Иеремия афон. Русские старцы XXI века: игумен Иеремия (Алёхин)

Русские старцы XXI века: схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Наверное, нет такого православного христианина, кто не мечтает на своем жизненном пути повстречать подлинного духоносного и опытного наставника и старца. Однако в современном мiре таких носителей и учителей живого святоотеческого наследия с каждым годом становится все меньше. Живя в мiру, пребывая в постоянной материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы Святых Отцов и нести подвиг внутренней, «умной» молитвы.

Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и непрестанное молитвенное делание.

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он воистину является подлинным духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Через него как бы сохраняется тонкая незримая духовная связь с прежней дореволюционной Россией, со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (ныне Луганская область, Украина) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Трагедия гибели родных и близких произошла на глазах мальчика. Чудом выжив и бежав из лагеря, он несколько лет странствовал, пока не вернулся в родные края. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. В 1935 г. устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.

На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию, где вновь попал в лагерь. В 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске.

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

В начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.

Читать еще:  К чему снится новый забор из досок. Магия чисел

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Благодаря усилиям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мiра. Обитель остается как бы нетронутым «уголком Святой Руси», где до сих пор в чистоте и непорочности сохраняются и блюдутся духовные традиции как Святой Горы, так и Святой Руси. Пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, по свидетельствам многих паломников, их не покидало ощущение, что они как бы переместились в «иное время».

Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники обязаны нести нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но и их Родину, и весь мiр, обеспечивая над ними своего рода благодатный покров.

Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Сергей Шмель,
паломник

Преставился Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Афон, 4 августа 2016 г.

4 августа ( 22 июля ст.ст.) 2016 г., на день памяти Почаевской иконы Божией Матери, на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин), – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».

Преставился старец в 14 часов дня по афинскому времени, пребывая в светлом уме, мирно, тихо и безболезненно. Сразу же по преставлении была отслужена соборная панихида в присутствии всей братии обители и началось чтение неусыпаемого Евангелия, которое будет продолжаться до самого погребения. Отпевание и погребение состоится завтра, 5 августа, утром, по окончании заупокойной Божественной литургии.

Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Редакция портала «Русский Афон» выражает искренние соболезнования братии русской святогорской обители и возносит молитвы об упокоении незабвенного старца-игумена Иеремии. Вечная и светлая память почившему старцу! Верим, ныне Русская обитель на Афоне, вся Святая Гора и весь мир приобрели еще одного молитвенника и предстателя пред Богом на Небесах.

Жизненный путь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) был преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована. Вместе с родителями и родственниками он был сослан советской властью за Урал. Там он потерял родителей. Бежав из лагеря, будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. на работу простым грузчиком на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. Будущему старцу на протяжении долгих четырех лет вновь довелось испытать издевательства, голод и нечеловеческие условия жизни.

Читать еще:  Комсомольская правда гороскоп на июль. Что такое аспекты планет, о которых вы узнаете в прогнозе

Несмотря на пережитые страдания и горе, он так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Русские старцы XXI века: пастырское служение схиархимандрита Иеремии (Алехина)

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он воистину является подлинным духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Через него как бы сохраняется тонкая незримая духовная связь с прежней дореволюционной Россией, со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в 1930-е гг. он переезжает на Украину, где в 1935 г. устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.

Читать еще:  Онлайн по одной карте. Гадание на картах таро онлайн

На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске (Украина).

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию (где учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины, – прим. авт.). Одновременно он нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

В начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Источники:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/10/22/russkie_starcy_xxi_veka_shiarhimandrit_ieremiya_alehin/
http://pravoslavie.ru/95908.html
http://pravoslavie.ru/67804.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: