Где по мнению христиан находилась святая земля. Иная святая земля, или зачем паломнику иордания

Иная Святая Земля, или зачем паломнику Иордания

Что такое Святая Земля? Разумеется, это Ханаан, он же Палестина, он же Земля Израиля. Но на нынешнем глобусе нет никакого Ханаана – есть только государство Израиль и палестинские территории с неясным статусом. Но вот паломники раскрывают текст Писания и читают о пророках и о Самом Спасителе: «…перешел Иордан». То есть отправляются… в Иорданию.

Остатки византийской базилики на предполагаемом месте Крещения Христа

Иордан сегодня – узенькая река с мутной водой, большую часть которой разбирают на орошение полей. Но все равно это главная река этого края, и такие реки не разделяют, а объединяют людей. Можно ли провести границу по Волге или Днепру и не рассечь надвое единую страну? Вот по Иордану провели – да и то, меньше ста лет назад, когда британские колонизаторы делили вместе с французами наследство Османской империи. Всё, что к западу от Иордана, назвали Палестиной, все, что к востоку – Трансиорданией. Так и возникла эта граница, и сегодняшние паломники и туристы обычно не задумываются, что к востоку от Иордана лежит та же библейская Святая Земля, а границей ее служила вовсе не главная река, а великая пустыня на Востоке, которая тянется до самого Междуречья.

Паломнические туры иногда включают краткий заезд в Иорданию: гора Нево, с которой Моисей увидел Землю Обетованную и где закончилась его земная жизнь, место, на котором крестился Спаситель, где проповедовал Иоанн Предтеча и где до него вознесся пророк Илия, дворец Ирода, где Предтеча был обезглавлен. Сразу надо уточнить, что точная локализация всегда немного условна, она опирается отчасти на библейский текст, отчасти на традицию, а отчасти все-таки на догадку. Где, к примеру, Ирод Антипа любовался танцем Саломеи? У него было несколько дворцов, Евангелие не дает ссылки ни на один из них.

На горе Нево

Но только в Махероне, к востоку от Мертвого моря, обнаружили при раскопах большой обеденный зал – а пещеры у подножья холма, на котором стоял этот дворец, могли использоваться как темницы. Стало быть, самое вероятное место для этого события – именно здесь, но точно мы ничего утверждать не можем.

В этом вообще важный секрет паломничества: мы не попадаем в библейскую историю, а лишь приближаемся к ней. Точно так же на Виа Долороза в Иерусалиме мы проходим вовсе не по крестному пути Спасителя, а по улице, построенной на тысячелетие позднее и ныне совершенно туристической, со всеми этими торговцами и зеваками – просто расположена она примерно в том же месте, где проходил и Он. А зачастую мы вообще приходим не столько к месту, где состоялось такое-то событие, а скорее к месту, где принято о нем вспоминать.

Ведь в любом случае каменистая земля под ногами и ярко-синее небо над головой – те же самые, что и в библейские времена, и побывав там, можешь не просто вспоминать библейские события – ты начинаешь видеть, как всё это произошло.

Когда мой друг о. Илья Готлинский позвал меня присоединиться к организованной им паломническо-туристической поездке по Иордании, я сначала колебался. Но когда оказался в этой стране – не пожалел ни разу. О некоторых особых местах и открытиях я расскажу отдельно, иншалла (если будет воля Божья), а пока что приведу только одно наблюдение.

В Израиле, конечно, намного больше всего интересного и яркого – но в этой уединенности, провинциальности Иордании есть и свой огромный плюс. Когда ты бываешь в святых местах на израильской территории, на тебя обрушиваются, волна за волной, пафос и нарратив: три основных религии и множество конфессий и группировок внутри каждой из них, политические партии и национальные меньшинства, профессиональные гиды и доморощенные пророки ведут меж собой непрестанную войну за твое сознание. Каждый настаивает на своей версии Священной Истории, каждый приводит ее в качестве основного аргумента на тему: почему эта земля должна принадлежать именно нам, почему правы именно мы, почему именно нас обижают и унижают все остальные. И никуда ты от этого пафоса не денешься.

И это уж не говоря о том, что все святые места многократно перестраивались и переходили из рук в руки. Достаточно вспомнить о Храме Гроба Господня: он стоит в самом центре Старого Города, но ведь когда-то Голгофа располагалась за пределами городских стен. Сам Иерусалим как бы «подвинулся в сторону», чтобы вобрать в себя эту святыню – он украсил ее, воздвиг на ней храм со множеством алтарей и пристроек (у каждой конфессии свои), и теперь, приходя к месту Распятия, ты видишь множество святынь. Но в них уже очень трудно разглядеть тот жуткий лысый холм у городской стены, ту новую гробницу неподалеку, где и случилось всё самое Главное. Парадокс?

В Заироданье (Трансиордании, Иордании) все проще: когда-то, в древние времена, здесь был перекресток торговых путей, здесь шли караваны из Индии и Аравии в Дамаск и дальше на Запад, но вскоре после арабских завоеваний новые торговые пути были проложены через Багдад, города пришли в запустение, и в их развалинах селились лишь немногие бедуины. А значит, ничего не перестраивалось.

Пустыня Марии Египетской

И еще тут жили монахи. Сюда, по следам пророка Илии и Иоанна Крестителя, отправилась когда-то Мария Египетская, именно в этой пустыне, вдали от святынь, беседовала она один ни один с Богом.

Читать еще:  Если чешется большой палец правой руки. Почему чешется безымянный палец на правой руке

Турпоездка или даже паломничество – это, конечно, не аскетическое упражнение, а скорее удовлетворение любопытства. Мы совсем не подражали Марии Египетской в нашем комфортабельном автобусе с кондиционером, в нашем отеле с оплаченным завтраком и ужином. Но мы вдруг увидели, почему это было так важно для нее и для многих других монахов, пророков, искателей: перейти Иордан, уйти хотя бы на время от пафоса и величия туда, где от века все те же камни и звезды, все те же родники и пальмы, где всё такой такой же нагой и доверчивой предстает человеческая душа перед Вечным – если, конечно, сумеет совлечь с себя лишнее.


В туристическом автобусе на дороге через пустыню

Долина Иордана

Современный храм в долине Иордана


В сувенирной лавке

Вывеска на одном из храмов

Заброшенная деревня

В кафе

Текст и фото: Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть 1

Мне повезло: я побывал на Святой Земле. Второй раз в жизни. Правда, когда несколько лет назад состоялось моё первое знакомство со Святой Землёй, оно продлилось всего полтора суток, поэтому тогда почти никаких внятных впечатлений не осталось. На сей раз поездка заняла почти две недели, и времени хватило на многое: посетить древние святыни, своими глазами увидеть библейские пейзажи, познакомиться и попытаться понять тех людей, что живут в этих местах сейчас. Но – одно необходимое уточнение: я побывал не в Израиле. А в Иордании.

Да, именно Иордания стала для меня открытием Святой Земли. И да простит меня израильское министерство туризма, благодаря планомерной работе которого в массовом сознании закрепился стереотип «Святая Земля — это Израиль», но рано или поздно «брендом» придётся делиться с соседями.

Дорога к месту Крещения

Что знает об Иордании среднестатистический россиянин? Подозреваю, не очень много. А что может рассказать об Иордании православный россиянин? Ничего? Вполне возможно, что и так. Но если сформулировать вопрос иначе, ответ будет другим.

Например, отвечая на вопросы «Что вы знаете о пророке Илии?», «Где умер пророк Моисей?» или «При каких обстоятельствах погиб Иоанн Предтеча?», наш воображаемый собеседник так или иначе будет рассказывать об Иордании. Потому что именно на территории этой страны находятся памятные места, связанные с жизнью великих праведников: недалеко от границы с Израилем, в долине реки Иордан, есть так называемый холм Илии, Тель Мар Элиас, откуда, по преданию, он был взят живым на небо на огненной колеснице; местом упокоения пророка Моисея стала гора Нево над Мёртвым морем в пятидесяти километрах от Аммана, а в иорданском Мукавире сохранились развалины замка царя Ирода, где, согласно легенде, «величайший из рожденных женами» томился в темнице и где был усечён мечом.

Мозаика «Восхождение пророка Илии на небо»

Но главное, конечно, — место Крещения, Baptism Site. Хотя, вообще, на левом берегу Иордана произошло не одно только Крещение; Спаситель часто бывал «об он пол Иордана»: тогда оба берега принадлежали одному государству, и евангельская история разворачивалась на всех этих землях.

Иордания христианская. Вифания за Иорданом, место Крещения

Мы едем в автобусе к месту крещения Спасителя. Наш гид, словоохотливый и смешливый Самер, тараторит как из пулемета:

— Посмотрите направо — вон на том холме пророк Илия был взят живым на небо. Посмотрите налево — это шатры цыган, которые занимаются здесь сельским хозяйством.

На русском и арабском он разговаривает одинаково быстро. К каким-то особенно ярким фактам Самер возвращается по три, по четыре раза. Причём в его речи отсутствуют фразы типа «как гласит предание», «согласно легенде» или, на худой конец, «по мнению учёных»; факты библейской истории подаются в форме императива. Никто не возражает.

Храмы различных христианских конфессий в долине Иордана

От многократного повторения одних и тех же имён, названий и цифр у меня иногда происходит ступор, и, например, я так и не помню до сих пор, сколько метров составляла ширина Иордана во времена Спасителя. Двести, триста метров? Зато я навсегда запомню свои ощущения от того Иордана, который встретил нас в тот душный вечер. …Такие речки, наполовину заросшие камышом, пробивающие себе дорогу среди глинистых крутых берегов, часто встречаются на юге, где-нибудь в Ростовской области. Там, где берега у них становятся пологими, там, как правило, речушки совсем мелеют; сюда приходят на водопой стада коров или овец, круто замешивая глину тысячами копыт. Здесь, правда, никаких стад нет и быть не может: прямо по реке проходит государственная граница с Израилем.

Всё просто: два метра водной глади — это Иордания, остальные два — Израиль. Да, четыре метра ширины — всё, что осталось от прежнего Иордана.

Удивляться нечему: даже если бы не землетрясения, которые за два тысячелетия сильно изменили здешние места, думаю, всё равно судьба Иордана была бы печальной. Потому что во всей долине нет других источников пресной воды. Вот и тянутся от бурых илистых берегов в сторону чахлых полей километры пластиковых труб, которые всё качают и качают воду для полива. И это притом что иорданская вода вообще мало пригодна для орошения — слишком насыщена она солями и загрязнена промышленными и сельскохозяйственными сбросами израильских и палестинских предприятий выше по течению. Разговоры о том, что самым ценным ресурсом будущего может стать простая питьевая вода, здесь не воспринимаются как «кухонная политология». Уже сейчас Иордания входит в число самых засушливых стран мира.

На берегу Иордана

Прочитал где-то, что летом вода Иордана становится прозрачной. Не могу себе такого представить. Она такого охристого, тёплого оттенка.

Читать еще:  Как читается евангелие. Как читать евангелие

И ещё она очень тихая, когда в неё погружаешься с головой.

…Вечер. Иорданская долина засыпает. Здесь пограничная зона, и после четырёх вечера туристам и паломникам сюда доступ закрыт. Правда, сегодня сделано исключение: на месте крещения Спасителя будет совершаться «молитва о мире». Вереница больших и дорогих автомобилей тянется по направлению к площадке, откуда начинается дорожка к месту Крещения. Иерусалимский патриарх Феофил и небольшая группа иерархов выстроились на помосте перед руинами древнего храма. Вокруг построены осветительные конструкции, тянутся кабели, в стороне глухо тарахтит дизель.

Происходящее немного похоже на театральное представление — со своей сценой и зрителями, сидящими рядами. Группу российских паломников трудно не заметить: в какие-то моменты молебна все дружно встают, крестятся и кланяются, а потом вновь присаживаются на стулья.

Каждый из архиереев читает молитву на своём родном языке. В церковно-славянской молитве звучит «Украина».

Принц Гази бен Мухаммад, брат и советник короля Абдаллы по религиозным вопросам, в традиционной одежде, выделяется своей статью. Он, несомненно, пребывает в центре внимания: чиновники начнут расходиться не раньше чем принц попрощается с патриархом и уйдёт по тропинке, петляющей между пыльных зарослей, к стоянке.

На долину буквально падает темнота: восточный вечер очень короток. По долине в разные стороны расходятся несколько грунтовых дорог. Одна из них приводит меня к «Монашеской пещере». Это место, где, как гласит табличка, жили в древности местные подвижники. Где-то здесь неподалёку жила и преподобная Мария Египетская. С небольшой площадки перед входом в пещеру (сам вход закрыт ограждением) открывается панорама долины.

Когда-то здесь было гораздо больше воды и, наверное, эти места выглядели иначе. Это что-то меняет? — спрашиваю я сам себя. — Получается, преподобная Мария жила не в таких уж невыносимых условиях? И сам себе отвечаю: да, меняет. Но лишь то, что теперь для меня житие Преподобной становится гораздо понятнее и конкретнее. Потому что — вот, например, столетия назад она могла видеть почти такую же самую долину Иордана, которую накрывали такие же скоротечные сумерки, безветренные и душные.

Закат в Иорданской долине

Дымок от дизель-электростанции поднимается к небу. Богослужение продолжается. Рядом с сохранившимися руинами храма на месте Крещения — большая купель из известняка. Если бы не пластмассовые трубы, по которым сюда закачали воду во время недавнего визита папы Франциска, неподготовленному паломнику было бы трудно понять, почему это купель соорудили в таком безводном месте. Теперь же на дне купели высыхает густая бурая жижа. Да, когда-то здесь было гораздо больше воды.

Факт-открытие: недавно построенный в долине Иордана Русский паломнический дом на популярном туристическом сайте Booking.com имеет невероятный пользовательский рейтинг — 9,3.

Купальня на Иордане. Её ограждение проходит как раз по границе с Израилем.

Святая Земля Иордании

Чуть ли не каждый день политологи говорят о непримиримом “конфликте цивилизаций” – иудео-христианско-мусульманском, – в котором безнадежно увязли народы Ближнего Востока и который постепенно охватывает весь мир. Но по соседству с главным очагом конфликта – Палестиной – есть удивительное место, где три мировые религии прекрасно сосуществуют: Иорданское Хашимитское Королевство – часть древней Святой Земли.

Мягкий религиозный микроклимат в этой стране смог сложиться благодаря сильной монархической власти и под защитой хорошо натренированных спецслужб.

Христиан в Королевстве всего 5% от всего населения, однако, их права закреплены законодательно. Православные занимают высокие должности в иорданской армии и правительстве, в бизнесе, в культурной сфере, христианам по закону принадлежит 9 мест в парламенте.

По всему Иорданскому Королевству, даже в деревнях, открыты христианские школы и лицеи.

А Рождество Христово в этой мусульманской стране – выходной день.

Как при жизни пророка Илии, иорданская земля дает приют творческой интеллигенции из всех фундаменталистких мусульманских государств, где шариатские законы преследуют “вольнодумцев”.

И наши православные паломники с недавнего времени стали открывать для себя Иорданию, как древнюю Святую землю, – по которой ступали великие ветхозаветные пророки и Господь наш Иисус Христос.

По приглашению Министерства туризма Хашимитского королевства Иордании группа паломников посетила королевство в этом году дни празднования Крещения Господня. В состав делегации вошли сотрудники Паломнического центра Московского Патриархата, представители епархиальных паломнических служб, а также журналисты ведущих российских СМИ. В Киеве к российской делегации присоединились их украинские коллеги. Своими впечатлениями о поездке поделился директор филиала Паломнического центра в Санкт-Петербурге Сергей Геннадьевич Галицкий:

– Само название государства происходит от реки Иордан, которая в наши дни служит границей с государством Израиль. Как гласят библейские предания, именно в окрестностях Южной Иордании (как сейчас говорят, на восточном берегу Иордана) Господь впервые явил Себя людям.

Земля Иордании помнит имена Авраама, Иова, Моисея, Лота, Руфи, пророка Илии. В древние времена она являлась значительной частью того, что называется ныне “Святая Земля” и ошибочно связывается только с Палестиной.

Амман, столица Иордании, встретил нас пасмурной погодой, очень похожей на московскую слякоть. Ранним утром 19 января, практически прямо из аэропорта, мы с волнением отправились к одному из самых значимых мест новозаветной истории – месту Крещения Спасителя на священной реке Иордан, которое находится на территории Иордании. Нас предупредили, что мы будем спускаться все ниже и ниже (Амман находится на высоте 1 200 метров над уровнем моря). Вот автобус миновал столб, на котором ясно читалась нулевая отметка уровня моря, и мы увидели явные изменения даже в окружающем пейзаже. Температура начала ощутимо расти, и через час мы оказались в совершенно иной климатической зоне – долине реки Иордан. Вместо серых облаков появилось солнце, как будто сама природа радовалась предстоящему обновлению.

Читать еще:  Какой камень помогает в успешной торговле. Какую роль играют камни

Издалека сияют золотые купола православного храма во имя Богоявления или Крещения Господня, который расположен прямо на берегу Иордана. Очень радостно было слышать, что средства на реставрацию этих куполов предоставил один из членов Совета Федерации России.

Последнюю часть пути нам пришлось пройти пешком, что только усилило ощущение причастности к событиям, происшедшим именно на этом месте две тысячи лет назад. Крестильные водоемы у источников, заново заботливо обустроенные иорданскими властями за последние несколько лет, излучают непередаваемое ощущение глубины истории Святой Земли.

Несмотря на ранний час, богослужение, совершаемое греческими священниками, уже началось. С каждой минутой прибывали и прибывали православные жители Иордании, численность которых от общего населения страны составляет пять процентов. Площадь у входа в храм, который смог вместить лишь почетных гостей, была переполнена, и людское море буквально растекалось вдоль высокого забора, ограничивающего доступ к самому берегу Иордана. Но эти ограничения можно понять: граница между Иорданией и Израилем проходит как раз по реке, ширина которой едва достигает тридцати метров. Ни с израильской, ни с иорданской стороны пограничники не допускают паломников, которые стремятся омыться в реке. Нам объяснили, что этот запрет продиктован мерами безопасности: власти обеих стран опасаются неконтролируемого перехода границы через реку. И в этот момент особенно остро осознаешь всю искусственность сегодняшних политических границ, разделивших единую Святую Землю исторической Палестины.

Небольшой, оборудованный лестницей, спуск к воде осаждают желающие хотя бы омыть руки в священных водах. Большей частью их попытки безуспешны. Некоторым из нас все-таки удалось убедить пограничников пропустить нас хотя бы на небольшую площадку у реки, на противоположном берегу которой, на израильской территории, православные священники в сопровождении многочисленных паломников подошли к самому берегу. И опять возникло ощущение искусственности разделения земного – молитвы по обе стороны Иордана объединили молящихся в единое целое.

Мы провели на берегу Иордана практически целый день, участвовали в водосвятном молебне после продолжительной, очень необычной для нас литургии, которая совершалась на греческом языке. И нам удалось разделить радостное, непосредственной проявление веры православных местных жителей-арабов, которые съехались со всей страны, и ощутить их удивительное дружелюбие. Заслышав русскую речь, они подходили к нам, пытались здороваться по-русски, говорили несколько русских слов и с улыбками возвращались к молитве.

После этого удивительного дня мы посетили много святых мест, одно упоминание о которых пробуждает память о прочитанном в Священном Писании, и перед глазами воочию возникают образы библейской истории. Монахиня Горненского монастыря Мария, которая сопровождала нашу группу вместе с местным гидом Татьяной, взглянув на суровые холмы с горы, где, по преданию, скончался и похоронен пророк Моисей, с каким-то трогательным чувством сказала: “Так это же книга “Исход” перед нами!” Гора эта в Иордании называется – гора Небо. В Библии сказано, что Моисею не дано было ступить на Землю обетованную. Но пред смертью он получил дар от Бога дар – увидеть цель своего “исхода” с вершины высокой горы.

На вершине горы Небо в память о пророке Моисее установлена современная копия легендарного посоха Пророка, увенчанного медным змеем, при взгляде не который исцелялись уязвленные ядовитыми гадами евреи, шедшие через пустыню в Землю обетованную.

Напомним, что змея, обвивающая древко, превратилась со временем в медицинский символ.

Мы проехали по берегу Мертвого моря мимо места, где жена Лота после бегства семейства из Содома превратилась в соляной столб, побывали в пещере, где Лот, покинув Сигур, укрылся со своими дочерьми, после того как гнев Божий изливался на нечестивые города, посетили древний города Гадару, куда Спаситель переправился с учениками через Галилейское озеро, и где он исцелил бесноватого.

Ветхозаветная история, период владычества римлян и греков, новозаветная история, византийский период и четырехсотлетнее владычество Османской империи – все это читается как книга в памятниках архитектуры, остатках древних византийских христианских храмов, в удивительной мозаике, которая их украшает. К счастью, современные власти Иордании очень бережно сохраняют памятники вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Активно ведутся археологические исследования, которые дарят все новые и новые открытия. Так, например, пещера Лота была обнаружена всего несколько лет назад. Сейчас это место, где сохранились остатки монастыря византийского периода, обустраивается и вскоре будет открыто для посещения паломников.

За неделю невозможно было посетить даже небольшую часть святых мест и исторических достопримечательностей Святой Земли Иордании.

Так, например, Археологические раскопки 1996 года на территории между рекой Иордан и Телль-эль-Харраром, подтвердили, что именно эта область именуется в Евангелии “Вифанией за Иорданом” или “Областью Десятиградия”.

В ходе раскопок была обнаружена пещера, которая предположительно была местом обитания Великого Предтечи в пустыне, а так же древняя византийская базилика 3 века, являющая ныне самым древним христианским храмом в мире.

В Иордании обнаружено немало византийских базилик с их богатейшими мозаичными украшениями. В 30 км от столицы государства Аммана находится “город мозаик”, главная его достопримечательность – карта Иерусалима и других святых мест Востока, созданная в 6 веке.

С сожалением мы покидали эту гостеприимную страну, увозя в своем сердце удивительно теплое чувство обретения еще одного места паломничества, где живут доброжелательные люди, бережно и с достоинством хранящие, казалось бы, не свои святыни (большинство жителей Иордании исповедует ислам). Но они искренне были рады нам, паломникам из далекой географически, но близкой по духу России.
Н.Ю. Дгебуадзе
С.Г. Галицкий

Источники:

http://www.nsad.ru/articles/inaya-svyataya-zemlya-ili-zachem-palomniku-iordaniya
http://www.pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemlya-iordanskie-zametki/
http://ruskline.ru/analitika/2007/02/08/svyataya_zemlya_iordanii

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: