Эстетические чувства и религиозные переживания. Мы рождаемся с чувством бога

Эстетические чувства и религиозные переживания

Отмечая общие моменты, свойственные религии и искусству, нельзя не сказать об особой роли эмоциональных процессов в этих формах общественного сознания. Как эстетическое, так и религиозное отношение к мифу необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. При этом общим является не только присутствие эмоциональных процессов, без которых Невозможны ни искусство, ни религия, но и некоторые психологические механизмы их протекания.

Аристотель отмечал, что человек, присутствующий при исполнении древнегреческой трагедии в театре, испытывает сложный комплекс переживаний, который греческий философ обозначил термином „катарсис” (буквально — „очищение”). Сколь бы ни были тяжелы и трагичны события, о которых идет речь в трагедии, зритель в конечном счете испытывает своеобразную эмоциональную разрядку, сопровождаемую чувствами просветления, освобождения. В результате катарсиса противоречивые, порой тяжелые, мучительные переживания, по выражению советского психолога Л.С. Выготского, как бы находят свой разряд и „самосгорают в коротком замыкании”. Данный механизм протекания эстетических чувств свойствен не только людям, воспринимающим трагедию в театре. При наличии своеобразия в каждом отдельном случае катарсис типичен вообще для эстетических переживаний, которые присутствуют как в процессе художественного творчества, так и в акте восприятия произведений искусства.

Религиозные переживания, испытываемые верующими в процессе коллективной’ или индивидуальной молитвы, в известной мере сходны с катарсисом. Молитва с точки зрения эмоционально-психологической представляет собой средство “снятия” отрицательных переживаний с помощью эмоциональной разрядки. Верующий обращается к богу в надежде, что последний избавит его от страданий и неудач, удовлетворит мольбы и желания. И так как он верит в реальность бога и его всемогущество, то молитва приносит ему психологическое облегчение и утешение. Не следует только забывать, что психологическое облегчение, которое дает молитва и религия вообще, по сути дела, является самообманом. Оно зиждется на ложных предпосылках, на вере в реальность сверхъестественного, бога. Вместо того чтобы направлять энергию и волю человека на изменение условий его жизни, на подлинное решение его проблем и трудностей, религиозная вера обращает все его помыслы и надежды в сторону божественного промысла, т. е. обрекает его на пассивность, покорность и смирение.

Сходство между эстетическими и религиозными чувствами затрагивает в основном форму протекания эмоциональных процессов. Что же касается их содержания, их направленности, то между эстетическими и религиозными переживаниями существуют коренные, принципиальные различия.

Эстетические чувства направлены на реальные объекты: явления природы, предметы труда и бытового обихода, людей, наконец, произведения искусства – картины, статуи, романы, стихотворения, поэмы, кинофильмы и т. п. Во всех этих случаях эстетическое чувство возникает в процессе эстетического освоения человеком объективного мира. И способствует более глубокому познанию объективного мира, людей, человеческих взаимоотношений и характеров.

Читать еще:  Мужское имя владлен значение и происхождение. Значение мужского имени владлен

Религиозное переживание имеет иное содержание, иную направленность. Религиозные чувства всегда направлены на сверхъестественные, т. е. иллюзорные, реально не существующие объекты: бога, духа и т. п. В некоторых случаях объектом религиозных чувств может стать и реальный предмет или человек (например, „чудотворная икона” или „святой” у православных, римский папа у католиков и т. п.). Но при этом религиозные чувства направлены на сверхъестественные свойства этого объекта (способность „творить чудеса”) либо на его связь со сверхъестественным, богом. Таким образом, и здесь непосредственный объект религиозных чувств носит иллюзорный характер. Следовательно, чувства, связанные с верой в сверхъестественное, направлены, по сути дела, в пустоту, представляют собой бесплодную трату психической и физической энергии людей. Эстетические чувства возвышают человека, развивают его кругозор, обогащают его духовный мир. Религиозные же чувства, напротив, принижают человека, отвлекают его от реальности, уводят в мир иллюзий, т. е. препятствуют его социальной активности, его творческой созидательной деятельности.

Эстетические чувства и различные религиозные переживания

Эстетические чувства и различные религиозные переживания

Отмечая здесь общие соотношения, свойственные искусству и религии, нельзя не сказать о роли эмоциональных процессов в данных формах общественного сознания. Как осознанное эстетическое, так и религиозное отношение к мифу включают в себя определенные переживания и чувства. Поэтому общим здесь является не только присутствие здесь эмоциональных процессов, без которых нет ни искусства, ни религии, но и в некоторых из них психологические механизмы для их протекания.

Аристотель при этом отмечал, что человек, который присутствует при исполнении древнегреческой постановки в театре, испытывает довольно сложный комплекс из переживаний, который философ обозначил термином „катарсис” (или в переводе означает — „очищение”). Сколь бы ни были трагичны и тяжелы события, о которых здесь идет речь в трагедии, зритель испытывает, в конечном счете, своеобразную эмоциональную разрядку, которая сопровождается чувствами освобождения и просветления.

В результате подобного катарсиса противоречивые, порой мучительные переживания, тяжелые, по выражению психолога Выготского Л. С., находят свой разряд и практически “сгорают” при замыкании. Подобный механизм протекания эстетических чувств здесь свойствен не только людям, которые воспринимают трагедию в театре. При наличии здесь своеобразия в каждом случае катарсис тут типичен вообще для эстетических видов переживаний, которые присутствуют в процессе изобразительного творчества, так и в акте восприятия искусства, как пишет греко-католическая газета, сайт расскажет вам об этом подробнее.

Читать еще:  Догматы христианского вероучения. Догматы

Религиозные виды переживаний, испытываемые всеми верующими при процессе индивидуальной или коллективной молитвы, в известной мере всегда сходны с катарсисом. Молитва с эмоционально-психологической точки зрения представляет собой способ для “снятия” отрицательных переживаний при помощи эмоциональной разрядки. Верующий при этом обращается к богу, надеясь, что последний избавит его от неудач и страданий, удовлетворит желания и мольбы.

И при этом он верит в реальность самого бога и всемогущество, при этом молитва приносит ему психологическое утешение и облегчение. Не следует забывать, что подобное психологическое облегчение, которое здесь дает религия и молитва, вообще-то является здесь самообманом. Она живет на ложных предпосылках, на вере в сверхъестественного и бога. Чтобы направлять волю и энергию человека на изменение всех условий его жизни, на подлинное решение его трудностей и проблем, религиозная вера обращает здесь все его надежды и помыслы в сторону божественного промысла.

Эстетические чувства и религиозные переживания

Отмечая общие моменты, свойственные религии и искусству, нельзя не сказать об особой роли эмоциональных процессов в этих формах общественного сознания. Как эстетическое, так и религиозное отношение к мифу необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. При этом общим является не только присутствие эмоциональных процессов, без которых невозможны ни искусство, ни религия, но и некоторые психологические механизмы их протекания.

Аристотель отмечал, что человек, присутствующий при исполнении древнегреческой трагедии в театре, испытывает сложный комплекс переживаний, который греческий философ обозначил термином «катарсис» (буквально – «очищение»). Сколь бы ни были тяжелы и трагичны события, о которых идет речь в трагедии, зритель в конечном счете испытывает своеобразную эмоциональную разрядку, сопровождаемую чувствами просветления, освобождения. В результате катарсиса противоречивые, порой тяжелые, мучительные переживания, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, как бы находят свой разряд и «самосгорают в коротком замыкании». Данный механизм протекания эстетических чувств свойствен не только людям, воспринимающим трагедию в театре. При наличии своеобразия в каждом отдельном случае катарсис типичен вообще для эстетических переживаний, которые присутствуют как в процессе художественного творчества, так и в акте восприятия произведений искусства.

Религиозные переживания, испытываемые верующими в процессе коллективной или индивидуальной молитвы, в известной мере сходны с катарсисом. Молитва с точки зрения эмоционально–психологической представляет собой средство «снятия» отрицательных переживаний с помощью эмоциональной разрядки. Верующий обращается к богу в надежде, что последний избавит его от страданий и неудач, удовлетворит мольбы и желания. И так как он верит в реальность бога и его всемогущество, то молитва приносит ему психологическое облегчение и утешение. Не следует только забывать, что психологическое облегчение, которое дает молитва и религия вообще, по сути дела, является самообманом. Оно зиждется на ложных предпосылках, на вере в реальность сверхъестественного, бога. Вместо того чтобы направлять энергию и волю человека на изменение условий его жизни, на подлинное решение его проблем и трудностей, религиозная вера обращает все его помыслы и надежды в сторону божественного промысла, т. е. обрекает его на пассивность, покорность и смирение.

Читать еще:  Заговор на возврат денег с зеленой свечой. Как правильно подобрать заговор, чтобы вернули долг? Эффективный заговор на возврат долга

Сходство между эстетическими и религиозными чувствами затрагивает в основном форму протекания эмоциональных процессов. Что же касается их содержания, их направленности, то между эстетическими и религиозными переживаниями существуют коренные, принципиальные различия.

Эстетические чувства направлены на реальные объекты: явления природы, предметы труда и бытового обихода, людей, наконец, произведения искусства картины, статуи, романы, стихотворения, поэмы, кинофильмы и т. п. Во всех этих случаях эстетическое чувство возникает в процессе эстетического освоения человеком объективного мира. И способствует более глубокому познанию объективного мира, людей, человеческих взаимоотношений и характеров.

Религиозное переживание имеет иное содержание, иную направленность. Религиозные чувства всегда направлены на сверхъестественные, т. е. иллюзорные, реально не существующие объекты: бога, духа и т. п. В некоторых случаях объектом религиозных чувств может стать и реальный предмет или человек (например, «чудотворная икона» или «святой» у православных, римский папа у католиков и т. п.) – Но при этом религиозные чувства направлены на сверхъестественные свойства этого объекта (способность «творить чудеса») либо на его связь со сверхъестественным, богом. Таким образом, и здесь непосредственный объект религиозных чувств носит иллюзорный характер. Следовательно, чувства, связанные с верой в сверхъестественное, направлены, по сути дела, в пустоту, представляют собой бесплодную трату психической и физической энергии людей.

Эстетические чувства возвышают человека, развивают его кругозор, обогащают его духовный мир. Религиозные же чувства, напротив, принижают человека, отвлекают его от реальности, уводят в мир иллюзий, т. е. препятствуют его социальной активности, его творческой созидательной деятельности.

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 90 | Нарушение авторских прав

Источники:

http://vuzlit.ru/431197/esteticheskie_chuvstva_religioznye_perezhivaniya
http://zvezdaltaya.ru/blogi/ekonomika/esteticheskie-chuvstva-i-razlichnye-religioznye-perezhivaniya.html
http://mybiblioteka.su/6-148115.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: