Годы жизни андрея критского. Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК

Сохранились два жития святого: одно написано вскоре после его смерти, другое – в конце X в. Симеоном Метафрастом.

Согласно последнему, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, Андрей отправился в Константинополь и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через некоторое время его вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников, где он, наконец, умер от потери крови после того, как на площади некий торговец рассек святому ножом ногу. В житии нет никакого указания о годе смерти святого, но его традиционно относят к 766/767 годам, периоду усиленного преследования иконоборцев. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало три месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли его в месте, называемом Криси (греч. ἡ Κρίσις (род. п. τῆς Κρίσεως) – “лобное место”, место казни и захоронения преступников), где находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь св. Андрея Критского [1].

В календарях константинопольского происхождения память прмч. Андрея Критского указывается 19 или 20 октября: Типиконе Великой церкви X в. [2], Синаксаре Константинопольской церкви X в. [3], Петровом Синаксаре XI в. [4]. Календари иерусалимской традиции относят память преподобномученика к 17 октября: Иерусалимский устав [5]. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях греческих Церквей и Русской Православной Церкви.

В древнейших славянских и русских рукописях память прмч. Андрея Критского встречается редко и указывается 20 октября. В большинстве памятников, отражающих константинопольскую традицию, Андрей Критский ошибочно назван Андроником Критским. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава [6]. Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца (+ 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября [7]. При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития с развернутой формулировкой [8]: «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» [9]. Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития [10].

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греческих, так и славянских, служба прмч. Андрею Критскому обычно совмещается со службой прор. Осии [11]. Употребляемые ныне Типиконы, как рус., так и греч. Церквей, указывают службу двух святых без знака. Канон прмч. Андрею Критскому (второго гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» – С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем. Из греч. рукописей [12] известен канон Андрею Критскому 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны [13]. По 6-й песни канона на утрене в греческой печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог [14].

Иконография

Изображение святого Андрея Критского как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия [15]; Минология 2-й пол. XI в. [16]; Минология посл. четв. XI в. [17] – везде в рост. Преподобномученик Андрей Критский также представлен в настенных минологиях: нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса церкви архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Литература

  • BHG, N 111-112;
  • ActaSS. Oct. T. 8. P. 135-149;
  • PG. 115. col. 1109-1128 [Житие Симеона Метафраста];
  • SynCp. p. 151-152;
  • Ильинский Г. А. Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 95;
  • ЖСв. Окт. С. 403-408.
  • Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIII, IX et X siècles // Byz. 1954. N 24. P. 214-216;
  • ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 669-670;
  • Janin. Églises et monastères. P. 28-31;
  • idem. Grands centres. Pt. 1. t. 3. P. 28-32;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 429-430;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 38.
  • Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовић. Менолог. C. 194, 198, 200, 201, 205, 351, 364.

Использованные материалы

  • И. В. Тамаркина, О. В. Лосева, Е. А. Л. Андрей Критский // Православная энциклопедия, т. 2, с. 368-369
    • http://www.pravenc.ru/text/115284.html
  • “Andrew in Tribunal”, сайт Dumbarton Oaks Research Library and Collection:
    • http://www.doaks.org/research/byzantine/resources/hagiograph. pdf

[1] Монастырь Крисис (η Κρίσις) впервые упоминается в источниках в 792 году как место захоронения Филарета. Милостивого. Выдвинутое ранее предположение о том что церковь ап. Андрея можно считать церковью мученика Андрея в Криси не находит достаточного подтверждения. Симеон Метафраст сообщает, что тело мученика было похоронено “в святой земле, называемой Крисис“, но ничего не говорит о монастыре. См. статью “Церковь св. Андрея в Крисе” на сайте Энциклопедии греческого мира: http://www.ehw.gr/constantinople/Forms/fLemmaBody.aspx?lemmaid=10919 .

Читать еще:  Проблема отчуждения личности. Проблема отчуждения

[2] Mateos. Typicon. P. 78-79

[3] SynCP. Col. 151-152

[4] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 325

[5] напр., ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.

[6] РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161

[7] ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.

[8] РНБ. Соф. № 1324, кон. XII – нач. XIII в.

[9] Абрамович. Софийская библиотекака. Вып. 2. С. 162

[10] Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)

[11] напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.

[12] Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI

[13] Ταμεῖον. Σ. 62. №. 119

[14] Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172

[15] Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.

Житие преподобного Андрея Критского

С островом Крит связаны имена двух великих святых Церкви: преподобномученика Андрея и святителя Андрея. Они не были современниками, но жили в пределах одного столетия. Первый пострадал, защищая иконы, а второй стал замечательным гимнографом, поэтом составителем покаянного канона Андрея Критского.

Биография святителя Андрея Критского

Родиной святого Андрея Критского был город Дамаск. Здесь он родился в 660 году от благочестивых родителей, отца звали Георгий, а мать Григория. Андрей был воспитан в православии, а жизнь его складывалась следующим образом:

  • святой Андрей не произнес ни одного слова до семи лет, но после причащения он начал говорить и впоследствии стал одним из самых прославленных песнописцев;
  • когда Андрею исполнилось 14 лет, родители отправили его в Иерусалим и там по достижении соответствующего возраста он принял монашество;

На Критской кафедре святитель прославился как чуткий и заботливый пастырь. Строил дома для сирот и престарелых. Также построил храм Влахернской Божией Матери. Много проповедовал, а по его молитвам Бог берег остров от набегов арабов и засухи, регулярно посылая обильные дожди.

Это не часто встречающееся сочетание хорошего администратора и великого поэта в святителе Андрее в полной мере находили основу, и он стал образцом именно такого идеала. Святитель Андрей Критский стал одним из защитников икон, для этого он приезжал в Константинополь. После этой поездки он тяжело заболел и умер в 740 году.

Труды святителя Андрея Критского

Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.

Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:

  • канон в Вербную Неделю;
  • трипеснцы для всех дней Страстной недели;
  • четверопеснец в Великую Субботу;
  • каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
  • канон на Преполовение Пятидесятницы.

Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.

У него есть некоторые особенности.

  1. Тропари это припевы к библейским текстам.
  2. Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
  3. Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
  4. В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста.

Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:

  • на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
  • и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
  • чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.

Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.

Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.

Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.

Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.

Жизненный путь преподобномученика Андрея Критского

Об преподобномученике Андрее Критском известно еще меньше чем о святителе:

  • родился он в начале VIII века на острове Крит, неизвестно кто были его родители, какое он получил воспитание и образование;
  • но остается факт, который состоит в том, что святой был монахом в местечке Кастрон, и жил спокойной, молитвенной жизнью монаха, созерцая Божественные энергии перед иконами, если бы не начавшееся гонение на иконы;
  • как только он узнал о начавшихся гонениях против тех, кто почитает иконы, тотчас отправился в Константинополь, где открыто, обличил императора Константина V Копронима в том, что он впал в ересь.

Преподобный Андрей Критский по приказу императора был брошен в темницу, при этом он был жестоко избит слугами императора. Страдания святого преподобномученика Андрея Критского продолжились на следующее утро, когда преподобного повели на казнь, снова избив. Но он умер еще до того, как был доставлен к месту казни, от раны на ноге, нанесеной каким-то торговцем-иконоборцем с помощью ножа. Мученическая смерть святого последовала около 767 года.

Почитание и мощи

Святые мощи святителя Андрея Критского первоначально были погребены в церкви св. Анастасии, затем перенесены в Константинополь, здесь они пребывали в монастыре, который был освящен в честь самого святого Андрея. После турецкого господства от св. мощей святителя осталась только правая рука, которая находится в храме г. Аркалохори, на острове Крит.

После смерти тело прмч Андрея Критского было сброшено в яму, куда сваливали трупы преступников. Только через три месяца, христиане извлекли мощи святого из ямы и положили их в храме св. апостола Андрея в местечке Криси.

Святые мощи сейчас почивают в этом храме, но только теперь городок стал частью Константинополя, а сам храм уже освящен в честь прп Андрея Критского.

Дни памяти святых

Память святителя Андрея Критского 4 июля. Что касается преподобномученика Андрея Критского, то день памяти его долгое время не был определен, как и год мученической кончины. Но теперь день памяти Андрей Критского определен как 17 октября.

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его не простой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан. Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе. Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской Церкви, расположенной на территории современного Стамбула. На службе в Святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским. Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе, святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь Святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям. На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60-ти проповедей, читаемых на праздничных богослужениях. Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого Поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий Покаянный Канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого Канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого Канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого Поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели Поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/26068.html
http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-andreya-kritskogo.html
http://tayniymir.com/molitvyi/zhitie-andreya-kritskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: