Храмы в джунглях. Храмы затерянные в джунглях — oleg_inca

Пять древних комплексов, обнаруженных в джунглях

22 января 1861 года, случайно заблудившись в джунглях Камбоджи, французский путешественник Анри Муо обнаружил гигантский храмовый комплекс Ангкор-Ват (в переводе с кхмерского — «город-храм») — крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века.

Информация об Ангкоре существовала и ранее: в 1850 году город Ангкор описал в своих наблюдениях побывавший здесь французский священник Шарль Эмиль Буйево. Есть сведения, что еще раньше на храм натыкались португальцы. Однако по тем или иным причинам Ангкор не стал общеизвестным и был открыт для европейской цивилизации в 1861 году. Мы решили рассказать о пяти древних сооружениях, обнаруженных в джунглях.

Ангкор-Ват — один из крупнейших когда-либо возведенных культовых комплексов и один из важнейших археологических памятников мира. Древний город Ангкор когда-то был столицей древнего кхмерского государства и на то время одним из крупнейших городов мира: население достигало полумиллиона жителей. Город занимал около 600 квадратных километров, включал более 100 дворцов и храмов и был известен далеко за пределами империи кхмеров, пока не был в 1431 году разрушен войсками Сиама. Посвященный богу Вишну храм Ангкор-Ват возводился в период c 1113 по 1150 год при правлении короля Сурьявармана II и, по одной из версий, планировался как усыпальница для него. Существует версия о божественном происхождении храма: его воздвиг сын индуистского бога Индры — кхмерский король Прех Катомиалиа, который однажды побывал в небесных чертогах своего отца и был поражен прекрасным коровником — местом, отведенным для священных животных. Вернувшись на землю, он решил создать копию великолепного здания. Так будто бы и возник Ангкор-Ват — точная копия коровника бога Индры. Для строительства комплекса было использовано огромное количество песчаника, сопоставимое с количеством, ушедшим на строительство пирамиды Хефрена в Египте. Предположительно, камни устанавливались на место с использованием силы слонов. Храм построен в так называемом ангкорианском стиле, характерном для кхмерской архитектуры, с ярко выраженным индуистским влиянием. Относится к типу «храм-гора», распространенному в Камбодже. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под охрану ЮНЕСКО. Сегодня Ангкор-Ват — главная достопримечательность и символ Камбоджи: храм изображен на государственном флаге и гербе страны.

МАХЕНДРАПАРВАТА

Махендрапарвата, древний кхмерский город в 40 километрах от Ангкор-Вата, был обнаружен совсем недавно, в 2013 году, австралийскими учеными из Сиднейского университета. Точная карта затерянного города с дорогами, каналами и храмами, возраст которого составляет более тысячи лет, была составлена при помощи технологии лазерного сканирования с воздуха. Подобное оптическое лазерное оборудование, прибор Lidar, уже применялось при поиске затерянных городов майя и исследовании Стоунхенджа. Для сканирования потребовалось семь дней работы с вертолетом. Полученные результаты подтвердили наземные исследования предыдущих археологов, которые, однако, не давали целостной картины: так, в 1936 году экспедиция французского археолога и искусствоведа Филиппа Штерна обнаружила неизвестные ранее храмы и статуи Вишну и описала этот район как первый горный храмовый комплекс. Но лишь экспедиции ученых из Сиднейского университета наконец удалось отыскать непосредственно сам древний город. Махендрапарвата, по предположению специалистов, был возведен на 350 лет раньше Ангкор-Вата, в 802 году нашей эры, правителем Джаяварманом II, который являлся основателем империи кхмеров. Главными причинами упадка города, возможно, стали вырубка лесов, а также проблема обеспечения его чистой питьевой водой.

ЧАКТУН

Древний город майя Чактун, название которого переводится как «красный камень» или «большой камень», был найден на полуострове Юкатан в июне 2013 года. Масштабное исследование данного региона, юго-востока мексиканского штата Кампече, началось в 1996 году. С тех пор там удалось сделать порядка 80 археологических открытий. По оценке ученых, нога человека не ступала в древнем городе уже тысячу лет. Никаких упоминаний о нем в исторических документах до сегодняшнего дня найдено не было. Затерянный в лесах, город раскинулся на территории 22 гектаров. По мнению археологов, период расцвета Чактуна приходился примерно на 600–900-е годы нашей эры. На его территории ученые обнаружили две площадки для ритуальных игр в мяч, алтари, 15 пирамид высотой до 23 метров, дворцы, рыночные площади и жилые дома. Некоторые объекты сохранились настолько хорошо, что кое-где можно отчетливо различить узоры и надписи, высеченные на каменной поверхности, и даже заметить следы штукатурки и краски. Одной из главных находок стали 19 древних стел, на трех из которых можно хорошо различить древние тексты. Как надеются археологи, эти находки расширят знания о древней культуре народа майя. По мнению ученых, в Чактуне могло проживать 30–40 тыс. человек. Пока неизвестно, что заставило людей покинуть город. Возможно, свою роль сыграли климатические изменения или войны.

БОРОБУДУР

Буддийское святилище колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Храм расположен на юге индонезийского острова Ява. Ученые пока не могут точно указать, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веком. Также ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет. Название может происходить от санскритского «вихара Будда ур», что переводится как «буддийский храм на горе». На строительстве храма были заняты многие тысячи рабочих, ремесленников и скульпторов, потребовалось более 55 тыс. кубометров камня, сложенного без применения строительного раствора. Архитектура храма воспроизводит буддийскую модель мира — мандалу. Рельефы первого яруса изображают сцены земной жизни Будды. Рельефы следующего яруса рассказывают о жизненном пути святых-бодхисатв, искавших просветления. На верхнем ярусе расположены 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа — в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов. Они представляют собой иллюстрации к древнеиндийским эпическим сказаниям «Рамаяна» и «Махабхарата», а также различные сцены из повседневной жизни Индонезии XI столетия: крестьяне на полевых работах, рыбацкие лодки в море, сцены военных действий, бытовые и жанровые сценки, танцы, дрессированные обезьянки. В 1006 году извержение вулкана Мерапи частично разрушило Боробудур, часть его была засыпана вулканическим пеплом. Долгое время он оставался заброшенным, постепенно разрушался, зарастал джунглями, пока в 1814 году английский офицер случайно не натолкнулся на развалины Боробудура. Тогда начались работы по очищению храма от пепла и его реставрации. Самая масштабная и значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах при поддержке ЮНЕСКО.

Читать еще:  Стрельцом со стрельцом совместимость в любви. Мужчина-Стрелец и женщина-Стрелец: совместимость

ПРАМБАНАН

Храмовый комплекс, состоящий из несколько индуистских и буддийских храмов, расположенный в центральной части острова Ява в Индонезии. Храмы создавались около 900 года нашей эры, а в 1991 году были признаны ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Барельефы храмов украшают сцены из «Рамаяны», древнеиндийского эпоса. Так же как и буддийский Боробудур, Прамбанан сильно пострадал от природных катаклизмов и долгое время был потерян в джунглях. Реконструкция в общей сложности 273 храмов началась лишь в начале XIX века и продолжается до сих пор. Центральной частью Прамбанана считается 47-метровая Лоро Джонгранг: три больших храма, посвященных богам Вишну, Шиве и Брахме. В переводе с языка жителей острова Ява «Лоро Джонгранг» означает «стройная дева» — так прозвали статую многорукой богини Дурги в главном святилище. С возведением храма Шивы связана легенда: одна яванская принцесса должна была выйти замуж за не любимого ею принца. Чтобы избежать брака, девушка поставила жениху условие возвести за ночь храм, украшенный тысячью статуй. Призвав на помощь магические силы, принц почти справился с задачей, завершив 999 статуй. Принцесса, увидев, что ее уловка не удалась, пошла на хитрость — развела на востоке огромный костер, пылающий словно восходящее солнце. Но принц раскрыл обман, разозлился и превратил ее в недостающую тысячную статую, которая теперь стоит в северной части храма Шивы. Большинство помещений Лоро Джонгранг украшены барельефами. Чаще всего здесь встречается изображение птицы Гаруды, которая является национальным символом Индонезии.

Какие тайны хранит древний гигантский город, сокрытый в джунглях Камбоджи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ранее археологические данные об этом затерянном городе, расположенном на северо-востоке от города Ангкор-Вата, ограничивались лишь несколькими относительно изолированными святынями. Однако воздушное лидарное сканирование с вертолета, на которое ушло семь дней, в сочетании с наземными методами съемки выявило «расширенную городскую сеть», датируемую IX веком н. э.. Именно её археологи считают городом Махендрапарвата.

Лидарные снимки позволили обнаружить на плато городскую территорию площадью около 40-50 квадратных километров. Как выяснилось, Махендрапарвата представляла собой первый крупномасштабный город, построенный Кхмерской империей на массиве Пном-Кулен.

Более того, ученые установили, что древний мегаполис появился здесь задолго до того, как был построен знаменитый храмовый комплекс Ангкор-Ват, которым правил король Джаяварман II. Обнаруженный город был основан в 802 году, что на 350 лет раньше.

Не менее важна была «наземная» часть исследования, которая подтвердила снимки лидара наглядными фактами. Маршрут экспедиции был непростым –приходилось идти по козьим тропам, через болота и даже минные поля, оставшиеся со времен войны. Сначала археологи обнаружили пять новых храмов, в итоге же – используя данные лидара, – удалось отыскать в общей сложности три десятка ранее неизвестных храмов древнего города. Можно только догадываться, каким масштабным по площади был Махендрапарват!

– Как оказалось, город имел сложную сеть крупных транспортных магистралей, разделявших центральную зону на «сеточную» систему, фактически поделенную на городские кварталы, – поясняют исследователи этой местности.

Практически на всей территории древнего города сканеры зафиксировали ряд гражданских и культовых архитектурных сооружений – святилищ, курганов, прудов, большую водохозяйственную систему плотин и крупный недостроенный резервуар в предполагаемом административном центре города, а также королевский дворец и массивный храм-пирамиду.

Интересно, что, несмотря на расширенную городскую сеть, центральная часть города не была обозначена ни стеной, ни рвом, как это наблюдается в Ангкоре и всех других более поздних кхмерских городах. Этот факт исследователи считают абсолютно уникальным для кхмерского мира.

Кстати, по словам доктора Эванса, работающего над проектом, упадок этой древней цивилизации мог произойти в результате вырубки лесов и проблемы обеспечения водой.

Надо сказать, это уже не первый случай обнаружения на территории Камбоджи так называемых затерянных городов. Например, австралийский археолог, доктор Дамиан Эванс некоторое время назад сообщал, что, благодаря воздушному лазерному сканированю, в дебрях тропических лесов выявлено несколько городов в возрасте от 900 до 1400 лет, и некоторые из них по своим размерам могут соперничать со столицей Камбоджи Пномпенем. Однако, если еще несколько лет назад самым большим древним городом и храмовым комплексом, построенным в Ангкорский период, считался Преах-Хан (его площадь составляет 22 квадратных километра), то после обнаружения нового древнего мегаполиса» «лидеру» пришлось подвинуться, ведь Махендрапарвата – вдвое крупнее.

Данные лидарного исследования позволили ученым завершить 150-летнюю археологическо-картографическую работу, проведенную в обширном регионе Ангкор.

– Теперь, используя более тонкие демографические модели, можно, наконец, более подробно изучить историю Ангкора: узнать, как он расширялся, разрушался и перестраивался на протяжении веков, став когда-то одной из крупнейших цивилизаций Древнего мира.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Затерянные в джунглях храмы Кхаджурахо

Затерянные в джунглях храмы Кхаджурахо

В самом сердце индийского штата Мадхья-Прадеш находятся великолепные храмы со знаменитой эротической скульптурой. Кто же построил эти необычные храмы? Индийцы рассказывают такую легенду: у одного брахмана была красивая дочь по имени Хемвати. Когда однажды вечером она купалась в речке Рати, бог Луны увидел, как она плещется среди лотосов, и воспылал страстью. Бог спустился на Землю и соблазнил девушку.

Хемвати забеременела, и это привело ее в отчаяние — ведь у нее не было мужа. Хемвати даже хотела проклясть бога Луны за то, что он разрушил ее жизнь и погубил репутацию. Но бог Луны утешил ее: их сын, — сказал он, — будет отважным человеком и первым царем огромного царства. Он велел Хемвати покинуть Бенарес и уехать туда, где растут финиковые пальмы («кхаджу» — «пальма», «раху» — «путь», «дорога», отсюда и название «Кхаджурахо»). Хемвати так и поступила. Она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии и там в положенное время разрешилась от бремени мальчиком. Хемвати стала для сына не только мамой, но и гуру. К шестнадцати годам ребенок, которого назвали Чандраварман, голыми руками мог убивать тигров и львов. Он стал правителем Кхаджурахо и основателем великой династии Чан-делла. Получив власть, Чандраварман осуществил мечту своей матери: Хемвати просила его построить храмы, которые обнажали бы людские страсти и суетность человеческих желаний. Чандраварман возвел 85 храмов, которые сняли с его матери грех внебрачной любви. Кроме того, за первым царем династии Чанделла числится постройка мощной крепости и немало побед на поле боя.

Читать еще:  К чему снится пальто женское примерять. К чему снится мерить пальто

Большинство ученых считает, что храмы действительно появились в те времена, когда Центральной Индией правила династия Раджпутов Чанделла — великих ценителей искусства. Большинство храмов, как полагают серьезные исследователи, индийские зодчие построили между 950-м и 1060 г. Именно в это время династия Чанделла была в зените славы — государство благоденствовало, в нем царили порядок и гармония.

Какова же дальнейшая судьба знаменитых храмов? Она драматична и загадочна, в ней есть и яркий период расцвета, и печальная эпоха забвения. Храмы Кхаджурахо канули в лету вместе с династией Чанделла и долгое время были неизвестны человечеству. Их поглотили джунгли…

Столицей Кхаджурахо был совсем недолго и скорее исполнял функции религиозного центра династии. В то же время у Чанделла были грозные соперники. В 1569 г. Великие Моголы окончательно завоевали эту территорию и правители Чанделла ушли из Кхаджурахо в поисках более безопасного места. Дивные строения были оставлены на произвол судьбы. Совершенно заброшенный Кхаджурахо скрылся под покровом наступающих лесов и был полностью забыт. Причем забыт настолько прочно, что мы не находим никакого упоминания о нем даже в «Аийне Акбари», трактате времен правления императора Акбара. И лишь в 1838 г. необычные храмы стали известны ученым благодаря усилиям предприимчивого путешественника англичанина Т. С. Барта, которого поразили откровенные эротические сцены на стенах храмов.

Как можно догадаться, постройки древних индийцев не всегда представлялись европейцам-христианам высоким искусством. Так, один из первых британских исследователей, посетивших Кхаджурахо в 1868 году, назвал их «отвратительно непристойными». Он же выдвинул теорию, что «непристойные» сцены являются своего рода божественной защитой этих сооружений от землетрясений или ударов молний. И действительно, вплоть до нашего времени ни один из храмов не пострадал от природных катаклизмов.

Позднее экзотичные исторические памятники детально изучил другой исследователь — англичанин Александр Каннингхем. Его доклады в Археологической службе Индии (1871–1885 гг.) позволили представить миру бесценное наследие индийской культуры. Археологические работы в Кхаджурахо ведутся до сих пор. Празднование 1000-летия Кхаджурахо в марте 2000 г. по счастливой случайности ознаменовалось открытием нового храма. Раскопки увенчались находкой четверорукой Сарасвати, индийской богини знаний, играющей на своем любимом инструменте — вине.

Конечно, беспризорность в течение веков и вандализм людей оставили на стенах величественных зданий неизгладимый след. До наших дней из 85 храмов в хорошем состоянии сохранилось только 22. Расскажем о самых известных из них.

Кандарья Махадев посвящен богу Шиве. Шива — один из Тримурти (санскр. «три лика») — так называемой «индуистской троицы», которая объединяет главных божеств индуистского пантеона: Брахму — Создателя миров, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя. Строго говоря, Брахма, Вишну и Шива едины. Однако представители разных направлений индуизма больше почитают того или иного бога, в зависимости от того, какой аспект они считают наиболее важным. Изначально главой триады считался Брахма, но в наши дни самым распространенным стал культ Вишну. Вишнуиты считают главным из Тримурти хранителя-Вишну. Шиваиты, в свою очередь, полагают, что разрушение — не что иное, как беспрерывные изменения во Вселенной, поэтому Шива не только разрушает Вселенную, но и созидает ее вновь. Именно по этой причине в мифологии Шива предстает в разных обличьях — от вызывающего ужас разрушителя (Бхайрава) до милостивого властелина Вселенной (Вишванатх). Он же — великий йогин (Йогешвара) и грозный исполнитель танца, воплощающего космическую энергию (Натараджа). Атрибуты Шивы — трезубец, барабан в виде песочных часов, боевой топор или лук, стрела, силок, антилопа, кобра, ожерелье из человеческих черепов и третий глаз во лбу.

Святилище Кандарья Махадев украшают более 900 скульптур и стройная башня — шикхара, которая воплощает гору Меру — символ Земли и Вселенной. Храм частично разрушили завоеватели-мусульмане, поэтому он потерял для верующих свое значение.

Храм Лакшманы посвящен одному из героев священного эпоса «Рамаяна» — брату добродетельного царя-героя Рамы, воплощения бога Вишну. Этот храм примечателен фризами каменной платформы, на которой расположено святилище Вишну. Этого же бога, но в другом образе — кабана — почитают в миниатюрном святилище напротив. Почему Вишну предстает здесь в обличье животного? Согласно мифу, демон Хираньякша умилостивил Брахму аскетическими подвигами. Создатель щедро одарил его, сделав неуязвимым для богов, людей и зверей. Почувствовав себя безнаказанным, Хираньякша выкрал Веды и, пока Брахма спал, утащил Землю в свою обитель, которая находилась в нижних мирах под водой. Но Хираньякша ошибся: в свое время демон забыл включить кабана в список существ, которые не могут его победить. Поэтому Вишну, чтобы спасти Землю, и стал кабаном. Он убил Хараньякшу своими клыками, вернул Веды и снова поднял Землю на поверхность воды.

Храмы Вишванатх и Нанди поражают своей величиной. Здесь почитается Шива, как властелин мира (Вишванатх), и его спутник Нанди в воплощении белого быка.

В одном из храмов Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо, схожие по архитектурной концепции, тем не менее не принадлежат к одному религиозному направлению: среди них есть и индуистские, и джайнские. Джайнизм — это религия, основателем которой считается Вардхамана (его также именуют Джиной и Махавирой), живший в VI в. до н. э. Джайнизм отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину людям всех каст. Цель джайнов — освободиться от перерождений. Этого могут достичь аскеты, которые соблюдают строгие правила, в том числе принцип ахимсы — непричинения вреда живым существам. Есть и джайны-миряне. Они занимаются преимущественно торгово-ростовщической деятельностью. Соблюдение принципа ахимсы не позволяет джайнам заниматься земледелием, поскольку вспашка земли влечет за собой убийство живых существ — червей и насекомых.

Фасады храмов Адинатх и Парашванатх, посвященных джайнским святым — тиртханкарам, — мало отличаются от индуистских храмов: индуистские боги тоже представлены здесь в соответствии с космическом миропорядком. Надо сказать, что отличить друг от друга богов, которые в несметном количестве украшают фасады храмов и святилищ, исключительно трудно. Но приметами каждого бога являются его атрибуты и сопровождающие животные. Так, изображения тиртханкаров можно узнать по ромбовидному знаку на груди или по их наготе.

Великолепные храмы Кхаджурахо кажутся высеченными из единого монолита чьей-то божественной рукой — столь филигранна работа мастеров. А тысячи скульптур и скульптурных композиций, украшающих каждый дюйм стен, усиливают этот эффект.

Главный мотив изображений в индуистских храмах Кхаджурахо — женщина, женское начало во всех его бесчисленных проявлениях. Женщина, пишущая письмо, играет с ребенком, приоткрывает тонкую лодыжку; женщина, которая вынимает занозу из ступни или любуется своим отражением в зеркале; женщина, танцующая, расчесывающая волосы, играющая на флейте. Женщина — невинная и кокетливая, бесконечно соблазнительная, потрясающе красивая, изображенная с необычайным мастерством и любовью. Но особо знамениты храмы Кхаджурахо эротической скульптурой.

Читать еще:  Эразм роттердамский краткая биография. Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи

Именно благодаря каменным прелестницам и их любовникам они стали всемирно известными.

О чем же на самом деле повествуют стены храмов? Отчасти они являются исторической хроникой, летописью в камне, а вовсе не рассказом о любовных утехах правителей Чанделла. В некоторых храмах можно «прочитать» легенду о зарождении самого рода правителей: вот бог Луны Чандра любуется прекрасной купающейся девушкой, вот, желая соблазнить ее, он принимает облик юноши. А вот благословленный богами мальчик, который родился от этого страстного союза. Множество барельефов прославляет военные победы тех лет. В общем, стены 22 храмов Кхаджурахо иллюстрируют жизнь средневековых правителей здешних мест. Но чествование героев здесь запросто чередуется с сексуальными сценами. Поэтому храмы Кхаджурахо часто называют «храмами Кама-сутры». Безусловно, христианство или ислам не может представить себе церковную стену с такими картинами. Как же эти изображения могли оказаться на стенах священных построек?

Немногим известно, что Кама-сутра — это не только «учебник секса», но и трактат по этике взаимоотношений полов. Брак в Индии почитался священным, и, может быть, эротическая скульптура иллюстрирует, как именно должно происходить соитие, угодное богам? На первый взгляд, это предположение кажется логичным, однако если присмотреться, можно отметить несколько странностей. Во-первых, позы многих любовников чересчур замысловаты. По бокам красавиц даже поддерживают слуги. Местные гиды уверяют, что изображения абсолютно реалистичны. «Мы гораздо пластичнее вас, и многие из этих поз, которые вы считаете слишком сложными, для нас совершенно естественны», — говорят они. Однако наслаждения ли стремятся достичь эти пары? Да и для зачатия ребенка столь изощренный секс совсем не обязателен. Нет ли здесь какой-либо иной, тайной цели?

Во-вторых, тела мужчин и женщин изобилуют деталями, четко очерчены и вылеплены с совершенным мастерством, но их лица ничего не выражают. Они похожи на лица будд. Если это и экстаз, то отнюдь не любовный. И самое любопытное: эротические скульптуры находятся только на внешней стороне храмов. Внутри их нет. Внутри храм пуст, там нет даже статуй божеств.

Как же объяснить столь непонятные особенности? Для этого обратимся к учению тантры, адепты которого поклоняются обожествленной женской энергии, называемой Шакти. Корни тантризма ученые видят в древних женских культах. Большинство исследователей считает, что тантризм сформировался к V в. и достиг пика популярности на рубеже XII–XIII вв. Согласно тантрическим представлениям, Вселенная существует благодаря непрерывному союзу мужского и женского начал — божественного сознания бога Шивы и божественной энергии Шакти. Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в одно целое. Шакти — это космический женский принцип, творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги. Без Шакти созидание невозможно, как невозможно продолжение человеческого рода без участия женщины.

С одной стороны, тантра учит относиться к сексу, как к молитве или медитации. Мирское и божественное — это отнюдь не два враждующих элемента. Для тантры все свято и нет ничего несвятого. Один из постулатов тантры таков: если человек принимает свое чувство, каким бы оно ни было — пусть это даже жадность, гнев или ненависть, — за своего врага, оно становится врагом. Желания, по мнению тантристов, надо принимать как божественные дары, с благодарностью в сердце. В то же время желания делают человека несвободным, а основная цель тантристов та же, что и у всех индуистов, — освобождение от колеса перерождений и соединение с божеством. Поэтому в идеале от желаний надо избавиться. Как же этого достичь? Как ни странно, один из путей — это трансформация сексуальной энергии.

Индийцы полагают, что в организме человека существует семь чакр. Шесть из них так или иначе связаны с желаниями, чувствами и эмоциями. Но есть и седьмая — самая верхняя, и это дает человеку шанс. Седьмую чакру необходимо подпитывать энергией, в которую можно путем особых практик преобразовать энергию сексуальную. Для этого и предназначены изощренные позы, изображения которых можно увидеть в Кхаджурахо. Тантристы действительно используют позы, описанные в Кама-сутре, но для них это не просто позы. Это асаны, как у йогов, но, в отличие от йогов, тантристы практикуют в том числе асаны парные. За исключением некоторых сцен (например, изображающих секс с животными) любовники Кхаджурахо принимают какую-то из асан. Именно этим можно объяснить отрешенное выражение лиц мужчин и женщин, которые занимаются любовью. Они исполняют ритуал, а не ищут наслаждения.

Но почему же эротическая скульптура только снаружи? Не логичней ли было бы поместить ее в самом храме? Учение тантры объясняет и эту странность: по мнению тантристов, от желания невозможно избавиться, не пресытившись. Только когда человек пройдет «сквозь» свою сексуальность, осознает все ее стадии, все нюансы, он дойдет до точки, в которой секс уже больше не имеет для него значения. И лишь тогда он в полном смысле слова войдет в храм. До этого он вне храма, поскольку его интерес снаружи, и, если человек все еще интересуется сексом, этот храм не для него. Однако, чтобы войти в храм, где нет ничего, кроме абсолютной пустоты, придется пройти сквозь дверь в наружной стене. Гениальные строители храмов Кхаджурахо запечатлели непреложный закон жизни по тантре: мир, изображенный на стенах, — это преходящий мир, но побег от него прочь никогда не приведет человека к истине. Путь надо держать только внутрь храма.

Как же воспринимают храмы Кхаджурахо наши современники-индийцы? Знаменитый восточный философ Ошо пишет по этому поводу: «Современные индусы также чувствуют вину, потому что ум современного индуса создан христианством. Они «инду-христиане» — и они даже еще хуже, так как быть христианами хорошо, но быть инду-христианами просто странно. Они чувствуют вину». Ошо считает, что время тантры прошло. «Йога стала главным направлением, а для йоги Кхаджурахо невозможен, поэтому храм должен быть разрушен», — заключает философ. Один индусский лидер середины XX столетия, Пуршоттамдас Тандон, даже предложил разрушить храмы не символически, а на самом деле, поскольку они не выражают индийской ментальности.

Но сколько бы вопросов ни порождали эти великолепные памятники давно ушедшей эпохи, несомненно одно: храмы Кхаджурахо в самом сердце штата Мадхья-Прадеш были и остаются настоящим рукотворным чудом — ведь, по мнению поклонников этой сокровищницы искусства, «красота скульптур делает сентиментальными даже самих богов».

Источники:

http://othereal.ru/pyat-drevnix-kompleksov-obnaruzhennyx-v-dzhunglyax/
http://kulturologia.ru/blogs/291219/45051/
http://history.wikireading.ru/143967

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector