Грехопадение и его последствия по священному писанию и учению церкви. Грехопадение и его последствия
Последствия грехопадения
После́дствия грехопаде́ния (см.: Грехопадение) — 1) следствия, привнесённые в видимый мир в результате отступления первозданного человека от Бога, отразившиеся как на самом человеке, так на окружающей его действительности; 2) действия Божии, вызванные грехопадением, направленные на подготовку человека к Пришествию Спасителя.
В чём состояли следствия грехопадения?
На человеке следствия грехопадения сказались самым удручающим образом: помимо того, что он был изгнан из Рая ( Быт.3:24 ), он сделался тленным, страстным, смертным; повредил главные силы души (разумную, волевую, раздражительную, чувствующую), нарушил их взаимную согласованность; душевное начало утратило господство над плотским, и более того, плоть взяла верх над душой.
Пагубные следствия грехопадения отразилась не только на непосредственных виновниках, нарушителях заповеди. Порче подверглось само человеческое естество. С тех пор она стала носить наследственный характер, передаваться всем людям, от родителей к детям (см.: Грех первородный).
В духовно-нравственном отношении порча проявлялась и проявляется до сих пор в том, что все потомки Адама (за исключением Господа Иисуса Христа) рождались и рождаются со склонностью большею ко злу, нежели к добру.
В результате грехопадения люди подпали под власть падших духов. Эта власть проявлялась даже за гробом, ведь после смерти души всех без исключения людей оказывались в аду). Освободиться от власти диавола стало возможно лишь по Пришествии в мир Сына Божия, Искуплении, разорении ада, образовании Церкви.
Особым волеизъявлением Божьим за грех первозданного человека была проклята даже земля ( Быт.3:17 ). Со времени этого страшного проклятья земля перестала давать людям пищу свободно, с избытком, как это было до грехопадения ( Быт.3:18 ). Со времени изгнания из Рая человек вынужден был зарабатывать себе пищу тяжелым трудом ( Быт.3:19 ).
После утраты человеком Божественной благодати, славы и чистоты, из-под его послушания вышли животные. Кто-то из них просто перестали доверять человеку, но многие стали испытывать к человеку враждебность.
Самое же страшное следствие — разрушение доверительных отношений человека и Бога. Помимо потери в лице Божьем Премудрого, Всемогущего и Благого Наставника, утратив общение с Ним, человек лишился высшей блаженной радости. Утратив общение с Источником подлинного неисчерпаемого блаженства, человек стал искать источники счастья и радости среди предметов тварного мира, устремился к греховным удовольствиям.
Почему Бог попустил совершиться столь катастрофическим изменениям всего из-за одного преступления?
На сегодняшний день существует немало суждений, общий смысл которых сводится к непониманию или даже обвинению Бога в несоответствии суровости наложенного Им наказания малозначительности преступления первых людей. Казалось бы, ну подумаешь, вкусил человек запретного плода; неужели стоило подвергать его за этот проступок столь грозным карам?
В действительности же преступление не было малозначительным, как и наказание — чрезмерно суровым.
Во-первых, преступая закон «согрешишь — смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), человек знал, на что шёл.
Во-вторых, ослушание Бога в первую очередь было связано не с желанием испробовать плода, а с гордостью, завистью к Богу, с нежеланием общаться с Ним как тварь с Господом, со стремлением самому стать как Бог ( Быт.3:5 ).
Учитывая осознанность и добровольность этого выбора, Господь дал человеку возможность прочувствовать и осмыслить, каково жить вне союза с Творцом. Но даже и при этих обстоятельствах Он, будучи благим и милосердным, не оставил людей без Своего попечения.
Одним из сильнейших аспектов наказания называют тленность и смертность. Однако же в этом следствии, прежде всего, проявилось Божественное милосердие. Ведь благодаря этому следствию, Бог не только наказал согрешившего человека, но и оградил его от чрезмерного укоренения во зле, предоставив возможность Спасения в будущем.
Другой аспект наказания — проклятие земли, тленность, коснувшаяся окружающего мира — тоже явил милосердие Творца. Трудно даже представить, до какого отчаяния дошел бы человек, если бы, будучи тленным, изуродованным грехом, жил в нетленном, прекраснейшем мире.
Грехопадение и его последствия.
Грехопадение и его последствия.
Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.
И вот, в раю явился искуситель — в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). В это время Ева находилась возле запрещенного дерева. Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). В этом вопросе заключалась коварная ложь, которая должна была бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она, по своей невинности, не в состоянии была сразу понять здесь коварство и в то же время была слишком любопытна, чтобы тотчас же прекратить разговор. Однако жена поняла ложь вопроса и отвечала, что Бог разрешил им есть от всех деревьев, кроме одного, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов этого дерева они могут умереть. Тогда искуситель возбудил в жене недоверие к Богу. Он говорит ей: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4–5). Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу. Что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве они будут, когда станут как боги? В тревожном возбуждении жена обращает свой взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз, вероятно, плоды сладки на вкус и особенно заманчивы по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6).
Величайший переворот в истории человечества совершился — люди нарушили заповедь Божию. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Жена послушалась змия-искусителя, а муж последовал жене, которая из соблазненной тотчас сделалась соблазнительницей. Не замедлили сказаться и следствия нарушения первыми людьми заповеди Божией: у них, действительно, открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание. Но что же они узнали? Узнали то, что они наги. Увидев свою наготу, они из листьев сделали себе опоясание. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь зовет к себе Адама: «[Адам], где ты?» (Быт. 3:9). Этим вопросом Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Господь призывает Адама к покаянию, дает ему возможность принести чистосердечное раскаяние. Но грех уже омрачил духовные силы человека, и призывающий голос Господа вызывает в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). — «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11). Вопрос Господом был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Адам сваливает вину на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: «Что ты это сделала?» Жена следует примеру Адама и отклоняет от себя вину: «Змей обольстил меня и я ела» (Быт. 3:13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь.
Тогда Господь изрек праведный суд Свой. Змей был проклят Господом перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:18–19).
Страшно было наказание за преступление заповеди Божией. Но милосердный Господь не оставил первозданных людей без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это обетование «О семени Жены». Господь обещает людям, что от жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом.
Это было первое обетование о Спасителе мира. В честь Его будущего пришествия было установлено жертвоприношение животных, заклание которых должно было предзнаменовать Великого Агнца за грехи мира.
Окрыленные надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая.
Лекция 20. Грехопадение первых людей и его последствия
Православные просветительские курсы
20 лекция «Грехопадение первых людей и его последствия» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.
Лекция посвящена православному учению о причинах и этапах грехопадения, а также его последствиям для всего человечества.
Лекция протоиерея Вадима Леонова
(продолжительность: 1:14:59)
Ответы на вопросы слушателей
(продолжительность: 35:32)
11 февраля 2015 г.
скрыть способы оплаты
Храни вас всех Господь!Ваш труд – ОГРОМНОЕ благо!
Изучаю ваши лекции каждую неделю, но эту лекцию дважды за вечер просмотрела, до сих пор под впечатлением!
Отец Вадим, многая лета вам и всем пастырям Христовым! Мы молимся за вас!
Да, экономическая теория – наука бездуховная, законы её противоречат замыслу Божиему. Удивляться не приходится: все теоретики экономики, заложившие её базис как науки, не были православными. Один из методов экономической теории – диалектико-материалистический.) Но не буду склоняться в экскурс: сайт не экономический. Прошу редакцию меня извинить.
Спасибо за внимание к моим вопросам и просветление моего ума.)
Несколько слов по поводу понятия «благо». Если говорить о благе как богословской категории, то оно, конечно, объективно. Только восприятие этого Блага субъективно. Для богоненавистника Бог (в его субъективном восприятии) не является благом, для него Он – антиблаго (уместно вспомнить и мучения грешников в аду как реакцию на Свет). А вот правомерно ли говорить об объективности блага, например, как экономической категории… Здесь нужно четко разграничивать понятия самого блага и его полезности. Для одного человека благо – купить пачку сигарет и выкурить её, для другого это – антиблаго. По-моему, у кого-то из философов есть понятие субъективного блага.
Спасибо за лекцию. Как всегда, замечательная лекция. Но у непонятливого (или слишком придирчивого) )) слушателя есть вопросы:
1. «Счастье – одно из названий Бога» (примерно 56 мин. лекции)- .
Может, отец Вадим имел в виду славянскую мифологию, где одно из названий бога Солнца – счастье. Синоним «счастья» – благодать. Но благодать не есть сам Бог.
2.Вопрос по ответу отца Вадима на вопрос слушателя явно не 35–тилетнего возраста ):
Всем известно, что у Бога был замысел сотворить человека по образу и подобию, но создал ОН его лишь по образу (текст в начале книги Бытия). Но дальше написано: «Вот родословие Адама: когда Бог СОТВОРИЛ человека, по ПОДОБИЮ Божию создал его…» (Быт.5:1). Давно мучает этот вопрос – как это понимать?
3. Не понимаю, почему в современном богословии считается нормой отождествление понятий «первородный грех» и «последствия первородного греха» (в конце лекции). Первородный грех – это личный грех прародителей, а последствия – это повреждение природы, разрыв с Богом и т.д.
Глубокоуважаемый о.Вадим
Огромное спасибо за лекцию.
Не хватает времени поднимать всю духовную литературу великих мыслителей.а ваши лекции помогают понять очень важные для жизни человека и непростые вопросы в доступной для понимания форме на очень высоком интеллектуальном уровне
с использованием цитат из трудов великих людей
Ещё раз спасибо
Источники:
http://azbyka.ru/posledstviya-grehopadeniya
http://religion.wikireading.ru/132257
http://pravoslavie.ru/77180.html