Габриэль бунге. Отец Гавриил (Бунге): Гнев делает человека бесом

Габриэль бунге. Отец Гавриил (Бунге): Гнев делает человека бесом

Прошла пятидесятница, пора и пояски потуже затянуть, дабы не растерять благодать Божью, не расслабиться в суете житейской. Потому тема сегодня — Петров пост, в 2016 году какого числа наступает, сколько длится, чему он приурочен, как его провести, как питаться в пост и так далее. Также не лишним будет узнать чуть больше о первоверховных апостолах, почему так почетно их церковь называет, и чем они известны миру.

27 числа в этом году мы входим в Петров пост, и продолжительность его не большая, до 11 июля, то есть всего 15 дней. На следующий день после его окончания мы празднуем День Петра и Павла, наиболее потрудившихся в свое время над распространением веры Христовой, и за нее же пострадавшие, приняв мученическую смерть с радостью о Господе. Кстати, даты поста подвижны, от даты Пасхи зависят, потому и продолжительность поста различна в разные годы — от 8 дней до 40 доходит.

Антиохийский патриарх Феодор Васальмон (12-й век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан.

Часто можно услышать досужие домыслы, что якобы пост вреден, особенно нам, детям техногенных революций, стрессов и кризисов. Но это совсем не так. Господь нас, немощных, благословил на мясную пищу уже после Ноева потопа, а ведь прежде человек лишь растительной, наиболее ему подходящей, пищей питался. Потому воспринимать посты, как ущемление, совсем не правильно.

Скорее, наоборот, Господь, устраивая периодически посты, которые как раз предворяют праздники, с обильным объеданием, дает нашему организму восстановится, очистится, войти в гармонию, сохранить благодать Духа Святого, не расплескать ее. Кроме того, невидимые злые силы, которые так и смотрят, кого бы еще больше развратить да во ад свести, не дремлют. И защита от них самая верная — воздержание, пост, молитва, милостыня, да крест святой. Потому пост — это не вред, отнюдь не стресс, а как раз средство для его снятия.

Как правильно в пост себя вести

Как выше уже сказали, в первую очередь (а не в единственную, как думают многие, принимая пост за модную диету), мы ограничиваем себя в животной пище. Затем, в обязательном порядке — воздерживаемся от развлечений, усиливаем молитвы, дела милосердия, больше вникаем вглубь себя, разбираемся со грехами своими, приходим к их осознанию, и как следствие, к искреннему покаянию.

Иногда спрашивают батюшек — «а что, если Господь не простит мои грехи?» Обычно священники объясняют: Господь милосерд, он не хочет нашей смерти, но исправления желает. Потому он может все простить нам, совершенное по немощи нашей или не знанию, но только если мы искренне, всем сердцем, раскаиваемся и намереваемся не повторять больше грехов, или, по крайней мере, постараемся не делать этого. А если сил своих не хватает, нужно просить у Господа помощи, и Он, как любящий нас Отец, всегда протянет руку помощи.

Поэтому в пост не нужно все внимание на еде концентрировать, даже наоборот, есть такое изречение — «постись духом, а не брюхом». Потому как, если в пост мяса да сметаны не употреблять, а быть злым и раздражительным, обижать ближних, не иметь милосердия в сердце — кому нужен такой бессмысленный, ничего положительного не несущий пост? А ведь именно в положительных изменениях своего естества и выражается истинный правильный пост. Когда уж грехи свои видно, как на ладони, и сердце кровью обливается, глядя, в какую пропасть катишься, и к Богу молитвами взлетаешь, моля его о прощении, милосердии, помощи в исправлении.

Вот тогда это пост, это действо, которое возрождает и открывает дорогу в Небесный наш дом. Человек начинает понимать, что гость он на земле бренной, как в командировке длительной, а потом опять домой возвращаться. И нужно эту «командировку» так провести, чтобы домой, к Отцу возвратившись, не стыдно было. Чтобы лучше стать, ближе ко Господу, выше духовно, и чище.

Как питаться в Петров пост

Дни этого поста менее строги, нежели Великого, в выходные, праздники, храмовые и дни великих святых можно рыбу вкушать, кроме понедельника с пятницей и средой — можно масло, а три строго постных дня – пища без масла. Ну скажите – не хороший ли пост, ограждающий наши чрева от безмерного питания животной пищей, обилием масел и жиров, вредных организму? Это не говоря о самом главном — духовном посте, который все же покоится на телесном. Нельзя думать о Господе с набитым чревом, под вопли телевизионных шоу или в ссоре с соседкой и войне с ближними.

О Петре и Павле

Почему пост назван так — Петров, а не иначе? Кто такие первоверховные апостолы, давайте немного больше узнаем об этих поистине великих людях, заслуживших верою и правдою такое звание. И именно они в своих правилах поставили пост первее всех подвигов добродетели. А сделали это потому, что заповеди Божии на сытое брюхо не очень то исполнять человек готов, расслабившись в сытных блюдах да развлечениях, как раз и отпадает человек от Отца своего, и ближе к лукавому становится, который рад-радехонек каждого в ад утащить. А воздержание как раз подпитывает силу духа и к Господу стремление.

Читать еще:  Где находится пояс пресвятой богородицы. Можайское благочиние

Апостолы, в принципе, равны перед Господом, но все же — почем церковь именно их выделяет? В деяниях апостольских как раз особо повествуется именно об этих двух апостолах, большие труды во славу Божью понесших. Они много проповедовали, иногда по несколько тысяч сразу в веру Христову обращали, так была сильна их сила слова проповеднического. Петра почитают за силу духа и твердость, а Павла за мудрость светлую. И истории их весьма интересны и поучительны.

Петр, будучи простым бедным рыбаком, по первому зову Христа пошел, не раздумывая, за ним, и не оставлял Его до самого конца земного Его служения. Была неприятность у Петра, о которой он всю жизнь плакал, и каялся – когда он трижды от Господа отрекся по немощи своей человеческой натуры. Но Господь прости его, видя искренность раскаяния сердца его, .и Петр всей своей жизнью доказал, что его покаяние чистосердечно и служение Господу сильное и верное.

Павел был изначально ярым гонителем христиан (звали его Савл), вылавливал их повсюду и сдавал в руки иудеев. Да вот как-то шел он в очередную вылазку на ловлю ненавистных ему христиан, как вдруг с небес сияние разлилось, он, и все за ним следующие, голос с небес услышали:

«Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же ответил: «Я – Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». В трепете и ужасе Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать».

Люди, шедшие вместе с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Когда Савл с открытыми глазами встал с земли, он никого не видел, потому что видимо ослеп от сильного света. Бывшие с ним люди привели его за руку в Дамаск.

И он, который христиан люто ненавидел и был рьяным гонителем всех приверженцев Христовой веры, стал его ярым почитателем и неутомимым проповедником. Его путешествия сопровождались чудесами, а вера подтверждалась неусыпным трудом и рвением. И Павел, И Петр много сделали для распространения христианства, отдали жизни за Христа — один был распят, другой обезглавлен. Интересная деталь — когда Петра распинали, он не о пощаде просил, нет, а о том, чтобы его вниз головой распяли, дабы показать различие между Господними на кресте страданиями, и его верного ученика и последователя, собирающего в путь к дому своего небесного Отца.

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Гнев, злоба, раздражение

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение Агрессивность — вещь вполне естественная? 9
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ Образ человека у Евагрия 16
  • ГЛАВА ВТОРАЯ Бесовский порок 33
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ Гнев среди восьми греховных помыслов 53
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Определение сущности порока 67
  • ГЛАВА ПЯТАЯ Последствия 78
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ Гнев и молитва 91
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ Ослепление ума 105
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ Средства исцеления 119
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ «Чистая молитва» 148
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Беседа с Богом 161
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Добродетель Ангелов 172
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ «. ибо учение его было очень кротким» 195
  • Эпилог 209
  • Труды Евагрия 220
  • Другие источники 222

Приводим отрывок из книги:

Агрессивность — вещь вполне естественная?

Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия.

Читать еще:  Видеть во сне порванные носки. Сонник порванные носки

Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать, как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу».

Так оно и есть. Весь мир лежит во зле (1 Ин 5, 19), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны. Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорит ся, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.

Конечно, сатана ничего не имеет против разговоров о «естественной агрессивности» человека, ибо под этим выражением может скрываться очень многое. И поскольку в соответствии с современным пониманием эта агрессивность «естественна», то, стало быть, в основе своей она не подлежит оценочному суждению, так что поневоле приходится с ней смиряться. И так, ко всеобщему ущербу, живет большинство людей даже и в Церкви. Удивительно то, что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости (thymikón) говорили как о свойстве души, однако гнев (thymós) и ярость (orghé) считались пороками. История Церкви, основанная Тем, Кто сказал о Себе: Я кроток и смирен сердцем (Мф 11, 29) и Кто учил нас, что именно этому мы должны научиться от Него, вся пронизана насилием.

Здесь мы не имеем в виду такие события Средневековья, как крестовые походы или сожжение ведьм, на которые обычно ссылаются в данном контексте. Гораздо удивительней агрессивность, которую обнаруживали многие церковные люди в отношении к себе подобным, в особенности тогда, когда можно было обвинить другого в ереси или хотя бы навлечь на него тень подозрения в ней. Тогда даже известные отцы Церкви не находили ничего дурного в том, чтобы, по крайней мере на словах, излить на другого ничем не сдерживаемую агрессивность.

Известной жертвой этой внутрицерковной агресссивности был человек, который сам немало размышлял над «гневом» — Евагрий Понтийский (345 – ок. 399)[1], сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского. У Евагрия мы находим исключительно разработанное учение о гневе, над которым стоит как следует поразмыслить. Евагрий был также великим учителем молитвы и мистической жизни, которую — непосредственно или косвенным образом — копировали в последующие времена. Так вот, неконтролируемая агрессивность, что понимают только немногие, — это величайший враг духовной жизни в целом и в частности, смертельный враг молитвы.

«Если наилукавейший бес, многие употребив [хитрости], не может помешать молит ве праведника, то он немного отступает, но затем, когда молитва закончена, мстит ему. Ибо этот бес либо возжигает гнев в нем, разрушающий наилучшее состояние [души], возникшее в результате молитвы, либо побуждает к неразумному наслаждению и глумится над умом»[2].

В мои намерения не входит научная или хотя бы исчерпывающая разработка темы гнева у Евагрия. Мне кажется гораздо более важным попытаться проанализировать то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, так, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни. Ибо какой смысл в том, чтобы с полным пониманием и «удовольствием говорить о делах отцов», если при этом мы не потребуем от себя лично «поступать так же, приняв на себя те же труды»[3]? Это было бы mutatis mutandis (с определенными оговорками) то же самое, что и вера для бесов: она им совершенно без пользы (см.: Иак 2, 19).

Однако мы совершенно неверно поня ли бы Евагрия, если бы увидели у него лишь простое осуждение порока. Страсть, как и вообще зло, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь — по-гречески она называется также páthos (как нечто вторичное, паразитирующее на душе и ее способностях, которые по своей природе, будучи сотворены Богом, здоровы)[4]. Порок — это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одного из двух иррациональных, однако самих по себе добрых[5] начал души, а именно — ее «яростной части» (thymikón). Ее действие «в соответствии с природой» есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель.

Читать еще:  К чему снится опаздывать в загс. Приснилось, что расписались в загсе с любимым

Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь (agápe)[6], которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же — прежде всего как кротость (praótes).

Кроткая любовь творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет[7] ум, то «мать познания»[8], кроткая любовь, делает его [ум] созерцательным[9]. И если гнев делает молитву невозможной[10], то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине»[11].

Итак, ставка в этой игре очень высока. Кто дает овладеть собой гневу, тот не может реализовать своего собственного призвания, вложенного в него при творении. Ибо ум был создан именно для того, чтобы он познавал[12], а молитва, в которой познание Бога достигает своего наивысшего выражения, есть «действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление»[13]. Тот, кто всеми силами стремится к «истинной молитве» и в то же время впадает в гнев или памятозлобие, подобен безумному[14]. Столь же безумному, как и тот, кто, желая лучше видеть, выжигает себе очи раскаленным железом. [15]

На карту поставлено наше достоинство творений Божиих, одаренных разумом (lógos), которые в силу этого дара обретают способность войти в непосредственные, личные отношения со своим Творцом. Ибо что остается человеку, если он не может осуществить этого истинного своего призвания?

Книгу можно приобрести:

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Цитаты — 7

. гневу прежде всего бывают подвержены пожилые люди, тогда как молодые чаще всего осаждаемы чревоугодием, то есть телесной страстью.

Без любви сдержанность, аскеза – не добродетель, но скорее порок. Ведь бесы не нуждаются ни во сне, ни в пище, ни в других подобных вещах. Кто этого не понимает, пусть лучше и не пытается вступать на монашеский путь.

Если с одной стороны, цель духовной жизни состоит в том, чтобы возвести человека на «высоту почти ангельскую», сделать его «равным Ангелам», то с другой стороны, гнев низводит его на уровень ниже его природы, «озверивает» (apotherioi) его и делает из него «беса».

“Когда мы формируемся в материнском лоне, то живем жизнью растений, когда рождаемся, то живем жизнью животных, а когда вырастаем – жизнью ангелов или бесов. Основа первой жизни – это одушевленная субстанция, основа второй – чувства, основа третьей – наша предрасположенность либо к добродетели, либо к пороку” (Евагрий Понтийский)

“Когда мы формируемся в материнском лоне, то живем жизнью растений, когда рождаемся, то живем жизнью животных, а когда вырастаем – жизнью ангелов или бесов. Основа первой жизни – это одушевленная субстанция, основа второй – чувства, основа третьей – наша предрасположенность либо к добродетели,… Развернуть

“Было время, когда зла ещё не существовало, и будет время, когда зла больше не будет. Но никогда не было времени, когда не существовала бы добродетель, и никогда не будет времени, когда её не будет” (Евагрий Понтийский)

Об этом “змее прямо бегущем”, что вас осаждает, вы не должны даже и думать; не принимайте его всерьёз и не бойтесь его. Ибо это беглый раб, который скверно жил и теперь скрывается от господина своего. Не уступайте ему до самой смерти! Господь наш дал вам власть “наступать на змей и скорпионов”, а вы боитесь демонов только оттого, что они свистят? Змей только и может, что пугать.

Об этом “змее прямо бегущем”, что вас осаждает, вы не должны даже и думать; не принимайте его всерьёз и не бойтесь его. Ибо это беглый раб, который скверно жил и теперь скрывается от господина своего. Не уступайте ему до самой смерти! Господь наш дал вам власть “наступать на змей и скорпионов”, а… Развернуть

Итак, первый и самый достоверный признак уныния – состояние внутренней неустойчивости, которое может проявляться по-разному. нас не устраивает наше местопребывание, ремесло, которому мы учились, или общество старых друзей и знакомых. Невозможно довести до конца начатый труд, дочитать книгу. Едва ты принимаешься за что-нибудь, тут же откладываешь. Причём нередко даже не отдаешь себе отчёта в происходящем. всегда находятся веские причины “хоть что-то изменить”.

Итак, первый и самый достоверный признак уныния – состояние внутренней неустойчивости, которое может проявляться по-разному. нас не устраивает наше местопребывание, ремесло, которому мы учились, или общество старых друзей и знакомых. Невозможно довести до конца начатый труд, дочитать книгу. … Развернуть

Источники:

http://artpos.ru/horoscopes-rasgadas/gabriel-bunge-otec-gavriil-bunge-gnev-delaet-cheloveka-besom-otec.html
http://pravoslavie.ru/73106.html
http://www.livelib.ru/author/529393/quotes-gavriil-bunge

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: