумен феофан замесов заболел. Газета “православный крест”
На редакционную почту продолжают приходить истории возвращения людей из безблагодатного «непомина» в ограду Церкви Христовой. Часто они носят сугубо личный характер, так что описывать их в подробностях было бы, с духовной точки зрения, неправильно.
Однако общее, что связывает эти рассказы, в том, что по прошествии определенного времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) люди начинают физически ощущать опустошенность. Жизнь становится замкнутой, обособленной, а душа – озлобленной и осуждающей.
Из многих историй видно, что часто человек, ушедший «в непомин», практически сразу чувствует неладное, но не может тотчас решиться признать свою неправоту. Поэтому проходят месяцы и годы, пока Господь не попустит прийти или крайне болезненному состоянию души, или какой-то видимой скорби. Тогда, смирившись, человек перебирает все средства для исправления положения и уже не отвергает зова своей души вернуться в родную Церковь, где его крестили или венчали, где он так много раз «до этого» переживал благоденствие души и тела.
Показателен один такой случай. Раб Божий Александр признался, что на службах, когда произносилось имя Предстоятеля, он стал своевольно и ретиво вполголоса говорить свои прошения и комментарии, чем смущал окружающих и вводил свою душу в состояние превозношения.
В скором времени это привело его к откровенной прелести – ему стали приходить «откровения» и даже несколько раз являлись духи в виде «Ангелов Света». Но на душе от этого почему-то не было мира, все больше нагнеталась тревога, горячность, гнев. Дело подходило к разрыву отношений с близкими.
И тогда милостью Божией Александр задумался, решил отсечь все свое самочиние «и вернуться к азам духовной жизни». Сначала отказался от всех самовольных добавлений к келейному правилу, и стало полегче. А когда прекратил самочинствовать во время службы в храме и со смирением подчинился церковному чину о возношении имени Патриарха, в этот же день закончились и наваждения, и ссора с близкими!
Схиигумен Сергий (Романов) в одной из своих последних проповедей говорит:
«Мне задают много вопросов: можно ли поминать Патриарха? Но я хочу задать вопрос непоминающим. Любимым учеником сатаны был маг и чародей Киприан. Господь Бог какое средство нашел для его вразумления? Молитвы и крест девицы Иустины привели мага и чародея через покаяние, крещение в священство, а затем к высшему подвигу мученичеству. Для каждого человека у Бога есть лекарство.
Архимандрит Тихон (Агриков) – схиархимандрит Пантелеимон – келейник архимандрита Кирилла (Павлова) предупреждал: “Кто будет осуждать священноначалие в лице Патриархов, тот попадет в раскол“.
Пока не изменен Символ веры, пока сходит Благодатный Огонь, не дерзайте говорить, что нет благодати в Православной Церкви. Молитесь! Главное достоинство библейских Патриархов – послушание воле Божией. Молитесь, чтобы нам никогда не отойти от Креста Господня. Лучшее средство от недоразумений и смущений – молитва».
Судить кого-то всегда легко, но надо понимать, что осуждением мы не изменим ситуацию, которую может исправить только Господь.
Главное – не отпасть от Церкви, беря на себя власть митрополитов.
Без Бога – не до порога!
Наш собеседник, р. Б. Георгий, по национальности – армянин. Господь сподобил его уже в зрелом возрасте принять святую Православную веру и всем сердцем полюбить Россию и русский народ. С душевным волнением и детской простотой он поделился своим видением происходящих сегодня в нашей стране событий.
– Вы перешли в Православие от монофизитов?
– Да, от армяно-григориан.
– А родители Ваши – армяне по национальности?
– У меня папа – армянин, а мама – русская. Мне часто задают вопрос: «Как ты пришел к Православию?» Многие приходят к вере через скорби, через какие-то трудности, лишения и т.д. А меня Господь просто привел. Во
время поездок в Ростовскую область, откуда родом мама, читал православные книги, изучал Закон Божий. Тогда я не понимал разницы между конфессиями. После армии стал интересоваться разными христианскими течениями, наконец, попал в православный храм, и у меня возникло сильное желание стать православным. И уже живя в России, я принял Православие, окончательно утвердившись в том, что это единственная истинная и спасительная вера.
– К какой Церкви принадлежали Ваши родители?
– Мама крещена в Православной Церкви, а отец – у армян. Об отце как раз можно сказать, что его Господь привел к истине скорбями. Он тяжело заболел, я сильно переживал за него, что он не православный, молился. И Господь явил чудо: в ходе этой болезни отец сам, осознанно, изъявил желание принять Православную веру. В больнице, по чину присоединения от монофизитов, он был миропомазан, а затем исповедался и причастился Святых Христовых Таин. А через двадцать дней отошел ко Господу, погребали его уже по православному чину. Слава Богу!
– Значит, Вы и Ваши родители поняли, что в других верах, в так называемых «христианских» конфессиях – нет спасения?
– Нет (очень уверенно. – Примеч. В.Р.), нигде нет, только в вере Православной! Это не мои слова, это слова Святых Отцов – столпов Православной Церкви. Истина – одна, Господь – Один, и вера спасительная – только одна, святая Православная!
– Многие люди сегодня смущаются, говорят: «Батюшки на джипах ездят, дома отстроили, в храмы как на работу ходят – требы исполнять, и никакой веры у них нет». Что Вы думаете по этому поводу?
– Часто слышу такие упреки в адрес духовенства, но почти всегда они исходят от людей неправославных или совсем не воцерковленных. Но кто мы такие, чтобы судить священников? Един Судия – Господь, и каждый будет отвечать за свои поступки перед Ним. Другое дело – нарушение чистоты Православной веры, какие-то отступнические – экуменические – тенденции. Здесь уже молчать нельзя. Но часто ведь и враг науськивает: этот такой, тот сякой – все он делает для того, чтобы отвратить душу от Церкви, в результате человек своих грехов не видит, других осуждает, в храм не ходит, к Таинствам не приступает и, в итоге, может погибнуть для вечности.
– Когда Вы приняли Православие, изменилось ли как-то Ваше отношение к России и русским людям?
– На вопрос, кто я по национальности, русский или армянин, отвечаю, что по рождению, по крови – армянин, а по духу – русский, потому что русский дух, настоящий русский дух – православный, другого не бывает. Ф.М. Достоевский, великий русский писатель, говорил: «„Русский“ и „православный“ – слова-синонимы; русский без Православия – дрянь, а не человек». А так как я всем сердцем принял, возлюбил и исповедую как истинную веру Православие, то я, значит, русский.
– А что Вы думаете по поводу того, что многие русские, хотя и считают себя православными, но забыли свои корни, истоки, оставили Церковь?
– Забвение традиций, обычаев, культуры – это следствие отступления от святой Православной веры. У человека есть свободная воля, и когда он направляет ее не на спасение, не ко Христу, то становится игрушкой врага рода человеческого. А так как русский народ по призванию – народ-Богоносец, то, выбрав себе другой путь – не служение Богу и Церкви Православной, а стяжательство, выгоду, – он тем самым себя отдалил от Бога. И мы видим, что Господь попускает сегодня народу, как блудному сыну, тяжкие испытания для вразумления и обращения.
– У Вас трое детей, как Вы относитесь к современным законам, касающимся взаимоотношений родителей и их чад?
– Это тоже попущение Божие за отступление. Чудовищные вещи – ювенальная юстиция, закон о здравоохранении, дозволяющий трансплантацию детских органов, – такое ощущение, что сам сатана уже явно действует в мире, потому что ни один нормальный человек выдумать такого не может: чтобы детей отбирать из семей или их потрошить.
Противостоять этим беззакониям можно только с Богом, с упованием на помощь Божию, заступничество Царицы Небесной. Ну, и самим, по мере сил и возможностей, – нужно рассказывать ближним о происходящем, протестовать, в общем, не быть равнодушными. Да, многие сейчас безпечны и ничего ни знать, ни слышать не хотят, но есть люди, готовые слушать и слышать и что-то в свою очередь предпринимать для борьбы со всей этой нечистью.
– Теплохладность… Но и мы сами не хотим ничего делать, просто закрываем глаза, отворачиваемся в сторону, машем рукой…
– Зачастую так и происходит. Но, надо сказать, что не все так себя ведут. Господь видит все, Он ждет, когда люди начнут исправляться, обращаться к Нему, и Он в силе изменить все в кратчайшие сроки. Однако человек должен сам что-то предпринять, потрудиться в деле своего спасения, в борьбе со злом, иначе ничего не получится. Господь не будет помогать там, где не нуждаются в Его помощи. Здесь действует принцип соработничества, т. е., как учат Святые Отцы, ты принеси свое, а чего будет не хватать – Господь восполнит.
– Тут речь идет не только о защите семьи – богоданного института, «малой Церкви», но и о защите Православия, так как сейчас через СМИ распространяется много хулы на Церковь…
– Хула, клевета на веру Православную были всегда, потому что это – святая, истинная, спасительная вера, которую враг старается попрать. Приведу в качестве примера один из совсем недавних вопиющих случаев. В газете «АИФ», в № 51 за 2011 год, на первой полосе была изображена новогодняя елочная игрушка: св. Георгий Победоносец на коне вниз головой, а сверху дракон, попирающий ногами Святого. Меня это кощунство возмутило, тем более, что св. вмч. Георгий – мой небесный покровитель. С Божией помощью я написал, насколько можно корректно, требовательное обращение в редакцию этой газеты, чтобы они принесли публичное извинение за оскорбление религиозных чувств православных верующих. Не знаю, наверное, этого не последует, но я как христианин не имею права молчать, когда на моих глазах происходит надругательство над святынями. Такое кощунство – один из показателей все большего отступления людей от Бога, и враг, видя это, изрядно наглеет.
– Георгий, как Вы считаете, как спасаться тем православным, у кого в настоящее время нет духовного руководителя, отца?
– Просить, чтобы Господь даровал его, а чтобы не ошибиться и не попасть в капканы экуменизма и отступничества от Православия, изучать творения Святых Отцов, познавать Православное вероучение. И – молиться.
– При этом нужно еще трезвенность, рассуждение сохранять, чтобы не уклониться в раскол…
– Да, уходить из Церкви ни в коем случае нельзя. Нужно молиться и бороться за чистоту Православия в ее лоне.
– Вы верите в то, что наша страна возродится, что в России будет православный Царь, Помазанник Божий?
– Об этом предсказывал преп. Серафим Саровский и другие наши святые, и я уповаю на исполнение пророчеств и в этом только вижу спасение матушки-России. Но просто так Царя Господь нам не дарует: надо каяться в своих грехах, стоять за истину, против экуменизма, против антинародных, античеловечных законов: глобализации, электронных карт и прочей нумерации, ювенальной юстиции, прививок и т.д. Господь в силе исправить все, но нужно, чтобы народ изменился. Я думаю, что не все придут к этому пониманию, к великому сожалению, но какая-то часть народа должна прийти, а кто – только Господь ведает. Помните, когда Аврааму явился Господь и сказал, что уничтожит Содом и Гоморру, Авраам начал просить Господа помиловать эти города ради 50-ти праведников и, умаляя это число, дошел до десяти, а Господь отвечал, что если десять праведников найдется, то помилует. Святые Отцы толкуют это так, что есть мера, до которой Господь готов терпеть. Также и сейчас. Господь может все изменить, но должна быть какая-то мера людей, которые этого хотят. Никакими бунтами, восстаниями, революциями Россию не воскресить. Только с Богом, со Христом! Русская пословица так и гласит: «Без Бога – не до порога!»
– Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам и читателям «Православного Креста»?
– Редакции газеты «Православный Крест» – низкий поклон за их неоценимый труд в деле просвещения народа в вере Православной. Помоги Христос!
Помощи Божией, заступничества Царицы Небесной для всех стоящих в истине, ревнующих о чистоте Православной веры, чтобы Господь таковых укрепил, помог удержаться до конца. А тех, которые сомневаются, заблуждаются, противоборствуют, – вразуми, Господи! Вот этого я желаю всем, а сугубо – русскому народу-Богоносцу!
Беседовал Василий РЯБИНИН
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ
Источники:
http://www.pkrest.ru/n-20/20-14.html
http://www.inform-relig.ru/lobby/detail.php?ID=19015
http://boris-fabrikant.livejournal.com/77438.html