Где возник индуизм. Появление индуизма

Возникновение индуизма. Индуизм и кастовое деление общества

Индуизм – национальная религия Индии.

Индуизм – это национальная религия, которую исповедует большая часть населения Индии (91%) и королевство Непал. Около 1 миллиарда верующих.

До начала 2-го века н.э. буддизм был господствующей религией в Индии. Индуизм возник в процессе соперничества буддизма с брахманизмом. В борьбе с буддизмом брахманизм приспособил свои культы к потребностям народа. Культы стали более демократичными. Появились публичные церемонии, обряды, места паломничества. Создали обряды народных богов, спасителей народа. Возникло своеобразное цучение об аватарах (воплощениях): каждое небесное существо может иметь свою земную аватару. Боги-спасители – земные боги как в буддизме. Наиболее популярными из них были Кришна (аватара Вишну), а в южной Индии – Рама.

Индуизм унаследовал от брахманизма:

  • Деление общества на варны (по сословному признаку). Только теперь появились касты (деление по профессиональному признаку). Принадлежность к касте была наследственной. Кастовый строй в Индии просуществовал до 1955 года. В настоящее время конституция Индии запрещает дискриминацию людей по кастовому признаку, однако на практике система каст остается живой и функционирующей.
  • Роль брахмана как посредника в общении людей с богами.

Священные тексты индуизма делятся на две большие группы:

  1. тексты откровения
  2. тексты предания.

К текстам откровения относятся: тексты Вед. Они снабжены комментариями. Большинство ведических богов ушло в прошлое, так как они были слишком далеки от людей. Появились новые боги, более приближенные к людям.

Тексты Вед многослойны, так как создавались на протяжении двух тысяч лет (до середины 1 тыс. н.э). В Ведах содержатся гимны и песнопения богам, магические заклинания, жертвенные формулы, объяснения ритуалов. Завершают ведическую литературу Упанишады («сидеть и внимать наставлениям учителей»). Здесь содержится изложение основ всей религиозно-философской мысли индуизма. Упанишады также называют «Ведантой», что означает «завершение» или «конец Вед». Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для традиции являются 108 упанишад. Они создавались примерно с 8-7 вв.до н.э. до 5-6 в.н.э.

К текстам предания относится индийский эпос, пураны и нормы поведения для разных социальных слоев. Из древнеиндийского эпоса наиболее популярны: «Махабхарата» и «Рамаяна».

Пураны – это сочинения богословского характера, в которых религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов.

Индуизм не представляет собой единой организованной религии с единой иерархией и церковными институтами. Он существует в виде отдельных направлений, школ и сект. Все признают авторитет Вед и верят в божественный характер сословно-кастовой системы. Индуизм включил в себя местные культы и богов. Обряды и поклонения богам самые разнообразные. Ритуализированы многообразные социальные и даже физиологические проявления жизни (цикл обрядов от зачатия до смерти); почти все культы имеют ярко выраженную эротическую окраску. Сексуальное воспитание начинается с рождения. В честь богов строятся храмы и изготавливаются статуи богов. Жрецы в индуизме называются брахманы, как когда-то в брахманизме. Вся жизнь индусов подконтрольна брахманам. Индуизм – религия

Главный Бог в индуизме называется Тримурти. Он представлен в трех лицах:

Брахма– бог-творец.

Шива – созидатель и разрушитель

Вишну – поддерживает мировой порядок

Это три различные грани одного и того же Бога. Брахма в культовой практике заметной роли не играет. В основном индусы поклоняются либо Шиве, либо Вишну. Выделяют два основных направления в индуизме:

1) Шива – бог смерти, разрушения и созидания, изменения, ритма, танца. Это наиболее почитаемый бог. Энергия его направлена на разрушение и воссоздание мира. В культе Шивы на первом плане находится созидание. В храмах и в домашних алтарях имеются скульптуры Шивы. Он изображается сидящим в медитации. На лбу у него всегда закрытый третий глаз. У Шивы много рук. Рядом с Шивой находится скульптура его жены. У него было много жен: Сати, Парвати, Дурга, Кали. После смерти Сати Шива был неутешен в горе и боги предложили ему жениться на Парвати, но он отказался. Тогда бог любви Кама выстрелил в сердце Шиве. В это время Шива открыл свой третий глаз и сжег Каму, но стрела любви попала в сердце Шивы, он влюбился, женился, вновь воссоздал Каму. От брака с Парвати родился слоноголовый сын Ганеша, который призван сделать людей богатыми и счастливыми. У жены Дурги было 10 рук. Она олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. В честь Дурги в Бенгалии осенью каждый год устраиваются праздники. Однако больше всего индусы покланяются жене Кали. У нее третий глаз на лбу, звериный оскал лица, четыре руки, в ушах серьги из тел младенцев, а на шее ожерелье из черепов, в каждую руку вложено оружие. Она руководит демонами: может их насылать или останавливать. Она покровитель преступного мира. Только в честь Кали совершаются жертвоприношения (белый козленок). С другой стороны рядом с Шивой стоит скульптура бычка Нанди с подчеркнуто выразительными половыми признаками. К Шиве и его жене Кали приходят просить потомства бездетные женщины. Поклоняются его жизненной силе Шивы и мужскому началу. Этот культ выражается в форме почитания лингама, мужского животворящего начала. В храмах индусов и в домашних алтарях обязательно имеются столбовидные изваяния – лингамы. Женское начало символизируют круглые скобы, которая не дают лингаму упасть. Эту конструкцию называют йонилингам – это символ единства Шивы и его женской половины, это изображение первопричины их энергетического могущества. Существует также культ всех жен Шивы. Сводное название всех жен – Дэви. В честь Дэви построено множество храмов. С культами Шивы и его жен тесно связан культ бога Камы (бога любви). Еще в Древней Индии было разработано учение о трех ценностях:

Читать еще:  Мудрость и понимание. Научи поклоняться Тебе

Искусством любви должен владеть каждый индийский мужчина. Индуистские храмы снаружи украшены барельефами со сценами из «Камасутры», скульптурами священных животных (слон, змея, обезьяна, бык) и скульптурными композициями из «Камасутры». Учиться искусству любви нужно в храмах у танцовщиц. В Индии есть каста танцовщиц – дэводаси (жрицы любви). Рожденные девочки получают профессию матери по наследству. Семья в Индии всегда была крепка благодаря богу Каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие браков по любви.

2) Вишну – бог, поддерживающий мировой порядок. Его основная функция – сохранительная. Почитатели Вишну ставят его скульптуру в домашнем алтаре. Он также, как и Шива сидит в медитации, однако у Вишну нет третьего глаза, но в отличии от Будды у него 4 руки. Шива также может изображаться в следующих обликах:

  • Черепаха
  • Рыба
  • Вепрь (дикий кабан)
  • Человек-лев (сфинкс)
  • Карлик-великан
  • Воин Парашурама
  • Рама
  • Кришна
  • Будда
  • Мессия Калка, приход которого ожидается.

Наиболее почитаемыми в вишнуизме являются Рама и Кришна. Когда усиливается зло и миру грозит опасность, Вишну нисходит на землю и действует в облике животного или человека-героя. Эти нисхождения называют аватарами. Обращаться к Вишну и прославлять его можно под разными именами. Они собраны в разделе «Махабхараты», который называется «Гимн тысяче имен Вишну».

Индуизм – это политеистическая религия, в которой много богов.

Индуизм признает циклический характер вселенной. Мир периодически разрушается и возрождается. Индуизм терпим ко всем формам духовного поиска. В индуизме также как и брахманизме, и буддизме есть понятия о сансаре (перерождение души в мире), о карме (закон воздаяния). Считается, что все зависит от соблюдения норм поведения для данной группы, касты. Браки между кастами запрещены, так как это может осквернить человека и в следующий раз он родиться в низшей касте – «неприкасаемых» или в образе животного.

Индуизм

Индуизм — главная религия Индии, которая имеет очень богатую историю и традиции. Считается, что индуизму более 4 000 лет. Часто его называют не просто отдельно взятой религией, а совокупностью различных индийский верований и традиций. Так как все традиции и философские учения, которые сплотились под общим названием «индуизм», возникли именно в Индии, все они очень схожи и являются родственными, имеющими одну общую прародительскую основу. Основа эта относится к древнейшим представлениям людей о мироздании и, возможно, является одной из самых первых верований на земле.

На санскрите индуизм звучит, как Санатана-Дхарма. В буквальном переводе означает как «Вечная религия», «вечный путь», «вечный закон». Как понятно из названия, индийцы чествуют свою религию как единственно верную, вечную, самую крепкую и нерушимую. Сам же термин «индуизм» возник от санскритского слова «хинду» — так на персидском языке называли людей, живущих за рекой Инд. К индуизму причисляются и такие религиозные течения, как буддизм, сикхизм, джайнизм.

Вероятнее всего, у индуизма, в отличие от многих других религий, которые мы можем наблюдать сегодня, не было основателя. По аналогии с язычеством многих других народов, индуизм является древним верованием, который зародился в народной мудрости по естественным причинам. Здесь нет родоначальников и ярких пророков, с которых начинается отсчёт времени религии. Однако здесь есть свои Боги, свои святые, священные книги, писания и учения. Также в индуизме, в отличие от многих других религий, нет организованной центральной власти, которая бы управляла всеми общинами и организациями.

Индуизм исповедуют более 1 миллиарда человек в мире, что делает эту религию третьей по количеству последователей сразу после христианства и ислама. Большая часть индуистов проживает в Индии, Индонезии, Шри-Ланке, многих восточных странах, а также Великобритании, США, некоторых европейских странах. Совсем малая доля последователей, но всё же имеющая место быть, принадлежит и России.

Индуизм, как религия, вера, философия, миропонимание стал международным только во второй половине XX века. До этого об индуизме за пределами Индии и некоторых близлежащих стран, мало кто имел представление. После того, как индуизм стал общедоступным, мир просто поглотили идеи, понятия и восприятия мира, характерные для Индии. Такие вещи, как карма, йога, вегетарианство и другие аспекты стали очень популярными и сейчас понимаются нами, как само собой разумеющиеся, как всегда присутствовавшие в нашей жизни, однако до середины XX века людям за пределами Индии они были просто неизвестны.

Как уже говорилось выше, индуизм является семейством учений и традиций. Несмотря на это, он удивительным образом сохраняет целостность, общие черты и формы. Для лучшего понимания этого явления, носители религии предлагают для аллегории баньяновое дерево, которое постоянно пускает новые корни и ветви. Каждая ветвь, каждый корешок имеет свои отличительные черты, однако в основе их всё же стоит баньяновое дерево и по своей структуре, своей природе все они являются родственными.

Индологи разделяют историю индуизма на три важные эпохи: ведизм, брахманизм и индуизм. Ведизм появился, по некоторым предположениям исследователей, 5500 г. до н.э. и закончился 2600 г. до н.э. Ведизм — это эпоха становления индуизма, период написания главных Вед. Древнейшей ведой считается Ригведа. Кроме того, древнейшими писаниями считаются Махабхарата и Рамаяна. Также считается, что данные веды существовали задолго до их написания и многие века передавались от поколения к поколению в устной форме.

Читать еще:  Протоиерей павел великанов живой журнал. «Сколько Бог дал детей, столько и нужно

Исследователи индуизма рассматривают шесть видов этой религии: древнейшая форма (языческая, многобожество), ведийский (основанный на Ведах), ведантический (основанный на Упанишадах), йога, дхармический (следование определённым моральным устоям и индуистским представлениям, самый широко распространённый вид среди обычного населения Индии) и Бхакти (преданное служение Богу, чаще всего встречается как вайшнавизм). Также Индуизм делят на четыре главных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм и Смартизм.

Четыре направления индуизма различаются тем, какому Богу или Богам служат последователи того или иного течения.

Вайшнавизм — поклонение Вишну и его аватарам (воплощениям Бога на земле) — Кришне и Раме. Вайшнавизм, как самая древняя форма из всех, получила и самое большое распространение. У индуизма вайшнавизма больше последователей, чем у других направлений. Также считается, что представление об индуизме в странах запада и странах, где индуизм не так сильно распространён, больше всего исходит из вайшнавизма. Многие последователи вайшнавизма или вишнуизма равное Вишне отдают предпочтение и Лакшми — женской ипостаси высшего Бога.

Шиваизм — поклонение Шиве. Наравне в вайшнавизмом, здесь есть и поклонение женской форме высшего Бога — Парвати. Согласно исследованиям, истории шиваизма насчитывается более 3500 лет.

Шактизм — поклонение Шакти или Деви (изначальная Богиня-Матерь).

Смартизм — название происходит от «смрити» священных индуистских писаний. Поклонение многим Богам. Основной школой смартизма является адвайта-веданта.

Кроме этих направлений, считающихся главными, существуют и менее популярные формы индуизма: Ганапатья (поклонение Ганеше), Саура (поклонение Сурье — Богу Солнца), «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, Адвайта, Кришнаизм, Бхакти, Сикхизм и другие.

Несмотря на некоторые различия форм, видов и направлений индуизма, как уже говорилось выше, в их структуре всегда прослеживается чёткая основа. Чаще всего эта основа держится на определённых понятиях, которые в наше время известны очень многим. Среди таких основополагающих понятий: Дхарма (морально-нравственный долг, жизненные обязательства), Сансара (круговорот перевоплощений душ), Карма (зависимость качества жизни, качества новых перевоплощений от совершаемых или совершённых в прошлых жизнях поступках), Мокша (освобождение от Сансары), Йога и другие.

Индуизм — это вера, которая очень разнообразна и многопланова. Здесь есть и многобожие, и единобожие, причём, это сочетание часто идёт рука об руку в понятиях индуиста. Это объясняется особым миропониманием индийцев и можно объяснить тем, что индуисты верят в одного Бога, который проявляет себя в различных ипостасях, в различных Богах, аватарах, проявлениях и даже вещах. При этом каждый индуист вправе выбрать то проявление Бога, которое ему наиболее близко и понятно. Сделав выбор, он не должен конфликтовать или относиться предосудительно к другим формам индуизма, так как в других направлениях люди верят в того же Бога, что и он сам, только в другом своём проявлении. Этим и объясняется, почему на протяжении многих и многих столетий в индуизме сохраняются различные формы поклонения разным Божествам, и при этом они мирно соседствуют и практически никогда не враждуют.

Кроме главных Богов, значительную роль в религиях индуизма занимают Боги «рангом» ниже главных — полубоги, существа, демоны, духи и так далее. Статуи Божеств в индуизме называются Мрути. Мрути являются способом или посредником общения между Богами и людьми. Это проявления Бога на земле, хотя некоторые индуисты и даже целые течения отвергают мрути, считая, что Бога невозможно представить в зрительном человекообразном или звероподобном образе. Кроме статуй мрути, индуисты используют «иконы» — изображения Божеств и многочисленные символы.

Что касается священных для индуизма писаний, то в Индии их очень большое количество. Тексты разделяются на Веды, Упанишады, Пураны и Агамы. Самыми главными для Индии текстами являются такие, как Рамаяна, Махабхарата, Бхагават-Гита и некоторые другие. До сих пор не утихают споры касательно того, что там описано, и того, кто их написал. Самими индусами — носителями древней веры, Веды и другие древние тексты называются настоящими откровениями.

Главным достижением любой души, по мнению индуистов, является полное самоосознание и освобождение от Сансары и бесконечного перевоплощения. При этом, в индуизме есть и понятия ада и рая, хоть выглядят они не так, как в некоторых других религиях. Часто такие места описываются как райские или адские планеты, либо тонкие сферы бытия, где душа либо поощряется, либо наказывается. Достижение самоосознания достигается различными путями, свойственными для индуизма, но всё же главными являются — служение Богу, традиционные ритуалы, аскетическое существование, медитация, йога.

Индуисты регулярно, а порой даже несколько раз в день, совершают ритуалы обращения к Богам в целях собственного совершенствования и почитания высших существ и предков: Пуджа (жертва в виде зажженного светильника, благовоний или еды на восходе солнца), чтение священных писаний, Киртан и Бхаджан (молитвы, мантры, песни), медитации и многое другое. Кроме того, в индуизме существует множество праздников, посвящённых божествам, и которые становятся популярны во всём мире, как широкомасштабные фестивали: праздник Холи, Кумбха-мела, Маха-Шиваратри, Наваратри, Дивали, Кришна-джанмаштами, Рама-навами. Характерны для индуистов и паломничества к святым местам: Киртан, Пури, Тирупати, Катра, Рамешварам, Дварака, Бадринатх и другие.

Одним из самых известных, а для некоторых даже шокирующих, обрядов, считается кремация умерших. Кремация или погребальный обряд сожжения тела, производится вовсе не в крематории (хотя в современной Индии это тоже присутствует), а прямо на открытом воздухе и у всех на виду. Для этого тело умершего оборачивают в саван и сжигают на большом костре. Такой способ прощания с телом умершего существовал практически во всех традициях древних народов. В индуизме, как и в других верованиях прошлого, очень сильно развит культ предков.

Читать еще:  Можно ли увидеть радугу ночью. Увидеть радугу — хорошая примета или просто природное явление

Стоит рассказать и про понятия ашрамов в индуизме. В Индии жизнь человека делится на четыре ашрама. Первый ашрам — Брахмачарья, то есть период обучения. Второй, Грисатха — семейная и рабочая жизнь. Ванапрастха — уход от бытовых и мирских дел, время, когда человек начинает посвящать себя духовным поискам, паломничеству по святым местам, ритуалам и так далее. Санньяса — полное посвящение себя духовным практикам, отречение от материального мира.

Характерным для индуизма является разделение на сословия. Так, все люди, по мнению индуистов, делятся на четыре «варны»: Брахманы (священники, учителя), Кшатрии (воины, правители, высокопоставленные люди), Вайшьи (торговцы, земледельцы, купцы) и Шудры (слуги, рабочие, люди низшего сословия). Принадлежность человека от рождения к тому или иному сословию считается наследием кармы, то есть заслугами в прошлых жизнях.

В современном мире индуистские формы верований принимают не только коренные жители Индии, но и люди из других стран. Индусы вовсе не против этого и охотно принимают в свои ряды иностранных граждан, которые желают приобщиться к древней вере в индийских Богов, следовать учениям Вед, и идти по пути самосовершенствования.

Сколько лет индуизму? Где начался индуизм?

Индуизм является древнейшей мировой религией, [3] которая уходит своими корнями в ведическую цивилизацию. [4] Так как индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя. [5][6] Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1 млрд человек, из которых около 950 млн проживают в Индии и Непале. [7] Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории — шрути и смрити. Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. С ортодоксальной точки зрения, среди всех текстов индуизма, Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и индийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» . Часто говорится, что в «Бхагавад-гите» , которая является отрывком из «Махабхараты» , изложена основная суть духовного знания всех Вед.

1) Индуистское Тримурти – Вишну, Шива, Брахма – это христианская Троица: Бог-Отец, Сын-Христос, и четыре Евангелиста (здесь они вместо «Святого Духа»)
2) Птица Гаруда – это Святой Дух (в качестве птицы в христианстве – «голубь»)
3) Шива и Шакти – это Христос и Богородица
Шива и Кали – это Ирод и Иродиада
Кали с отрубленной головой в руках и трупом Шивы под ее ногами – это Иродиада с головой Иоанна Крестителя и его телом под ногами
Таким образом в образе Шивы слились три человека – Иисус Христос, Иоанн Креститель и Ирод (внесший главный вклад в символ Шивы как бога-разрушителя)
4) Шакти – это Богородица
5) Сарасвати и Парвати – это (возможно) отражения Марии Магдалины и Марии Клеоповы, стоявших у креста при распятии Иисуса (Иоан. 19:25)

ИИСУС ХРИСТОС в индуизме отразился четырежды (все они синего цвета):
1) Шива
2) Кришна
3) Калки (данная ипостась описывает христианский миф о “Втором пришествии Христа и исправлении мира”)
4) Рама

Четыре ЕВАНГЕЛИСТА в индуизме также отразились четырежды:
1) Брахма с четырьмя головами (каждая голова – это Евангелист)
2) Четыре Кумары – сыновья Брахмы
3) Четыре сына царя Дашаратха – Рама, Бхарата, Лакшмана и Шатругхна (где Рама кроме роли апостола выступает как отражением Иисуса Христа)
4) В виде четырех богов, имеющих головы, похожие на головы животных, которые приписываются апостолам (т. е. лев, орел, человек и телец) :
+ Нарасимха с головой льва (это апостол Марк),
+ Гаруда с головой орла (апостол Иоанн) (Гаруда здесь – это также символ Святого Духа)
+ Рама (апостол Матфей) (здесь произошло слияние отражения апостола с отражением Иисуса Христа)
+ Хануман с головой обезьяны (апостол Лука – вместо головы тельца – голова обезьяны)

1) Индра (предводитель небесного воинства) – это Архангел Михаил
2) Агни – это «благодатный огонь» в христианстве
3) Ганеша – это Иоанн Креститель с отрубленной головой (в индуизме ему приставили голову слона)
4) Сканда с копьем – это воин Гай Лонгин, проткнувший копьем тело Иисуса на кресте.
5) Санскрит – это искаженное «сан-скрипт», т. е. «священное писание»
6) Синий цвет богов – это символ их связи с водою, т. к. Иоанн Креститель крестил водою (в реке Иордан), и в христианство до сих пор принимают через крещение водою.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Индуизм не возникал якобы за 700-1000 лет до Христа – он и есть одна из законных форм учения Христа. Ошибочен не индуизм, а историческая хронология Скалигера и Петавиуса, искусственно отодвинувшая «на бумаге» эту ветвь христианства в «далекое прошлое» и объявившая его «язычеством».

Источники:

http://studopedia.ru/3_134418_vozniknovenie-induizma-induizm-i-kastovoe-delenie-obshchestva.html
http://web-kapiche.ru/243-induizm.html
http://otvet.mail.ru/question/22187653

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: