Гегель главный труд. Значение и актуальность

Введение

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта, Иогана Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Людвига Андреаса Фейербаха и конечно же Георга Вильгельмана Фридриха Гегеля.

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций и немалый вклад в развитие философской мысли был сделан Г.В.Ф. Гегелем.

Актуальность темы исследования. Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля занимает особое место в истории философии. По праву считаясь наиболее грандиозной по своему категориальному и понятийному полю, по охвату самых сложных проблем философии науки, мышления, истории, гегелевская система содержит в себе богатейший эвристический потенциал. В ней черпают вдохновение самые крупные мыслители XIX и ХХ веков. Ее потенциал раскрывается специалистами практически во всех областях философского знания Труфанов С.Н. Концепция самосознания в философской системе Г.В.Ф. Гегеля. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Тверь, 2007. – С. 13. .

Став философской классикой, творчество Гегеля отнюдь не потеряло актуальности. Идеологическая борьба последних лет теснейшим образом связана с осмыслением гегельянства, попытками его использования, спорами с ним.

Кроме того, проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности на современном этапе развития человечества становятся наиболее актуальными. И именно ответы на эти вопросы дает философия Гегеля.

Неоспоримым достоинством философской системы Гегеля является и то, что он впервые в истории разобрал и систематизировал все те разрозненные знания о природе и о самом человечестве, которые уже были накоплены к тому времени. Благодаря этому он упорядочил арсеналы и методы деятельности человеческого разума, выстроил все те понятия и определения, посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию на основе преемственности их смысла.

Заслуживают пристального внимания и социально-философские концепции Г.Гегеля. В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном и разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, а также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Степень изученности темы. Философии Гегеля посвящено большое количество научной литературы. Изучением различных вопросов его философии занимались такие ученые как: Буряк И.В., Быкова М.В., Матвейчев О.А., Рюмин С.Г., Труфанов С.Н, Сумин О.Ю. и др. работы некоторых из этих авторов использованы в данной работе.

Целью данной работы является исследование основных концепций философии Г. Гегеля.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • – дать общую характеристику философии Г. Гегеля;
  • – раскрыть понятие системы абсолютного идеализма Гегеля как необходимого логического результата классической философской мысли;
  • – изучить диалектику Г.Гегеля;
  • – рассмотреть социально-философские концепции Г. Гегеля.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Новости в мире (1186)
  • Культура (1005)
  • Психология и психотерапия (814)
  • Криминалистика, борьба с наркоманией и др. (583)
  • Политика и политология (541)
  • Борьба с терроризмом и экстремизмом (507)
  • Религия, Вера (491)
  • Заметки. (414)
  • Украина (364)
  • Медицина (278)
  • Книги (187)
  • Наши новости (180)
  • Наука (150)
  • Полезные советы (132)
  • Эстрада. Искусство. (119)
  • Соционика (116)
  • Литература (113)
  • мужчина и женщина (111)
  • Фотоискусство (72)
  • Природа (55)
  • Разные личные новости (52)
  • Спорт (48)
  • Эзотерика, парапсихология (40)
  • Живопись (26)
  • Образ и архетип Дома (22)
  • Мандалы (22)
  • Новая теория: высказывания, мысли, образы (11)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Актуальность Гегеля

В разговоре с Григорием Александровичем Шульманом в Киеве (в период XXVI конференции по соционике) я познакомил его с рядом своих научных идей (которые, надеюсь, будут им благожелательно восприняты), в частности, своим взглядом на актуальность системы немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) для понимания соционики, психологии и психотерапии:

Читать еще:  Толкование сна молоток в сонниках. Снится сон про Молоток

Постараюсь в данном посте более подробно изложить суть своего взгляда на вопрос значения системы Гегеля для построения единой психотерапии (психологии) и вообще единого гуманитарного знания.

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки


    Исходное сообщение Юрий_Мишенев
    “Современная наука всё больше приходит к пониманию разумного устройства мироздания, запрограммированности многих явлений, развёртывающихся по определённой упорядоченной схеме развития, невозможности самостоятельного, самопроизвольного (без высшего разума) развития таких сложных процессов.” – . Гн. Руслан_Еслюк , приведете хоть один пример такового невозможного процесса? Што б не быть голословным?

    Из книги “Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., перерарб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 303 с.:

    “В рамках концепции креационизма, т.е. творения, эволюция Вселенной связывается с реализацией программы, определяемой реальностью более высокого порядка, чем материальный мир. Сторонники креационизма обращают внимание на существование во Вселенной направленного номогенца – развития от простых систем ко всё более сложным и информационно ёмким, в ходе которых создавались условия для возникновения жизни и человека. В качестве дополнительного аргумента привлекается антропный принцип, сформулированный английскими астрофизиками Б. Карром и Риссом.

    Суть антропного принципа заключается в том, что существование той Вселенной, в которой мы живём, зависит от численных значений фундаментальных физических констант – постоянной Планка, постоянной гравитации, констант взаимодействия и т.д.

    Численные значения этих постоянных определяют основные особенности Вселенной, размер атомов, атомных ядер, планет, звёзд, плотность вещества и время жизни Вселенной. Если бы эти значения отличались от существующих хотя бы на ничтожно малую величину, то не только бы жизнь была невозможной, но и сама Вселенная как сложная упорядоченная структура была бы невозможна. Отсюда делается вывод, что физическая структура Вселенной запрограммирована и направлена к появлению жизни. Конечная цель космической эволюции – появление человека во Вселенной в соответствии с замыслами Творца (См: Идлис Г.М. От антропного принципа к разумному первоначалу / В кн.: Глобальный эволюционизм. – М.: Институт философии РАН, 1994. – с. 124-139; Кречет В.Г. Вселенная, антропный принцип и Библия / в кн.: Взаимосвязь физической реальности и религиозной картин мира. – с.168-175).

    Среди современных физиков-теоретиков имеются сторонники как концепции самоорганизации, так и концепции креационизма. Последние признают, что развитие фундаментальной теоретической физики делает насущной необходимостью разработку единой научно-теистической картины мира, синтезирующей все достижения в области знания и веры” (с.125-126).

    Исходное сообщение Юрий_Мишенев
    “Современная наука всё больше приходит к пониманию разумного устройства мироздания, запрограммированности многих явлений, развёртывающихся по определённой упорядоченной схеме развития, невозможности самостоятельного, самопроизвольного (без высшего разума) развития таких сложных процессов.” – . Гн. Руслан_Еслюк , приведете хоть один пример такового невозможного процесса? Што б не быть голословным?

    Дополнительно по Вашему вопросу, уважаемый Юрий, из той же книги следующее:

    “В настоящее время в области фундаментальной теоретической физики разрабатываются концепции, согласно которым объективно существующий мир не исчерпывается материальным миром, воспринимаемым нашими органами чувств или фиическими приборами. Авторы данных концепций пришли к следующему выводу: наряду с материальным миром существует реальность высшего порядка, обладающая принципиально иной природой по сравнению с реальность материального мира (Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика и религия. – М.: Архимед, 1993; Владимиров Ю.С., Карнаухов А.В., Кулаков Ю.И. Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику. – М.: Архимед, 1993). С их точки зрения мир высшей реальности определяет структуру и эволюцию материального мира. Утверждается, что объектами мира высшей реальности выступают не материальные системы, как в микро-, макро- и мегамирах, а некие идеальные физические и математические структуры, которые проявляются в материальном мире в виде естественно-научных законов. Эти структуры выступают как носители идеи необходимости, общезначимости и регулярности, выражающих сущность объективных физических законов.

    Но одних законов, порождённых такого рода физическими и математическими структурами, явно недостаточно для существования материального мира. Необходимо множество программ, определяющих “поведение” и эволюцию материальных объектов. Подобно тому, как знание уравнений не обеспечивает решение задачи, для чего нужно ещё и знание начальных условий, так и в общем случае, наряду с фундаментальными законами, должны существовать дополнительные к ним сущности – программы.

    С точки зрения указанного подхода, каждая материальная система является воплощением некоторой идеальной структуры, а её эволюция определяется некой программой. Программа предполагает некоторую направленность развития, т.е. его цель. Поскольку любая программа не может возникнуть сама собой, а является продуктом творческого акта, то, как считают некоторые физики-теоретики, Вселенной присущ творческий Разум. С их точки зрения материальный мир есть лишь самый “нижний” слой бытия, взаимодействующий со всеми другими слоями и определяемый ими.

    Над миром материальных объектов возвышаются:
    — этаж идеальных физических и математических структур, задающих фундаментальные законы природы;
    — этаж многочисленных программ, определяющих эволюцию Вселенной в целом и материальных систем в частности;
    — этаж духовного мира человека – мира духовной свободы.

    Вершиной в иерархической структуре Вселенной является Высший Разум как трансцендентное, т.е. сверхчувственное, сверхличностное Первоначало всего мироздания, возвышающееся над природой и человеком (См.: Кулаков Ю.И. Поиск научной истины ведёт к Богу; Идлис Г.М. Высший Разум или Мыслящий Универсум / В кн.: Взаимосвязь физической и религиозной картин мира. – Кострома: Изд-во МИИЦАОСТ, 1996)”.

    Вдохновляющие труды философии Гегеля

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

    С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

    Кант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

    Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

    Гегель все равно поддерживал идеи предшественника о свободе личности, уважал законы и видел в государстве источник разумного управления обществом. Оба мыслителя критиковали насилие и рабство, произвол и гнет. Кроме Канта, гуманистическая направленность гегелевских суждений опиралась на учения Декарта, Шеллинга и Дидро.

    Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

    Суть философии немецкого мудреца

    Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

    В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

    Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

    Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

    Диалектика и логика в трактовке Гегеля

    Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

    1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
    2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
    3. Единство и борьбы противоположностей.

    Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

    Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

    • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
    • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
    • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

    Философские размышления о природе и духе

    В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

    Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

    Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

    Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

    Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

    Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

    В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

    Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

    Гегельянство – что это?

    После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

    Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

    Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

    Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

    Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

    Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

    Влияние Гегеля на западных и русских философов

    Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

    Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

    В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

    Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

    Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

    Источники:

    http://studwood.ru/1033553/filosofiya/vvedenie
    http://www.liveinternet.ru/users/3330929/post136387721/
    http://mystroimmir.ru/filosofiya/gegel.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: