Философский пароход 1922. Философский пароход в цифрах

“Философский пароход” (1922 год): эмиграция интеллигенции

Тема данной статьи – “Философский пароход”. “Что это такое?” – может возникнуть вопрос у читателя. Данное явление может рассматриваться в нескольких смыслах. В узком “философский пароход” – это собирательное название двух рейсов пассажирских немецких судов. На них были доставлены в Штеттин (Германия) из Петрограда философы, а также другие видные представители русской интеллигенции. Однако в действительности явление это было более широким, не ограничивающимся двумя пароходами. Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Какую роль сыграло для страны изгнание интеллигенции?

Это событие сыграло в судьбе нашей страны отрицательную роль. Ведь изгнанию подлежали представители творческой интеллигенции: ученые, философы, педагоги, врачи, поэты, писатели, деятели искусства. И все лишь потому, что они отстаивали в своей деятельности и творчестве принцип духовной свободы. “Философский пароход” превратился в символ эмиграции интеллигенции.

Беспрецедентным актом во всей мировой истории стала высылка передовых мыслителей. Власть таким образом целенаправленно и добровольно снижала духовный и умственный потенциал своего народа, изгоняя из государства самых образованных, талантливых и творческих людей. Все они оказались помехой в цели подчинения влиянию партии всего народа.

Положительная роль изгнания

Корабли увозили в изгнание, в неизвестность, без права возвращения множество интеллигентов. Глядя с позиции современности, в свете жестоких репрессий, которым был подвергнут народ в годы советской власти, можно иначе оценить это событие. Высылаемые свое изгнание воспринимали как трагедию. Однако оно оказалось на самом деле их спасением. А таланты и знания этих людей стали достоянием мирового искусства, культуры, науки. Не говоря о том, что уцелели семьи тех, кто сел на “философский пароход”. Да и сам Ленин и его соратники эту акцию рассматривали как акт “милосердия”.

Три волны эмиграции

Уникальным явлением в мировой истории является “философский пароход”. 1922 год, однако, – это лишь начало. Множество наших соотечественников покинули Родину в последующие годы. В три волны проходила эмиграция. Заметим, что Россия – единственное государство в Европе, из которого была осуществлена в 20 веке массовая эмиграция граждан, принудительная (“философский пароход”) и добровольная. После Гражданской войны, в период между 1920 и 1929 годами, страну покинуло от 1,5 до 3 млн жителей, разочарованных введенными властью большевиков порядками: репрессиями, борьбой с инакомыслием и партийной диктатурой. Интеллигенция отправлялась в государства Западной Европы, Китай, Америку, Турцию, Маньчжурию. Однако это была лишь первая волна эмиграции. За ней последовала вторая – во время, а также после Второй мировой войны. Тогда за рубежом оказались порядка 1,5 млн советских граждан. С возникновением легальной возможности отправиться за границу, которая была предоставлена в начале 1970 годов, последовала и третья волна, продолжающаяся и по сей день.

Причины эмиграции

Почему же люди согласились сесть на “философский пароход”? 1922 год – очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру – пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.

В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и “Новую жизнь”. А ведь именно здесь печатались из номера в номер “Несвоевременные мысли” Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, “приручить” ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав “философский пароход”. Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.

Пароходы и поезда, на которых отправлялись люди. “Первое предостережение”

В 1922 году, 29 сентября, пароход “Обербургомистр Хакен” (на фото ниже) отошел от Петроградского причала.

16 ноября в направлении к Германии отправилась “Пруссия” – еще один “философский пароход”. Эмиграция интеллигенции продолжилась 19 сентября, когда из Одессы в Константинополь проследовало очередное судно. Из Севастополя был отправлен пароход “Жанна” 18 декабря. Кроме того, поездами высылались за рубеж: из Москвы – в Германию и Латвию, а также через Финляндию, Польшу и афганскую границу поезда отправлялись в другие страны. Уникальный груз вез “философский пароход” 1922 года – славу нашей страны: философов и профессоров с мировым именем, труды которых считались в Европе и в мире вершиной научной и философской мысли; врачей, учителей, а также других представителей интеллигенции.

По распоряжению Ленина высылались они без суда и следствия, так как судить было не за что: предметом суда не могло стать отстаивание свободы мысли, а также отказ от единомыслия, навязываемого сверху. Л. Троцкий (на фото ниже) писал, что интеллигенция была выслана потому, что не было повода ее расстрелять, но невозможно было терпеть.

Основной целью этой высылки было заставить интеллигенцию молчать, запугать ее. Это являлось предостережением: не следует выступать против советской власти. Посвященная высылке статья в “Правде” не случайно была названа “Первое предостережение”.

Чем мешала большевикам интеллигенция?

Большевики не рассматривали интеллигенцию как политическую силу, опасную для себя. Троцкий в “Известиях” писал, что “политически ничтожны” элементы, которые высылаются. Однако они являются потенциальными орудиями в руках возможных врагов. Большевики, захватив после Октябрьского переворота единоличную власть, не чувствовали себя вполне уверенно, осознавая, что власть их является незаконной. Поэтому они боялись ее потерять. “Диктатура пролетариата”, установленная ими, являлась в действительности произволом партийной номенклатуры. Партия старалась всяческим образом искоренить инакомыслие. Для этого следовало очистить страну от граждан, способных анализировать и мыслить самостоятельно, пресечь кардинально критику власти и свободомыслие. Организовав отправление “философского парохода”, партия надеялась выполнить эту задачу.

Крушение надежд

Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии “Самопознание” Н. А. Бердяев (фото его представлено ниже) писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он – сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а “персоналистический”.

Читать еще:  Какой православный праздник 5 декабря. Православный календарь

Имена самых значительных изгнанников

В числе изгнанных были Н. А. Бердяев – один из лучших философов России 20 века, такие известные философы, как С. Л. Франк, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. А. Боголепов, С. Н. Булгаков, Ф. А. Степун, Н. А. Ильин, И. И. Лапшин, Н. С. Трубецкой, а также А. В. Фроловский (историк), Б. П. Бабкин (физиолог), М. Осоргин (писатель). Среди изгнанных находились и прогрессивные передовые профессора, и руководители школ и высших учебных заведений, включая ректоров Петроградского и Московского университетов.

Репрессии до 1922 года

В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже – тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры – бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая – выдворена из страны или помещена в лагеря.

Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции

В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.

Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.

Дальнейшая судьба изгнанников

Большинство изгнанников сначала очутилось в Германии. Однако со временем основная их часть перебралась в Париж, оказавшийся настоящим центром русской эмиграции. Высокий профессиональный и интеллектуальный уровень изгнанников способствовал тому, что все они смогли устроиться по специальности. Кроме того, они создали научные и культурные ценности, ставшие достоянием Америки и Европы.

Теперь вы знаете, что это за понятие – “философский пароход”. Люди, которые покинули тогда Родину, не были предателями. Они пошли на этот вынужденный шаг для того, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность, послужить своей стране и всему миру хотя бы за границей.

Философский пароход

«Филосо́фский парохо́д» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.

Содержание

История

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу» [1] .

Л. Д. Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно» [2] .

«Философский пароход» в узком смысле — собирательное имя для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября) и Preussen (16—17 ноября) [3] , доставивших из Петрограда в Штеттин более 160 человек. Высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию.

Среди высланных летом — осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34.

Краткая хронология [4]

  • 1921, август. Разгром Помгола и арест членов Помгола.
  • 1921—1922. «Профессорская забастовка».
  • 21 февраля 1922. Письмо Ленина Л. Б. Каменеву и И. В. Сталину с предложением «…уволить 20—40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно». Речь шла о профессорах МВТУ.
  • 12 марта 1922. Программная статья Ленина «О значении воинствующего материализма» («Под знаменем марксизма», № 3).
  • Март—октябрь. Всероссийские съезды учёных, на которых открыто критиковалась социально-экономическая политика властей: Всероссийский агрономический съезд (март), Всероссийский съезд врачей (май), I Всероссийский геологический съезд (май), Всероссийский съезд сельскохозяйственной кооперации (октябрь).
  • 19 мая 1922. Записка В. И. Ленина Ф. Дзержинскому о подготовке высылки «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции».
  • Июнь 1922. Первыми за границу отправлены известные общественные деятели, бывшие руководители Помгола — С. Н. Прокопович и Е. Д. Кускова.
  • 27—28 июня 1922. Аресты врачей, участников 2-го Всероссийского съезда врачебных секций и секции врачей Всемедикосантруда, в дальнейшем сосланы.
  • 16 июля 1922. В. И. Ленин пишет письмо в ЦК с предложением арестовать и выслать без объяснения причин «несколько сот» представителей интеллигенции.
  • 10 августа 1922. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке», согласно которому допускается в административном порядке (то есть без суда) «высылка за границу или в определенные местности РСФСР» «лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям». Срок высылки согласно декрету не может превышать трёх лет.
  • Лето 1922. Органами ГПУ составлены три списка: московский — 67 человек (на 23 августа), петроградский — 51 человек, украинский — 77 человек (на 3 августа 1922 года); итого 195 человек. За многих учёных ходатайствовали различные ведомства и люди. В конечном счёте изгнанию подлежало примерно 160 человек.
  • 16—17 августа. Аресты и обыски по спискам в Москве, Петрограде и Казани. 17—18 августа аресты на Украине. Арестовать удаётся не всех. Арестованные дают подписку о невозвращении в РСФСР под угрозой смертной казни.
  • 31 августа 1922. В «Правде» публикуется сообщение о высылке, в котором указывалось, что «наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов, высылаются частью в Северные губернии России, частью за границу Среди высылаемых почти нет крупных научных имен Высылка активных контрреволюционных элементов и буржуазной интеллигенции является первым предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям. Советская власть по-прежнему будет высоко ценить и всячески поддерживать тех представителей старой интеллигенции, которые будут лояльно работать с Советской властью, как работает сейчас лучшая часть специалистов. Но она по-прежнему в корне будет пресекать всякую попытку использовать советские возможности для открытой или тайной борьбы с рабоче-крестьянской властью за реставрацию буржуазно-помещичьего режима».
  • 31 августа. На заседании комиссии по высылке под председательством Ф. Э. Дзержинского в результате ходатайств было решено отменить высылку в отношении 9 питерцев и 19 москвичей.
  • 31 августа—1 сентября 1922. Аресты и обыски среди «антисоветского студенчества». Из 33 намеченных к аресту арестовано 15 человек, оставлены 2 засады.
  • 19 сентября 1922. На пароходе из Одессы в Константинополь прибыли представители украинской интеллигенции — историк А. В. Флоровский и физиолог Б. П. Бабкин. Дальнейшая судьба учёных, включённых в «Украинский список», как пишет А. Н. Артизов, небольшая часть которой была выслана в сентябре—октябре 1922 года и встретила в Праге радушный приём, оказалась более трагичной. После письма Политбюро КП(б)У в Политбюро РКП(б) о нежелательности «укрепить за счет эмигрантов украинское националистическое движение» они были сосланы в отдалённые губернии РСФСР.
  • 23 сентября 1922. Поездом Москва—Рига отправилась следующая крупная партия «инакомыслящих», в числе которых были А. В. Пешехонов, П. А. Сорокин, И. П. Матвеев, А. И. Сигирский и другие. Следом за ними поездом Москва-Берлин отправились Ф. А. Степун, Н. И. Любимов и др.
  • 29 сентября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Обербургомистр Хакен», пассажирами которого были философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, А. А. Кизеветтер, М. А. Ильин (Осоргин), М. М. Новиков, А. И. Угримов, В. В. Зворыкин, Н. А. Цветков, И. Ю. Баккал, профессор МВТУ В. И. Ясинский и другие. 30 сентября пароход прибыл в Штеттин. На борту находилось примерно 30—33 человека из Москвы и Казани, а также из других городов (с семьями примерно 70 человек).
  • 16 ноября 1922. Из Петрограда отплыл пароход «Пруссия», на котором в изгнание отправились Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, И. И. Лапшин и другие. Всего — 17 высланных из Петрограда (с семьями — 44 человека). 18 ноября они прибыли в Штеттин. Помимо них на пароходе в качестве пассажиров выехали за границу академик Н. А. Котляревский, профессора Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, М. В. Кирпичёв, математик Д. Ф. Селиванов и другие.
  • 3 декабря 1922. В Берлин прибыли депортированные из Грузии (60 человек).
  • 1923. По данным на 20 января 4-ым Отделением СО ГПУ выслано за границу из Москвы, Петрограда и Украины 57 человек, в том числе 20 профессоров. Однако один из них (Н.Рожков) указан в списке ошибочно: решением Политбюро он был выслан в Псков[5] .
Читать еще:  Карти таро гадания. Карты таро онлайн

Список высланных

Среди высланных русские философы и мыслители:

Философский пароход: приплыли!

В минувшую пятницу в Москве в уютном зале Некрасовской библиотеки состоялась дискуссия, приуроченная к данному событию. Основными докладчиками были Александр Витальевич Репников доктор исторических наук, заместитель начальника Центра документальных публикаций РГАСПИ, профессор и Светлана Юрьевна Лутошкина кандидат социологических наук, МГУ имени М.В. Ломоносова. Все присутствовавшие в зале слушатели также могли принять участие в дискуссии, высказать свое мнение или задать вопрос гостям.

Как стало известно из вступительного слова А.В.Репникова, “философский пароход” – это примитивизация, ведь на борту корабля были не только философы. Такое название акция советского правительства получила во времена перестройки. Море слез было пролито по отплывшим именно в горбачевскую эпоху – эпоху повального предательства партноменклатуры, лизаблюдского преклонения перед Западом и т.п. Именно в тот период под неусыпным взором партии начали выпускаться ограниченными тиражами работы философов и писателей – пассажиров философского парохода По мере необходимости информационные шлюзы открывались все шире. Было время, – вспоминал Репников, – когда к таким работам тянулись, чтобы увидеть некий “новый” взгляд.

Стоит отметить, что пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Основная волна антисоветской интеллигенции и студенчества была отправлена за рубеж в 1922 году, единичные случаи были в 1923 году. Многие уезжали семьями, поэтому общие цифры разнятся.

“Всего 195 человек — врачей, профессоров, педагогов, экономистов, агрономов, кооператоров, литераторов, юристов, инженеров, политических и религиозных деятелей, а также студентов — были в первых списках 1922 года на выдворение. 35 человек были вычеркнуты из списков после удовлетворения различных ходатайств.”

“По данным на 20 января 1923 года, 4-м отделением спецотдела ГПУ выслано за границу из Москвы, Петрограда и Украины 57 человек, в том числе 20 профессоров. Однако один из них (Н.А. Рожков) указан в списке ошибочно: решением Политбюро он был выслан в Псков”.

Википедия, Философский пароход

Гости дискуссии сошлись в одном, что большевики поступили правильно, в том смысле, что сохранили антисоветским интеллигентам жизнь. За границей они продолжали творить и творить успешно, влиять на умы. Как понимает читатель, влиять на умы антисоветчиной. У многих высланных была тяжелая судьба, многие работали не по профессии, но единицам удалось забраться достаточно высоко по карьерной лестнице.

Самым успешным изгнанником по мнению докладчиков стал Питирим Сорокин – русско-американский социолог. С.Ю. Лутошкина считает, что внимание В.И.Ленина к фигуре П.Сорокина в одной своей статье и последующая высылка его за границу (на поезде) сыграли на руку опальному социологу, сделали его знаменитым за рубежом априори. И только потом, прислуживая буржуазии, Сорокин смог разработать в противовес марксистской классовой теории деления общества свою знаменитую теорию стратификации, которая прижилась сначала на буржуазном Западе, а после развала СССР, и в буржуазной России. Сорокин не принял социалистическую революцию и причислял ее к «четырем социальным монстрам», другие три: война, голод и эпидемии. Странно, что после февральской буржуазной революции Сорокин чувствовал себя прекрасно и даже работал в аппарате временного правительства.

Читать еще:  Что значит икать в субботу. Икалка во вторник дневная и ночная по времени суток, часам правдивая — признание в любви, для девушек, женщин, мужчин: список примет

“Сорокин окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь Л. Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930‒64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии. Один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности и социальной стратификации”.

Питирим Сорокин, БСЭ, Изд. 3.

Отправились в так называемое плавание и другие не менее интересные персонажи, например, Иван Ильин – идеолог русского фашизма. По словам Репникова у Ильина были сложные отношения с национал-социалистами. С одной стороны Ильин приветствовал национал-социализм, с другой был противником фашизма. Такое деление национал-социализма и фашизма очень интересный ход буржуазных идеологов, которые стараются запутать трудящихся в понимании истории и действительности. Так, ученый-архивист Репников уже запутался или нет? Ему ли не знать, что в СССР, тем более при Сталине, такого деления не было и не могло быть. Национал-социализм – это демагогическая занавеска фашизма, сам термин фашизм означает не что иное как политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии.

Что говорить о неподготовленных обывателях, если доктор исторических наук делит фашизм и национал-социализм на разные политические течения, а наемному работнику, кандидату социологических наук Лутошкиной ближе деление общества по Сорокину, а не по Марксу. Хотя, Лутошкина считает, что система Маркса не только оценочная, но и занимается поиском некоей справедливости.

Репников объявил свои политические взгляды нейтральными, объяснив это влиянием профессии.

“Мы, как архивисты, люди спокойные. Документы Троцкого лежат на одной полке, на другой полке документы Сталина, на третьей Ленина, на четвертой представителей русской православной церкви и все документы лежат в одном месте, и друг с другом не спорят. Я, как архивист, подхожу к этому философски.”

В том-то и беда господина Репникова, что он зашорен рамками своей профессии. Документ с документом, естественно, спорить не могут, спорят люди, сознательно или бессознательно охваченные той или иной идеей (убеждениями), которая в свою очередь есть производная чьих-то интересов (в итоге классовых). И как бы не старались архивисты не вешать ярлыки, объективно раскрывать ту или иную историческую персону, им придется подучить философию. Философию не в том смысле, в котором употребляет этот термин архивист Репников, т.е. в смысле нейтральности, а в смысле тех идей, которые исторические персоны несли в массы. Раз подход должен быть объективный, дайте объективную оценку их идей и свое отношение к ним.

В ходе дискуссии гости и ведущий отметили, что сегодня в России, да и во всем мире, существует проблема “мифологизированного знания”, основанная на фальшивых документах, на высосанной из пальца статистике, на недобросовестных работах историков и т.п. Мало правдивой информации, точнее, она растворяется в общем потоке информации. Любители истории порой не могут отыскать публикации о качественной научной литературе, которая в России с горем пополам, но выпускается. Но самое главное, что запрос на знания у молодежи есть, а так же есть желание самим разобраться в истории и действительности. Для этого нужна лишь объективная информация, в том смысле, что имевшая место в реальной истории. А вот освободиться от политической ангажированности, наверное, не удастся. Необходимо сравнивать позиции, но все позиция должны быть доступны для сравнения, вот, с этим в буржуазной России проблемы. Так было и так будет в классовом обществе. Противоположная официальной точка зрения будет замалчиваться, извращаться и т.п. Как заметил Репников, Временное правительство отменило цензуру, достаточно просмотреть газеты тех лет, и что с этим правительством стало? Здесь профессор не совсем объективен. Возможно, на волне февральской революции буржуазная цензура оне была столь сильна, но тот же разгром редакции большевистской газеты правда 5 июля 1917 года, говорит об обратном.

Отойдя в предоставленном слове от темы дискуссии, Репников показал себя не только запылившимся в архивах профессором, но и человеком, которому не чужды проблемы страны и образования.

“Тут мы выйдем на вопрос, а есть ли у нас государственная политика четкая. для развития молодого поколения, для просвещения? Не для забивания головы огромным количеством всех этих публицистических, как бы, работ, а для поиска, для научного знания? Здесь, хотим ли мы этого или нет, будем говорить о школе, потому что из школы приходят в ВУЗ, и в школе у них накапливаются очень своеобразные знания. Люди приходят, и их, по сути, приходится переучивать.Мы с вами будем говорить о ВУЗовской системе, вспомним зарплаты педагогов, здесь мы вспомним индекс Хирша в Scopus и т.д. Мы вспомним, что за эти индексы в начале доплачивали, потом доплачивать перестали. Здесь мы вспомним количество часов. поговорим о бюрократизации, наконец. “.

Ведущий одернул профессора и усилием воли Репников вернул свои мысли в русло дискуссии. Похоже и мы все дальше удаляемся от философского парохода или он от нас, может это к лучшему?

В заключение хотелось бы отметить еще несколько интересных моментов “подслушанных” на дискуссии. Во-первых, 28 сентября в Москве в Выставочном зале федеральных архивов открылась историко-документальная выставка «В.И. ЛЕНИН», рассказывающая об основных этапах его общественно-политической деятельности. Во-вторых, это трехтомник Владлена Логинова о Ленине: “Выбор пути”(2005), “Неизвестный Ленин”(2010) и “Заветы Ильича”(2017), рекомендованный доктором исторических наук к прочтению. В-третьих, порадовало высказывание Репникова о современных “историках”:

“В отношении Кремлева. в отношении публицистики, я все-таки не комментирую, иначе мы с Вами уйдем в разбор ошибок в книгах Старикова, Мультатули, а Кремлев – это примерно тоже самое, такой же уровень – публицистический. А я все-таки отталкиваюсь от исторических работ”.

Вот за это “откровение для многих” большое Вам, Александр Витальевич, спасибо.

Помимо вышеизложенного в ходе дискуссии было озвучено много других интересных фактов, поэтому смотрите видео (ссылка прилагается) и приходите поучаствовать в будущих мероприятиях в Некрасовской библиотеке. Что же касается контрреволюционеров, которых Ленин отправил на философских пароходах и поездах за границу, то этот большевистский гуманизм, который практиковался большевиками постоянно, вернулся СССР сторицей и встал колом, но все мы умные задним числом.

Источники:

http://www.syl.ru/article/199544/new_filosofskiy-parohod-god-emigratsiya-intelligentsii
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/282446
http://pikabu.ru/story/filosofskiy_parokhod_priplyili_5385402

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: