Философия как историческая форма сознания. Формы общественного сознания

Формы общественного сознания

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. В нашей философской литературе встречается утверждение, что термин «формы» устарел, что его можно заменить понятиями «вид» общественного сознания, «сфера» общественного сознания и т. д. Однако это утверждение не представляется верным, ибо данные понятия не несут в себе философского содержания. С точки зрения философии наиболее адекватным является именно понятие формы.

Критерий разграничения форм сознания носит комплексный характер. Поскольку не существует какого-то одного признака, по которому можно было бы отделить все формы сознания друг от друга, предстоит выявить несколько таких признаков, которые в совокупности, в комплексе могли бы послужить искомым критерием разграничения форм общественного сознания. Таких при­знаков можно насчитать четыре.

Во-первых, формы общественного сознания отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, политическое сознание отражает отношения между классами, нациями, государствами, отношение к проблеме власти. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сил неземных, сверхъестественных, божественных.

Если же обратиться к таким разным формам знания, как наука и философия, то различить их по предмету отражения практически невозможно. Обычно ссылаются на то, что наука имеет своим предметом «особенное», конкретные законы различных форм движения материи, а предметом философии являются всеобщие законы бытия и познания. Из этого следует, однако, лишь то, что конкретные науки и философия имеют разные предметы познания, но почему они являются разными формами общественного сознания, на основе данного критерия определить невозможно. Поэтому предмет отражения является лишь одним из признаков, отделяющих одну форму общественного сознания от другой.

Во-вторых, формы общественного сознания различаются по формам отражения. Так, наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей и т. д., искусство в форме художественных образов, в религии исходными являются церковные догматы, в морали — нравственные чувства и нравственные нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что различия по формам отражения, и весьма существенные, имеются, но далеко не всегда можно провести здесь четкое различие. Например, в политическом сознании, как и в научном, существуют понятия и теории, хотя политическое сознание не всегда научно. По формам отражения также трудно отличить философию и науку, моральное и правовое сознание.

Понятие «отражение» не тождественно духовному освоению действительности, а представляет собой один из элементов этого освоения. Есть формы сознания, более близкие друг другу с точки зрения форм отражения (например, наука и философия). Иногда различия в формах отражения более очевидны (наука и искусство). Поэтому и форма отражения — лишь один из признаков разграничения форм общественного сознания.

В-третьих, формы общественного сознания различаются по особенностям своего развития, что можно наглядно проследить на сопоставлении развития науки и искусства. В науке осуществляется прогресс познания, и в этом состоит ее движение вперед. Но, скажем, применительно к искусству прогресс познания вряд ли может рассматриваться в качестве основного показателя развития.

В сфере искусства, конечно, тоже может иметь место прогресс познания, но искусство заключает в себе особый тип знания, отличный от научного. Однако самое главное — для понимания развития искусства важны эстетические критерии, которые в науке такой существенной роли не играют. Следовательно, для понимания развития той или иной формы общественного сознания необходимо выявить ее особенности и выработать на основе этого специфический для этой формы сознания критерий развития.

В-четвертых, формы общественного сознания различаются так­же по выполняемым ими социальным функциям. Здесь на первый план выступают практические различия между ними. Именно различия функций прежде всего выявляют своеобразие каждой формы общественного сознания. Например, наука имеет функции познавательную и практическую как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет познавательную, идеологическую (воспитательную) и эстетическую функции. Моральное сознание является основой формирования нравственной личности, фактором внутренней регуляции человеческого поведения, отношения человека к другим людям и т. д.

Социальные функции, таким образом, характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку, являющемуся как бы итоговым, все формы общественного сознания можно разделить на две большие группы. К первой относятся политическое сознание, право и мораль, которые связаны с регулированием человеческих отношений и поэтому выступают как формы духовно-практического освоения социальной действительности. Ко второй группе относятся наука, искусство и философия, которые в большей степени представляют собой именно формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей человека действительности, конечно, посредством общественных отношений и практической деятельности людей. Промежуточное место занимает религия, которая предстает и как форма мировоззрения и одновременно как регулятор человеческих отношений, особенно в тех обществах, где она представляет влиятельную силу, занимает доминирующее положение.

Таковы основные признаки, которые в совокупности позволяют отграничить одну форму общественного сознания от другой. Причем каждый последующий признак как бы в снятом виде включает в себя предыдущие, а не является просто рядоположенным с ними. Поэтому из них и формируется целостный критерий выделения отдельных форм общественного сознания.

Читать еще:  Горицкий женский монастырь переславль залесский. Успенский горицкий монастырь

То, что общественное сознание выступает в различных формах, придает ему многообразие, многокрасочность, многомерность, свидетельствует о его богатстве. К этому следует добавить, что уровни и формы сознания взаимно пересекаются. Например, идеологический аспект присутствует практически во всех формах сознания, а в политическом сознании он является определяющим. То же можно сказать и об общественной психологии, которая так или иначе присутствует в различных формах общественного сознания, придавая им соответствующую эмоциональную окраску.

Наконец, формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, взаимно проникают друг в друга и влияют друг на друга. При этом как к самим формам, так и к их взаимодействию надо подходить исторически, поскольку для каждого исторического типа общественного сознания характерен и особый тип взаимодействия его форм. Например, в средние века, в эпоху феодализма, доминирующей формой общественного сознания в обществе была религия. Наука была развита очень слабо, а все другие формы сознания практически либо подчинялись религии, либо сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В капиталистическом обществе происходит изменение типа взаимодействия форм сознания: на первый план выступают такие его формы, как политическое, юридическое сознание, наука. Но продолжает играть важную роль и религия.

Взаимодействие форм общественного сознания в истории социализма претерпело сложную эволюцию и его нельзя определить однозначно. Устойчивой тенденцией является выдвижение на первый план политики, политизация всех форм общественного сознания, что не всегда имело лишь позитивное значение (например, в период культа личности это негативно сказывалось на развитии науки, искусства, философии). В условиях перестройки начинают формироваться более гармоничные отношения между различными формами сознания, позволяющие каждой из них полнее выявить свою специфику. Но это сложный и противоречивый процесс.

Анализ форм общественного сознания и разработка критерия их разграничения имеют методологическое значение для исследования общественного сознания конкретных обществ, ибо в реальной жизни все эти формы и уровни переплетаются друг с другом.

Философия как форма общественного сознания

Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т.е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Различаются они содержательно — в трактовке мира в целом, его основы, первоначала, а также в средствах постижения своего объекта. Если в религии на первом плане находится вера, то в философии, несмотря на многообразие ее средств постижения реальности, ведущим средством являются методы рационального познания. Одно из определений философии таково: философия — это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоз-зрение своей эпохи. В данном определении выражено ведущее начало философского знания под углом зрения средств освоения действительности.Философия — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.

Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общитель-ности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Каждый из этих способов, считает А. Мерсье, является родовой формой аутентичных суждений и соответствует четырем кардинальным подходам — науки, искусства, морали и мистики. Исходя из этого, философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое. Философия является квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества. Но это, по А. Мерсье, не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания.

12структура:онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. На гносеологическом уровне , философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика — учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель — выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия — дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества.Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека.

Читать еще:  Годы жизни парацельса. Легенда о докторе Парацельсе (это интересно знать)

Функции:Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).критической – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.Аксиологическая (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.Воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.Прогностическая заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Период становления русской философии –11—17 века Этот этап называют по-разному; древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западно — европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды; 11—14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15—16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность. Она возникает в Киевской Руси и тесно связана с процессом христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 году. Русская философия впитала в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской мысли в христианизированном виде. При этом она с самого начала использоваласвой собственный письменный язык, созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием. Характерной особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах. Это органическое единство философии и культуры имело положительные и отрицательные последствия. Поскольку монастыри были концентрацией духовной жизни Древней Руси, то это, прежде всего и повлияло на характер философских учений. И этическая и историческая мысль, в общем, основывалась на теократическом принципе христианства; эмпирическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу. Русская церковь взяла от Византии идею священной миссии царской власти. Согласно ей, царь подобен всевышнему Богу. Интенсивное проникновение в Россию западноевропейской науки, просвещения, распространение теории Коперника, которую преследовала церковь, — все это играло важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.

Читать еще:  Какими были русские русалки. Упоминания о русалках в истории

Философио.Ру

Философский уголок

Философия как форма общественного сознания

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар — разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.

Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ — Френсис Бэкон — выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: «Знание — это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!»
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки — истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.

Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные — отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что — нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве — семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле «на виду у всех» и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.

Источники:

http://filosofka.ru/society/formy-obshhestvennogo-soznanija/
http://studopedia.ru/6_126602_filosofiya-kak-forma-obshchestvennogo-soznaniya.html
http://www.filosofio.ru/filosofiya-soznaniya/filosofiya-kak-forma-obshchestvennogo-soznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector