Фаянсовый иконостас церкви преображения господня в саввино. Изразцовые иконостасы

LiveInternetLiveInternet

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Статистика

Удивительный фаянсовый иконостас

Саввино. Церковь «Преображения господня».
Фаянсовый/фарфоровый иконостас изготовлен на фабрике М.С Кузнецова:

«ФАЯНСОВЫЙ ИКОНОСТАС» на Яндекс.Фотках
Храм приобрел и главное свое украшение — удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).

Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

«ХРАМ в САВВИНО» на Яндекс.Фотках

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными.

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с . Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было. »

. в середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних — прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан — а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго — целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов — возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них — «Гром», — весил 365 пудов, а маленький — 19.

Читать еще:  День обретения мощей сергия радонежского. Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение — удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева — Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» — попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения.
russian-church.ru


Процитировано 9 раз
Понравилось: 3 пользователям

Фаянсовые иконостасы Саввинской церкви

Микрорайон Саввино в Балашихе возник на месте одноименного старинного села, появление которого, в свою очередь, связывают с именем инока Саввы. В конце XIX столетия это место стало бурно развиваться благодаря появившейся здесь мануфактуре Товарищества Викула Морозова. В те же годы в селе был построен большой Преображенский храм. Главным украшением Саввинской церкви являются три уникальных иконостаса, созданных более ста лет назад из фаянса на заводе М.С. Кузнецова.

Легенда гласит, что свое название село Саввино получило по имени инока московского Симонова монастыря Саввы, который обменял вотчину в Переславском уезде на землю у реки Чернавки для создания небольшой обители. Здесь в XIV веке монахи Симонова монастыря основали скит, от которого, однако, не сохранилось никаких следов. Не осталось упоминаний о пустыни и в исторических документах. Таким образом, Саввино может быть связано с личностью преподобного Сергия Радонежского, ведь Симонов монастырь в Москве был основан при жизни и по благословению Троицкого игумена его племянником святителем Феодором – будущим архиепископом Ростовским. Закономерно, что один из пяти приделов нынешнего Спасо-Преображенского храма в Саввино освящен во имя Сергия Радонежского.

Большой Саввинский храм имеет пять престолов: Преображения Господня, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Архангела Михаила и Николая Чудотворца. По своим размерам и богатому убранству храм более подходил бы не для села, а для города. Размах строительства, основная часть которого завершилась в 1873 году, объясняется двумя фактами. Во-первых, в середине XIX века недалеко от Саввино прошла линия Московско-Нижегородской железной дороги. Во-вторых, к концу того же столетия Саввино стало крупным фабричным поселком: здесь появилось хлопкопрядильное предприятие учрежденного в 1882 году «Товарищества Саввинской мануфактуры Викула Морозова сыновей, И.К. Полякова и Ко».

Викула Елисеевич Морозов принадлежал к знаменитой старообрядческой фамилии предпринимателей. В религиозном отношении он принадлежал к ветви брачного поморского согласия беспоповцев. По легенде, карьера компаньона Викулы Морозова по Саввинской мануфактуре Ивана Полякова стала стремительно развиваться благодаря набожности. Выходец из простонародья старовер-беспоповец Иван Кондратьевич Поляков служил сторожем при московском доме миллионера Викулы Морозова, но обратил на себя внимание хозяина как человек, хорошо читающий Священное Писание. Викула Елисеевич поставил его помощником в домовой староверческой моленной, а затем назначил приказчиком, доверял коммерческие дела, пока, наконец, Поляков не стал пайщиком Саввинской мануфактуры.

Читать еще:  Чем намазать зеркало чтобы не было отражения. Что нельзя делать напротив зеркала

Старообрядцы-беспоповцы Викула Морозов и Иван Поляков заботились о благоустройстве жизни рабочих мануфактуры в Саввино. Они строили объекты социальной инфраструктуры, помогали возводить и православный храм. Считается, что именно Викула Морозов пожертвовал в Преображенскую церковь его главное украшение – три фаянсовых иконостаса, изготовленных на Конаковской фабрике М.С. Кузнецова. К счастью, в советские годы Саввинский храм закрывался лишь ненадолго, поэтому сохранились многие старые иконы, утварь и в том числе уникальные для Подмосковья иконостасы.

Самым распространенным материалом для иконостаса в русском храме во все времена было дерево. Первые известные керамические иконостасы появились в Подмосковье: их и сегодня можно увидеть в семи боковых приделах Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Иконостасы были возведены ценинных дел мастерами в середине XVII века в технике достаточно грубого изразца. Долгое время иконостасы Ново-Иерусалимского монастыря оставались единственными в своем роде, так как после патриарха Никона и вплоть до конца XIX века технология не развивалась. Все изменилось, когда на фабриках «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова» стали производить церковную утварь и иконостасы из фаянса. Развитые технологии изготовления керамики в то время уже позволяли делать тонкую и в то же время умеренную по цене работу.

В 1895 году на фабрике М.С. Кузнецова были созданы первые два иконостаса из фаянса. Их установили в Ново-Афонском монастыре в Абхазии и Покровской церкви на Боровой улице Санкт-Петербурга. К сожалению, оба не сохранились до нашего времени. В самом начале XX века Товарищество Кузнецова постепенно наращивало производство керамических иконостасов, и в предреволюционные годы их изготавливали уже по семь или восемь штук ежегодно. Самый знаменитый кузнецовский керамический иконостас участвовал во Всемирной выставке в Париже 1900 года, где получил награду «Гран-При-де-Франс». В том же году этот иконостас, расписанный эмалью и майоликой, приобрел русский промышленник и меценат Петр Петрович Рыковский для православного храма святого князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне. Там иконостас находится и сегодня.

Искусствовед М.В. Винницкий писал, что до 1917 года было создано более семидесяти фаянсовых кузнецовских иконостасов, из которых до наших дней сохранилось порядка двадцати. По другой версии, в Российской империи и за ее пределами было тридцать восемь православных храмов с кузнецовскими иконостасами, а до нашего времени уцелели лишь пять. В любом случае, иконостас в Преображенском храме Саввино является единственным среди церквей Москвы и Московской области.

Фаянсовый иконостас церкви преображения господня в саввино. Изразцовые иконостасы

Войти

Удивительный фаянсовый иконостас

Саввино. Церковь «Преображения господня».
Фаянсовый/фарфоровый иконостас изготовлен на фабрике М.С Кузнецова:

«ФАЯНСОВЫЙ ИКОНОСТАС» на Яндекс.Фотках
Храм приобрел и главное свое украшение — удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).

Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

«ХРАМ в САВВИНО» на Яндекс.Фотках

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными.

Читать еще:  Скорпион влюбился в рыбу. Совместимость Рыбы и Скорпиона — идеальные отношения

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с . Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было. »

. в середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних — прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан — а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго — целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов — возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них — «Гром», — весил 365 пудов, а маленький — 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение — удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне — Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева — Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального — 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/pechy/post132354596
http://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/fayansovye-ikonostasy-savvinskoj-cerkvi/
http://izrazcy.livejournal.com/3606.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector