Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его. Быть верным – это значит не только избегать измен

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его

Теза о Фейербахе К. Маркса.

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его

Об этом аспекте философии давно заставлял задумываться 11 й тезис Маркса о Фейербахе: философы до сих пор лишь объясняли мир, а дело заключается в его изменении. Строгое требование к философии: переход от духовного освоения к практическому. Здесь есть своя логика: практическая деятельность людей отрицалась духовной: философия – любовь к мудрости, а не любовь к действию (Сократ). Но сама по себе любовь к мудрости, воспарившая от прозы жизни, и вызывала у людей негативное отношение к философам. У Маркса мы встречаем серию мыслей об «обмирщении философии», т.е. о возврате ее к прозе бытия. Отсюда и 11 й тезис: давайте не только объяснять мир, но и переделывать его по мере человека.

Дух, идеи, теории, концепции материализуются через деятельность людей, масс. Отсюда бы и начать разработку теории деятельности марксизма. Но это не было понято и, более того, – было запрещено. Родилась половинчатая концепция общественных отношений: человек есть совокупность общественных отношений.

Без понимания, что отношения создаются, существуют, воспроизводятся и пр. только в человеческой деятельности: производственная деятельность – производственные отношения, политическая деятельность – политические отношения, торговая деятельность – торговые отношения и пр.

Полное, завершенное, логичное развертывание философской проблематики должно найти отражение в учении о деятельности, в праксиологии. Термин, конечно, занят Т. Котарбиньским, но он сводил праксиологию к ее частному моменту – практическая деятельность, «хорошая работа», бизнесменская деятельность.

Праксиология как четвертый лик философии – это учение о деятельности человека в его отношении к универсуму. Это и духовная, и практическая деятельность, познавательная и оценочная, методологическая и прагматическая, чувственная и логическая, проектная и реализационная, репродуктивная и новаторская.

Выше и гносеология, и аксиология, и методология трактовались в этом функциональном ключе. Но там еще человеческая деятельность не была в своей стихии, она была ориентирована на объект (гносеология и аксиология) или на подготовку субъекта к онтологическому внедрению (методология). Праксиология – это реализация потенциального в актуальном. Человек движется от относа к относу, от мира к миру, от универсума к универсума. Главное: человек деятельно утверждает себя в универсуме. Ни гносеология, ни аксиология, ни методология не выводят еще нас на этот аспект философского осмысления человека в мире. Просто говоря: человек не только отражает, но и творит мир. Человек не только духовно, но и практически осваивает универсум. Человек не только отражает, но и преображает мир. Он создает новую среду, «вторую природу», искусственный мир, технический мир, ноосферу и пр.

Читать еще:  Старец Паисий Святогорец: Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности. Тревожно-мнительный тип личности в психологии

В концепции пермской философской школы (В.В. Орлов) эта идея доведена до логического конца: человек достраивает материю.

Сегодня легко говорить обо всем этом и даже предлагать методологические основания построения любой теории на основе принципа деятельности: теория экологической деятельности, теория архитектурной деятельности, теория управленческой деятельности и т.д.Все это – способ преодоления статуарного рассмотрения социальных объектов как образований, как институтов, как ячеек, как систем, как совокупностей продуктов, результатов. Критически была воспринята, например, книга М. Маркова «Искусство как процесс», потому что искусство рассматривалось как продукт!

Человек есть, прежде всего, деятельное существо. Деятельность – функциональный стержень социума. А уж потом за деятельностью открываются четыре социальных образования, создающие сферу общества в базисе деятельности – потребности и способности, в надстройке деятельности – отношения и институты.

5.Методологія, логіка пізнання та філософія пізнання – схожість та відмінність сутності.

Методология-теория о методе познания, выяснение способа познания, совокупности принципов, подходов к изучаемому предмету, это теоретическая деятельность,изучаемая средства познания.

Логика познания- логика науки)применение идей, методов и аппарата логики в анализе научного познания. Развитие логики всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т. д. Теории логической правильности оказываются в конечномсчете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.

Философия познания-направление в философии, которое исследует структуру научного знания, способы и методы научного познания, способы развития научного познания.

Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его

Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его
С немецкого: Die Philosophen haben die Welt nur vcrschieden interpretiert, es kommt aber darauf an, sie zu verandern.
Из работы «Тезисы о Фейербахе» (1845, опубл. 1888) Карла Маркса (1818—1883). Эти слова высечены на пьедестале памятника Карлу Марксу на Хайгетском кладбище в Лондоне. Открытие памятника состоялось 14 марта 1956 г. (Правда. 1956. 16 марта).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его” в других словарях:

МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия

Читать еще:  Узнать что меня прокляли. Как узнать, есть ли порча или проклятие

НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ — основное философское произведение Маркса и Энгельса . Будучи в целом завершена к 1846, при жизни авторов книга не была опубликована, увидев свет лишь в 1932. Н.И. являет собой набор разнородных текстов, ее архитектоника не соответствует исходному … Социология: Энциклопедия

Любовь в трудах Фромма — Любовь ответ на проблему человеческого существования[1]. Содержание 1 Любовь это абстракция 1.1 … Википедия

Искусство любить — У этого термина существуют и другие значения, см. Искусство любить (фильм). «Искусство любить» (англ. «The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love») изданная в 1956 работа психоаналитика и философа фрейдомарксиста Эриха… … Википедия

Диалектический материализм — философия марксизма ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой… … Большая советская энциклопедия

Маркс, Карл — Запрос «Маркс» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Карл Генрих Маркс Karl Heinrich Marx … Википедия

Маркс — I (Marx) Адольф Бернхардт (15.5.1795, Галле, 17.5.1866, Берлин), немецкий историк и теоретик музыки, педагог, композитор, доктор философии (1828). Изучал композицию у Д. Тюрка в Галле, с 1820 совершенствовался у К. Цельтера в Берлине. В… … Большая советская энциклопедия

Маркс Карл — Маркс (Marx) Карл (5.5.1818, Трир, ‒ 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению… … Большая советская энциклопедия

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ» — название небольшой рукописи К. Маркса, состоящей из 11 тезисов, крые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.) 1845. Написание тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», который возник у Маркса и Ф.… … Философская энциклопедия

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ — (CRITICAL THEORY) Эту форму социального анализа часто отождествляют с Франкфуртской школой критической социологии ХХ в., хотя очевидно, что понятие критики является более старым и более широким. Понятие критики означает вынесение отрицательного… … Социологический словарь

Запись на стене

“До сих пор философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его” – знаменитый тезис Карла Маркса. Я считаю его неверным.

Дело в том, что люди в любом случае будут менять мир: с философией или без нее, – в ходе практической деятельности, в борьбе за существование они так или иначе будут предпринимать какие-либо действия, исходя из своих интересов, преобразовывая мир. Быстрее или медленнее – не важно, мир будет меняться. Но у человека не может быть абстрактной цели изменить мир. Важно тут не изменить мир ради того, чтобы его изменить, а изменить определенным образом, в соответствии с интересом человека. И вот чтобы понять, как этот мир нужно изменить, для этого нужно понять, что он из себя представляет, т.е. объяснить его, найти в нем нужные точки опоры и т.д. Вообще здесь у Маркса проскальзывает идеалистический взгляд на науку и мышление, когда якобы наука что-то там должна менять. Не зря он говорит “философы должны изменить мир”. Почему он не сказал, “люди” вместо “философы”? Как будто прерогатива менять мир закреплена именно за людьми науки, т.е. за наукой. Этот мир меняют не философы, а вообще люди. А люди могут быть и философами, и не философами, – при этом все они будут объективно менять этот мир своими действиями. Но философ дополнительно еще и пытается объяснить этот мир. Как практический человек, он его меняет; как философ, он его объясняет. Поэтому для философа дело заключается именно в том, чтобы объяснить этот мир.

Читать еще:  Что значит стоянка запрещена. Знак остановка и стоянка запрещена

Здесь, борясь с религиозными догмами, с так называемой метафизикой, Маркс, отстаивая движение, перегнул палку. Тот факт, что мир меняется, еще не значит, что мы должны стремиться его менять. Если животные эволюционируют, то это не значит, что они должны стараться эволюционировать. Как я уже говорил, все мы, люди, в общем своими действиями меняем этот мир. Но каждый конкретный человек всегда исходит из своих конкретных материальных интересов, и если он меняет мир, то не ради высшей абстрактной идеи поменять этот мир, а только потому, что это каким-то образом удовлетворяет его какой-то конкретный интерес.

Кстати, когда я кому-то рассказываю о Марксе, то я не делаю акцента на том, что он был философом. Я всегда акцентирую, что он был великим экономистом и обществоведом. То, что он вскрыл законы исторического движения общества, не означает, что он внес что-то новое в философию. Диалектический материализм вовсе не является новой ступенью в материализме, а скорее является откатом в идеализм. Маркс так и не смог избавиться от гегельянского балласта, который он подхватил в молодости. Марксизм (я имею в виду правильное в марксизме) – это учение об обществе, но никак не философия.

Источники:

http://lektsii.org/3-103990.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2880/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%8B
http://vk.com/wall-77297705_6247

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: