Иеромонах Рафаил (Шейченко). Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)
Святой Рафаил (Шейченко) о том, кто в жизни «самый нужный товар»
Хватит рассуждать, пора молиться
Родион (так звали отца Рафаила до принятия монашества (1891-1957) родился в семье сапожника под Курском. От отца Родион научился ремеслу. Во время службы в армии закончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу, получив еще одно ремесло и унтер-офицерское звание. А после революции, побывав дома, попрощался с родными и отправиться в Оптину пустынь. До войны Родион уже много раз там бывал.
Стоя перед воротами монастыря, Родион вдруг заколебался. Вспомнил заплаканную мать, девушку, в которую был влюблен. Прав ли он, что хочет оставить все это? Может, надо жениться, жить своим домом, растить детей? А монастырь – это забвение всего личного, крест на нем. Хватит ли сил на монашество?
Тут Родион понял, что хватит рассуждать, надо помолиться. Ответ пришел сразу же: в своем сердце Родион услышал, что без Креста нет венца. Путь на небо лежит через голгофу, с крестом в руках, с крестом на плечах…
После такого ответа все сомнения ушли. 26 августа 1918 года Родион стал послушником Оптиной пустыни, нес послушания ветеринарного фельдшера, пел в хоре.
В скором времени советская власть преобразовала обитель в «племенное хозяйство». Первое время насельники монастыря жили в монастыре, совершали богослужения. Через пять лет монахов разогнали, и послушник Родион вместе с другими монахами стал жить на частной квартире в Козельске, а на жизнь зарабатывал сапожным делом.
В загоне для свиней
Родион принял монашество в 1928 году с именем Рафаил в честь Архистратига Божия Рафаила, который считается целителем разных недугов. В 1930 году его приговорили к десяти годам лагерей (за «религиозную агитацию и призыв крестьян к восстанию»). Отправили в Вишерский исправительно-трудовой лагерь на Урале.
Через 4 года о. Рафаила перевели в Дмитров под Москвой. Он работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме, которая занималась свиноводством. Жить фельдшеру-монаху предложили на рабочем месте – в свободном загоне. Поскольку заключенных почти не кормили, отцу Рафаилу корм свиней помог выжить в голодное время.
«За Тебя»
В Вишерском лагере о. Рафаил сидел вместе с Татьяной Гримблит, арестованной за помощь священнослужителям. Татьяна писала стихи, одно из них стало любимым у о. Рафаила, совсем незамысловатое:
«…Мне не радость сулит эта жизнь на земле –
Я решил ведь идти за Тобою,
И в награду за то, что служил я Тебе,
Мир покроет меня клеветою.
Но во имя Твое все готов я терпеть –
Хоть сплошное ненастье найду.
За Тебя, мой Господь, я готов умереть,
За Тебя на страданье пойду.
Мир не понял меня и над скорбью святой,
Что в своей затаил я груди,
Посмеется шутя и, смеясь над Тобой,
Приготовит мне крест впереди.
Но готов я служить всей душою Тебе, –
Пусть враги мне друзья все мои;
Утиши мою скорбь, мир усталой душе
Ниспошли в наши тяжкие дни.
Я отраду нашел у креста Твоего,
Я уж в мире от мира ушел,
Мой душевный покой, все отдал за него,
Но зато ведь Тебя я нашел.
Не слезами, а кровью все раны Твои,
Мой Спаситель, готов я омыть:
Я молю, пусть настанут же дни,
Чтоб и жизнь за Тебя положить».
В 1936 году у отца Рафаила в бараке был обыск и эти стихи нашли. Стихи были представлены как доказательства вины против государства, и монах отправился на шесть лет в Усольлаг на Кольском полуострове.
«Не засмотрись, человек!»
После освобождения о. Рафаил вернулся в Козельск. В 53 года архидиакона Рафаила рукоположили во священника и назначили настоятелем Благовещенской церкви Козельска. Оптина и Шамордино были в запустении, но возвращались после лагерей монахи, и нуждались в помощи. Рафаил очень помогал шамординским монахиням.
«Родная моя Татиана Федоровна, мир Вам и спасение от Господа!? – из письма о. Рафаила духовной дочери.
— Господь, кого хочет привести к Себе, тому посылает непрестанно скорби, а особенно, когда в этой душе есть закваска христианской добродетели, но эта душа тянется к земле, заражается миролюбием».
«Милая дочка Валя! Мира, здоровья и спасения отечески желаю тебе! Тебе, наверное, небезызвестно, что я после Пасхи два месяца был болен смертельно, после святого соборования я стал поправляться. Скорбями и болезнями укрепляется вера, сознание своего ничтожества, бессилия, и кратковременного пребывания на земле. Господь нам говорит – напоминает: опомнись человек! – не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя игрушками. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества. Живи разумно, человечно. Твое назначение Небо – Рай. Твое сообщество там – ангелы и все святые!
Рад, что обещаешь выполнить мои советы – они искренни, как отца любимому дитяти. Будешь меньше волноваться на мелочах. Окрепнет твоя нервная система и организм. И в семье будет мир и отрада…»
«Без этой скорби жизнь моя была бы не полна»
В 1948 году в Благовещенский храм, где служил отец Рафаил, был направлен для служения о. Сергий, агент МГБ (Министерства государственной безопасности). Чтобы наладить свои отношения с прихожанами и войти в доверие, он старался быть ласковым, приветливым. Многие месяцы отец Сергий докладывал в МГБ о жизни отца Рафаила.
Однажды отец Сергий уговорил церковную старосту Наталью пожаловаться властям на то, что отец Рафаил отстранил ее от свечного ящика.
Отца Рафаила вызвали к уполномоченному Совета по делам религии, а потом арестовали и дали еще 10 лет в Вятлаге.
Перед отправлением в заключение батюшка писал своим духовным чадам:
«Слава Богу за все! Дорогие, родные мои! Братски сердечно приветствую вас и всех прочих ближних и дальних, ненавидящих и обидящих мя. Прощаю чад перед Господом в сердце моем. Укрепляем благодатию, сравнительно здравствую…
Грешный Рафаил. Без этой скорби жизнь моя была бы не полна».
«За змею неприязненного чувства – не похвалю»
Многие прихожане стали осуждать отца Сергия и бывшую старосту (ее отец Сергий уволил сразу после ареста отца Рафаила) за то, что они предали отца Рафаила. Сам иеромонах просил не искать виновных в своем заключении, а, если такие люди и были, то их нужно простить, благословить и молиться за них. В своих письмах он учил прощению:
«Детка Тоня! А за то, что ты носишь в сердце своем – змею неприязненного чувства к отцу Сергию и даже как ты пишешь: «не простила и, наверное, никогда не прощу!» За это не похвалю. Это чувство гибельное для души.
…И мы с тобою грешные, нуждаясь в прощении грехов, – молимся – Отче наш, иже еси на небесех… и остави нам долги наши, «якоже и мы» – оставляем должникам нашим. Вот видишь, чтобы получить от Господа прощение, впредь надо самому простить.
Итак, дорогое дитя мое, прошу и за меня, и за себя – не сердись ни на кого, а тем более, на отца Сергия, как не сержусь ни на кого я и всем простил в самый час скорби моей еще 11 июля, и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, – да помилует и спасет их Господь.
Поступи и ты так же, и воцарится в душе твоей мир и покой, а в этом все счастье человеческое на земле. … А то, что совершилось со мною, то это все не по хотению человеков, а по воле Божией – ко спасению моему, и этой воле Божией я покорен на все виды страданий и смерти, где и какова она ни будь….»
«Чадо! Прошу не огорчайся и не сетуй на Наташу, как не огорчаюсь ни на кого я. Кто весть пути и судьбы Господни.
Разве Сыну Божию подал чашу Каиафа или Пилат, или Иуда, предавый его? Нет, Отец Небесный.
Мой долг не судить, а простить всех, всех и за всё. А паче всего, искренне молиться за враги. И больше.
Простить врагу – святое дело,
Но кто в беде помог врагу,
Вот про того сказать я смело,
Как про подвижника могу. »
Отец Рафаил просил передать отцу Сергию, что, если он вернется из лагеря, то будет просить только одного – быть сторожем храма.
Староста Наталья раскаялась
Бывшая староста храма Наталья написала отцу Рафаилу покаянное письмо, в котором просила прощение за свое предательство. Батюшка ей писал:
«Мир и спасение от Господа – скорбящей душе твоей, чадо мое Наталия.
Винить… тебя всецело в предательстве – я этого не мог и не могу допустить в мысли, а по женской немощи болтнуть где-либо и кому-либо. Это и ты отрицать не станешь.
И ты прекрасно знаешь, что в своих корыстных целях, с тонким подходом отец Сергий все наматывал себе на ус. Но Бог с ним и со всеми! Я усматриваю в этом только волю Божию и Его святой Промысл, ведущий меня сим путем Голгофским не с митрой на главе и златым крестом на груди, а с тернием на главе, с крестом на плечах…»
Страшен только грех
Условия заключения о. Рафаила были тяжелыми. Приходилось терпеть голод, унижения, клевету, но о. Рафаил боялся не ухудшения своего положения, а только греха:
«Мир душе твоей и здравие телу отечески желаю, родная Любовь! Вчера, в воскресенье вечером… получил неожиданную посылочку, все в целости. Глубоко тронут твоей заботой и несказанно сердечно благодарен. Это от твоей бедности воистину драгоценная лепта вдовицы. Бог да примет ее, якоже ону, и да воздаст тебе сторицею.
Но впредь прошу – не лишай себя последних крох ради моей худости. Мне не горестно (но сладко, а паче спасительно) претерпеть все – клевету, глад, изгнание, страшен только грех, а пред ним и самая смерть чепуха… Обо мне, родная, прошу тебя и всех прочих не скорбеть, но паче молиться; без сего моя жизнь была бы не полна. Это последний аккорд хвалы моей Богу. А Ему слава за все – за все!»
«Возлюби страдания, слышишь!»
10 ноября 1951 года отец Рафаил писал духовной дочери: «В ночь под 10 нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: «Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу!» И слышу глас некоего духовного мужа: «Аще хощеши спастися – возлюби страдания!»
Чадо Любовь, слышишь! Не только терпи, но возлюби страдания».
После смерти Сталина верующие обращались в Верховный совет с просьбой об освобождении отца Рафаила. Особым образом о нем ходатайствовала бывшая староста Наталья: «Прошу Верховный Совет ответить на заявление православных верующих города Козельска Калужской области… Просим вашего ходатайства освободить нашего священника Шейченко Родиона Ивановича по старости, ему шестьдесят три года, инвалид.
Со стороны облуполномоченного… нанесена на него ложь и клевета, я подтверждаю своей подписью, а если потребуется, я все могу объяснить».
Однако просьбы прихожан были проигнорированы.
Самый нужный товар
Отца Рафаила освободили только в 1955 году. Он вернулся в Козельск и был назначен на прежнее место служения вторым священником, а настоятельствовать продолжал отец Сергий, тот самый.
Перенесенные страдания научили батюшку еще больше сопереживать людям. С большой любовью он относился к нищим и своих духовных чад об этом просил.
По воскресным дням батюшка устраивал чаепития для нищих. Был случай, когда он пригласил к себе одну слепую нищую в день ее Ангела, чтобы ее угостить, напоить чаем. Одна из духовных дочерей отца Рафаила упрекнула священника: «Да ну, батюшка, тоже еще, нужный товар!» Старец ей ответил: «Это самый нужный товар!»
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). Православный календарь на 19 июня
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
19 июня (6 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Среда 1-й седмицы по Пятидесятнице (то есть первой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Согласно церковному Уставу, эта седмица является «сплошной», то есть постные дни в течение этой недели отменяются. В Русской Церкви совершается память девяти святых разных стран и эпох и празднование в честь одной святыни – Пименовской иконы Божией Матери. Далее коротко расскажем о них.
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). Наследник последних старцев дореволюционной Оптиной пустыни, будущий отец Рафаил (Шейченко) молодым солдатом, вернувшимся с фронта Первой мировой, пришёл в эту легендарную обитель, где вскоре принял монашеский постриг. В 1930 году в Козельске, у стен уже закрытой Оптиной пустыни произошли крестьянские волнения. Вскоре по этому делу были арестованы несколько бывших насельников монастыря. В том числе и молодой архидиакон Рафаил. Его обвинили и в организации беспорядков, и в контрреволюционной агитации, и даже в великорусском шовинизме. Несмотря на то, что сам он был коренным малороссом.
Отца Рафаила освободили только в 1943 году. Вскоре он был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем Благовещенской церкви города Козельска. Но его страдания не закончились: в 1949-м он был вновь арестован. По доносу. Уже в лагере отец Рафаил получил покаянное письмо от его автора. На которое ответил самыми тёплыми словами, сказав, что давно простил доносчика.
Освобождён был батюшка в 1955 году. И хотя сил на священническое служение у него почти не оставалось, он ещё два года ревностно продолжал совершать богослужения, вплоть до своей кончины. Несмотря на начинавшиеся хрущёвские гонения на Церковь, сотни людей пришли проводить любимого батюшку. И сегодня, когда его мощи обретены и пребывают в Преображенском храме Оптиной пустыни, к ним прибегают с молитвами и просьбами многие паломники.
Преподобный Виссарион, чудотворец Египетский. Несложно догадаться, что этот святой прославился своими монашескими подвигами в Египте. Действительно, преподобный Виссарион был родом из этих южных мест христианской ойкумены. В юности он посетил Иерусалим и Иорданскую пустыню, где принял решение избрать иноческое служение. Монашеский постриг будущий старец принял уже в родных краях, став учеником и духовным чадом другого великого египетского святого – преподобного Исидора Пелусиота. Святой Виссарион прожил долгую жизнь, прославившись глубочайшим смирением, строгим постом, безмолвием. Был случай, когда старец без еды и сна 40 дней и ночей простоял в глубокой молитве. Преподобный отошёл ко Господу во второй половине V века от Рождества Христова.
Преподобный Иларион Новый, Далматский, исповедник. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Иларион Новый, Далматский, исповедник. Святой IX века от Рождества Христова, схимник Далматской обители, ученик и духовное чадо преподобного Григория Декаполита. С молодых лет святой Иларион выбрал монашескую жизнь, приняв постриг в честь преподобного Илариона Великого, он во всём стремился подражать подвигам этого величайшего подвижника IV века. В годы, когда отца Илариона избрали игуменом Далматского монастыря, в Империи Ромеев (Византии) распространилась ересь иконоборчества (напомним, иконоборцы отвергали почитание святых образом и мощей, считая его «языческим»). Преподобный Иларион смело обличил в ереси императора-иконоборца Льва Армянина, за что был подвергнут заключению и истязаниям. Долгие годы старец провёл в заключении и ссылках, пережив нескольких императоров-еретиков. После воцарения святой императрицы Феодоры преподобный Иларион Новый смог вернуться в родную Далматскую обитель, игуменом которой провёл последние 3 года земной жизни и мирно отошёл ко Господу в 845 году от Рождества Христова.
Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сосанна. Эти святые девы приняли смерть за Христа в годы жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана. Молодые монахини, они были вынуждены бежать в провинцию Кампания из монастыря, находившегося под Римом, переодевшись в мужскую одежду. Получив дар исцеления, они врачевали местных жителей, но в один из дней их раскрыли, подвергли мучениям и, убедившись, что святые страдалицы никогда не предадут Христа, обезглавили в 293 году от Рождества Христова.
Святитель Иона, епископ Великопермский. Этот святой был преемником и продолжателем просветительских дел святителя Питирима, епископа Пермского, которого в 1455 году убили язычники. Святой Иона обратил ко Христу многих жителей Пермской земли, бесстрашно путешествуя по самым глухим её местам. В 1470 году святитель преставился ко Господу.
Преподобный Паисий Угличский. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Паисий Угличский. Младший современник святителя Ионы Великопермского, отец Паисий был также учеником преподобного Макария Калязинского, о котором более подробно было рассказано в Православном календаре от 8 июня. 11-летним отроком будущий святой начал свои монашеские подвиги. Молодой монах прославился своей глубокой молитвенностью, смирением и знанием духовных книг. В 1476 году, по указанию князя Андрея Васильевича, отец Паисий основал близ Углича Покровский монастырь, где стал игуменом и прожил до глубокой старости. В 1504 году преподобный Паисий Угличский блаженно почил о Господе.
Преподобный Иона Климецкий. Этот святой, в свою очередь, был младшим современником преподобного Паисия Угличского. Отец Иона, в миру – Иоанн, пообещал посвятить себя Богу в момент, когда его застала страшная буря на Онежском озере. В этот момент он услышал Глас Господень и чудесным образом спасся. После этого он принял монашеский постриг и по обету, данному Господу, основал Троицкий Климецкий монастырь. Старец отказался от сана игумена и вплоть до своей смерти в 1534 году оставался в обители простым монахом.
Пименовская икона Пресвятой Богородицы. Фото: www.pravoslavie.ru
Пименовская икона Пресвятой Богородицы. По преданию, этот святой образ был привезён в Москву из Константинополя современником преподобного Сергия Радонежского митрополитом Киевским и всея Руси Пименом в 80-х годах XIV века. Долгие годы эта икона находилась в храмах Московского Кремля. В настоящее время чудотворный образ хранится в Третьяковской галерее.
Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)
Преподобноисповедник Рафаил родился в 1891 году в слободе Велико-Михайловской Нижеоскольского уезда Курской губернии в семье малороссийского крестьянина Ивана Шейченко и в крещении был наречен Родионом.
26 августа 1918 года, в день празднования памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, Родион был принят в число послушников Оптиной пустыни. В монастыре он нес послушание ветеринарного фельдшера и пел на клиросе.
В 1918 году начались гонения на Русскую Православную Церковь, и Оптина пустынь была закрыта. В монастыре разместили племенное хозяйство. Братия оставалась пока на месте, разрешали совершать службы. В племенном хозяйстве Родион трудился в качестве ветеринарного фельдшера. В 1923 году безбожники окончательно закрыли обитель. Монахам пришлось поселиться в городе Козельске на частных квартирах. Послушник Родион стал зарабатывать на жизнь сапожным ремеслом.
В 1928 году иеромонах Оптиной пустыни Макарий (Чиликин) по благословению епископа Малоярославецкого, викария Калужской епархии Стефана (Виноградова) постриг послушника Родиона в монашество и нарек ему имя Рафаил, в честь архистратига Божия Рафаила, целителя человеческих недугов. В том же году епископ Масальский, викарий Калужской епархии Герман (Вейнберг) рукоположил его в иеродиакона, возвел в сан архидиакон, и десять месяцев архидиакон Рафаил пробыл при епископе в качестве келейника и иеродиакона на архиерейских службах. В 1930 году отец Рафаил был принудительно мобилизован на лесозаготовки.
В 1930 году гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и ОГПУ приняло решение выдать оптинских монахов за антисоветскую организацию для последующего их ареста. Кроме обвинения в антисоветской агитации, монахов обвинили к подстрекательству крестьян к восстанию при беспорядках, случившихся в Козельске на Духов день,9 июня 1930 года.
18 августа 1930 года архидиакон Рафаил был арестован. Так было положено им начало несения креста Христова во узах. Отец Рафаил был допрошен сразу же после ареста, все вопросы сотрудника ОГПУ касались его биографических данных как оптинского монаха.
2 сентября его снова вызвали на допрос. Отвечая на вопрос следователя, он сказал: «Виновным себя не признаю… Ни в какой контрреволюционной группе не состоял и работы, направленной против советской власти, не вел… Руководство духовной жизни братства шло путем исповеди духовников. На базаре… на Духов день в городе Козельске я не был, находился дома, и поэтому, что было на базаре, не знаю, да и, как общее правило, на базары я не хожу…»
Были допрошены свидетели и, в частности, хозяйка квартиры, где жил архидиакон Рафаил, которая показала: « Из бесед с Рафаилом знаю, что последний является закоренелым монахом с присущими им старыми взглядами».
В октябре 1930 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором сотрудник ОГПУ в полном противоречии с действительностью, как бы демонстрируя помешательство по причине духовного повреждения, написал: «В августе 1930 года Сухиническим ОГПУ в городе Козельске было выявлено наличие монашеско-монархической контрреволюционной группы, охватывающей своим влиянием как население города, так и смежных деревень. Было известно, что контрреволюционная группа ставит перед собой задачи непосредственной борьбы с советской властью и реставрацию монархического строя…»
27 ноября 1930 года тройка Полномочного Представительства ОГПУ приговорила архидиакона Рафаила к десяти годам заключения. Он был отправлен в Вишерский исправительно-трудовой лагерь, располагавшийся в поселке Малая Вижаиха Уральской области. В 1934 году архидиакон Рафаил был переведен в исправительно-трудовой лагерь в город Дмитров Московской области, здесь он работал ветеринарным фельдшером при животноводческой ферме совхоза «Ермолино». Ферма занималась свиноводством, и жил отец Рафаил в одном из пустых загонов, от великого недостатка в пищи питаясь тем, что давалось в пищу свиньям. И это была еще большая удача и милость Божия, так как другие заключенные не имели и такого дополнения к своему скудному, ниже нищенского, рациона.
Находясь в лагере, отец Рафаил не скрывал своей принадлежности к Русской Православной Церкви. Верующие привезли ему Евангелие, молитвослов, икону, а поскольку он жил в пустующем свинарнике отдельно, то мог беспрепятственно молиться, приглашая иногда к себе некоторых заключенных собратий. К нему довольно часто приезжали монахи Шамординского монастыря и знакомые из Козельска.
Находясь в лагере, отец Рафаил писал заключенным письма. Некоторые письма, не доходя до адресата забирались оперуполномоченным НКВД, и тот в конце концов счел, что оптинский монах ведет слишком активную в религиозном отношении жизнь, и принялся собирать материалы для его ареста.
Среди текстов, которые были поставлены впоследствии отцу Рафаилу в вину, были и стихи Татьяны Гримблит, с которой отец Рафаил был одно время в Вишерском лагере. Стихи, написанные Татьяной в девятнадцать лет, настолько поразили отца Рафаила и настолько оказались созвучны его собственному настроению, что он выучил их наизусть, немного переделав.
«. Мне не радость сулит эта жизнь на земле –
Я решил ведь идти за Тобою,
И в награду за то, что служил я Тебе,
Мир покроет меня клеветою.
Но во имя Твое все готов я терпеть –
Хоть сплошное ненастье найду.
За Тебя, мой Господь, я готов умереть,
За Тебя на страданье пойду.
Мир не понял меня и над скорбью святой,
Что в своей затаил я груди,
Посмеется шутя и, смеясь над Тобой,
Приготовит мне крест впереди.
Но готов я служить всей душою Тебе,
Пусть враги мне друзья все мои;
Утиши мою скорбь, мир усталой душе
Ниспошли в наши тяжкие дни.
Пусть осудят меня и не будет друзей,
Я с Тобою останусь всегда,
Только будь неразлучен с душою моей,
Помоги выпить чашу до дна.
Я отраду нашел у креста Твоего,
Я уж в мире от мира ушел,
Мой душевный покой, все отдал за него,
Но зато ведь Тебя я нашел.
Не слезами, а кровью все раны Твои,
Мой Спаситель, готов я омыть:
Я молю, пусть настанут же дни,
Чтоб и жизнь за Тебя положить»
21 июня 1936 года оперуполномоченным Дмитлага НКВД направлен рапорт начальнику 3-го отделения, в котором он писал: «Доношу, что зека Шейченко… на протяжении продолжительного времени ведет контрреволюционную агитацию. Прошу Вашего распоряжения о привлечении его к уголовной ответственности…»
В этот же день в бараке, где жил отец Рафаил, был произведен обыск, и отрывки из писем, духовные стихи, найденные у него, были представлены как вещественные доказательства государственного преступления, которые он пытался будто бы скрыть, передав другому человеку.
13 сентября 1936 года состоялось закрытое заседание Московского областного суда по делам Дмитлага НКВД в составе председательствующего, двух членов суда и секретаря. Суд в приговоре записал: «Виновным себя подсудимый не признал, но преступление доказано, как материалами дела, так и свидетельскими показаниями, а потому суд, учитывая личность подсудимого и условия лагерной обстановки… приговорил… к лишению свободы сроком на шесть лет, с поражением в правах на пять лет и направлением для дальнейшего отбывания в отдаленные северные лагеря».
Архидиакон Рафаил был направлен в город Мурманск, а через четыре года переведен в Усольлаг в городе Саликамске Пермской области.
18 ноября 1943 года отец Рафаил был освобожден из заключения, но ему не разрешили жить в Козельске, и он поселился в городе Кирсанове Тамбовской области у верующей старушки, где прожил около полугода. Однако хорошо знавшие его люди стали настойчиво приглашать его в Козельск, куда он и переехал в апреле 1944 года.
1 октября 1944 года митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) в Успенской, что в Гончарах, церкви в Москве рукоположил архидиакона Рафаила во иеромонаха и назначил, согласно просьбе двадцатки, настоятелем Благовещенской церкви в городе Козельске. С этого времени началась его многотрудная пастырская деятельность.
Отец Рафаил – пастырь добрый и милосердный, помогал всем нуждающимся. Дверь его кельи была открыта для всех. Верующие, ища духовной поддержки и совета, стали обращаться к нему как к духовнику, со многими у него завязались близкие духовные отношения.
В апреле1948 года в Благовещенский храм в Козельске был назначен священник. Этот священник был введен в клир Русской Православной Церкви архиепископом Василием (Ратмировым), бывшим обновленческим митрополитом и агентом НКВД. Прихожане стали его опасаться.
26 октября 1948 года Министерство государственной безопасности и Генеральная прокуратура приняли директиву об аресте всех возвратившихся из заключения священнослужителей, если те продолжают вести активную церковную деятельность. С этого времени за о. Рафаилом особенно начали следить: за строительную и благотворительную деятельность его часто стали вызывать в местное отделение МГБ. Агент был его сослуживцем по храму.
На третий день Пасхи 1948 года о. Рафаила вызвали в местное отделение МГБ. Там заявили, что он не имеет права ходить по домам по приглашению верующих в праздник Пасхи и престольные праздники, ему было поставлено также на вид, что он незаконно совершает похороны, сопровождая погребальные процессии от церкви до кладбища.
9 июня о. Рафаил был вызван телеграммой к уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Калужской области на 11 июня, в этот день был арестован и заключен в калужскую тюрьму, а в его квартире в Козельске был произведен обыск.
Допросы начались сразу же после ареста. Вопросов было много, один из них:
– В сентябре 1948 года вы, рассказывая верующим о мученицах Вере, Надежде и Любови, допускали в своем выступлении клевету в части материальной необеспеченности советского народа. Признаете это?
– О мученицах Вере, Надежде и Любови я рассказывал верующим… После этого рассказа я делал вывод, что мы далеки от веры в Христа и мужества и что вера у нас оскудела. Однако о необеспеченности в материальном отношении советского народа в своем выступлении я не говорил.
Было еще много вопросов. 12 сентября предъявили обвинительное заключение. Отец Рафаил обвинялся в том, что он «будучи враждебно настроен к существующему в СССР общественному и государственному строю, с церковного амвона перед скоплением верующих и в беседах среди населения проводил антисоветскую агитацию. Принимая во внимание, что Шейченко среди остальных верующих и монашеского элемента пользуется большим авторитетом, что во время судебного следствия по его делу может вызвать большое и нежелательное скопление верующих у здания суда и возможность провокационных разговоров и слухов с их стороны, следственное дело по обвинению Шейченко решено направить на рассмотрение Особого Совещания при МГБ СССР.
12 ноября 1949 года Особое Совещание приговорило отца Рафаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 26 ноября ему было выписано направление в Вятлаг.
30 декабря о. Рафаил написал письмо своим духовным детям. Первыми строками этого письма были: «Слава Богу за все! Дорогие, родные мои!» В другом письме о. Рафаил писал: «Мой долг не судить, а простить всех, всех и за все. А паче всего искренне молиться за враги».
Начался новый этап жизни преподобноисповедника в узах – страданий, неустроенности окружающего, неотвратимости пребывания отмеренного Господом срока в земном аду, но и великой надежды в достижении упования вечного, опытом зная о краткости сих земных страданий, верою – о вечности блаженства небесного. Этот период жизни стал периодом тяжелого физического и духовного труда для больного и измученного годами заключений подвижника. Но во всех этих тяжелых обстояниях, скорбях и искушениях душа становилась, как небесная птица, свободна.
10 ноября 1951 года отец Рафаил писал своей духовной дочери: «В ночь под 28 октября нового стиля во сне сладко-пресладко воспевал: «Величай, величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств Деву Пречистую Богородицу!» И слышу голос некоего духоносна мужа: «Аще хощеши спастися – возлюби страдания. »
Духовные чада о. Рафаила хлопотали об его освобождении, но безрезультатно.
Отец Рафаил был освобожден только после того, как началось более или менее массовое освобождение из лагерей по неправосудным делам, в 1955 году. Батюшку назначали (епископ Калужский Онисифор (Пономарев) вторым священником в Благовещенскую церковь в Козельске. А настоятелем там был уже тот священник, который «контролировал» о. Рафаила.
Вернулся из заключения о. Рафаил физически еще более слабым и больным. Перенесенные им в лагере страдания приблизили его ко Господу. Страдания научили его глубокому состраданию к людям. Он любил и почитал нищих, завещая это и своим духовным детям.
Весна 1957 года выдалась холодная и затяжная. Хотя отец Рафаил чувствовал себя физически нездоровым, он принуждал себя часто служить и принимал всех приходящих. 8 мая, вТроицкую родительскую субботу, он дотемна провел на кладбище. Люди просили его отслужить еще и еще одну панихиду, всем хотелось, чтобы именно этот смиренный исповедник помолился за их почивших сродников. И он, призванный к высокому служению церковному, по любви к людям никому не отказывал, он уже привык к самоограничению, к крайнему самоотречению, одним словом – к подвигу, который совершался уже почти незаметно для него самого. И беда, когда у такого самоотверженного пастыря не найдется человека, который бы вовремя заметил, что всеми любимый батюшка давно превысил меру сил человеческих и тяжело заболел. Вечером, когда отец Рафаил вернулся домой, стало ясно, что он болен воспалением легких.
По просьбе батюшки к нему приехала одна духовная дочь Елизавета. Отец Рафаил просил ее в открытке: «Лиза, я тяжело болен – приезжай за мной ухаживать». Она ответила, что уже приехала, на что ей открытка. На это о. Рафаил трижды повторил, чтобы она открытку взяла. Но люди поступают по своему разуму, Елизавета не взяла открытку, и старец с этим смирился. Когда через некоторое время с о. Рафаилом случился инсульт и у него отнялась речь, Елизавета хотела оказать ему врачебную помощь, но окружавшие старца не приняли ее, и она ничем не смогла доказать, что старец сам вызывал ее за ним ухаживать.
После потери дара речи состояние здоровья о. Рафаила стремительно ухудшалось. 19 июня 1957 года иеромонах Рафаил скончался. Проститься со старцем желали многие. В течение всего дня гроб с его телом двигался от дома до кладбища, люди, узнавая, что это несут отца Рафаила, присоединялись к процессии.
Иеромонах Рафаил был погребен на старом кладбище в городе Козельске. Но подвиг исповедника и пастыря не укрылся от Церкви; 22 июня 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия мощи преподобноисповедника Рафаила были перенесены на братское кладбище Оптиной пустыни, 30 декабря 2007 года их перенесли в Преображенский храм, а его имя включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные источники и литература:
Источники:
http://pravoslavie.ru/113789.html
http://tsargrad.tv/articles/prepodobnoispovednik-rafail-shejchenko-pravoslavnyj-kalendar-na-19-ijunja_140187
http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2011-god/prepodobnoispovednik-rafail-sheichenko-.html