Храм мученицы параскевы. Храм Параскевы Пятницы, село Дедилово

Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы.

Свято-Параскево-Пятницкий Храм

По традиции Храмы в честь Параскевы Пятницы строили на берегах рек, наши предки считали, что в Святки всякая нечисть вылезает из воды, и только Параскева Пятница может ее прогнать. Так же и это храм стоит у самой воды, на берегу Шиворони, его очень хорошо видно с дороги. Дворик весь вымощен плиткой, стоят лавочки, кругом вазы для цветов и клумбы. Хозяйственные постройки тоже яркие, нарядные, с цветными стеклами. Все такое уютное. А сам храм…
Стены с чудесной росписью. Кстати говоря, их автор, Юрий Горяченков, совершенно не имеет какого-либо художественного образования и не учился иконописи. Раньше работал на заводе, а когда здание храма было построено и понадобился художник, отец Трифон объявил конкурс. В Дедилово стали приезжать опытные живописцы (из Москвы и Тулы в том числе), но всем им было отказано. А когда батюшка увидел эскиз Юрия, то сказал: «Оставайся».
Церковь святой мученицы Параскевы Пятницы (Римской) была построена на месте старого деревянного храма в 1869 году. А потом…, революция 1917-го, и все что последовало за ней. В 1934 году Дедиловский храм был закрыт, для местных жителей это стало трагедией. Церковную утварь и иконы они разобрали по домам и бережно хранили. А единственной церковью на всю округу оказалась Никольская в Панино. В помещении же Пятницкой церкви был сначала клуб, потом крупорушка, а потом склад. В итоге все снова стало никому ненужным, все побросали, и здание постепенно приходило в негодность.
И так бы оно, наверное, и продолжало разрушаться, если бы не отец Трифон. К тому моменту, когда он появился в Дедилово (в начале 1990-х) здание Дедиловской церкви уже на полметра ушло в землю.
Сейчас церковь отстроена и очень красивая.

Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. Общее население в приходе 632 мужского пола и 635 женского.

До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы в приходе были деревянные храмы. Первый построен был в 1722 году, но в том же году и сгорел. В 1723 году выстроен первый храм, который существовал до 1845 года, вместо него был построен третий храм, также деревянный, существовавший до 1869 года. В этом году на средства прихожан построен настоящий каменный храм, к которому в 1891-1892 годах пристроена трапезная церковь. На содержание храма получают процент с 400 рублей.

Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу причта получается процент с 400 рублей. Церковной земли имеется 33 десятины. Для помещения священника имеется церковный дом.

Малицкий П.И. «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула: Тип. Н.И.Соколова, 1895.

Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы села Дедилово

Настоятель — архимандрит Трифон (Бортунов)

История храма:

Приход этой церкви существовал, несомненно, в первой четверти XVIII столетия, когда Дедилово было еще уездным городом. Приход расположен по низменностям реки Шиворони, в местности болотистой, что в гигиеническом отношении составляет большое неудобство. Кроме части села, к приходу причисляется часть деревни Киреевки. До настоящего каменного храма во имя великомученицы Параскевы на этом месте стояли деревянные храмы.

Из исторических документов XVIIIв. («Топографические известия т.1 ч.3. СПб 1771 стр.235):

1554г. — вДедилове, Луговой слободе, построена церковь во имя

св. вмц. Параскевы Пятницы (Римской) в память павших русских

ратников в «Битве при реке Шиворонь» (1552 г.) с крымским ханом

Девлет-Гиреем. Церковь построена деревянной.

Из писцовых книг:

1588 г.- служил поп Иоанн;

1646 г.- служил поп Симеон Нефедьев;

1678 г. Служил дьяк Симеон Григорьев; дьяк Ивашка Михайлов.

Читать еще:  Происхождение имени саша мальчик. Александр значение имени - характер и судьба

«Церковь Святые великомученицы Прасковьи нарицаемые Пятницы, а у тое церкви дьячков двор Сенки Григорьева двор Ивашки Михайлова, а кроме того, у той церкви церковных причетников и бобыльских дворов у ней нет. А которые были у тое церкви бобыли написаны девять дворов за прежним попом Симеоном Нефедьевым. На церковной земле казачьи дети и по указу Великого Государя взяты все на казачью службу.» (1678 г.) Сгорела в пожаре.

1722 г.- построена деревянной, в том же году сгорела.

1723 г.- построена заново деревянной.

1728 г.- упоминается в реестре церквей Дедилова.

1745 г.- сгорела в пожаре.

1760 г.- упоминается Пятницкая деревянная церковь.

Из писцовых книг:

1840 г. — служил Иринарх Михайлов, священник Параскеевской церкви.

1845 г. — построена деревянной, стояла до 1869 года.

1865 г. — Параскеевская церковь, к ней приписаны деревни: Киреевка, Дубовка, Алексеевка, Черемуховка.

1869 г. — построена каменная церковь ( четверик с алтарем) на средства прихожан.

1872 г. — прихожан значилось душ 632 мужского пола и 635 женского.

1891-2 гг. — пристроена трапезная часть.

По документам Государственного архива Тульской области по фонду: «Тульская духовная консистория» в Клировой ведомости о церкви Святой Великомученицы с. Дедилово Богородицкого уезда, Тульской епархии за 1914г. значится: «Церковь построена в 1869 г., здание каменное, покрыта железом с таковой же колокольнею, оштукатуренная, внутри и снаружи крепкая и теплая. В ней один престол во имя Св. Великомученицы Параскевы. Утварью достаточна. По штату при ней положен священник и псаломщик. Усадебной земли при церкви вместе с церковным погостом 3 десят. квадр. саж., пахотной 13 десятин 1372 квадр.саж.. 4 десят. 220квар.сажен. Полевая земля отстоит от храма в расстоянии 2,5 версты и от усадебной на 0,25 версты. В церкви всего 22 десят. 172 квадр.саж. Земля сия находится в бесспорном владениии причта. Из этого количества земли река Олень занимает 1500 кв.саж. Земля обрабатывается членами причта.

Дом для (церковно) священнослужителей на церковной усадебной земле каменный двухэтажный. Построен тщанием прихожан на отведеной ими земле в 1869г. и составляет собственность церкви. Церковная сторожка деревянная под железом, построена в 1905г..В 1910 г.к сторожке присроена церковно-приходская школа Параскеевской церкви-деревянная, крыта железом. В 1913 г. 5 марта пожертвовал Параскеевской церкви крестьянин с. Ново-Покровского Богородицкого уезда Иосиф Иванович Ведеников двухэтажный дом, к верхнему этажу в 1914 г. сделан прируб. При сем доме холодное складское помещение. Деревянное, на каменном фундаменте. Крыт железом. Все вышеозначеные постройки находятся на церковной земле».

В 19 в. Пятницкий приход составлял 1085 человек (836 ф. Дедиловская воеводская приказная изба (опись дел)

1910 г. — открытие церковно-приходской школы.

1915 г.- приход состоял из 261 дома: 800 мужчин и 920 женщин

Служил священник Иван Раевский до 1916 года.

1934 г. — Советской властью приход закрыт.

В этом году его отдали под клуб. Позднее соорудили крупорушку, устроили склад и забросили вовсе. Церковь ветшала и к началу 90-х годов ХХ века на полметра вросла в землю.

1990 г. — по благословению Серапиона Митрополита Тульского и Ефремовского служба возобновлена иеромонахом Трифоном (Бортуновым).

1994 г. — храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы восстановлен.

2000 г. — построен храм-крещальня в честь преподобного Серафима Саровского.

2002 г. — установили надкладезьный Поклонный крест в память 450-ой годовщины победы над Давлет-Гиреем.

Адрес: с. Дедилово, ул. Грицова

Телефон: + 7 (48754) 4-74-97

Электронная почта: taniy-1968@mail.ru

Доступная среда для маломобильных групп населения:

Храм имеет лестницу наружного входа со ступенями, оборудованную пандусом наружного входа. Дверь открывается в сторону, противоположную выезду на пандус.

Если Вам необходима помощь при входе в храм, подъеме по лестнице, перемещении по храму и прихрамовой территории, то Вы можете предварительно оставить заявку дежурному сотруднику по телефону: 8 (48754) 4-74-97.

Или сотруднику храма Захариковой Светлане Константиновне по телефону: 8-910-558-56-97.

Или сотруднику храма Юрищевой Татьяне Алексеевне по телефону: 8-950-917-42-52.

Время для звонка: Пн.-Вс. с 7.30 до 12.00.

Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.

Христос рождается — славим его!

По благословению настоятеля храма в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы села Дедилово, архимандрита Трифона (Бортунова), состоялся праздничный концерт в честь Новорожденного Богомладенца-Христа.

Читать еще:  Сонник подарили часы на руку. К чему снятся часы любого типа — подробные толкования

Обсуждения

Храм Параскевы Пятницы

моя малая родина

3 сообщения

Храм Параскевы Пятницы в селе Дедилово Киреевского района похож на пряничный домик, покрытый сахарной глазурью: яркий, многоцветный, нарядный…

К Христу через “Камень”

Автор идеи и дизайна — отец Трифон, заново выстроивший Дедиловский храм не месте старого, разрушенного, и вот уже 17 лет служащий здесь настоятелем:
— Мне очень хотелось сделать его таким: радостным, самобытным, воплощающим настоящий русский дух…
Отец Трифон и сам человек необычный. В юности и не помышлял о пути священника, более того, был человеком неверующим. Родился и рос в Кирове, отслужил в армии, а потом отправился поступать в Саратовский государственный университет — очень хотел стать психологом. С психологией не получилось, и юноша поступил на филологический.
— Тему своей дипломной работы помните, отец Трифон?
— А как же! “Семантические основы поэмы Осипа Мандельштама “Камень”. Эта работа многое во мне перевернула. Я, можно сказать, Христа обрел через “Камень”.
— Как же вам разрешили в середине 70-х годов защищать диплом по Мандельштаму?
— А мне и не разрешали. “Добро” получил всего за несколько дней до защиты. Писал сразу, без чистовика. Работал в квартире у друга, помню, как везде были разложены листы с машинописным текстом. Но диплом получился серьезным, глубоким, по сути, кандидатская диссертация. На ее основе позже в Израиле мой знакомый докторскую защитил. А пользовался я зарубежными, “самиздатовскими” источниками, даже ссылался на воспоминания Надежды Мандельштам…
Отец Трифон признается, что его любовь к Мандельштаму, чтение запрещенной литературы и обретенная вера в Бога не давали покоя сотрудникам местного КГБ. Давление на него, а позже и на его жену, привело к семейной драме. Молодой человек вынужден был развестись, однако всю жизнь помогал супруге и маленькому сыну. Священником отец Трифон стал через несколько лет после окончания университета..
А в Дедилово он попал не случайно. Некоторое время служил в соседнем селе Панино. О древней истории села Дедилово слышал и читал много, и в какой-то момент понял, что восстановление храма Параскевы Пятницы — его долг, его служение…

Святая с прялкой

Средневековый Дедилов был удивительным городом. Здесь стоял красивейший соборный храм в честь святителя Николая Мирликийского. За крепостными стенами, в слободах, были построены 6 церквей, в том числе церковь святой мученицы Параскевы Пятницы (Римской). Ее возвели на берегу протекающей в этих местах речки Шиворонь. Храмы в честь Параскевы Пятницы традиционно строили на берегах рек: наши предки верили, что из воды на Святки выходит всякая нечисть, и только Параскева может ее прогнать. А еще Параскеву Пятницу считали покровительницей семьи, детей, дома, хозяек. Не случайно в церквях радом с ее иконами ставили предметы быта. И сегодня в возрожденном храме рядом с образом святой — старинная прялка, клубок шерсти и гребешок для ее расчесывания.
Дедиловский храм был закрыт в 1934 году. Для местных жителей это стало трагедией. Иконы, церковную утварь они разобрали по домам и бережно хранили. На всю округу осталась лишь одна действующая церковь в селе Панино. По воскресеньям на службу верующие ездили либо туда, либо в Тулу. А в помещении Дедиловской церкви сначала был клуб, потом крупорушка, а затем склад. Здание разрушалось, и к моменту появления здесь отца Трифона более, чем на метр погрузилось в землю.
Валентина Ивановна, бухгалтер и казначей прихода, прекрасно помнит, как начиналось возрождение храма:
— Батюшке тяжело пришлось. Приехал он к нам в сорок лет: худой, монах ведь, постится постоянно. Никто не подозревал, что в нем столько силы. Денег не было, но когда он обратился к людям, они стали жертвовать на строительство. Приносили, кто сколько может. Помню, самый большой взнос был 100 рублей. Тем не менее, мы собрали 63 тысячи, а в 1990 году это были немалые деньги. Каждый день люди приходили помогать. Просто так, безвозмездно. Бабушки вареную картошку приносили. Поработаем, а потом сядем с молитвой, поедим, и снова трудиться. Отец Трифон в колхозе транспортер попросил, сам отбойным молотком работал — от крупорушки металлические конструкции остались, их надо было выламывать. Мужиков из соседней пивнушки просили помочь — не отказывали. А жил наш батюшка тогда в доме у одной бабули. В соседней комнате — ее сын-алкоголик. Настоятель потихоньку для храма вещи разные подкупал. Однажды привез два холодильника для просфор. Так этот алкоголик разозлился и в драку полез, за бороду батюшку стал хватать — мол, ты поп, богатый. Пришлось отцу Трифону съехать…

Читать еще:  Онлайн чтение книги Повести и рассказы Чёрная перчатка.

Экскурсии для иностранцев

Первая служба в храме состоялась уже в августе 1990 года на праздник Преображения Господня. А работы продолжались. И чудеса при этом происходили постоянно. Однажды батюшка отправился в леспромхоз заказывать дубовые лаги для пола в церкви. Не успел уехать, как к храму подкатывают четыре машины: “Вам дубовые доски не нужны, всего 400 рублей за машину”. Валентина решила купить. Потом отец Трифон изумлялся: официальный заказ обошелся бы значительно дороже, да и ждать надо было долго… Кирпичи в Новомосковске на строительство колокольни директор отказывался выписывать. Валя отправилась к кладовщице, иконку ей привезла. Та и выписала неофициально, оформив на своих рабочих. А о том, как колокольню строили, никто из дедиловских не забудет. Наверху — отец Трифон, внизу — цепочка из бабушек кирпичи передает…
Иностранные делегации заезжают частенько. Неподалеку, в Киреевске, есть интернат, поддерживающий связи с зарубежными благотворителями из Швеции, Англии. Польши. Иностранцы, видя изумительной красоты храм, не могут проехать мимо. А показать батюшке есть что. Храм, изящная колоколенка, крестильня, несколько хозяйственных построек с окошками из разноцветных стекол, есть даже русская банька. Все утопает в зелени и цветах. По словам Валентины Ивановны, местный ландшафтный дизайн — тоже дело рук отца Трифона. Роскошные сортовые пионы, поляна ирисов редких оттенков, причудливо стелющийся можжевельник, пушистые елочки, туя, пихты. Ничего подобного мы не видели даже в Туле.
— А за саженцами отец Трифон ездил в лесное хозяйство в Липецкую область, — рассказывает Валентина Ивановна. — Денег, как всегда, не было, и батюшка обратился к прихожанам, пообещав, что каждый купленный на их деньги саженец станет “именным”. Так у нас появились туи “Мария”, “Елена”… А вот эти деревца — мои. Повыше — “Валентина”, пониже — моей дочери. Когда его сажала, дочка тяжело болела. Дерево плохо тогда росло. А когда девочка стала выздоравливать, и деревце выправилось…

С постом и молитвой

В Дедиловском храме потрясающие росписи. Трудно поверить, но их автор Юрий Горяченков не имеет профессионального художественного образования, иконописи тоже не учился никогда. И истово верующим человеком стал не так давно, после того, как 17 лет назад пришел работать в храм.
Когда здание построили, отец Трифон решил пригласить художника и объявил конкурс. В Дедилово стали приезжать опытные живописцы, в том числе из Тулы и Москвы. Юрий в то время ушел с завода, на котором работал: зарплату задерживали, да и не его это было дело. Батюшка смотрел на рисунки соискателей и — отказывал. А когда увидел эскиз Юры, тут же сказал: “Оставайся”.
Юрий изучал каноны церковной живописи и технологию изготовления красок сам, по книгам. Теперь он в символике и традициях православной иконописи разбирается до тончайших нюансов. А красками пользуется только натуральными: измельчает в порошок лазурит, малахит и замешивает на желтке. Дедиловский художник чем-то напоминает персонажа Петра Мамонова из фильма “Остров”. Замкнутый, немногословный, ведет жизнь отшельника. Постится: целый день пьет только минералку, вечером — скромный ужин. Все росписи и большинство икон в храме — его работа. Живопись удивительная: радостная, эмоциональная, наполненная искренней любовью. Когда нет “творческой” работы, Юрий делает любую: кладет плитку, ухаживает за цветами. А еще он выполняет обязанности звонаря.

Отца Трифона окружают талантливые и преданные люди. Например, Иван, на все руки мастер. Все работы с деревом — его: от декоративной резьбы до строительства срубов.

Источники:

http://sobory.ru/article/?object=11736
http://tulaeparhia.ru/category/blagochiniya/kireevskoe-blagochinie/hram-svyatoj-muchenitsy-paraskevy-pyatnitsy-s-dedilovo/
http://vk.com/topic-21589872_24669756

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×