Где хранятся мощи святой нино. Кто такая святая нино и ее роль в истории грузии

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Бодби — священное место, где почивают мощи равноапостольной Нины

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.
Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу — Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм — величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.

В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».

С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.

В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.

Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.

В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

Читать еще:  Разрезанный арбуз во сне. Сонник: арбуз приснился

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.

Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.

Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

История Святой Нино — Просветительницы Грузии

Родилась будущая Святая в одном из грузинских поселений в городе Коластры, в Каппадокии (современная Турция) около 280 года.

Нино, как и многие другие Святые, происходила из знатной семьи — отец Завулон был родственником Святого Георгия Победоносца, мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Событие, в значительной степени побудившее Нино на миссионерский подвиг, произошло с ней в 12-летнем возрасте, когда она вместе с родителями прибыла в Иерусалим.

По благословению патриарха отец Нино ушел в пустынники, а мать – поставлена диаконисой при храме Гроба Господня. А воспитанием и духовным образованием Нино занялась благочестивая старица Нианфора.

Однажды, при чтении евангелия, где описывалась казнь Иисуса Христа, Нино посетила мысль, а где сейчас находится Хитон Господень, который по жребию достался одному их римских воинов.

Девушка, душа которой была потрясена Святой землей, где родился, проповедовал, совершал чудеса, принял крестную смерть и воскрес Спаситель, была уверена, что столь великая святыня не может погибнуть безвозвратно.

Старица рассказала Нино, что нешвейнный Хитон Господень (одежда Спасителя, сотканная Пречистой Матерью), по преданию, выкупил у римских солдат мцхетский раввин Элиоз и отнес его в Иверию (Грузию), которую считали Уделом Божьей Матери.

Читать еще:  Василиса происхождение. Имя Василиса – когда именины? Имя Василиса на английском языке

Узнав, что хитон находится в Иверии, которая, практически, до сих пор не знает христианства, Святая Нино стала ежедневно молиться Божией Матери с просьбой, чтобы Та помогла ей не только отыскать Хитон Господень, но и увидеть Иверию просвещенной.

И однажды юной деве приснилось, что Пресвятая Богородица вручает ей крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия.

Проснувшись, будущая просветительница Грузии обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Она поцеловала его трепетно, отрезав часть своих волос обвязала крест ими посередине, тем самым посвятив себя его служению.

Крест Святой Нино в Светицховели

Патриарх Ювеналий, узнав о чуде произошедшим с Нино, благословил ее на подвиг апостольского служения.

В Грузию Нино попала не сразу — путь был долгий и тернистый. Из Иерусалима в путь Нино отправилась вместе с царевной Рипсимией, ее наставницей Гаианией и 35 христианскими девами, которые из Рима бежали в Армению от гонений императора Диоклетиана.

По пути Нино чудом избежала участи своих спутниц, которых предал мученической смерти армянский царь Трдат III. Но Нино, укрепленная видениями Ангела Господня, который явился ей дважды — в первый раз с кадилом, а во второй — со свитком в руке, продолжила свой путь и прибыла в Грузию в 319 году.

Вскоре, слава о Нино, проповедь которой сопровождалась многими знамениями, распространилась и в окрестностях Мцхета. Так, в день Преображения Господня, по молитве Святой Нино, сильной бурей были низвергнуты с высокой горы идолы — Армаз, Гаци и Гаим.

Это произошло во время языческого жертвоприношения, которое жрецы совершали в присутствии царя Мириана и многочисленного народа.

Первыми обратила Святая Нино в Христову веру царского садовника и его жену Анастасию, у которых поселилась. Своей молитвой Святая Нино излечила Анастасию от бесплодия и тем самым подарила бездетной семье безграничную радость.

Скоро к Святой Нино, узнав о силе молитв праведницы, стали стекаться толпы больных и страждущих. Исцелившись по молитвам просветительницы, многие из них вскоре крестились.

Царь Мириан не мог препятствовать Святой Нино проповедовать Христа во Мцхета, так как Грузия в тот период уже находилась под властью Римской империи, где христианство было уже утверждено.

Однако царица Нана — супруга Мириана, была яростной почитательницей идолов, но излеченная Святой Ниной она уверовала во Христа и стала ревностной христианкой из идолопоклонницы. Но царь Мириан обращаться в истинную веру не спешил.

Согласно легенде, царь Мириан уверовал в Бога после одного случая — во время охоты неожиданно снизошла тьма, и царь после тщетных обращений к языческим идолам, впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо.

Святое Крещение царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли в водах реки Арагви, а через несколько лет христианство было объявлено в Грузии государственной религией — в 324 году.

Царь Мириан и царица Нана

Христианство в Грузии окончательно утвердилось при содействии византийского императора Константина (306 — 337), который прислал в Грузию по просьбе царя Мириана Антиохийского епископа Евстафия, двух священников и трех диаконов.

Величественный собор в Мцхета — Светицховели, на месте первой деревянной церкви возвел зодчий Арсакидзе в первой половине XI века.

Главный собор Грузинской православной церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные события Грузинской церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в Светицховели.

Горные области Грузии, несмотря на то, что христианство было объявлено в стране государственной религией, оставались непросвещенными. Поэтому Святая Нино, в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона, отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам.

Благодаря проповеди просветительницы Грузии, многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Затем Святая Нино отправилась в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы, где вела подвижническую жизнь, постоянно молилась, обращая окрестных жителей ко Христу. В числе обращенных была и царица Кахети Соджа (София), которая приняла Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

О близкой кончине просветительница Грузии была извещена свыше. В послании к царю Мириану просветительница попросила прислать епископа Иоанна, чтобы он приготовил ее в последний путь. Царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра Святой Нино были свидетелями многих исцелений.

Святая Нино, наставляя народ, пришедший ей поклониться, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни – он был записан Соломией Уджармской и послужил основанием жития Святой Нино.

Святая Нино мирно скончалась в 335 году. Просветительницу Грузии похоронили по ее желанию в Бодбе.

Монастырь Св. Нино в Бодбе

Христианство, проповедованное в Грузии еще в I веке апостолом Андреем Первозванным, возродилось и укрепилось в стране благодаря заслугам Святой Нино.

Читать еще:  Хиромантия: значение основных линий при гадании на руке для начинающих. Основы хиромантии для начинающих

Царь Мириан на месте ее захоронения в 342 году основал храм в честь Георгия Победоносца, родственника Нино. Позднее в Бодбе был основан женский монастырь, который действует по сей день.

Мощи Святой, сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь, причислив Нино к лику Святых, назвала ее равноапостольной, то есть уподобившейся в деле распространения веры ученикам Христа — апостолам.

На северо-востоке от монастыря, в ущелье, находится источник Святой Нино (Нинос цкаро) с целебной водой. В настоящее время там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей — Святых Завулона и Сусанны.

Святая Нино – крестительница Грузии. История праздника Нинооба

Грузия в среду отмечает Нинооба — День Святой Нино, которая принесла христианство в Грузию.

Грузинская православная церковь поминает святую Нино дважды в год: 27 января, в день ее кончины, и 1 июня — в день ее пришествия в Грузию.

Согласно летописям, родилась Святая Нино около 280 года в Каппадокии (современная Турция). Отец ее Завулон был родственником Георгия Победоносца, мать Сусанна – сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нино провела детство в родном городе Коластры, в юности жила в Иерусалиме. Ее духовным образованием занималась благочестивая старица Нианфора. Она привила ей любовь не только к Святому Писанию, но и к далекой неизвестной стране с высокими, покрытыми вечными ледниками горами. Рассказала Нианфора юной Нино и о том, что Хитон Христов (одежда Спасителя, сотканная его Пречистой Матерью) находится там же, на Кавказе, в городе Мцхета, столице языческой Иверии (Грузии).

Праздник Нинооба отмечается в Грузии особенно торжественно. Службы в этот день проходят не только в столице, но и во всех других православных храмах страны.

Только в столице Грузии насчитывается пять храмов, возведенных в честь святой, а в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами. Прихожане сегодня в течение дня могут приложиться к этому кресту.

Нино стала молиться Богородице, чтобы та помогла ей увидеть эту святыню и посетить эту загадочную страну. И вот однажды Нино приснилось, что вручает ей Божья Матерь крест из виноградной лозы и посылает в Иверию с проповедью Евангелия. Проснувшись, Нино обнаружила в своей руке этот виноградный крест. Перевязав его своими косами, Нино пришла к своему дяде – патриарху Ювеналию, сообщила ему о случившемся и поведала о своем желании направиться в Грузию для проповеди. Дядя благословил племянницу, и та отправилась в путь.

Дороге ее сопутствовало немало опасностей. Нино встретилась со смертью лицом к лицу в Армении, здесь она увидела, как слуги царя Тиридата рассекали мечами на части тела ее духовных сестер, посвятивших себя Богу. Нино удалось спастись, и она, цела и невредима, добралась, наконец, до Иверии.

Придя во Мцхету, Нино поселилась у царского садовника. Своей молитвой она помогла его жене излечиться от бесплодия. Много других чудес совершила она. Вылечила царицу Нану. Через некоторое время исцелила от слепоты и царя Мириана. Существует легенда о том, что во время охоты царя Мириана неожиданно снизошла тьма, царь впервые обратился с мольбой к Богу, которого проповедовала Нино, и свет озарил все небо. Именно после этого случая государь уверовал в Бога. Царь Мириан и царица Нана вместе с детьми и родственниками приняли Святое Крещение в водах реки Арагви. В 324 году христианство было объявлено в Грузии государственной религией.

На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета, ему поклонялись, как неведомому божеству. Равноапостольная Нино, принесшая Благую Весть во Мцхета, провидя особую благодатность сего древа, упросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства.

Когда древо спилили и уложили на землю, то из оставшегося пня стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до XVII века, до нашествия персидского завоевателя Шаха Абасса. Чудоточащий пень благодатного древа стал называться Животворящий столп, по-грузински Светицховели.

В конце жизни Нино поселилась в Кахетии в местечке Бодбе, соорудив себе, по своему обычаю, шалаш, в котором и жила, и молилась, и проповедовала. Она крестила как местных жителей, так и кахетинскую царицу Софию (Соджи) с ее двором. 35 лет прожила в Грузии Нино. Благодаря ее заслугам в стране возродилось и укрепилось христианство, проповедованное еще в первом веке апостолом Андреем Первозванным.

Святая Нино преставилась в 335 году. Ее похоронили по ее желанию в Бодбе. Сегодня на этом месте действует женский монастырь Святой равноапостольной Нино. В ущелье на северо-востоке от монастыря находится источник Святой Нино («Нинос цкаро») с целебной водой. Там построены купальня и маленькая церковь во имя ее родителей – Святых Завулона и Сусанны. Поток паломников сюда не иссякает никогда.

Источники:

http://pravme.ru/2018-01-27-bodbi-svyashhennoe-mesto-gde-pochivayut-moshhi-ravnoapostolnoj-niny.html
http://v-georgia.com/istoriya-svyatoj-nino-prosvetitelnicy-gruzii/
http://sputnik-georgia.ru/spravka/20160601/231934195.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: