Где живут евреи? Кто такие евреи.
Где жили евреи и где живут сейчас?
Где живут евреи? Страна – современная родина этого народа – носит название Израиль. Появление ее на политической карте мира произошло относительно недавно – 14 мая 1948 года. Создание нового еврейского государства на территории Ближнего Востока не понравилось мусульманского миру, так как нарушило баланс сил в регионе. Израиль с первых дней своего появления оказался втянутым в многочисленные арабо-израильские конфликты. Почти полвека кровопролитных боев и постоянных терактов пережило молодое государство, перед тем как наконец утвердиться на Ближнем Востоке. Где жили евреи до 1948 года? Почему место для нового государства было выбрано именно на Ближнем Востоке, по соседству с воинственными арабскими государствами? В статье мы постараемся разобраться в этом.
Теория происхождения
Где жили евреи в древности? Откуда они берут свое начало? Этот дискуссионный вопрос не дает покоя многим. Бесспорно, евреи – один из самых древнейших народов человечества, который сумел сохранить свою национальную самобытность до сегодняшнего дня, хотя это кажется парадоксальным: на протяжении всей своей истории они подвергались различным гонениям, высылкам, геноцидам. Были в подчинении и рабстве у египтян, вавилонцев, персов, римлян, греков и др.
Где жили евреи в древности? Источников, которые бы достоверно указывали на место их происхождения, нет. Некоторые исследователи полагают, что первые представители евреев появились на Индийском полуострове. Оттуда их вытеснили племена арийцев, и они обосновались на территории Мессопотамии. Одним из косвенных подтверждений тому является тот факт, что свою национальную идентичность они получают от матери-еврейки. Другими словами, еврейское общество не считало человека своим соплеменником, если евреем был только его отец.
Эта традиция прослеживалась и у некоторых кельтов, которые, предположительно, также берут свое начало с Индийского полуострова.
Становление еврейского народа
Начало истории народа связано с именем Авраама. Исторических источников, которые объективно бы отражали эту эпоху, не существует. Библия – единственный источник, по которому можно изучать первых представителей, поэтому начальный период их истории получил название «Библейская эпоха».
Считается, что еврейская нация сложились во 2-м тыс. до н. э. на территории Древнего Ханаана. Географически это место находилось на «оживленном перекрестке» Древнего мира, соединяющем развитые цивилизации Мессопотамии, Египта, Малой Азии, Аравии и Африки. Примерно тогда же появилась письменность и началась историческая эпоха истории человечества – до этого она считается доисторической.
Где жили евреи в древности? Потомки Авраама ушли из плодородной Мессопотамии и захватили ханаанские земли. По своей ли воли они это сделали? Ответа на этот вопрос нет. Возможно, произошла мирная интеграция семитоязычных скотоводов-кочевников и земледельцев Ханаана.
Египетская история евреев
Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, их национальная идентичность сформировалась после исхода из Египта. Но как они туда попали? Внук Авраама – Иаков – привел своих пастухов-кочевников в земли Древнего Египта. Местная цивилизация была развита настолько, что появление малочисленного нового племени пастухов не вызывало ни у кого тревоги. Возможно, евреи понимали благоприятную для себя ситуацию, так как одну из величайших цивилизаций Египта в этот период захватили такие же кочевники-пастухи – гиксосы. Эти два обстоятельства и привели к развитию кочевой отсталой нации. Правление «мерзопакостных гиксосов» – такое название прослеживается в египетских источниках более позднего периода – «черная страница» в истории высококультурного Египта. Кочевники проявляли откровенную дикость и варварство. Они уничтожали многовековые уклады жизни египетского общества, разрушали религию, культуру и др. Их верными союзниками стали евреи, которые полностью пробрались во все сферы общественной жизни Египта, получили лучшие земли. Для «богоизбранного народа» создавалась идеальная среда: богатая почва, развитая цивилизация, слияние с правящей верхушкой и др. Однако все закончилось тогда, когда из Фив началось освободительное движение, которое ниспровергло гиксосов (1550 г. до н. э.).
Это отражено и в Библии с историей Иосифа, который «дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли». Хочется отметить, что сам Иосиф достиг того, что фактически стал формальным фараоном Египта: выкупил земли обычных египтян, используя «семь тощих» лет, и обложил всех жителей 20% налогом на их же землю, чего не могли придумать за тысячелетнюю историю сами фараоны.
Рабство и исход
Национально-освободительное движение сформировало новые черты египетской нации: воинствующий дух, подозрительность ко всем иноверцам, патологическая ненависть ко всему пастушечьему и др. Ситуацию усугубляло то, что благоприятные условия и отсутствие налогов для самих евреев значительно увеличивают их численность. Это начинает угрожать коренному населению: «Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Из привилегированного народа они начали превращаться в рабов. Хотя сама Библия дает понять, что их просто заставили физически трудиться, как и всех: «делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой». К этому они были не приучены, да и не желали привыкать спустя даже два века. Так продолжалось 210 лет, до того момента, пока они снова не сбежали на другую территорию. “Исход” из Египта произошел в 14-м веке до н. э. и связан с именем Моисея. По одной из версий, он был сыном Рамзеса Великого, по другой – его внуком, а еврейская традиция и вовсе приписывает его к «своим», которого чудом спасла придворная служанка и поселила во дворце.
Если проанализировать единственный источник, который есть, – Библию, и сопоставить факты, то можно сделать вывод, что исход, скорее, был бегством с награбленными богатствами. «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших, и дочерей ваших, и оберёте египтян». Возможно, поэтому власти и отправились в погоню за «несчастными» не с целью их вернуть, а забрать награбленные драгоценности, так как египтяне поздно сообразили, что массово были обмануты.
Странное скитание
После Египта Моисей водил по пустыне свой народ 40 лет. Почему так долго? Переход по Синаю занимает не более одного месяца. Многие исследователи и публицисты считают, что Моисей целенаправленно это делал: 40 лет – достаточный период для полной смены поколения. Пастырю было просто необходимо, чтобы его народ полностью забыл рабские корни. Параллельно прививался культ ростовщичества и денег. По Библии Моисей жестоко рассправился с теми, кто участвовал в сожжении золотого тельца, возведенного из награбленного египетского золота. Здесь непонятно и следующее: почему золото сгорело в пепел, а не расплавилось? Скорее всего, пастыри таким образом решили сами обобрать народ, который до этого обобрал египтян. Если это так, то это первый случай в истории присвоения богатств целой страны путем обмана небольшой группой из числа элиты. Возможно, на эти деньги и появляется «манна небесная» – скоропортящийся продукт, который «Бог забирал у жадных».
Где жили евреи после Египта?
Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана – страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.
Постоянная борьба
Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.
Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.
Расселение евреев
Где живут евреи в мире? После того как римляне вновь отправили скитаться «богоизбранный народ», они расселились практически по всей территории мира. Не было ни одной страны, где бы они не жили. Их появление сопровождалось постоянными антисемитскими настроениями. Причина в том, что многие евреи начинали заниматься привычным делом – ростовщичеством. В погоне за прибылью некоторые из них применяли самые гнусные методы: спекуляцию на голоде, искусственное создание дефицита, инфляции, скупка краденого и др. В Речи Посполитой они и вовсе откупили все православные храмы с подачи католических властей и начали взимать плату за обряды. За гнусные деяния отдельных его представителей приходилось страдать ни в чем не повинным евреям.
Где жили евреи в России
Русское самодержавие строго контролировало еврейский народ. В «отсталой» России капитализм не наступал, поэтому их к нам не тянуло. Их появление произошло по воле случайности: в ходе раздела Речи Посполитой наша страна забрала себе не только польские земли, но и огромное количество представителей сынов израилевых. Самодержавие поощряло ассимиляцию евреев: давало им льготы, выдавало землю, однако основную их массу держали за чертой оседлости и не позволяли им распространиться по всей империи. Так было до революции 1917 года.
Сталин и евреи
Где живут евреи в России? Благодаря И. Сталину их отправили подальше от остальной России: на север Дальнего Востока, в пустынные земли. Сегодня это Еврейский автономный округ с центром в городе Биробиджане. Сталин боролся с партией Троцкого, в которой евреи прочно укрепили свои позиции. Выявлять их не было ни сил, ни желания, поэтому решено было всех отправить подальше от столицы.
Итоги
Итак, мы ответили на вопрос: где живут евреи, в какой стране сегодня находится их родина. Кратко осветили историю расселения этого народа. Надеемся, что статья окажется полезной.
Кто такие евреи и что значит быть евреем
В Тему
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Кто такие евреи? [↑]
Еврейский народ назван в Торе «царством священников». Это народ, избранный Всевышним из всех других народов для освящения Его Имени в этом мире.
В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э. ) вышедшие из Египетского рабства евреи удостоились получить Тору непосредственно от Б-га. С тех пор вся жизнь еврейского народа строится и «вертится» вокруг Торы. Даже Генрих Гейне, ассимилированный поэт-выкрест, называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.
На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.
Евреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме
Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм, и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).
Откуда взялись евреи? [↑]
Еврейский народ происходит от Авраама, которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.
Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э. ) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13).
После Потопа духовный путь Ноаха продолжил его старший сын Шем. Правнук Шема Эвер был последним праведным духовным лидером до смешения языков и единственным из потомков Шема, кто не принимал участия в строительстве Вавилонской башни.
Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.
Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком, а затем — с сыном Ицхака Яаковом.
У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим») еврейского народа.
Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун [↑]
В Танахе — «еврейской Библии» — еврейский народ называется по-разному: «иврим» (евреи), «йеудим» (иудеи), а также Исраэль, «бней Исраэль» (сыны Израиля) и Йешурун.
Слово «иври» связывают с именем праведного Эвера — предка Авраама. Другое объяснение — «пришедший с той стороны»: в Земле Кнаан Авраам был пришельцем с другого берега реки Евфрат. Авраам, в отличие от Ноаха, Шема и Эвера, занимал «активную жизненную позицию», проповедуя веру в Единого Б-га и отрицая идолопоклонство. Наши мудрецы, толкуя название «иври», объясняли, что весь мир был по одну сторону, а Авраам — по другую.
Слово «йеуди» изначально означало человека из колена Йеуды или, в более широком смысле, — жителя Иеуды (Иудеи, Иудейского царства на юге Земли Израиля в эпоху Первого Храма), а после того, как это государство перестало существовать, так начали называть всех евреев вообще. Отсюда происходит термин «йаадут» (иудаизм), возникший уже после Вавилонского пленения.
Религиозный еврей в талите и тфилине во время утренней молитвы
Большую общность людей Тора часто называет именем ее руководителя или прародителя. Именно поэтому еврейский народ Тора часто называет «Израилем» (Исраэль) или «сынами Израиля». Имя «Исраэль» праотец Яаков получил после победы над ангелом-покровителем Эсава: «И сказал (ангел): Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль; ибо ты боролся с (Б-жьим) ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29).
Понятие «Йешурун», которое несколько раз употреблено в книге Дварим, а также встречается у пророка Йешаяу — это возвышенное, поэтическое название еврейского народа. Принято считать, что оно обозначает качество справедливости и прямоты, в идеале присущем евреям. По другому мнению, «Йешурун» — это форма имени «Исраэль».
Двенадцать колен [↑]
Еврейский народ часто называют «двенадцатью коленами Израиля», однако тут необходимо сделать ряд уточнений. У еврейского народа 3 праотца — Авраам, Ицхак и Яаков и 4 праматери — жена Авраама Сара, жена Ицхака Ривка и жены Яакова Лея и Рахель. Последние дали в жены Яакову своих служанок, сыновья которых в некотором смысле считаются детьми Леи и Рахель соответственно.
Перечислим 12 колен Израиля так, как о них изначально говорится в Торе:
— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали;
— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер.
Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.
Двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — Яаков «назначил» родоначальниками самостоятельных колен: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (Берешит 48:5). После Исхода из Египта колено Йосефа не рассматривается Торой как отдельное колено, теперь это два колена — Эфраима и Менаше. Таким образом, колен становится 13.
Вместе с тем, колено Леви (левиты) после Исхода занимает особое положение, как полностью посвятившее себя служению Б-гу. Мидраш говорит, что левиты, в отличие от других колен, никогда не были рабами в Египте — их сделали надсмотрщиками над остальными еврейскими рабами, а они, защищая и покрывая своих братьев, несли наказания за их «проступки». В отличие от других колен левиты даже в самых тяжелых ситуациях не изменяли Всевышнему и не поклонялись идолам — ни в Египте, ни во время событий с золотым тельцом в Синайской пустыне.
Когда Тора сообщает, в каком порядке колена шли во время переходов по пустыне, она не упоминает левитов (Бемидбар 1:47). Хотя часть колена Леви должна была охранять Мишкан (переносной Храм), а позднее — Храм в Иерусалиме, левиты не были учтены в переписи мужчин старше 20 лет, из которых состояла еврейская армия (Бемидбар 1:47) и не получили для своего колена территории в Земле Израиля — для них предназначены города в пределах других колен (т. е. левиты не должны были работать на земле — их обеспечивали другие колена). Таким образом, колена Леви во многих случаях как бы исключается из счета колен, поэтому их снова становится 12.
Левиты и коэны [↑]
Одной из «ветвей» колена Леви — потомкам Аарона, старшего брата Моше Рабейну, — Всевышний даровал священство. Лишь «коэны» (священники) служат в Храме, благословляют народ и выкупают первенцев. Остальным мужчинам колена Леви были делегированы функции обслуживания Храма, в частности, перенос частей Мишкана при переходах, уборка храмовых помещений, забота о храмовой утвари. Кроме того, левиты сопровождали служение пением и игрой на музыкальных инструментах, а также охраняли Храм.
Еврейский юноша получает благословение от коэна — потомка священников иерусалимского Храма
Левиты были знатоками Закона и на них было возложено духовное руководство народом Израиля. Рамбам пишет, что любой еврей, который хочет полностью посвятить себя изучению Торы, может уподобиться в этом левитам.
Иудеи и 10 потерянных колен [↑]
В 928 году до н. э. умер царь Шломо. После этого единое Израильское царство разделилось на два отдельных государства — Йеуда (Иудея) и Северное Израильское царство, первое располагалось на территории колен Йеуды и Биньямина, а второе занимало обширные земли остальных 10 колен. 200 лет спустя Северное Израильское царство пало под ударами ассирийских войск (сильнейшей армии в мире на тот момент) и навсегда прекратило свое существование. Ассирийская империя практиковала переселение народов, поэтому 10 колен были согнаны со своих земель и расселены малыми группами на подконтрольных завоевателям территориях, а на их место переместили другие покоренные племена.
В 586 году до н. э. Иудея была захвачена армией вавилонского царя Нэвухаднецара. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ угнан в плен и расселен в различных провинциях Вавилонской империи, сменившей Ассирию на политической карте. Вскоре после этого Персидская империя подчинила себе Вавилон. В 516 году до н. э. царь персов Корэш II дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме.
Вавилонское пленение населения Иудеи не привело к ассимиляции. Когда евреи начали возвращаться в Землю Израиля, в персидском Вавилоне оставалась огромная еврейская диаспора, но и те, кто остался, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. А 10 колен Северного Израиля исчезли и считаются потерянными.
Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.
Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.
В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.
Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».
Кто еврей? [↑]
До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.
Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность, поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.
На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.
У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.
«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».
В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».
Еврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия
В 1948 году н. э. было создано государство Израиль, в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.
Моисей и все-все-все! Кто такие евреи и почему о них все время говорят?
Евреев в мире 13 миллионов. А, например, бенгальцев — 250 миллионов. Но ты слышал хоть один анекдот о бенгальце? Кто-нибудь подозревал бенгальцев в выпивании воды из крана? У тебя когда-нибудь аккуратно осведомлялись, не бенгалка ли, часом, твоя бабушка? Во-во!
Кто такие евреи и откуда они взялись
Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.
Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.
Во-первых, от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.
Во-вторых, они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.
А в-третьих, они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, — это, конечно, знатная шутка истории.) Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.
При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.
В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.
Почему евреи есть, а других — нет
Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.
Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.
Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.
Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.
Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.
Как выглядят евреи
Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).
Почему евреев так часто не любили
Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения. Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.
Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках
На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой. В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты. После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.
В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.
Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.
10 неожиданных евреев
Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?
Источники:
http://www.syl.ru/article/312452/gde-jili-evrei-i-gde-jivut-seychas
http://toldot.ru/evrei.html
http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/moises-and-jews/