Храм николая угодника в подкопаях. Церковь николая чудотворца, что в подкопаях

Предание о чуде в Подкопаях

И стал купец тот плакать и жаловаться Святителю Николаю; читает ему акафист, а сам плачет:

— Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? А теперь должен идти по миру – почто ж ты меня оставил?

Плачет он и молится так, и все взывает к Святителю о помощи.

И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон, приходит к нему Святитель Николай и говорит:

— Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать: а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтобы была точь-в-точь как старая. Это и будет тебе от меня помощь.

Смутился купец, не прелесть ли вражия.

— Как же, — говорит, — могу я это сделать? Первое – это святотатство, а второе, как снять? Днем — народ, а ночью храм заперт.

— А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.

Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну, радуется, а не знает, верить ли сну или не верить… Опять молится, опять плачет. И снова является ему в сонном видении Святитель и опять те же слова говорит.

— Не могу, — говорит купец, — в ворах я никогда не был.

— Воровства тут, — говорит Святитель, — никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин: делай так, как я говорю.

И в третий раз явился Святитель во сне купцу и вновь повторил свой приказ. И по третьему уже разу решился купец поступить, как велел ему Святитель: подкопался ночью под стену, пролез в храм, снял с иконы ризу с каменьями, принес домой, каменья вынул, золото слил в слиток; продал золото и каменья, выручил большие деньги, опять завел торговлю — разжился пуще прежнего. Как встал купец опять на корень, приходит к батюшке – настоятелю и говорит:

— Пришел я к вам, батюшка, сказать, что есть у меня усердие новую ризу на Святителя соорудить. Благословите!

— Бог,- говорит,- благословит добро творить, а дело это доброе. Какую ж ты хочешь сделать ризу?

— А такую же,- отвечает,- как старую, чтобы точка в точку была и рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.

— Ну, к чему ж такую же точно? Ты бы иного какого-нибудь фасона.

— Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.

Пришлось благословить: человек богатый, а у богатого свои фантазии. Поделали ризу. Заказал купец по этому случаю торжественный молебен, созвал весь приход. Перед самым молебном стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое понять не могут… Приладил мастер ризу, отпели молебен с акафистом Святителю, стали подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы да и говорит вслух всего народа:

Обождите, батюшка, и благословите мне добрым людям слово сказать!

И поведал тут купец православным чудо — чудное, что сотворил ему своею милостью Святитель Николай, как трижды являлся ему во сне, что говорил и что он, купец, по слову Святителеву сделал… И опять дивится народ и недоумевает: не сошел ли купец с ума? Старая риза цела, на старую новую одели – все это видели, — про что же он сказывает? А купец плачет, слезами обливается, кланяется народу в ноги и говорит:

— Вижу, не верите вы мне. Ну,- говорит,- мастер, снимай с иконы твою ризу!

Читать еще:  Значение имени алёша. Происхождение и характер имени алексей

Тот снял, а под новой ризой-то старой и нету… Можете представить себе, что тогда в храме том было?! С тех пор храм тот в Москве и зовется – Николай — Подкопай.

Этот рассказ я слышал от архимандрита Оптиной пустыни, о.Ксенофонта. Писал о нем архиепископу Никону, моему издателю; он ответил: «Прежде чем печатать, надо будет, подробно о сем справку навести». Прошел с месяц, смотрю – мой рассказ уже напечатан в «Троицком слове»: по справке, значит, все, как я писал, верно оказалось… Да я, открыто признаюсь, и без всяких справок сразу этому в устах преподобного оптинского аввы всем сердцем поверил: есть ли у Бога и святых Его что-либо невозможное.

(Из книги С.Нилуса « На берегу Божьей реки»)

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях — православная церковь, расположенная на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков в исторической местности Кулишки на Ивановской горке в центре Москвы.

Каменное здание церкви появилось ещё в 17 веке, но было далеко от её современного облика, достигнутого в результате неоднократных перестроек и реконструкций.

Однокупольный храм окружён массивной оградой и пристройками. Основной объём имеет форму четверика с куполом и полукруглой апсидой, к которому со стороны Подкопаевского переулка пристроена кладовая палата с массивным крыльцом; рядом выстроена трёхъярусная колокольня, а со стороны Подколокольного переулка — Никольская часовня. Фасады здания выкрашены в красный цвет, их украшают фасадные иконы с изображением преподобного Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. Привлекает внимание шестигранное завершение купола, на котором размещены изображения патриархов Тихона и Гермогена, а также митрополитов московских Петра, Филиппа и Алексия.

Главный престол храма освящён в честь Казанской иконы Божией матери, приделы — в честь Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.

История храма

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году: когда в Москве разгорелся страшный пожар, уничтоживший княжеский дворец в Кремле, князь Иван III на время постройки нового поселился у церкви Николы в Подкопаях. Как указывает летопись, князь остановился в крестьянских дворах села Подкопаево.

Изначально церковь была деревянной, но позже её отстроили в камне: первые упоминания о каменном здании относятся к 1657 году, но проведённые при реставрации исследования показывают, что сохранившийся четверик был построен ещё в 1550-х годах из грозненского маломера — тонкого кирпича, применявшегося в строительстве во времена Ивана Грозного. В 1731 году храм был перестроен, а в 1759 при нём появилась сохранившаяся до наших дней колокольня и кладовая палата.

В начале 18 века в церкви числилось 2 престола: во имя иконы Казанской Божией матери и святого Николая Чудотворца. К Отечественной войне появляется третий: в честь святой мученицы Екатерины, однако, церковь пострадала при нашествии французов и была разорена, и уже вскоре их вновь становится 2 — в 1842 году придел Николая Чудотворца был закрыт из-за ветхости. После войны церковь была восстановлена частично и продолжала ветшать, но в 1855 году вектор изменился: её передают под Александрийское патриаршее подворье, ввиду чего здание восстанавливают по проекту архитектора Николая Козловского на средства московских купцов. В 1885 году в ограде со стороны Подколокольного переулка появляется часовня, которую в 1887 освящают в честь святого Николая Чудотворца.

Советские годы принесли храму лишения: в 1929 году он, как и многие другие московские святыни, был закрыт; кресты и главки приделов были сломаны, а в здании разместили жилые помещения. Позже территорию храма передали в пользование заводу «Полиэтилен» Управления химической промышленности, и в его стенах был оборудован инструментальный цех. Завод размещался здесь вплоть до 1990 года, и за это время на территории появился ряд хозяйственных пристроек, а интерьеры и росписи церкви были полностью уничтожены.

В 1991 году храм вернули Православной церкви, позже он был отреставрирован и освобождён от заводских пристроек.

Происхождение названия

Своё необычное название — в Подкопаях — Никольская церковь получила предположительно по древнему селу Подкопаево; считается, что у названия «рабочие» корни — здесь, на берегу реки Рачка (в 18 веке её убрали в трубу) якобы добывали глину, подкапывая при этом холм.

Существуют также любопытные мифические версии происхождения названия. Первая связывает его с легендой о том, как воры, пожелавшие нажиться на церковном имуществе, сделали подкоп под стену храма; они влезли в церковь и похитили серебряную ризу с иконы Николая Чудотворца, но при отходе подкоп обвалился, и один из них погиб под завалами. Вторая мифическая версия рассказывает о разорившемся купце, который очень почитал святителя Николая. Разорившись, купец стал просить его о помощи, и тот якобы явился ему во сне, разрешив снять со своей иконы в церкви золотую ризу с драгоценными камнями и продать, а как вновь встанет на ноги — изготовить новую, точно такую же. Купец усомнился — ведь это святотатство, да и как её снимешь? Николай Чудотворец трижды являлся купцу во сне и велел подкопаться ночью под стену храма под его иконой; сначала купец сомневался, не было ли это простым сновидением, но после трёх явлений Николая решился на подкоп, снял ризу с иконы и продал её. Вернув своё состояние, вскоре он заказал для церкви новую ризу и рассказал о случившемся прихожанам.

Читать еще:  Моисей кто он на самом деле. Библейская история моисея история пророка моисея

Любопытно, что иногда к названию добавляется и второй топоним: храм Николая Чудотворца в Подкопаях, что на Кулишках, но чаще его называют проще — Николай Подкопай или церковь Николы в Подкопаях.

В настоящее время церковь объявлена объектом культурного наследия федерального значения.

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях находится по адресу Подкопаевский переулок, 15/9 (на углу с Подколокольным переулком). Добраться до него можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях

Подкопаевский переулок, 15/7

Подкопаевский переулок, 15/7

Храм, расположенный предположительно близ карьера для добычи глины, известен с конца XV века. В дальнейшем стал каменным трехпрестольным. В 1855 году отдан для размещения подворья Александрийской православной церкви. Закрытый в 1929 году и использовавшийся под заводские цеха, он снова открылся для богослужений в 1991 году.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь. И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

В 1748 году храм пострадал от московского пожара, после чего в 1750-м на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел, а в 1759 году построена колокольня.

Известно, что во II половине XVIII века существовал придел во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем вместо него — во имя Святителя и Чудотворца Сергия Радонежского. На погосте церкви был двор пономаря и до 1771 года — кладбище, территория которого менялась в XVII–XVIII веках. Дворы священника, дьякона, дьячка, просвирни находились на противоположных сторонах Подкопаевского и Подколокольного переулков, что известно по Строельной книге 1657 года, Переписным книгам 1702, 1718, 1738–1742 годов и планам XVIII — начала XX века.

Читать еще:  Что обозначает имя таисия для девочки. Таисия и Виталий

XIX век

До 1812 года в храме было три престола: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, северный — во имя Святой Великомученицы Екатерины и южный — во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1812 году храм был полностью разорен французами. Некоторое время церковь считалась приписанной к Иоанно-Предтеченскому храму Ивановского монастыря. После разорения удалось восстановить только придел Святителя Николая Чудотворца. Он просуществовал до 1842 года, когда по ветхости уже всего здания храм пришлось закрыть.

В 1855 году по просьбе Александрийского патриарха храм Святителя Николая Чудотворца с церковными владениями передали под Александрийское патриаршее подворье. В тот же период были проведены восстановительные работы по проекту архитектора Н.И. Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина: «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, при Александрийском Патриархе Иерофее II по благословению Московскаго Митрополита Филарета и Преосвященном Никаноре Епископе Фиваидскаго, ревностным старанием и собственным капиталом Ктитора онаго храма Московскаго Купца и Кавалера Николая Ивановича Каулина и его усерднейшаго сотрудника Алексея Гавриловича Шевелкина, приведен в надлежайшее благолепие и снабжен в изобилии, утварью и ризницею Архиерейскою и Священническою и освящен 1858 года Января 26-го дня, оными: Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом, и Преосвященным Никанором Епископом Фиваидским».

В храме появились новые иконостасы работы резчика В.И. Астафьева и золотаря Д. Иванова, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо иконописца Рогожина, утварь мастера Фадеева. В 1855–1856 годах в глубине участка было построено для причта каменное двухэтажное прямоугольное в плане жилое здание, фасады которого были выполнены в формах ранней эклектики. В 1874 и 1889 годах проводились поновления храма на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева. Освящали храм соответственно 6 декабря 1874 года и 8 июля 1889 года. В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья архимандрита Геннадия была устроена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Ее освятили в феврале 1887 года. Фасады выполнены в формах эклектики, характерной для последней четверти XIX века и особенно для церковных зданий с использованием декоративных элементов русского узорочья в архитектуре XVII столетия. Этот стиль называется псевдорусским, иногда кирпичным.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Решениями Исполкома Моссовета № 176 от 21 января 1991 года и № 616 от 9 апреля 1991 года церковь Святителя Николая Чудотворца и участок ее погоста были переданы приходу храма Святителя Николая Чудотворца Московской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат). С 29 сентября 1991 года храм является действующим. Центральный объем церкви — двусветный одноапсидный четверик — перекрыт сомкнутым сводом. Его венчает глухой шестигранник с маленькой главкой. Под куполообразной кровлей XIX века на постаменте шестигранника уцелел лепной барочный декор. Пониженная трапезная и симметрично размещенные приделы, охватившие четверик с запада, решены единым объемом и в обоих переулках воспринимаются как элемент рядовой жилой застройки середины XIX века. Каменная трехъярусная колокольня, являющаяся значительной архитектурной доминантой окружающего района, хорошо сохранила формы, характерные для русского барокко середины XVIII века: мощную пластику объема, барочный декор, парные пилястры по углам четвериков и фигурную главку с крестом. Здание церкви Святителя Николая Чудотворца является объектом культурного наследия.

Источники:

http://www.hram-podkopai.ru/istorija/predanie-o-chude-v-podkopajah/
http://mosprogulka.ru/places/hram_nikolaja_chudotvorca_v_podkopajah
http://www.hse.ru/hitrovka/nicholas

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector