Храм святой наталии. Церковь адриана и наталии в мещанской слободе

Храм святой наталии. Церковь адриана и наталии в мещанской слободе

Церковь мучеников Адриана и Наталии была построена в 1914-1916 годах рядом с посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Капитал на строительство (15 тысяч рублей) выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов, собственную землю (1736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов.

Проект здания разработали архитектор Владимир Дмитриевич Глазов и инженер С.М. Фоминский; храм задуман в неорусском стиле с использованием как византийских, так и новгородско-византийских мотивов. Строительными работами руководил архитектор Сергей Михайлович Ильинский.

По архитектуре храм однокупольный, с тремя апсидами, завершён световой (с окнами) ротондой. В западной части – двухъярусная колокольня псковского типа (по назначению почти никогда не использовалась) с притвором, увенчанная тремя луковичными главками. Одной из особенностей постройки является подземный ход для священнослужителей с храмового двора в алтарь.

14 (27) июля 1924 года Божественную литургию в храме совершил святитель Тихон (Беллавин), Святейший Патриарх Московский и всея России.

В 1925 г. был создан город Лосиноостровск (в 1939 г. он переименован в Бабушкин), и Адриано-Наталиинский храм стал его частью. А в 1960 г., при строительстве МКАДа, храм вошёл в черту Москвы.

Церковь никогда не закрывалась. В 1931-1935 годах здесь служил диакон Григорий Самарин, а в 1934-1935 годах — священник Владимир Моринский. Сегодня они оба прославлены как новомученики.

Как минимум с 1936 и до 1943 года храм принадлежал обновленцам. Его тогдашний настоятель, протоиерей Михаил Кузнецов, занимал должность благочинного приходов Москвы и Московской области и считался кандидатом на место «епископа», но затем вернулся в Патриаршую Церковь. Он служил здесь с перерывами до своей кончины в 1967 г.

С 1990 по 2017 гг. настоятелем являлся протоиерей Николай Дятлов, который ныне остаётся почётным настоятелем храма. Бремя настоятельства сегодня несёт протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского округа Москвы.

В храме сохранилось большинство черт внутреннего убранства начала ХХ века. К тому же времени относятся здания сторожки и дома причта. В 1990-е годы у западного входа сооружена каменная звонница. В первое десятилетие ХХI века построены приписная крестильная церковь праведных Иоакима и Анны и часовня для освящения воды в честь пророка Иоанна Крестителя.

Храм святой наталии. Церковь адриана и наталии в мещанской слободе

Церковь мучеников Адриана и Наталии в Мещанской слободе (проспект Мира, 11-13).

В 1671-1672 г. была основана Мещанская слобода. И почти сразу же первые ее жители возвели церковь в честь мучеников Адриана и Наталии. Однако в 1704 г. деревянный храм обветшал, и его разобрали. На том месте поставили памятный каменный столб. Но имена святых покровителей брака не забыли. И в честь мучеников Адриана и Наталии освятили пристроенный к церкви апостолов Петра и Павла каменный придел.

Церковь была очень красивая, пятиглавая, украшенная изразцовым поясом, со стройной шатровой колокольней. Но ей не суждено было дожить до наших дней: во второй половине 30-х годов XX века храм разобрали. На том месте сейчас стоит дом и сквер. Храмовая икона мучеников Адриана и Наталии была перенесена в Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе.

Церковь мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, 95).

Церковь мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине была построена в 1914-1916 гг. Храм создан в новгородско-византийском стиле. Церковь однокупольная, завершена световой (с окнами) ротондой. Одной из особенностей постройки является подземный ход для священнослужителей из притвора в алтарь.

При закладке храма был совершен Крестный ход из церкви Тихвинской иконы Божией Матери (в то время это село Алексеевское).

Спустя пару лет были освящены приделы: северный во имя Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, и южный во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость».

Читать еще:  Что означает пластилин во сне. Сонник пластилин к чему снится пластилин во сне

Храм никогда не закрывался, видимо, потому что город Лосиноостровск, позже переименованный в Бабушкино вошел в черту Москвы с 1960 г. В церкви святых мучеников сохранилось внутреннее убранство начала XX века.

В храме мучеников Адриана и Наталии хранится ковчег с частицами мощей многих святых. Особо почитаемые иконы святых мучеников Адриана и Наталии, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Новодворская».

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.

Группа

Храм мучеников Адриана и Наталии в Москве

Информация

Описание: Приходская страничка храма московского храма мучеников Адриана и Наталии, что на Ярославском шоссе.

Предназначена для новостей и объявлений о жизни храма, а также для ваших вопросов.

Хамские, матерные и богохульные комментарии оперативно удаляются, а при повторном нарушении их авторы наказываются блокировкой. Также запрещены реклама и посторонние объявления. В остальном — свобода.

Другое

Действия

317 записей Показать все записи

НАВСТРЕЧУ ПРАЗДНИКА КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздник Богоявления или Крещения Господня известен с глубокой древности. О двойном названии этого христианского торжества, святой воде, традициях, истории и происхождении Крещенских Показать полностью… купаний и пойдет речь в этом рассказе.

—— 1. Два названия одного праздника ———

Крещение или Богоявление – один из самых древних общехристианских праздников. Он восходит еще к апостольским временам. Упоминания о празднике относятся к памятнику христианской письменности II века Н Э – «Постановлениях и Правилах святых апостолов». Четыре или пять веков христиане в этот день вспоминали события Рождества Иисуса Христа и Крещения Христова в водах реки Иордан. Оба события говорят об одном и том же. Бог стал Человеком и вошел в человеческую историю. Отсюда древнее название праздника – Богоявление. Но в IV веке из одного праздника сделали два. Рождество стало отмечать в первый день зимнего Солнцестояния 25 декабря (7 января по Новому стилю), а Крещение Господне спустя двенадцать дней. Ныне церковное торжество Крещения в России отмечается 19 января по Новому стилю (6 января по Стилю старому). Период между праздниками назван Святыми днями – Святками.

–— 2. Крещенский сочельник и праздник Крещения Господня —-

Так же как праздник Рождества Христово, Крещение предваряет день строгого поста – Крещенский Сочельник. В этом году он приходится на субботу 18 января. С раннего утра православные христиане спешат в храм. Тут совершается особое длинное богослужение с чтением отрывков из Ветхого и Нового Завета, а также в первый раз освящается Крещенская вода. Освященная по особому Великому чину с чтением длинных молитв, эта вода считается Великой святыней и хранится в домах верующих целый год – до следующего праздника Крещения Господня. Пьют ее только натощак, предваряя молитвой. После богослужения православные стараются воздержаться от вкушения пищи «до первой звезды». Далее следует короткая трапеза из вареной крупы с медом и сухофруктами, которая называется «сочиво». После нее христиане отправляются на торжественное богослужение. Во многих храмах оно совершается, как и Рождественская служба – ночью. Но более распространена практика, когда Крещенская литургия служится с утра 19 января. После Божественной Литургии вновь совершается Великий чин освящения воды. Этот чин ничем не отличается от того, что совершался накануне. По сути, это одна и та же святыня: одна и та же Агиасма – Крещенская вода. Практика освящать Крещенскую воду дважды сложилась по причине желания раздать воду как можно большему числу христиан. Тот, кто не смог по каким-то причинам набрать святой воды в первый раз – мог это сделать во второй. Сейчас во всех храмах баки с освященной Крещенской водой стоят несколько дней после праздника. А потому каждый желающий имеет возможность взять ее в удобное для себя время без всякой суеты и спешки. Плата за святыню по традиции не взымается, это считается грехом.

Читать еще:  Что означает планета сатурн. Сатурн в гороскопе

–— 3. Крещенские купания ——–—

Эта традиция является очень «русской». Действительно, когда люди окунаются на морозе в ледяную воду – в этом есть нечто богатырское! Если хотите, сам момент окунания в прорубь – свидетельство о вере: «я верю в Бога так, что способен на подвиг!». И это дорогого стоит! Но нельзя забывать, что Крещенское купание неотделимо от самого праздника Крещения Господня. Вопреки распространенному мнению, очищение от грехов Крещенское купание не приносит. Освободить от греха может только Исповедь и единство со Христом через Таинство Причащения. Тем более, нельзя лезть в прорубь в состоянии алкогольного опьянения – будете болеть, это проверено. Ведь исповедничество веры требует чистоты помыслов и трезвого восприятия жизни. На славянском языке это называется словом «трезвение».

Возникли Крещенские купания из многовекового церковного торжества. Дело в том, что раньше именно к празднику Богоявления было приурочено Таинство Крещения. Люди готовились к принятию Таинства месяцами. Их знакомили со Священным писанием, обучали вере, молитве и постепенно вводили в православное богослужение. Назывались такие люди «оглашенные» или «оглашаемые». Происходит этот термин от «гласных» то есть «громогласных», «общедоступных» бесед или лекций, которые посещали все, кто готовился к принятию христианской веры.

Примеры циклов таких «огласительных бесед» оставили самые известные проповедники христианской церкви, такие как Василий Великий или Иоанн Златоуст. Со временем практика обучения вере стала семейной традицией христиан, которые из поколения в поколение росли верующими людьми. Но теперь, когда за семьдесят лет государственного атеизма эта традиция была потеряна, практика Огласительных бесед возвращается к нам снова. Должны же мы знать во что, а главное в Кого веруем! Вера должна быть осознанной! Именно поэтому в древности Таинство Крещения не было «личным делом» каждой отдельной семьи. Тогда редко крестили в «индивидуальном» порядке. Крещение становилось – общецерковным торжеством. Большим крестным ходом люди, которые прошли подготовку, во главе со священниками направлялись к водоемам или специальным бассейнам-баптистериям. Там в торжественной обстановке и совершалось Таинство Крещения. Отголоском этой практики и являются нынешние Крещенские купания. Они уже не несут никакой «сакральной» нагрузки, но являются яркой проповедью православия для неверующих людей. Еще бы, только сильный духом человек может ради своей веры окунуться в ледяную воду! Православие – религия сильных людей!

—— 4. Иоанн Креститель ——-—

Праздник Крещения Господня называю еще Богоявлением. Что бы понять почему, следует обратиться к евангельскому повествованию.
Согласно тексту Евангелия от Матфея, событиям Крещения предшествовала проповедь последнего великого пророка Ветхого Завета – Иоанна Предтечи. Строгий аскет и пламенный проповедник, он обратился к народу с призывом о духовном переосмыслении жизни – покаянии. Интересно, что славянское слово «покаяние» составное. Оно как бы состоит из четырех отдельных слов: «пока-я-не-я». Это очень хорошо отражает смысл происходящей с человеком перемены: «Пока я – это не я, я еще не стал самим собой! Очисти меня от греха и скверны, Боже! Помоги найти истинное «я», которое не замутнено грехом и страстями!». Ведь только человек, который не замутнен грехом – внутренне свободен по-настоящему и способен воспринять Божественное Откровение. Такое переосмысление жизни и проповедовал Иоанн Предтеча. Зримым знаком человеческого покаяния Иоанн сделал ритуальное омовение в водах реки Иордан – крещение. Люди прилюдно каялись в своих неправедных поступках. А затем Иоанн, как бы в знак очищения от прошлых ошибок, погружал их с головой в воды реки. Это еще не было Таинством Крещения, каким мы его знаем теперь, но уже было его прообразом. Ведь Иоанн Предтеча говорил о необходимости покаяния перед скорым приходом Христа.

Читать еще:  Именины сергия радонежского по церковному. День Ангела Сергея: традиции праздника

Проповедь Иоанна Предтечи вызвала самый широкий отклик в душе народа. Многие ощущали греховность и неправильность собственной жизни, а потому на берега Иордана потянулись сотни людей. Среди них были представители самых различных слоев населения и самых разных профессий. Аристократы и бедняки, сборщики налогов и солдаты, мужчины и женщины – все они желали достойно встретить приход грядущего Мессии и отречься от самого дурного и темного, что было в их душах. Но были и противники. Саддукеи и фарисеи – старые ревнители обрядового благочестия упрекали пророка в том, что он призывает делать людей то, к чему по букве Ветхозаветного закона должны были прибегать только закоренелые язычники. Они посчитали практику покаяния, которую проповедовал Иоанн Предтеча – оскорблением для народа, с которым Сам Бог заключил Свой Завет. Но Иоанн был непреклонен: грядут новые времена! А для нового времени требуется новая форма религиозности.

—— 5. Два события Крещения Господня ——–—

Внезапно в шумящей толпе пророк увидел Человека, чей вид его поразил до глубин души. Как многие духовно одаренные люди, Иоанн отличался особым мистическим зрением. Перед Иоанном стоял совершенно безгрешный Человек. Им был Иисус Христос, Который тоже попросил Иоанна крестить Его. Трепету и даже ужасу пророка не было придела.

«Мне надобно креститься от Тебя! – воскликнул пророк, – Как же Ты приходишь ко мне?»

«Так надлежит нам, – ответил Иисус, – исполнить всякую правду»
Безгрешный, Христос через Крещение не только входит в воды реки Иордан, Он словно входит в поток мутной человеческой истории что бы остаться в нем навсегда.
И тогда, согласно повествованиям евангелиста Луки:

«Отверзлось небо, и Дух Святой в телесном виде, как голубь сошел на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты – Сын Мой Возлюбленный! В Тебе Мое благоволение!»

Так в один день состоялось Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан и Теофания – Богоявление. В понятных для ограниченного человеческого сознания образах была явлена Пресвятая Троица. Бог Отец возгласил с небес, а Святой Дух – сошел в виде голубя на Бога Сына – Иисуса Христа. Так было засвидетельствовано, что Иисус Христос не просто Человек, но Сын Божий. Так в первый раз после событий Рождества всем людям явился Бог.

И сколько бы тысячелетий не прошло с момента Крещения Господня, этот день останется поворотным моментом человеческой истории. Отныне Бог становится не сторонним и далеким «наблюдателем» человеческих радостей и печалей. Во всей человечности Иисуса Христа Он входит в эти радости и печаль. Входит для того, что бы остаться с человеком рядом. Входит для того, что бы «отереть всякую слезу с очей человеческих» и повести каждого верующего в Свою Радость. И этой Радости, как сказано в Евангелии «не будет конца». Вот в чем смысл событий Крещения Господня и Богоявления.

С наступающим праздником, дорогие друзья!

ТРОПАРЬ КРЕЩЕНИЯ, глас 1:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!

Источники:

http://adrian-i-natalia.ru/index.php/o-khrame/istoriya-khrama/55-history
http://www.virginnativity.paskha.ru/Zhitia/StAdrian_Natalia/Zerkvi_muchenikov/
http://vk.com/adrian_natalia_msk

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: