Эти славные индейцы православные. Много русских и православные храмы – местная жительница рассказала о жизни на Аляске

Аляска: русские корни американской культуры

18 октября – день присоединения Аляски к США

Несмотря на то, что история Русской Америки закончилась в 1867 году, когда колония на Аляске была продана США, Православие и русская культура по-прежнему живы здесь и продолжают оказывать значительное влияние на регион, а в частности — на искусство. Во многом это связано с самой историей православного миссионерства на этой земле, которое стремилось не уничтожить местные традиции, но придать им абсолютно новый импульс.

Русские купцы, промышленники и православные миссионеры появились на территории Северной Америки в начале восемнадцатого века. Первое постоянное русское поселение – Гавань Трех Святителей на острове Кадьяк, было основано купцом Григорием Шелиховым в 1784 году. В том же годы сюда прибыли и первые миссионеры Русской Православной Церкви — группа монахов Валаамского монастыря. Через десять лет ими был воздвигнут храм Воскресения Спасителя.

С самого начала принципы деятельности православных миссионеров в корне отличались от установок других миссионерских групп, которые во многом были нацелены на уничтожение индейских культур и индейской идентичности. Дело в том, что общим место для Америки того времени было устойчивое представление: будущее коренных народов (их прогресс и развитие) виделось в насаждении среди них европейского образа жизни и европейской культуры, приведение всего под единый европейский стандарт. С этой целью создались резервации и специальные школы-интернаты для индейских детей. Но русские миссионеры пошли абсолютно другим путем.

Они позволяли аборигенам сохранять свою культурную самобытность и традиционные виды искусства, к которым относятся алеутская и тлингитская резьба и роспись по дереву, а также древние стили ткачества чилкат и равенстэил.

Расцвет миссионерской деятельности Русской Церкви на Аляске связан с именем святителя Иннокентия Московского, Апостола Аляски. Отец Иоанн Вениаминов (будущий владыка Иоанн) прибыл на Аляску в 1824 году, и сильно поспособствовал созданию письменного алеутского языка, а также развитию алеутской литературы в девятнадцатом веке. Кроме того, с его именем связано распространение грамотности среди коренного населения: им были построены храмы, а также школы для детей, что положило начало истории билингвального (то есть двуязычного, в данном случае — русско-алеутского) образования на Аляске. Также отцом Иоанном была построена первая семинария в Ситке. Музыка и рисование входили в школьную программу, а семинаристы к 1840-м годах начали изучать иконопись и церковную музыку.

Когда ему было всего шестнадцать лет, он написал иконы, которые, наряду с искусной алеутской резьбой по дереву, украсили иконостас новой православной церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке. Есть основания полагать, что все семь икон, составлявшие ее иконостас принадлежат его руке.

Алеутский иконописец Григорий Петухов родился в 1828 году в Уналашке и умер в возрасте тридцати лет в Ситке. Он участвовал в росписи тлингитской церкви Святого Воскресения в Ситке (церковь больше не существует). Известны лишь несколько работ Петухова. Он написал иконы архангелов Гавриила и Михаила, которые в настоящий момент находятся в церкви Святого Успения Богородицы в Кенае.

Православные индейцы Аляски: чем уникальны их иконы

Индейцы Аляски, крещённые в православии, для совершения культовых обрядов имеют возможность посещать церкви и молиться иконам, на которых библейские сюжеты и лики святых написаны в уникальной манере.

Христианизация

Миссионеры православной церкви, впервые ступившие на землю Аляски в 1795 году, основали на острове Кадьяк колонию, которую назвали Гавань святого Павла (ныне город Кадьяк). Именно с этого события началась христианизация коренных народов заокеанского владения Российской империи, которое 18 октября 1867 года официально вошло в состав США.

Однако и после этого русские священнослужители продолжали обращать местное население в свою веру. Но вместо уничтожения дохристианской культуры и насаждения якобы прогрессивных европейских ценностей, миссионеры из России стремились придать обычаям коренного населения новый импульс и вектор развития в лоне православия, с сохранением их национальной идентичности.

Делая это очень корректно, с уважением к древним традициям индейцев, монахи заслужили доверие эскимосских и алеутских шаманов, которые не стали ограничивать аборигенов в свободе выбора вероисповедания и даже способствовали их переходу в восточное христианство.

По словам следователя Дмитрия Урушева проповеди монахов наибольшее недоверие вызывали у индейцев-тлинкитов, которые, опасаясь, стать рабами или «калгами» русских, не спешили принимать их веру, отстаивая свою позицию убийствами православных посланников.

Читать еще:  Кельтская церковь. Кельты: новые святые в наших святцах

На сегодняшний день самой благочестивой с точки зрения Московского патриархата территорией Аляски является зона расселения эскимосов-юпиков – крупнейшего православного народа самого северного штата США.

Экстерьер и интерьер

Чтобы коренные народы Аляски, заходя в храмы или молясь перед красным уголком в доме, ощущали истинную поддержку Всевышнего и святых, толерантные православные иерархи поощряли сплетение русских и индейских традиций в религиозной культуре.

Возводимые по канонам православия храмы Аляски внешне нисколько не отличались от своих российских собратьев, однако их интерьер поражал своей самобытностью.

Аборигены использовали для его украшения местные отделочные материалы, традиционную алеутскую и тлинкитскую резьбу по дереву, сотканные в стиле чилкат и равенстэил полотна, вырезанные из дерева кресты, связанные из трав распятия, уникальные росписи.

Иконы

Значительной трансформации подверглась и православная иконопись, которая, используя все канонические художественные средства, под воздействием местной культуры обрела уникальные черты.

Руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько объясняет сей факт тем, что лик святого это не просто портрет, а прежде всего кладезь символов, смыслов и посылов, которыми через иконописца Господь общается с каждым прихожанином.

Дабы контакт с высшей силой получился более доверительным, человеку необходимо, чтобы с иконы на него смотрел человек, внешне похожий на него, или лицо наделённое чертами чужеземца действовало среди знакомого пейзажа. Именно поэтому из череды образов, так легко определить те, что написаны краской или вышиты бисером православными с Аляски.

К числу наиболее талантливых иконописцев полуострова принадлежат Георгий Петухов и Василий Круиков, жившие в XIX веке.

Несмотря на типично русскую фамилию, художник Петухов происходил из алеутов и за отмеренные ему тридцать лет земной жизни успел создать немало росписей и икон, часть из которых сохранились поныне.

Для знакомства с его творчеством можно заглянуть в церковь Святого Успения Богородицы в Кенае, где находятся написанные им иконы архангелов Гавриила и Михаила. На этих религиозных полотнах библейские персонажи вписаны в гористый ландшафт Аляски с характерной для неё сумеречной, тёмно-синей цветовой гаммой.

Внук русского колониста, самоучка Василий Круиков первые шаги в иконописи сделал в 16 лет, и у современных искусствоведов есть резонное основание предполагать, что составляющие иконостас церкви Святого Вознесения Господа Нашего в Уналашке семь икон принадлежат его кисти.

Среди них можно обнаружить икону св. Андрея Первозванного, изображённого на фоне местного пейзажа с характерным для острова Уналашка вулканом и безлесым пейзажем.

Аналогичный антураж присущ созданной неизвестным автором иконе Святителя Иннокентия, которая украшает собой часовню св. Александра Невского (г. Акутан).

Особым колоритом отличается уникальная икона св. Германа Аляскинского, кропотливо сплетённая искусницей Элеанор Наумофф из стеклянного бисера.

К слову, безмерно чтимый индейцами св. Герман Аляскинский вместе с не менее уважаемыми св. Иннокентием, праведными мучениками Ювеналием и Петром-Алеутом являются сугубо аляскинскими святыми, но на местных иконостасах всегда можно найти лики общих для всего православного мира чудотворцев.

Увидеть православного индейца: Аляска по-прежнему наполнена русской культурой

Выходцы из России, которые живут на Аляске и исследователи этого полуострова признают, что там витает «русский дух».

Морские котики, киты, белоголовые орлы, голубые айсберги в ледниковом озере, лосось, православные храмы, разные национальности, живущие бок о бок, безграничные просторы и малонаселенные города – так выглядит сегодня американская Аляска, которая еще полтора века назад принадлежала России. Впрочем, как говорят местные жители, переехавшие в этот самый большой штат США, а также исследователи региона, с которыми удалось поговорить «Политэксперту», он во многом остается русским.

История освоения Аляски

Известно, что в 1732 году русские исследователи Михаил Гвоздев и Иван Федоров во время экспедиции на боте «Святой Гавриил» обнаружили этот полуостров Северной Америки. Однако официально открытием Аляски считается 15 июля 1741 года. Известно, что именно в этот день участники Второй Камчатской экспедиции легендарного исследователя Витуса Беринга в районе Северной Америки заметили землю. Это был нынешний остров Принца Уэльского на юго-востоке региона. Теперь в честь Беринга названы пролив между Чукоткой и Аляской, море и остров.

Затем в 1784 году на остров Кадьяк у южного побережья Аляски высадилась экспедиция сибирского купца Григория Шелихова. С этого момента началось распространение русских на полуострове, так что и сегодня существует такое понятие, как «Русская Аляска».

Историки называют открытие Беринга огромным с геополитической точки зрения – именно он нанес на карту Северной Америки эту часть суши, подробно изучил до этого не исследованную территорию. Поселенцы в основном занимались добычей пушнины. Однако со временем стало понятно, что там есть и золото, и медь, и даже нефть и газ. Тем не менее, три миллиона квадратных километров, принадлежавших России, были отданы по смехотворной цене американцам.

Читать еще:  К чему снится обручальное кольцо: основные предсказания. Приснилось кольцо на левой руке во сне

Причины продажи Аляски

Впервые заговорил о необходимости избавиться от Аляски генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. В 1853 году он представил императору Николаю I доклад, в котором подробно изложил свою позицию. По его мнению, Российской Империи следует отказаться от владений в Северной Америке, поскольку средств для их защиты в случае возможной опасности у России не хватит.

Он спрогнозировал, что Соединенные Штаты будут расширяться по всему континенту, так что рано или поздно с Аляской придется расстаться, и лучше это сделать в момент, когда за нее можно получить вознаграждение. Сибирский губернатор указал также на то, что доходы этот регион приносит небольшие, а инвестиций требует много.

Эту идею подхватил младший брат императора Александра II, председатель Госсовета и управляющий Морским министерством великий князь Константин Николаевич. В 1857 году он официально предложил продать полуостров Соединенным Штатам. Аргументы его были просты – Российская Империя после Крымской войны 1853-1856 годов финансово истощена, а продажа полуострова поддержала бы бюджет.

В декабре 1866 года на секретном совещании с участием Императора Александра II и первых лиц государства было решено продать Аляску Соединенным Штатам. Это решение обусловливалось еще и тем, что российские политики в то время были поставлены в условия, когда нужно было сотрудничать с США в противостоянии с Великобританией. Они посчитали, что ради этого можно пожертвовать Аляской.

Сегодня в России можно услышать мнения о том, что Россия должна восстановить положение вещей и вернуть полуостров. Так, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский часто выступает с этой идеей. Насколько она реалистична? С этим вопросом «Политэксперт» обратился к президенту Московского историко-просветительского общества «Русская Америка», действительному члену Русского географического общества Владимиру Колычеву. Он отметил, что, безусловно, никто никому не может запретить высказывать свое мнение в демократической стране. Он рассказал, что еще в 1990-х годах Жириновский, который настаивает на необходимости возвращения Аляски в состав РФ, приглашал общество «Русская Америка» на митинги в поддержку этого плана, но Колычев и его соратники отказались.

Фото: Личный архив Владимира Колычева

«Когда я выступал на радио «Радонеж», мне был задан вопрос, как вернуть Аляску. Я ответил, что это только Богу одному известно. Люди там живут, делают то, чем им нравится заниматься, отношения мы с ними поддерживаем – и с коренными жителями, и с американцами. Что касается принадлежности Аляски, я никогда не говорю «продали», я говорю – «профукали». Было непросто, шла Крымская война. И в этой ситуации есть много извиняющих факторов: полуостров далеко, людей надо было обеспечивать продовольствием. Но стратегически сейчас мы, конечно, потеряли эту тихоокеанскую подкову», которая включает Камчатку и Чукотку», – отметил собеседник «Политэксперта».

Там русский дух, там Русью пахнет…

Есть такое понятие как «Русская Аляска». Ее, как рассказал нам президент Московского историко-просветительского общества «Русская Америка» Владимир Колычев, который не раз бывал на Аляске, можно найти, в первую очередь в сувенирных лавках, которых предостаточно в городах на побережье. Там продаются матрешки, медведи, изображения российских государственных лидеров, безделушки в технике ростовской финифти. Словом, там представлено почти полное разнообразие изделий, производимых на российских фабриках, в том числе, и золотые изделия.

«Больше всего таких магазинчиков в городе Джуно – это столица штата Аляска. В городе Ситка – это бывший Новоархангельск, столица «русской Америки» до 1867 года, и в других городах, таких как Кадьяк, то есть, в тех, которые расположены вдоль тихоокеанского побережья. Это связано с тем, что по проливу ходят большие круизные лайнеры, на борту которых находятся обычно три-пять тысяч человек. Это туристы из Европы, Австралии, причем туристов из России на Аляске тоже достаточно. Именно для путешественников и созданы многочисленные сувенирные лавочки», – указал на особенности Аляски собеседник «Политэксперта».

Для местных жителей туризм – это основа выживания, прежде всего, в крупных городах. Интересно, что большим считается населенный пункт с численностью жителей порядка 10 тысяч. Для примера: самый густонаселенный город – это Анкоридж, где местных жителей порядка 400 тысяч.

Читать еще:  Как отличить еврея. Евреи: характерные черты

Интересную подробность об Анкоридже рассказала нам жительница Аляски с русскими корнями Дарья Райс. По ее наблюдениям, в этом городе много бродяг, и большинство из них, отмечает девушка, как раз местные жители полуострова.

Фото: личный архив Дарьи Райс

Русских, соглашается Дарья, здесь, действительно, много. Однако ей кажется, что несмотря на это, Аляска все же американизировалась.

«Единственное, что напоминает Россию, так это природа, тополя, рябины, дикая смородина, березы, ели. Еще, конечно, есть медведи и лоси, которых частенько можно встретить прямо в городе. Многие здесь занимаются охотой, рыболовством, в магазинах продукты невероятно дорогие, так как все привозится из других штатов, включая овощи», – рассказа девушка.

Она называет Аляску магическим, невероятно красивым местом. Именно поэтому, наверное, многие туристы, посетившие этот край, остаются здесь жить. Большинство ассимилировавших – люди 40 лет и старше.

Фото: Личный архив Дарьи Райс

Хотите увидеть православного индейца – вам на Аляску

Дарья Райс отметила, что на полуострове много православных церквей. Ей нравится одна из старейших в городе Эклутна – храм в честь Святителя Николая.

Историк Владимир Колычев также рассказал об этом феномене. Согласитесь, довольно странно, что в стране, где больше распространен католицизм, целый штат посещает православные храмы. Но еще более удивительно, что коренные жители, а это – индейцы, приняли, казалось бы, не свойственную их культуре веру.

По словам Колычева, «русский дух живет в храмах», а не только в сувенирных лавочках. Русские поселенцы привезли с собой на Аляску православие, а уже после их ухода оно распространилось по территории Штата.

«После передачи Аляски Соединенным Штатам православная церковь там осталась. Сейчас она находится в юрисдикции Американской православной церкви – преемницы РПЦ. Православных храмов на Аляске порядка 90», – уточнил наш собеседник.

Историк пояснил, почему так произошло. Когда Аляска была продана Америке, экспансию на полуостров начали американцы из других штатов. До этого коренные народы были вынуждены противостоять русским из гордости. Особенно воинственно вели себя по отношению к русским, в особенности племя тинклитов. Именно этот клан, населявший побережье Северной Америки в 1802 году уничтожили до основания поселение Ситка. Через два года после этого отношения удалось восстановить, не без помощи русских моряков, которые пришли к берегам Аляски на корабле «Нева».

Воинственные племена отстаивали свою территорию у русских, англичан, французов, которые ловили рыбу в их реках, убивали зверя в их лесах. Но русские все же не притесняли самих индейцев. А вот когда пришли американцы со своим протестантизмом, то начали давить на индейцев, которые, в свою очередь, можно сказать, в пику американцам, отвергли их религию в пользу православия, подчеркнул Колычев.

Он отметил, что в городах Аляски, в частности, в Джуно, в 1894 году – в год столетия прибытия первых русских монахов, миссионеров – начали воздвигаться православные храмы. То есть, они строились даже тогда, когда русских там уже не было.

«Например, когда мы были на Аляске в 2005 году, то посетили храм в честь святителя Николая, построенный на деньги местных индейцев, когда русских уже более 20 лет не было. Церковь стоит до сих пор. Когда мы проводили спасательную операцию в 2005 году, индейцы нас очень тепло приняли. Мы привезли в храм икону Смоленской Божьей матери, а после молебна в честь передачи иконы индейцы нас отблагодарили. Интересно, что молодые барышни, присутствовавшие на церемонии, были в русских платочках, или очень похожих на русские. Но в то же время службы часто проводятся на языке индейских племен», – отметил особенность богослужения исследователь.

Из рассказа Колычева становится понятно, что все национальности, живущие на Аляске – это и индейские племена, и русские, и американцы, приехавшие из других штатов Америки – живут в согласии друг с другом и в обоюдном уважении к национальным традициям. Приезжают на Аляску и афроамериканцы.

Историк и путешественник отметил, что на этой земле все так переплетено, что и в чистокровных представителях индейских кланов, как кажется сначала, может течь русская кровь. Так что Аляска, можно говорить, остается в значительной степени русской территорией.

Источники:

http://pravoslavie.ru/86867.html
http://cyrillitsa.ru/tradition/127467-pravoslavnye-indeycy-alyaski-chem-unik.html
http://politexpert.net/124872-uvidet-pravoslavnogo-indeica-alyaska-po-prezhnemu-napolnena-russkoi-kulturoi

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: