Горненский женский монастырь. Горненский монастырь в иерусалиме

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Горненский женский монастырь в Иерусалиме расположен в районе Эйн-Карем – сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи, о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн-Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день.

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

ЧАСЫ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ МОНАСТЫРЯ:
ежедневно с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В период израильского летнего времени:

  • Утром в будни . в 7:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье . в 7:30;
  • Вечером во все дни . в 15:45.

В период израильского зимнего времени:

  • Утром в будни . в 6:00 (время израильское);
  • Утром в воскресенье . в 06:30;
  • Вечером во все дни . в 14:45.

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

Почтовый адрес: Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel

Телефон: +972 2 641-28-87, факс: +972 2 643-50-50

Местоположение: Google Maps

Панорама улицы: Google Maps

GPS-координаты: 31.764827 N, 35.155468 E

Настоятельница монастыря: игумения Георгия (Щукина).

По вопросам трудничества в Горненском женском монастыре в Иерусалиме ознакомьтесь, пожалуйста, с информацией, размещенной на странице Контакты.

Расписание богослужений и требы
перейти в раздел

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Новости
перейти в раздел

Начальник Русской Духовной Миссии совершил богослужение в Хевроне

14 января 2020 14 января, в день празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого, Начальник подробнее

Воскресные школы Русской Духовной Миссии отпраздновали Рождество Христово

13 января 2020 В предпраздничные рождественские дни, в дни самого праздника Рождества Христова, на подробнее

Рождественский визит Начальника Русской Духовной Миссии в Яффу

12 января 2020 12 января, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит подробнее

Начальник Русской Духовной Миссии совершил рождественский визит в Хайфу

11 января 2020 11 января, в субботу по Рождестве Христовом, Начальник Русской Духовной Миссии архимандрит подробнее

Сестры трех русских обителей Святой Земли празднуют Рождество

10 января 2020 Сибирские пельмени, украинские рождественские колядки на английском языке и популярная подробнее

ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

  • Адрес: Израиль, г. Иерусалим. Russian Orthodox Gorny Convent, P.O. Box 1699, Jerusalem 91009, ISRAEL
  • Тел. (+972-2) 641-28-87, факс: (+972-2) 643-50-50
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен на юго-западной окраине Иерусалима, в девяти километрах от центра города, в районе Эйн-Карем. Как и другие русские участки на Святой земле, монастырский участок известен местным жителям как “Московия”. Проезд в монастырь – автобусом 19 и 27 до остановки “Больница Хадасса” Эйн Карем.

Зарождение обители при о. Антонине

Побуждением к образованию монастыря на этом месте – в “Нагорной стране”, “Горнем граде Иудове”, историческом селении Эйн-Карем – стало предание, указывающее здесь, в естественной пещере, дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей пророка Иоанна Предтечи. В этом доме Пресвятая Богородица гостила около трёх месяцев, как описано евангелистом Лукой (Лк. 1, 39-56).

Ко второй половине 1860-х годов важные святые места Эйн-Карема, включая местоположение дома святых Захарии и Елисаветы, оказались в руках римо-католиков (францисканцев) – по словам начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина):

В октябре 1869 года Иерусалим посетил член Государственного совета России, бывший министр путей сообщения П. П. Мельников, с которым архимандрит Антонин поделился замыслом относительно приобретения земельной собственности в Эйн-Кареме. Выяснилось, что владелец одного из участков, с двухэтажным домом и садом, на склоне холма араб Х. К. Джель-Яд (в др. рус. документах – Джель-ляд), бывший драгоман французского консульства, был готов продать свою землю Русской духовной миссии за 4 тысячи наполеондоров (порядка 20 тысяч рублей серебром) при условии получения “ордена от русского царя”. Мельников по возвращении в Санкт-Петербург основал комитет для сбора средств, которые и были высланы в Иерусалим. В списке жертвователей стояли имена Н. И. Путилова, С. Полякова, братьев Елисеевых, К. Ф. фон Мекка. Вместо ордена отставной драгоман получил медаль [2].

Купчая была оформлена 16 февраля 1871 года, а в октябре 1873 года официально утверждена. На первоначальном участке были два дома и обширная плантация оливковых деревьев. В разное время, по мере материальных возможностей, отец Антонин докупал другие близлежащие участки, оформляя их на разные лица (в т. ч. на М. Г. Капустину, мать архимандрита Антонина, и на его племянников) и образуя будущее монастырское подворье.

Первоначально архимандрит Антонин устроил приют для русских паломников. При этом он задумал со временем создать монашескую общину, не связанную жестко общежительным уставом, приспособленную к молитвенной и книжно-созерцательной жизни образованных отшельниц – каждая в своем отдельном, уединенном домике-келлии “без игумении, без казначеи, без благочинных и тому подобных формальностей” [3]. Постепенно здесь стали селиться русские инокини. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители не появилось корпусов с монашескими кельями – вместо них по склону горы выросли маленькие домики, в которых стали жить паломники и насельницы монастыря.

Во избежание трений с Иерусалимской Патриархией, храм для будущей общины было решено создать как “русско-арабский” – приходский для местных православных арабов, расположенный для удобства в пределах русского участка. Временная домовая церковь была открыта в 1880 года с благословения Иерусалимского патриарха Иерофея, который по просьбе архимандрита Антонина прислал служить в ней священника-араба. До зимы храм располагался в палатке в саду, а затем был перемещен в находившийся на участке двухэтажный миссийский дом. Одна из горненских “первопоселенок”, матушка Леонида, отправилась в Россию для сбора пожертвований на строительство каменной церкви. В том же году строительство постоянного храма было начато на нижней террасе крутого склона. Это вызвало противодействие францисканцев, светских иерусалимских властей и Иерусалимского патриарха. В ответ на жалобу последнего митрополит Исидор (Никольский), первенствующий член Святейшего Синода Российской Церкви, подчеркнул, что храмы строятся архимандритом Антонином на участках, пользующихся экстерриториальностью, и заверил, что благословение на их освящение будет в свое время испрошено у патриарха [4].

Тем временем в течении двух строительных сезонов 1880-1881 годов артель под руководством Ильи Джирьеса возвела за 300 наполеондоров (1,5 тыс. рублей серебром) небольшое здание церкви по плану начерченному о. Антонина. Отдельно, чуть выше по склону, была построена высокая колокольня, также по проекту архимандрита Антонина. Матушка Леонида в России заказала двухъярусный иконостас и приобрела плащаницу, сосуды, иконы и прочую церковную утварь. Ф. Н. Самойлов подарил колокол в 41,5 пуда и сделал другие ценные пожертвования. 14 февраля 1883 года, спешно дописав для прибывшего из России иконостаса лик Спасителя в терновом венце, архимандрит Антонин совершил малое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

В том же году отец Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление в монастыре особого праздника – Сретения Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы (“Целования”) – который был учреждён указом от 5 августа того года и вскоре стал привлекать в обитель немалое количество верующих [5].

В 1889 году Горненский участок, как и другие крупнейшие земельные владения архимандрита Антонина, был включен в состав учрежденного им вакуфа. Материальное благосостояние общины зависело от добровольных пожертвований паломников. В годы, когда их число было незначительно, Императорское Православное Палестинское общество оказывало финансовую помощь – так, в 1891 и 1892 годах для общины было перечислено по 2 тысячи франков.

В завещании 19 марта 1894 года, составленном перед кончиной владельца участков, о. Антонина, говорилось:

Отдельным пунктом значилось:

Общая площадь территории монастыря по описи 1895 года составляла 360 тысяч кв. м.

Горненский Монастырь в Эйн Карем

Горненский Монастырь в Эйн Карем

Женский Горненский Монастырь находиться в одном из живописнейших уголков на юге современного города Иерусалим, в Эйн Карем. Эйн Карем был присоединен к Иерусалиму в 1948 году.
Название «Горненский» связано с тем, что монастырь находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах.
Эйн Карем в переводе с иврита означает «Источник винограда». Этот район также называется Израильской Швейцарией.

Видео

На Карте

Елизавета и ее вера

Идея основать в поселении Эйн Карем именно женскую обитель — Горненский монастырь— появилась у Антонина Капустина, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, совсем не случайно.

Евангелист Лука рассказывает трогательную историю: во время Благовещения архангел Гавриил, кроме собственно благой вести, сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, старая и бесплодная, тоже чудесным образом забеременела.

Мария тут же собралась в путь — Елизавета с мужем, священником Захарией, жила в деревне Эйн Карем неподалеку от Иерусалима. Можно понять любопытство юной женщины. Ведь если у пожилых родных и впрямь получилось зачать дитя, это тоже настоящее чудо и большая радость. Бесплодие было кошмаром любой иудейской семьи.

Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи

Когда Мария добралась до Эйн-Карема, Елизавета встретила ее словами благословения и тут же узнала в ней Матерь Господа, и в животе ее зашевелился шестимесячный младенец — будущий Креститель.

Елизавета была живым примером того, как вера простой женщины, немолодой и очевидно, не очень счастливой (Лука сообщает, что за бесплодие она «терпела поношения от людей»), оказалась крепче и действенней веры мужчины, священника. Ведь и мужу ее Захарии была благая весть, да где — в Иерусалимском храме архангел Гавриил поведал ему, что родится у него сын, «великий перед Господом». И даже имя подсказал: Иоанн. Но Захария испугался, смутился, не поверил — и был наказан немотой. И молчал до рождения сына. А когда счастливая родня и соседи явились в день обрезания младенца сказав Елизавете (муж-то онемел!), что неплохо бы назвать дитя по отцу, Захарией. Но мать твердо возразила: Иоанн. Ее не поняли: нет у нас в родне и не было никаких Иоаннов!

Подступились к Захарии с тем же вопросом — да, наверно, и с требованием вразумить как-нибудь жену. Но тот знаками потребовал дощечку для письма и написал: «Иоанн имя ему».

И стоило ему дописать последнее слово, он почувствовал, что снова может говорить, рассказать свою историю, восславить Господа, и раскаяться в том, что усомнился.

А Елизавета не сомневалась ни мига.

Только в Эйн Кареме, где жила эта удивительная женщина, и стоило построить пристанище для женщин, желающих служить Господу.

Здесь есть святой источник, из которого пила Мария, утомленная после своего пути. Ныне над источником построена маленькая часовня, а дорога от него как раз и ведет в Горненский женский монастырь.

Оформить Заказ
Вифлеем и Иерусалим — Горненский Женский Монастырь

Горненский монастырь, Jerusalem, Israel

Оформить Заказ
Экскурсия Вознесение на Масличной Горе

Оформить Заказ
Экскурсия в Иерусалим на Пасху 27 апреля 2019

Рождение обители.

Архимандрит Антонин присмотрел участок для основания обители еще в 1869 г. Хозяин прекрасной земли, поросшей оливами, бывший дипломат французского посольства Джельяд был готов продать участок. Но ему было совершенно все равно, кому он достанется. На отличную землю претендовали и католики, строившие в Эль Кареме монастырь и школу. А у русского архимандрита не было денег. К счастью, он сумел привлечь серьезных спонсоров: бывшего министра путей сообщения Российской Империи Мельникова, хозяина знаменитых заводов Путилова, гастрономических магнатов братьев Елисеевых. Средства нашлись — но пришлось еще поторговаться с лукавым французом, что было нелегким делом. Недаром же Антонин называл его в дневнике «старым плутом» и даже «кощеем бессмертным», который, видно, чах не над златом, а над своей землей.

С 1871 г. эти трудности были позади — оседали на новоприобретенной земле паломницы, которые постепенно объединились в общину, строилась церковь Казанской Божией Матери.

По уставу каждая сестра, желавшая проживать в общине, должна была построить жилье на свои средства, Русская духовная миссия, очевидно, была не в лучшем финансовом положении и не могла помочь монастырю отстроиться как следует. Зато Горненский женский монастырь обрел свой неповторимый облик: не общее помещение с кельями, а домики на склоне горы, обсаженные плодовыми деревьями. Сестры возделывали землю, нашлись среди них и искусные рукодельницы, и художницы — и в начале XX в. При первой настоятельнице Валентине, возникли при монастыре златошвейная и иконописная мастерские, приносившие кое-какой доход.

Через тернии к звездам

В 1910-1911 гг. началось возведение большого храма Св. Троицы в честь Всех святых, в Российской земле воссиявших. Как началось, так и закончилось, незавершенное. Обитель вступила в полосу тяжких испытаний.

Началась Первая мировая война, и власти Оттоманской империи приказали сестрам убираться из обители. Приказу турецких властей подчинились не все. Оставшиеся монахини, чтобы выжить, ходили за 15 верст в каменоломни — нанимались дробить камень.

И все же обитель пережила и войну, и эпидемию холеры в 1916 г., хотя болезнь и проникла в монастырь, и убила не одну сестру (они похоронены на отдельном участке монастырского кладбища) — оставшиеся молились перед иконой Казанской Божьей Матери о спасении. И узрели чудо: икона сошла со стены, и все услышали голос, пообещавший, что бедствия прекратятся. И мор отступил.

Троицкий храм так и стоял недостроенным: воздвигался он на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая погибла от рук новой власти в 1918-м. Теперь между Московским Патриархатом и монастырем была пропасть по имени Советская власть, и Горненский монастырь перешел к Русской Православной Церкви заграницей.

Летом 1948 г. на Эйн-Карем посыпались бомбы, и сестрам пришлось спешно бежать — укрылись они в Иордании.

Новообразованное Государство Израиль вновь передало Горненский женский монастырь — вместе со всеми строениями Русской духовной миссии — Московскому патриархату.

С тех лет до распада СССР русский православный женский Горненский монастырь был единственной обителью Московского Патриархата в иностранном государстве.

Храм Всех святых достраивался с 1997 по 2007 гг. и освящен в 2012 Патриархом Московским Кириллом.

Если хотите увидеть больше

Недалеко от собора Всех святых есть заброшенная греко-православная церковь, построенная в конце XIX в. За ней ухаживала и даже расписывала ее всего одна монахиня. После ее смерти церковь открывают очень редко, но можно сделать фото и попросить насельниц монастыря рассказать о церкви.

Горненский монастырь сегодня

Нынешняя игуменья Георгия в Горненский монастырь приехала в 1991 г., вместе с делегацией Патриарха Алексия II — незадолго до того он назначил ее настоятельницей Горненского и возвел в сан игумении.

Прибыла матушка Георгия к уже знакомым трудам: с 1989 она восстанавливала в Санкт-Петербурге храм Иоанна Кронштадтского, который стоял «без окон без дверей», загаженный и разоренный.

На новом месте тоже требовалась огромная работа, Горненский монастырь уже пять лет стоял безначально, без настоятельницы. По воспоминаниям самой Георгии, в недостроенном соборе Троицы успели вырасти деревья, на всех путях к нему — непроходимые заросли. А что до монастыря — проще перечислить, чего там не было, помимо игумении: водопровода, телефона, ограждения вокруг монастыря, гостиницы для паломников; многие домики обветшали и требовали ремонта.

Матушку Георгию это не испугало и не ввело в уныние: да и невозможно человеку с такой биографией бояться преодолимых трудностей. Игуменья Георгия, в миру Валентина Щукина, пережила многое: с матерью и сестрой выбиралась из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера, лежала в морге среди умерших на железнодорожной станции Орехово-Зуево, потеряла сестру и еще совсем молодую мать, с 14 лет неофициально зарабатывала себе на жизнь помощницей в столовой, а затем реставратором в Центральном историческом архиве Ленинграда. Решение о монашестве приняла едва на 15-м году жизни и с превеликим трудом попала в эстонский монастырь, где и прожила почти сорок лет.

Старанья настоятельнецы игумении Георгии Щукиной

Трудами игумении, сестер и трудников Горненского монастыря все здесь постепенно преобразилось. Появились и несколько гостиниц для паломников, которые регулярно наезжают в обитель. Есть здесь и трудницы, временно проживающие в монастыре и помогающие сестрам во всех работах — каждая по своему умению. Устав для трудников более мягкий, чем для сестер: те живут по часам, их жизнь состоит из служб и послушаний. Работ в монастыре, коих тут множество — в церкви, в паломнических домиках, в саду, в канцелярии, в трапезной, на просфорне. Уход за больными, уборка территории, прогулки с паломниками в качестве гидов — все это послушания.

На фото — удивительная красота снаружи и необыкновенная чистота внутри монастыря: сразу видно, что здесь живут женщины. Даже кладбище аккуратнейшее, с белыми надгробными плитами и крестами.

Послушания после вечерней службы заканчиваются в 21.00. В свободное время сестры могут по желанию молиться в своих домиках-кельях, беседовать, читать. И даже общаться с животными: местная фауна сполна оценила доброту монахинь и является «на трапезу». Здесь летают зеленые попугайчики, неспешно ползают черепашки, бродят кошки и даже мангусты.

Горненский монастырь — трудничество

Как решить вопрос с трудничеством в Горненском монастыре?

Вам нужно прислать в канцелярию Русской духовной миссии по e-mail (адрес: [email protected]) следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью).
2. Автобиографию (в формате Word).
3. Анкету (в формате Word).
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника).
5. Данные заграничного паспорта (отсканированный разворот паспорта с фотографией).

Образцы прошения и анкеты есть на сайте РДМ: http://rusdm.ru/contact

Перед покупкой авиабилетов согласуйте дату вашего прибытия с канцелярией РДМ.
У вас должна быть оформлена туристическая медицинская страховка на все время пребывания в Израиле.

Цветочный ковер для Богоматери

Основатель обители архимандрит Антонин Капустин оставил по себе удивительную память: он подарил монастырю уникальный престольный праздник, отсутствующий в православном календаре. Он добился от Синода в 1883 г. благословения отмечать здесь «Целование Мариино» — в память о чудесном визите Марии к родственнице.

12 апреля из Свято-Троицкого Иерусалимского собора «переезжает» в обитель чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры с игуменией благоговейно встречают ее у Источника Марии, и крестным ходом икона «шествует» в Казанский храм, перед которым ее встречает прекрасный круглый ковер, выложенный из цветов.

Икона «живет» в обители три месяца — до Рождества Иоанна Предтечи в июле, потому что именно столько времени пробыла Богоматерь в гостях у Елизаветы.

Сестры всегда рады празднику — к ним словно бы приходит сама Матерь Божия – и она же будто бы является в это время настоятельницей обители. Матушка Георгия радостно рассказывает о том, как Богоматерь, «наряженная» в красивую голубую или розовую ризу, занимает ее место, а ей приносят самый обыкновенный стульчик.

Источники:

http://rusdm.ru/chapel/69
http://drevo-info.ru/articles/28263.html
http://www.ru.israland.travel/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C-%D0%B2-%D1%8D%D0%B9%D0%BD-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BC

Читать еще:  Иулиания именины. Именные иконы
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: