Эразм Роттердамский: краткая биография, философское учение и основные идеи. «Философия Христа» Эразма Роттердамского: основные идеи

Эразм Роттердамский основные идеи

Основные идеи Эразма Роттердамского кратко изложены в этой статье.

Эразм Роттердамский основные идеи

Основные идеи гуманиста Эразма Роттердамского в области педагогики:

  • Личность – это не врожденное явление, она формируется в процессе воспитания;
  • Важным направлением в образовании и воспитании является интеллектуальное развитие в комплексе формирования религиозных убеждений, нравственности и физического развития;
  • Главной задачей воспитания считается открывание задатков воспитанника в активной деятельности, а также в труде;
  • Каждую личность нужно уважать;
  • Человек должен нести ответственность за свои поступки;
  • Каждого ребенка нужно уважать и бережно относится к нему. Никакого насилия, наказания быть не должно.
  • Обучать ребенка следует начинать с 3-летнего возраста. И, в первую очередь, нужно заниматься с ним языками, так как в раннем возрасте он быстро их осваивает.
  • Любое образование строится на взаимном уважении и любви.

Эразм Роттердамский вклад в историю состоит в том, что он совершил много переводов древнегреческого языка на латынь. Он был первым, кто издал первопечатный вариант греческого и латинского текста Нового завета. Также он собирал разнообразные раритетные вещи. И даже литературные. Эразм издал книгу, в которой собрал старые древнегреческие поговорки и крылатые фразы, тем самым подарив им новую жизнь.

Продолжая тему литературы, стоит сказать, что главной идеей, пронизывающей толстой нитью его произведения является идея формирования идеала человека, как можно больше приближенного к самому Христу.

Всю свою философию и идеи он выложил на страницах своих произведений — «Адагии», «Оружие христианского воина», «Философия Христа», «Похвала Глупости», «Наставление христианского государя», « Жалоба мира», издание греческого текста «Нового Завета», «Вульгаты», « О свободе воли», « О рабстве воли», «Разговоры запросто», «О желанном церковном согласии», О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали все об основных идеях Эразма Роттендамского.

«Философия Христа» Эразма Роттердамского: основные идеи

Учение Эразма Роттердамского является примером так называемого заальпийского гуманизма. Многие полагают, что термин «Возрождение» можно относить к Северной Европе только с большой долей условности. В любом случае это направление не очень было похоже на итальянский Ренессанс. Гуманисты Северной Европы пытались не столько возродить традиции античности, сколько понять, в чем суть христианства. Большинство свободного времени они штудировали не Платона и Аристотеля, но Библию. Поэтому для «заальпийского Возрождения» характерны черты другого явления – Реформации. Но большинство представителей этого Северного Ренессанса (как, к примеру, гуманист Эразм Роттердамский), при всей критике Римско-Католической Церкви, не ушли в лагерь протестантов. Более того, они хотели реформировать конфессию, к которой принадлежали, но полный разрыв с ней их пугал. Эразма Роттердамского знают как создателя новой теологической системы, где он попытался дать ответ на вопрос о том, каковы должны быть обязательства человека перед Богом, и какое место во всем этом занимают нравственность и мораль.

Кто же такой Эразм Роттердамский

Кратко об этом выдающемся человеке можно сказать следующее. Он был внебрачным сыном священника и дочери врача, и родился в пригороде Роттердама под названием Гауда. Отсюда его прозвище, как было принято в те времена. Так называли духовных лиц, преимущественно монахов – по имени и месту рождения. Поскольку родители его умерли рано, опекуны уговорили юношу принять постриг. Но поскольку это был не его выбор, то монашество тяжело далось будущему философу. Еще до принятия обетов он был знаком с античной классикой, которая поразила его воображение. Образование помогло ему изменить свою биографию. Одному из епископов требовался секретарь-латинист. Эразм смог занять это место и с помощью своего начальника оставить аскетическую жизнь. Тем не менее, он всегда отличался глубокой религиозностью. Эразм много путешествовал. У него появилась возможность учиться в Сорбонне. Там он делал вид, что изучает теологию, а на самом деле штудировал латинскую литературу. Эразм Роттердамский мечтал об исследовании Библии. Но для этого нужно было выучить греческий язык. Этим будущий философ занялся всерьез. Он также побывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором, и с юмором и позитивом отзывался о тамошних обычаях.

Начало деятельности

Взгляды Эразма Роттердамского начали формироваться в Оксфорде. Там он встретился с почитателями античных древностей, которые увлекли его в свой кружок. Когда в тысяча пятисотом году будущий ученый вернулся в Париж, то первым делом опубликовал книгу, посвященную греческим и латинским афоризмам. Впоследствии она пережила несколько переизданий. Жизнь ученого получила новый толчок. Теперь для Эразма существовало две цели – популяризировать античных авторов у себя на родине и опубликовать достоверный текст Нового Завета, переведенный с греческого. Богословие не было его главным коньком. Учение Эразма Роттердамского было, скорее, морально-философским. Он работал так много, что современники удивлялись, как один человек может столько писать. Он создает научные труды, популярную публицистику и сотни переводов на латынь греческих манускриптов. Одних только его писем к друзьям сохранилось около двух тысяч.

Написание основных произведений

После окончания учебы в Сорбонне Эразму приходится жить в стесненных обстоятельствах. Он часто ездит из Парижа в Нидерланды и обратно, живет в Левене, Орлеане, совершенствуется в изучении греческого. Именно в эти годы Эразм Роттердамский написал «Оружие христианского воина». Эта книга стала основой его учения, хотя популярность философу принесло другое произведение. В ней он словно вторит основному мотиву итальянского Возрождения. Главной идеей этого произведения является то, что светоч христианства нужно соединить с достижениями античной древности. В 1506 году он отправляется в Италию, где проводит около трех лет. Здесь ему удается получить степень доктора, посетить Венецию и Рим. В 1509 году Эразм снова уезжает в Англию, куда его пригласил Томас Мор, который на то время был канцлером короля Генриха Восьмого. Последний, будучи еще принцем, тоже дружил с философом и весьма его почитал. Некоторое время герой нашего рассказа преподавал в Кембридже. В Англии Эразм написал самый известный свой труд – шутливую «Похвалу глупости», где выведены такие персонажи, как ученый осел и шут-мудрец. Эту книгу напечатали в Париже в 1511 году, и с тех пор ее автор стал настоящей звездой тогдашней Европы.

Читать еще:  Морские суеверия и приметы. Адаптация на берегу: как наладить отношения с мужем-моряком

«Базельский отшельник»

Еще один венценосный почитатель Эразма – император Карл Пятый – назначил его своим советником с неплохим жалованием и отсутствием каких-либо обязанностей. Это позволило философу полностью отдаться любимому делу и путешествиям. Через несколько лет ему удается воплотить в жизнь свою сокровенную мечту. В Базеле выходит плод его многолетнего труда – греческий текст Евангелия. Правда, библеисты утверждают, что это издание тоже содержит ошибки, но тем не менее оно послужило основанием дальнейшего критического изучения Нового Завета. С тех пор еще много книг написал Эразм Роттердамский. Труды его в то время – это в основном переводы. Плутарх и Сенека, Цицерон и Овидий, Ориген и Амвросий, античные поэты, историки и Отцы церкви – всего и не перечислишь. Хотя Эразм постоянно разъезжал между Швейцарией, Фрайбургом и Безансоном, его называли «базельским отшельником». Хотя уже в то время он начал болеть, недуги не помешали ему принимать активное участие в различных интеллектуальных дискуссиях с современниками. Например, Эразм Роттердамский яростно полемизировал с Лютером. На книгу «базельского отшельника» «О свободе выбора» великий реформатор ответил произведением «О рабстве воли». Никто из них так и не согласился с оппонентом. Произведения Эразма Роттердамского базельского периода – это еще и трактаты на самые различные темы. Это и филологические изыски о том, как правильно произносить греческие и латинские слова, и педагогические размышления о верном воспитании правителей, и эссе о вечном мире, и поиски единства Церкви, и даже новозаветные истории в вольном пересказе. Кровавые события времен Реформации ужаснули и оттолкнули его, но он остался при своем мнении, вечно находясь между двумя противоборствующими лагерями. Умер Эразм Роттердамский в 1536 году, в том же Базеле.

Гуманист

Историки различают два поколения германо-англо-голландского Возрождения. Эразм Роттердамский принадлежал к младшему из них. Его настоящей родиной была не Голландия, не Франция и не Германия, а его любимая античность. Ее героев он знал столь же близко, как собственных друзей. Гуманизм Эразма Роттердамского проявился еще и в том, что он использовал науку, литературу и книгопечатание для того, чтобы оказывать небывалое влияние на умы людей. За дружбу с ним соперничали сильные мира сего, а многие города предлагали ему постоянное жалование только за то, чтобы он там поселился. К нему за советами – как в области философии, так и политики – обращаются короли, принцы и просто образованные люди. Латынь и античную литературу он знал, наверное, лучше всех в тогдашней Европе, а его мнение о том, как произносить некоторые звуки в греческих текстах, стало ведущим в университетах.

Моралист, сатирик, философ

Те произведения Эразма Роттердамского, которые принесли ему небывалую популярность и всемирную славу, были написаны им, по его собственным словам, «от нечего делать». Например, «Похвала глупости» только при жизни автора была издана около сорока раз. Эта благодушная сатира с некоторой долей сарказма была жизнерадостна и позитивна – она не бичевала и не подрывала основ. Поэтому и пользовалась успехом у властей. Но сам автор больше значения придавал своим книгам о педагогике, в частности о воспитании христианских государей и обучении детей языкам. Вершиной же своих исканий он считал религиозно-просветительскую деятельность. Он называл ее «философия Христа». Основы ее были заложены еще в Оксфорде. Там вместе с другими членами кружка любителей античности впервые сформулировал основы христианского гуманизма именно Эразм Роттердамский. Основные идеи этого учения он изложил в одной из своих первых книг.

«Кинжал христианского воина»

То, что Эразм написал в юности, служило для него путеводной звездой всю жизнь. Название книги тоже имеет глубокий смысл. Эта метафора часто использовалась для обозначения условий жизни истинно верующего человека. Он должен каждый день идти в бой, сражаться за свои ценности, выступать против грехов и соблазнов. Для этого надо упростить христианство, чтобы оно стало понятно каждому. Освободить его от тяжелых схоластических одежд, скрывающих саму суть. Нужно вернуться к идеалам раннего христианства, понять, во что именно верили люди, создававшие первые общины. Нужно придерживаться строгих моральных правил, которые позволят вести совершенную жизнь и помогать другим. И, наконец, следует подражать самому Христу, чтобы быть способным реализовать идеи и заповеди Писания. А для этого необходимо правильно понять и истолковать Благую Весть, которую принес Спаситель, во всей ее простоте, без схоластических искажений и излишеств. В этом и заключается философия Христа.

Новое богословие Эразма

Уже говорилось о том, что этот очень плодовитый автор оставил такое громадное количество эссе, трактатов и книг, что долгое время каждый образованный европеец, особенно знатного происхождения, обучался именно по ним. Ведь примером для подражания для всех цивилизованных людей той эпохи стал именно Эразм Роттердамский. Основные идеи его теологических изысканий тоже стали предметом изучения и восхищения. Внимание современников привлекло то, что философ не пользовался традиционными богословскими приемами. Более того, он всячески высмеивал схоластику еще в «Похвале глупости». Да и в других произведениях он ее не жаловал. Автор подвергает критике ее титулы, методы, понятийный и логический аппарат, считая, что в ее ученых мудрствованиях христианство теряется. Все эти напыщенные доктора со своими бесплодными и пустыми дискуссиями пытаются заменить Бога различного рода определениями.

Читать еще:  К чему снится идти в полной темноте. Сонник

Соединение разных традиций

Свои сатирические смешливые поучения Эразм Роттердамский часто сравнивает с «силенами Алквиада» – безобразными терракотовыми фигурками, внутри которых скрываются изумительной красоты и пропорциональности изваяния богов. Это означает, что далеко не все его высказывания следует понимать буквально. Если он говорит о том, что христианская вера – сродни глупости, то автора не стоит принимать за атеиста. Просто он полагает, что она несовместима с так называемой схоластической мудростью. Ведь именно в период «небесного безумия» человек может соединиться с Богом, хотя бы на краткий миг. Так Эразм Роттердамский оправдывал попытку пересмотреть античные традиции в христианском духе. При этом он был далек от того, чтобы, подобно Лютеру, перейти Рубикон и отбросить Отцов церкви и Священное Предание. С другой стороны, как и реформаторы, он призывал вернуться к временам апостолов и учеников Спасителя. Но философия Христа имела свой краеугольный камень. Им все же был самый настоящий гуманизм ренессансного типа. Да, Эразм обличает и католическое духовенство, и сам монашеский чин, который, по мнению автора, просто паразитирует на имени Христа и на народной глупости. Он также (хотя и завуалированно) говорит о недопустимости войн и насилия во имя религии. Но все же за рамки католической традиции выйти не может.

Христианский гуманизм Эразма Роттердамского

Одним из главных понятий в этой новой теологии является очищение. Да, человек способен стать центром Вселенной, к чему призывали итальянские гуманисты. Но для того, чтобы воплотить этот идеал, он должен упростить свою веру, сделать ее искренней и начать подражать Христу. Тогда он станет тем, чем должен был стать по замыслу Творца. Но современный Эразму человек, как полагал автор, а также все созданные им институции, в том числе государство и Церковь, пока что очень от этого идеала далеки. Христианство на самом деле является продолжением исканий лучших античных философов. Разве они не выступали с идеей универсальной религии, которая приведет к всеобщему согласию? Христианство просто является естественным завершением их стремлений. Потому Царство Небесное в представлении Эразма – это нечто вроде Платоновой Республики, куда все прекрасное, что сотворили язычники, Господь тоже взял.

Западная философия от истоков до наших дней
Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский и “философия Христа”

Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Гуманизма и Ренессанса были исполнены жажды религиозного обновления. Как мы видели, само понятие “Возрождение” имело глубокие религиозные корни. Мы также видели, что некоторые гуманисты обладали особого рода религиозностью: и стремление создать “научную религию” Фичино и аналогичная позиция Пико – тому свидетельство. Но религиозный бум произошел за пределами Италии. Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Однако, единство церкви и христианства усилиями Лютера было безвозвратно утрачено.

Начнем с Эразма. Дезидерий Эразм (так на латинский манер звучит фламандское имя Герхарда Герхардса) родился в Роттердаме в 1466 году (возможно, дата рождения приходится на 1469 год). В 1492 году он был возв еден в сан священника, и восемь лет исполнял эти функции. Но его критический настрой от этого не ослаб. Его философская позиция, в особенности, в том, что касается критики церкви и духовенства эпохи Возрождения, предваряла, хотя и в смягченной форме и с большим изяществом, некоторые взгляды Лютера, так что его не зря обвиняли в подготовке почвы протестантизма. Но после нашумевшего разрыва Лютера с Римом, Эразм не объединился с ним, а напротив, выступил против него в трактате “О свободе воли”. Не искал он и благосклонности Рима и предпочитал оставаться самим собой, приняв двусмысленную позицию нейтралитета. После долгих лет изоляции великая слава обрушилась на него вскоре после внезапной смерти, случившейся в 1536 году.

Среди его работ заслуживают особенного упоминания “Оружие христианского воина” (1504) и “Пословицы” (опубликованные в другой редакции в 1508 году), “Похвала глупости” (1509 и изданная в 1511), трактат “О свободе воли” (1524), издание большого количества работ Отцов церкви и, особенно, критическое издание “Нового Завета” на греческом языке с соответствующим переводом (1514-1516).

Гуманистическая концепция христианской философии

Эразм был противником философии, как конструкции по аристотелевско-схоластическому типу, которая сосредотачивается на проблемах метафизики, физики и диалектики. К этой форме философии Эразм преисполнен такого презрения, что в “Похвале глупости” даже пишет: “За ними следуют философы, почитаемые за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми, всех же прочих смертных мнят блуждающими во мраке. Сколь сладостно бредят они, воздвигая бесчисленные миры, исчисляя размеры солнца, звезд, луны и орбит, словно измерили их собственной пядью и бечевкой; они толкуют о причинах молний, ветров, затмений и прочих необъяснимых явлений и никогда ни в чем не сомневаются, как будто посвящены во все тайны природы-зиждительницы и только что воротились с совета богов. А ведь природа посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство – их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают, будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности, особливости и тому подобные предметы, до такой степени тонкие, что сам Линкей, как я полагаю, не смог бы их заметить”, (цит. по: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960, стр. 70).

Читать еще:  Подыматься по рельсам во сне к чему. К чему снится железная дорога и поезд: значение и толкование

Философия для Эразма есть знание, каким было оно для Сократа и других античных авторов. Она есть мудрое понимание жизни; в особенности, практическое благоразумие христианской жизни. Христианская мудрость не имеет нужды быть усложненной силлогизмами и ее можно почерпнуть из Евангелий и Посланий св. Павла. “Что иное есть учение самого Христа, которое он сам именовал возрождением, как не возвращение нашей природе блага творения?”, – писал Эразм. Эта философия Христа есть, следовательно, “возрождение”. Лучшие книги язычников содержат “все то, что находится в соответствии с учением Христа”.

Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указуют на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют. Путь Христа к спасению очень прост: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда. И великие святые тем велики, что жили духовно свободно в простоте евангельской.

Итак, необходимо вернуться к истокам. Он восстанавливает источники, критическое издание и перевод Нового Завета, а также издает труды Отцов церкви: Киприана, Арнобия, Иеренея, Амвросия, Августина и других (поэтому Эразма можно считать зачинателем патрологии). Филологическая реконструкция текста и корректное издание сами по себе имеют для Эразма значение определенно философское, что больше, чем просто обладание достаточной операциональной техникой и эрудицией.

Концепция “глупости” Эразма

Философский дух концепции Эразма своеобразно проявляется в “Похвале глупости”. Речь идет о работе, ставшей наиболее известной, и среди прочих она и сегодня читается с наибольшей охотой.

Что же такое эта “глупость”? Это нелегко выяснить и определить, поскольку она представлена Эразмом во всей полноте; в ней проявляются, с одной стороны, как крайне отрицательные свойства худшей части человека, так, в противоположность этому, качества достойные Христа, безумие Креста (как определил это сам св.Павел). И Эразм представляет, с немалой долей игривости, всю гамму степеней безумия, иной раз блистая сократической иронией, интересными парадоксами, бичующей критикой, иногда с досадными сбоями (как в случае обличения развратных привычек людей церкви того времени). Порой Эразм обличает глупость с очевидным осуждением, а когда дело касается веры – с очевидным стремлением возвысить трансцендентные ценности, иногда просто как проявление человеческих иллюзий, впрочем, представляя их как необходимый элемент жизни. “Глупость” – некая чудесная метла, которая сметает со своего пути все, что обманчиво в понимании истины более глубокой, чем сама жизнь, иногда она скрывается под одеждами короля, иногда в рубище нищего, иногда под маской сильного мира сего являет негодяя. “Глупость” в духе Эразма срывает покровы и показывает комедию жизни и настоящее лицо тех, кто прятался под маской. Она несет дух сцены, маски, актерства, чтобы каким-нибудь образом заставить вещи явиться такими, как они есть. И таким образом, эразмовская “глупость” это обнаружение “истины”.

Вот великолепная страница: “Если бы кто-нибудь сорвал на сцене маски с актеров, играющих комедию и показал зрителям их настоящие лица, разве не расстроил бы он всего представления и разве не прогнали бы его из театра каменьями, как юродивого? Ведь все кругом мгновенно приняло бы новое обличье, так что женщина вдруг оказалась бы мужчиной, юноша – старцем, царь – жалким оборвышем, бог – ничтожным смертным. Устранить ложь – значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывают к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь человеческая есть не иное что, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль, пока хорег не уведет их с просцениума. Хорег часто одному и тому же актеру поручает различные роли, так что порфироносный царь внезапно появляется перед нами в виде несчастного раба. В театре все оттенено более резко, но, в сущности, там играют совершенно также, как в жизни” (цит. по: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960, стр. 36).

И кульминацией эразмовой глупости становится вера: “Засим, среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами [. ]. Что же это такое, если не помешательство?” И кульминацией кульминации “глупости” является небесное счастье, которое хотя и принадлежит другой, небесной жизни, но которое уже здесь на земле, можно вкусить, по крайней мере на краткий миг и лишь немногим. И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо: беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничьего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием”, (цит. по: Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 1960, стр. 106, 111).

Суровость, с которой Эразм клеймит пап, прелатов, церковников и монахов своего времени, привычки, укоренившиеся в церкви, и некоторые доктринальные положения, не могли не вызвать неприязнь католиков. Позже его критика становится более сдержанной. Лютер, напротив, бушевал в полемике по поводу свободы воли с неслыханной яростью, называя Эразма смехотворным, бессмысленным святотатцем, болтуном, софистом, неучем и квалифицировал его учение как смесь “клея и грязи'”, “мусора и дерьма”. Но Лютер, как мы увидим вскоре, не допускал «оппозиции. И действительно, два человека, движимые часто одной целью, шли совершенно разными путями.

Источники:

http://kratkoe.com/erazm-rotterdamskiy-osnovnyie-idei/
http://fb.ru/article/177500/filosofiya-hrista-erazma-rotterdamskogo-osnovnyie-idei
http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/western-philosophy/articles/394/erazm-rotterdamskij.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: