Головной убор епископа 5. Облачение священнослужителей и их цвета

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Что означают цвета облачений священнослужителей

О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Золотой

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный


– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

Облачение священника: одежда, головные уборы, поручи, наперсный крест

Облачение священника может указывать на его положение в православной церкви. Также для проведения богослужений и для повседневного ношения используют разные одеяния. Одеяния для богослужений выглядят роскошно. Как правило, для пошива такого облачения используют дорогую парчу, которую украшают крестами. Существует три типа священства. И каждому соответствует свой тип облачения.

Диакон

Это самый низший чин священнослужителя. Диаконы не имеют права самостоятельно совершать таинства и богослужения, но они помогают епископам или священникам.

Облачения священнослужителей-диаконов, проводящих богослужение, состоят из стихаря, орари и поручи.

Стихарь представляет собой длинную одежду, не имеющую сзади и спереди разрезов. Для головы проделано специальное отверстие. Стихарь имеет широкие рукава. Эта одежда считается символом чистоты души. Такое облачение присуще не только диаконам. Стихарь могут носить и псаломщики, и те миряне, которые просто регулярно прислуживают в храме.

Читать еще:  Благовещенье: история и традиции праздника. Приметы для девушек на благовещение пресвятой богородицы.

Орарь представлен в виде широкой ленты, как правило, выполненной из такой же ткани, что и стихарь. Это одеяние является символом Божьей благодати, которую диакон обрел в Священнотаинстве. Орарь надевается на левое плечо поверх стихаря. Его могут надевать также иеродиаконы, архидиаконы и протодиаконы.

В облачение священника входят также поручи, предназначенные для стягивания рукавов стихаря. Выглядят они как зауженные нарукавники. Этот атрибут символизирует веревки, которыми были обвиты руки Иисуса Христа, когда Его распяли на кресте. Как правило, поручи выполнены из той же ткани, что и стихарь. На них также изображаются кресты.

Во что облачен священник?

Одежда священника отличается от одеяний простых служителей. Во время проведения богослужения на нем должны находиться следующие одеяния: подрясник, ряса, поручи, набедренник, пояс, епитрахиль.

Подрясник надевают только священники и архиереи. Наглядно все это можно увидеть на фото. Одежды могут несколько отличаться, но принцип сохраняется всегда.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Епитрахиль

Епитрахилью называют длинную ленту, которую наматывают на шею. Оба ее конца должны спускаться вниз. Это символ двойной благодати, которая предоставляется священнику для проведения богослужений и священных таинств. Епитрахиль надевают поверх подрясника или рясы. Это обязательный атрибут, без которого священники или архиереи не имеют права проводить священные обряды. На каждой епитрахили должно быть нашито семь крестов. В порядке расположения крестов на епитрахили также заложен определенный смысл. На каждой половине, которая спускается вниз, расположено по три креста, которые символизируют количество таинств, совершаемых священником. Один находится посредине, то есть на шее. Это символ того, что епископ передал священнику благословение совершать таинство. Также это указывает на то, что служитель взял на себя бремя служить Христу. Можно заметить, что облачение священника – это не просто одежда, а целая символика. Поверх подрясника и епитрахили надевается пояс, который символизирует полотенце Иисуса Христа. Он носил его на поясе и использовал при омовении ног своих учеников на Тайной Вечере.

В некоторых источниках ряса называется ризой или фелонью. Это верхняя одежда священника. Ряса выглядит как длинное широкое платье без рукавов. В ней имеется отверстие для головы и большой вырез спереди, который практически достигает пояса. Это позволяет священнику свободно двигать руками во время совершения таинства. Оплечья ряса жесткие и высокие. Верхний край сзади напоминает треугольник или трапецию, которая находится над плечами священника.

Ряса символизирует багряницу. Еще ее называют одеждой истины. Считается, что именно ее носил Христос. Поверх рясы священнослужитель носит наперсный крест.

Набедренник является символом духовного меча. Его выдают священнослужителям за особые усердия и продолжительную службу. Надевается он на правое бедро в виде ленты, переброшенной через плечо и свободно опускающейся вниз.

Поверх рясы священник также надевает наперсный крест.

Одежда архиерея (епископа)

Одеяния архиерея схожи с теми, во что облачается священник. Он также носит подрясник, епитрахиль, поручи и пояс. Однако рясу архиерея называют саккосом, а вместо набедренника надевается палица. Помимо этих одеяний, архиерей также облачен в митру, панагию и омофор. Ниже находятся фото одежды епископа.

Саккос

Это одеяние носили еще в древнеиудейской среде. В то время саккос производился из самого грубого материала и считался одеждой, которую носили в скорби, покаянии и посте. Саккос выглядел как кусок грубой ткани с вырезом для головы, полностью покрывающий спереди и сзади. По бокам ткань не сшивается, рукава широкие, но короткие. Через саккос проглядывают епитрахиль и подрясник.

В XV веке саккосы носили исключительно митрополиты. С момента утверждения патриаршества в России их начали носить и патриархи. Что же касается духовной символики, то это одеяние, так же, как и ряса, символизирует багряницу Иисуса Христа.

Читать еще:  Кто мать влада кадони. Елена Голунова: отзывы

Палица

Облачение священника (архиерея) неполноценно без палицы. Это плат, по форме напоминающий ромб. Его привешивают за один угол на левое бедро поверх саккоса. Так же, как и набедренник, палица считается символом духовного меча. Это Божье слово, которое всегда должно быть на устах у служителя. Это более значимый атрибут, нежели набедренник, так как он символизирует еще и небольшой отрез полотенца, которое использовал Спаситель для омовения ног своим ученикам.

До конца XVI века в Русской православной церкви палица служила атрибутом только епископов. Но с XVIII века ее начали выдавать в качестве награды архимандритам. Богослужебное облачение архиерея символизирует семь выполняемых таинств.

Панагия и омофор

Омофором называют длинную ленту ткани, украшенную крестами.

Его надевают на плечи так, чтобы один конец спускался спереди, а другой – сзади. Архиерей не может совершать службы без омофора. Носится он поверх саккоса. Символично омофор представляет овцу, которая заблудилась. Добрый пастырь принес ее в дом на своих руках. В широком смысле это означает спасение Иисусом Христом всего человеческого рода. Архиерей, облаченный в омофор, олицетворяет Спасителя Пастыря, который спасает заблудших овец и на своих руках приносит их в дом Господа.

Поверх саккоса также надевается панагия.

Это круглый значок, обрамленный цветными камнями, на котором изображен Иисус Христос или Божья Матерь.

К облачению епископа можно также отнести орлец. Коврик, на котором изображается орел, подкладывается под ноги епископу во время службы. Символично орлец говорит о том, что епископ должен отречься от земного и возвысится к небесному. Архиерей должен повсюду становиться на орлец, таким образом всегда находясь на орле. Другими словами, орел постоянно носит на себе архиерея.

Также во время богослужения епископы используют жезл (посох), символизирующий высшую пастырскую власть. Жезлом также пользуются архимандриты. В этом случае посох указывает на то, что они являются настоятелями монастырей.

Головные уборы

Головной убор священника, проводящего богослужение, называется митра. В повседневной жизни священнослужители носят скуфью.

Митра украшается разноцветными камнями и образами. Это символ тернового венца, возложенного на голову Иисуса Христа. Митра считается украшением головы священника. Одновременно она напоминает терновый венец, коим была покрыта голова Спасителя. Надевание митры – это целый ритуал, при котором читается специальная молитва. Ее же читают во время венчания. Поэтому митра является символом золотых венцов, которые надеваются на голову праведникам в Небесном Царствии, присутствующим в момент сочетания Спасителя с Церковью.

До 1987 года Русская православная церковь запрещала носить ее всем, кроме архиепископов, митрополитов и патриархов. Священный синод на заседании в 1987 году разрешил носить митру всем архиереям. В некоторых церквях допустимо носить ее, украшенную крестом, даже иподиаконам.

Митра бывает нескольких разновидностей. К одной из них относится корона. У такой митры над нижним поясом находится венец из 12 лепестков. До VIII века такой тип митры носили все священнослужители.

Камилавка – головной убор в виде цилиндра фиолетового цвета. Для повседневного ношения используется скуфья. Этот головной убор носится независимо от степени и звания. Выглядит он как небольшая круглая шапочка черного цвета, которая легко складывается. Ее складки вокруг головы образуют крестное знамение.

Бархатную скуфью с 1797 года выдают представителям духовенства в качестве награды, так же, как и набедренник.

Головной убор священника еще называли клобуком.

Черные клобуки носили монахи и монахини. Выглядит клобук как цилиндр, расширенный кверху. На нем закреплены три широкие ленты, которые спадают на спину. Клобук символизирует спасение через послушание. Иеромонахи также могут носить черные клобуки во время богослужения.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

Читать еще:  Десятинная церковь в киевской руси. История Киева: Десятинная церковь

Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?

По цвету одеяния священнослужителя можно говорить о различных праздниках, событиях или днях памяти. Если священник облачен в золотой цвет, то это означает, что богослужение проходит в день памяти пророка или апостола. Также могут почитаться благочестивые цари или князья. На Лазареву субботу священник также должен облачаться в золотой или белый цвет. В золотой ризе можно увидеть служителя на воскресном богослужении.

Белый цвет – символ божественности. Одеяния белого цвета принято надевать на такие праздники, как Рождество Христово, Сретение, Вознесение Господне, Преображение, а также в начале богослужения на Пасху. Белый цвет – это свет, исходящий от гроба Спасителя при Воскрешении.

В белую ризу священник облачается, когда проводит таинство крещения и венчания. Во время обряда посвящения в сан также надеваются белые одеяния.

Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. Одежду этого цвета надевают во время праздников, посвященных Пресвятой Богородице, а также в дни почитания икон Божьей матери.

Митрополиты также носят мантии голубого цвета.

В крестопоклонную неделю Великого поста и на праздник Воздвижения Великого Креста священнослужители облачаются в рясу фиолетового или темно-красного цвета. Епископы также надевают фиолетовые головные уборы. Красный цвет ознаменовывает почитание памяти мучеников. Во время богослужения, проводимого на Пасху, священники также облачены в красные одеяния. В дни памяти мучеников этот цвет символизирует их кровь.

Зеленый символизирует вечную жизнь. В зеленые одеяния облачаются служители в дни памяти различных подвижников. Такого же цвета мантии у патриархов.

Темные цвета (темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, черный) в основном используются в дни скорби и покаяний. Также в темных одеяниях принято ходить в период Великого поста. В праздничные дни во время поста могут использоваться одеяния, украшенные цветной отделкой.

м и т р а

головной убор епископов

• Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослуже ния представителями высшего православного духовенства и некоторыми заслуженными священниками

• Один из главных индоиранских богов, бог солнца

• Церковный высокий головной убор

• “Корона” католического батюшки

• Шомбху (родился в 1915) индийский актер, режиссер

• бог света, появляющийся над горами перед восходом солнца в древнеримской мифологии

• высокий головной убор священника

• головной убор духовенства

• головной убор патриарха

• ж. архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении. Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит м. высший духовный сан в России; в епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащ. -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. сан или округ митрополита, митрополия ж. что также означает вообще столицу. Митропольщина стар. барщина на митрополита, земские доходы его

• литургический головной убор папы, епископа, кардинала, архимандрита из шелка или парчи

• церковный головной убор

• индуистский бог дружбы

• архангел, владыка проявленного мира, бог договора и клятвы, отождествлялся со светом Солнца

• бог грозы индоевропейской мифологии

• в древневосточных религиях бог солнца, один из главных индоиранских богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми

• восточный головной убор, тюрбан, в Риме и Греции — только у женщин и щеголей

• высокий золоченый головной убор высшего духовенства

• персидский бог справедливости, войны и солнца, божественная персонификация слова “митра” (“договор”), блюститель порядка и истины (мифическое)

• позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства

• позолоченный торжественный головной убор высшего христианского духовенства

• в Библии — персидский бог солнца

• древнеиндийская небесная дева

• позолоченный головной убор высшего духовенства

• головной убор священника

• головной убор высшего духовенства

• персидский бог справедливости, войны и солнца, божественная персонификация слова «митра» («договор»), блюститель порядка и истины (мифическое)

Источники:

http://pravlife.org/ru/content/chto-oznachayut-cveta-oblacheniy-svyashchennosluzhiteley
http://religiya.temaretik.com/1397925972833471279/oblachenie-svyaschennika-odezhda-golovnye-ubory-poruchi-napersnyj-krest/
http://scanwordhelper.ru/word/347477/0/2561328

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: