Евангельские притчи. Митрополит Иларион: Евангелие как объект научного исследования

Евангельские притчи. Митрополит Иларион: Евангелие как объект научного исследования

Митрополит Иларион: Евангелие .

Он, по мнению приверженцев теории, представлял собой сборник изречений Иисуса Христа, которые пользовались популярностью; их переписывали, рукописи передавали из рук в руки, и на основе этих изречений постепенно стала создаваться некая мифология вокруг личности Иисуса Христа. Стали выдумывать разные истории о том, что это был за человек, как он жил, приписали ему разные чудеса, сочинили историю его воскресения. А сам «первоисточник» постепенно исчез, так как был заменен Евангелиями, которые стали более популярными. Существует большое количество ученых, которые не просто верят в существование этого источника, но даже опубликовали его, хотя в природе его никогда не было. Никто не нашел ни одной его рукописи, даже клочка, — «источник Q» просто сочинили ученые на основе отдельных фраз, выбранных из канонических евангельских текстов и апокрифических евангелий.

Ученые сначала создали некую модель того, каким, по их представлениям, должен был быть Иисус. Затем они составили модель того, что Он мог говорить и что в Евангелиях восходило бы к так называемому историческому Иисусу, а что, по их мнению, является плодом позднейшей редакции. Они вообразили себе, что Иисус говорил очень краткими и простыми фразами, например: «блаженны нищие» или «блаженны плачущие», потом взяли евангельский текст и стали из него вычленять короткие фразы, утверждая, что они и есть то, что говорил «исторический Иисус», а в конце I века некий человек, называвший себя Матфеем, для своей церковной общины решил расширить фразы Иисуса и, например, написал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5: 3 ) . По мнению приверженцев этой теории, два слова там принадлежат Иисусу, а все остальное сочинил некий церковный автор. Со всей серьезностью ученые пытаются путем декомпозиции евангельского повествования вычленить «исторического Иисуса» из текста, который говорит о том, как жил и чему учил Иисус Христос.

Буквально на днях в Москве завершился симпозиум, который собрал 70 ученых из разных стран мира, работающих в области Нового Завета. Некоторые из них рассказывали о теории «источника Q», обосновывая, почему этот источник должен был существовать. Но проблема заключается в том, что этого источника не было — он является выдумкой ученых.

Попытки найти некий «альтернативный образ» Иисуса — не тот, который показан в Евангелиях, — предпринимаются уже на протяжении длительного времени, более 200 лет. Несомненно, они будут предприниматься и дальше. Но проблемой для всех этих ученых является то, что они вынуждены работать с одним и тем же текстом. Есть, конечно, так называемые апокрифические евангелия, но ни одно из них не содержит полную историю Иисуса Христа; в них можно увидеть лишь некие фрагментарные изречения, Ему приписываемые. Некоторые ученые считают, что апокрифические евангелия можно использовать в качестве достоверного источника. Но Церковь на очень раннем этапе эти тексты отвергла, и отвергла небезосновательно: в отличие от четырех Евангелий, которые представляют один и тот же образ Иисуса Христа, хоть и каждое по-разному, апокрифические источники представляют Иисуса совсем другим. По сути, образ, который возникает из них, несовместим с каноническими Евангелиями. Так или иначе, приходится делать выбор, и Церковь его сделала с самого начала в пользу этих четырех Евангелий.

В чем, собственно, уникальность свидетельства евангелистов? Дело в том, что двое из них говорили о том, что видели сами, а двое записали слова ближайшего свидетеля. Евангелист Иоанн, который, помимо Евангелия, написал еще три послания и книгу Апокалипсис, свое первое послание начинает словами: «…о том… что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… и возвещаем вам» ( 1 Ин. 1: 1 ) . То есть их повествование является свидетельством увиденного. И именно тем оно ценно.

Последующая история этого литературного памятника была историей его толкования. Надо сказать, что толкований Евангелия было очень много и в древнюю эпоху, писать их продолжают и в новую эпоху. Я написал свое толкование Евангелия, правда, оно не мое собственное — толкование основано на древних и современных источниках, с которыми я работал. Книга «Иисус Христос. Жизнь и учение» — это первый том шеститомного труда, который я написал в качестве комментария к Евангелию. Работая над книгой, я, прежде всего, обращался к евангельскому тексту, пытался понять и показать читателю его особенности.

В этом тексте есть тематические пласты, блоки. Например, все евангелисты рассказывают о чудесах Иисуса Христа, и этих чудес в Евангелиях описано очень много. Около 30 полноценных рассказов о них присутствует в евангельском повествовании; кроме того, присутствуют многочисленные упоминания о том, что Иисус совершал чудеса. Эти чудеса были разного рода: исцеления от болезней, изгнания бесов, также описаны три случая воскрешения мертвых. Рассказано несколько случаев, как Иисус демонстрировал Свою власть над природой. Например, говорится о том, что лодка, на которой находился Иисус Христос с учениками, оказалась посреди шторма на Галилейском озере. Иисус спал на корме, потому что устал.

Новые научные методы доказывают подлинность Евангелия

Экспертный совет открытого конкурса “Просвещение через книгу” в 2016 году в номинации “лучшая духовно-просветительская книга” присудил первое место митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву) за первый том серии книг “Иисус Христос. Жизнь и учение”, выпущенный издательством Сретенского монастыря. После вручения награды в Храме Христа Спасителя во вторник митрополит дал краткое интервью РИА Новости, в котором рассказал о новых научных методах, подтверждающих подлинность священных текстов, о важности поддержки духовной литературы, а также о причинах прекращения диалога с либеральными протестантами на Западе. Беседовал Виктор Хруль.

— Ваше Высокопреосвященство, как складывалась работа над книгой?

— Я очень долго шел к этой книге, много раз подступался к этой теме и всякий раз говорил себе, что еще рано. Когда я начинал лет десять или даже пятнадцать назад писать книгу “Православие”, она должна была открываться разделом об Иисусе Христе, но когда я к нему приступил, то понял, что нужно идти дальше и рассказать об истории Церкви.

Читать еще:  Имя для девочки ева эвелина что означает. Эвелина: значение и история имени, судьба и характер

Если вы выйдете на улицу, начнете останавливать людей и спрашивать, что такое Церковь, зачем она нужна, вам дадут разные ответы. Кто-то скажет, Церковь это обряды, она нужна для того, чтобы крестить, венчать, отпевать. Другой скажет, Церковь нужна, чтобы учить людей делать добро, она помогает людям становиться лучше. Это так. Но если бы меня спросили, о чем Церковь, что в ней самое главное, я бы ответил очень коротко: “Церковь — она о Христе”. Самое главное и самое лучшее, что есть в Церкви — это Христос. И в какой-то момент я почувствовал, что мне нужно взяться за эту книгу.

Я поставил перед собой очень простую задачу: пройти по тексту Евангелия и, вчитываясь в каждый стих, в каждое слово, заново, прежде всего для себя, пережить евангельскую историю. Было в истории человечества это удивительное событие — когда сам Бог захотел стать человеком, когда Он явился на землю, прожил свою короткую жизнь среди людей, умер за людей и потом воскрес.

— Каков общий замысле вашего многотомного исследования?

— О Христе написаны четыре Евангелия. Я начинаю с вопроса: почему их четыре — не больше и не меньше? Почему Церковь не захотела из четырех повествований сделать одно, чтобы устранить те противоречия, которые там, как кажется, имеются? Затем я последовательно стал изучать евангельскую историю. Первоначально мне захотелось написать одну книгу об Иисусе Христе, но материала оказалось столько, что в одну книгу все не вместилось, их получилось шесть.

Та, что сегодня здесь представлена, повествует о начале Евангелия. В ней 800 страниц, но мне удалось на них представить только начальные главы четырех Евангелий. Поэтому у этой книги будет продолжение. В ноябре должна выйти вторая книга, она будет посвящена Нагорной проповеди Иисуса Христа, затем третья и четвертая книги — о чудесах Господа и Его притчах, пятая — Евангелию от Иоанна и шестая — самая главная — посвящена страданиям, смерти и воскресению Спасителя. И только в шестой книге будут ответы на некоторые вопросы, поставленные в первой. Поэтому я надеюсь, что те, кто прочел первую книгу, осилят и все шесть. Для удобства читателей и ради снисхождения я решил публиковать не все книги сразу, а выпускать их по очереди — так, чтобы у аудитории было время прочитать одну до тех пор, как выйдет другая.

— Какое место в вашем исследовании занимает западная христологическая традиция? Какими иностранными источниками вы пользовались?

— Я очень много пользовался современной научной литературой, и это в основном западная литература преимущественно на английском языке, который у меня в наиболее рабочем состоянии. Для каждого из шести томов “Иисуса Христа” мне пришлось прочитать и проработать около 200 книг. Среди этих книг есть, конечно, и какие-то древние комментарии, толкования святых отцов, но преимущественно это современная научная литература.

Хотя к тем выводам, которые делают современные ученые, мне очень часто приходится подходить критически, потому что по мере прочтения их работ у меня сложилось свое видение. Мне показалось, что в современной западной науке, помимо многих интересных открытий и содержательных работ, есть также и много лишнего, того, с чем можно и даже нужно поспорить.

— Как повлияет нынешнее свертывание богословского диалога Русской Православной Церкви с протестантами, в том числе и в области христологии?

— Я думаю, что богословский диалог в любом случае должен продолжаться, и хотел бы отметить одну, на мой взгляд, очень положительную тенденцию в современной западной библеистике. Лет двести назад библеистика в германских университетах начиналась с того, что либеральные немецкие ученые отвергли все, что только можно — воскресение Спасителя, Его чудеса. Они объявили неподлинными большинство посланий апостола Павла и так далее. То есть все начиналось с самого радикального отхода от церковной традиции.

И библейская новозаветная наука ХХ века в значительной степени еще питалась этими отравленными соками либерального протестантского немецкого подхода к священным текстам. Но постепенно, к концу XX века, эти позиции стали пересматриваться, и сегодня, с появлением в том числе и новых методов литературоведческого анализа, появляются ученые, которые говорят: а ведь, в сущности, Церковь-то была права…

Вот доказывали, например, что семь посланий апостола Павла — подлинные, а семь — подложные. Это обосновывали какими-то подсчетами встречающихся или отсутствующих терминов. Сейчас появились новые способы подсчета, новые подходы к тексту, более совершенные, основанные иногда на чисто математическом компьютерном анализе. И вот неожиданно при применении к священным текстам новых методов выясняется, что они все подлинные. И этот разворот в современной новозаветной науке меня очень радует. Я думаю, что рано или поздно после двухсот с лишним лет блужданий по беспутьям новозаветная наука придет к тому, о чем всегда говорила Церковь.

— Патриарх сказал недавно жесткие слова в связи с невозможностью диалога с протестантами. Как это скажется на деятельности возглавляемого вами Отдела внешних церковных связей?

— То, что сказал Патриарх, в полной мере отражает позицию нашего отдела, который выполняет служебные функции: мы работаем по заданию священноначалия.

К сожалению, в диалоге с современным западным либеральным протестантизмом мы сталкиваемся с такими проблемами, которые иногда делают этот диалог не просто затруднительным, а даже невозможным.

В каких-то случаях мы его прекращаем — например, в случае с Церковью Швеции. Вот только что папа Франциск летал в Швецию, встречался там с женщиной-архиепископом. А мы — после того, как в Церкви Швеции произошел целый ряд событий, с которыми мы согласиться категорически не можем, которые мы считаем отходом от традиционной христианской экклезиологии, то есть учения о Церкви, и особенно в связи с событиями, которые мы считаем пересмотром нравственного учения — просто прекращаем диалог. Поэтому с Церковью Швеции мы не поддерживаем контактов. Но с какими-то другими протестантскими общинами, тем более с протестантскими общинами в нашей стране, которые в целом стоят на консервативных позициях, защищают евангельскую нравственность, мы, конечно, ведем диалог.

Читать еще:  К чему снится брат бросил. К чему снится брат родной по соннику

— А повлияет ли как-то визит Папы римского в Швецию и общение с женщиной-архиепископом на православно-католические отношения?

— Думаю, что нет. Это внутреннее дело католической церкви — с кем общаться, а с кем не общаться.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1

Содержание

Предисловие

В истории нет человека, о котором было бы столько написано. Библиография о Нем включает в себя Евангелия, послания апостолов, творения отцов Церкви, литургические тексты Восточной и Западной Церквей, многочисленные христологические трактаты разных эпох, сочинения православных, католических и протестантских теологов, размышления об «историческом Иисусе» авторов нового времени, художественную и научную литературу. Эта библиография состоит из сотен тысяч томов, миллионов страниц, ознакомиться с которыми не под силу не только одному человеку, но даже целому научно-исследовательскому институту. Спустя две тысячи лет после пришествия в мир Иисуса Христа мы ощущаем пророческую силу слов, завершающих корпус Четвероевангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ).

В истории нет другого человека, которому посвящено такое количество произведений живописного искусства. Лик Иисуса и отдельные события из Его жизни запечатлены для нас в многочисленных изображениях, начиная от фресок римских катакомб II-IV веков, равеннских мозаик V-VI веков, бесчисленных византийских и русских икон, западных средневековых картин и статуй, творений художников эпохи Возрождения и кончая произведениями, появившимися в новое время и продолжающими появляться на наших глазах.

Иисусу Христу посвящены музыкальные произведения, начиная от раннехристианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «пассионы» Баха, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и произведений современных композиторов, работающих как в классических, так и в популярных жанрах.

В обширный список произведений художественного творчества, посвященных Иисусу, следует включить появившиеся уже в XX веке экранизации Его земной жизни и отдельных ее эпизодов,

а также огромное количество документальных фильмов об истории Иисуса и Его учеников, о местах, где протекала Его земная жизнь, о различных аспектах Его деятельности и учения, о становлении и развитии основанной Им Церкви.

Ни об одном человеке не было столько сказано устно, сколько сказано и говорится об Иисусе Христе. В течение нескольких десятилетий после смерти и воскресения Иисуса информация о Нем распространялась преимущественно устным путем, и лишь на каком- то этапе своего развития Церковь начала письменно фиксировать устные предания. Но и после того, как были написаны Евангелия, христианское богослужение непременно сопровождалось устной проповедью епископа или священника. Так продолжается в течение почти двух тысяч лет. И ныне в сотнях тысяч христианских храмов, существующих практически во всех частях света, за каждым богослужением звучит проповедь об Иисусе, и каждый раз православный или католический священник, протестантский или баптистский пастор старается сказать что-то об этом Человеке.

Ни одна другая фигура в человеческой истории не стала предметом столь многих научных исследований. Целый раздел христианской теологической науки – христология – посвящен осмыслению феномена Иисуса Христа. Тысячи профессоров со своих университетских кафедр рассуждают об Иисусе, о различных чертах Его личности и аспектах Его учения, об эпизодах из Его жизни, и сотни тысяч студентов пишут на эти темы сочинения и диссертации. Во многих странах жизнь и учение Иисуса изучается в рамках школьного курса, и миллионы детей слушают учителей, рассказывающих им историю Иисуса из Назарета.

К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является

Спас. Икона. XIV в.

жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода ( Лк. 2:41–52 ), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение

православной христологии – учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу – воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Читать еще:  Фреска рублева. Школьная энциклопедия

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он – Бог. В-третьих, для тех, кто, может

быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX-XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям – попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя – Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

В конечном итоге нам бы хотелось ответить на главный вопрос: что Иисус принес людям и зачем Он нужен современному человеку? Прошло две тысячи лет с тех пор, как Он жил и учил: почему Его образ и проповедь по-прежнему актуальны? Что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, вызовами, проблемами и трагедиями?

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелетней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ – это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ – вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

В нашем исследовании будут использованы оба ключа. Каждое из содержащихся в сейфе сокровищ мы будем вместе с читателем распаковывать и рассматривать.

Четыре евангелиста. Икона. XVI в.

Православного читателя может удивить, что и в этой, и в последующих книгах серии мы будем называть нашего главного героя тем именем, которое было дано Ему при рождении, не заменяя это имя на более привычные для церковной традиции эпитеты: Господь, Спаситель, Сын Божий. Мы делаем это сознательно, по нескольким причинам. Во-первых, именем «Иисус» Его называют все четыре Евангелиста. Во-вторых, наши книги обращены не

Уверение Фомы. Фреска. Дуччо. 1311г.

только к тем, кто «по умолчанию» считает Иисуса Господом, Спасителем и Сыном Божиим: для нас важно доказать читателю, что Иисус был именно Тем, за Кого Его принимает Церковь. В-третьих, как было сказано, нас интересует прежде всего человеческая история Сына Божия, Его земная биография, которая начинается с Его рождения и наречения Ему имени Иисус ( Мф. 1:25 ).

В одном из заключительных эпизодов этой истории, как она изложена в Евангелии от Иоанна, апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении воскресшего Иисуса, отказывается поверить в Его воскресение. Восемь дней спустя Иисус вновь является группе апостолов; на этот раз Фома – среди них. Иисус показывает ему раны на Своем теле и говорит: Не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ). Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ).

Иисус становится Господом и Богом для тех, кто из неверующих превращается в верующих. И нашим горячим желанием является то, чтобы каждый, кто прочитал Евангелие, закрывал книгу с теми же словами, которые произнес Фома. Этой цели в конечном итоге подчинено и наше путешествие по страницам евангельского текста, которое мы начинаем в настоящей книге.

Будучи первой в шеститомной серии, эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне.

Спас. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Отдельные тематические главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Иисусом и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги мы попытаемся набросать портрет Иисуса, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Разбору евангельских текстов в книге предшествует краткая история и анализ современного состояния новозаветной науки, а также описание источников, с которыми мы будем работать в этой и последующих книгах серии.

Вторая книга серии будет посвящена Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). Третья и четвертая книги посвящены, соответственно, чудесам и притчам Иисуса. В пятой книге мы обратимся к тем сюжетам из Евангелия от Иоанна, которые не имеют параллелей в синоптических Евангелиях. В шестой книге будут рассмотрены повествования о последних днях земной жизни Иисуса, Его страданиях, смерти и воскресении. Именно в свете этих повествований, составляющих кульминационный пункт каждого из четырех Евангелий, в полной мере раскрывается значение личности и дела Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого.

Источники:

http://xn--b1algoccq.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/724a48aa387fadf94f916c1183f012cf/3
http://pravoslavie.ru/98356.html
http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/iisus-hristos-zhizn-i-uchenie-nachalo-evangelija-kniga-1/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: