Эмпиризм науке. Эмпиризм и рационализм бэкона, декарта, локка гоббса и спинозы
Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
Человек, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой – менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении – прежде всего, экспериментально-математическое естествознание; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени – это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).
Особенности эпохи нового времени:
-освобождение от религиозного влияния
-развитие естествознания и возникновение механической картины мира
-возникновение деизма (Бог создал мир, но отстраняется от мира, мир существует по собственным законам)=>нужно заниматься наукой, изучать эти законы
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимал одну из высших должностей в правительстве, был в домашней ссылке из-за обвинения в коррупции.
«Новый органон» направлен против Аристотеля. Основной смысл – пришел конец науки, основанной на чистой теории. Нужно отказаться от главной роли теоретических знаний. Практическое знание должно быть основано на научном опыте. Эмпирическая философия.
Наука должна иметь в основании эмпиризм. Эмпиризм Ф. Бэкона имеет в своем основании индуктивные методы познания.
«Индукция должна разделять природу посредством должных разграничений и исключений. Индукция – есть ключ истолкования природы. Должно начать с конца и затем уже открыто возвращаться к остальному».
Сначала – опыты, => аксиома => другой опыт в свете тех аксиом (опыт из аксиом).
«Мы извлекаем не практику из практики и не опыты из опытов, а причины и аксиомы из практики и опытов и из причин и аксиом снова извлекаем практику и опыты как законное толкование природы»
Положения Ф. Бэкона : Над природой не властвуют, если ей не подчиняются. Знание – сила.
Препятствия (идолы) познания научной истины:
-идолы рода (традиции, которые существуют у человека, он раб этих традиций)
-идолы пещеры (человек имеет свою собственную пещеру, где он прячется от жизненных трудностей, мир – холодный, человек занимается самоуспокоением)
-идолы площади-навязанные обществом нормы мировосприятия (искусственные, лживые)
-идолы театра – это превратные псевдонаучные доказательства и мнения, основанные на лживых науках.
Фр.Бэкон – родоначальник эмпиризма, лорд-канцлер Англии. Два главных труда – «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Бэкон ставил задачу реформы науки, противопоставляя свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в своем «Органоне». Основанием преобразования науки философ считал критику схоластики. Опираясь на логику Аристотеля, схоластика строит знание в форме силлогизма. Силлогизма состоит из суждений, суждения
из понятий. Понятия – результат поспешного и недостаточного обоснованного обобщения. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Необходима новая теория индукции.
Ф.Бэкон критикует рациональное познание, т.к. оно недостоверно и ненадежно – разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида – «идолы пещеры», «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы площади» и «идолы театра».
«Идолы рода» – это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. «Идолы пещеры» – это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека («пещера») отражаются на его выводах в процессе познания. Например, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие напротив отдают предпочтение только новому. «призраки рынка» – неправильное неточное употребление понятийного аппарата: слов, определений, выражений. «Призраки театра» – влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние века).
Знание видов препятствий, подстерегающих человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание лишь предпосылка при создании научного метода. Необходима его разработка. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути, или метода исследования: догматический и эмпирический. Ученый, следующий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести их них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадется на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, который доставляет опыт. Это путь «пчелы», соединяющий в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщив их (взглянуть на проблему «снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. Т.о. лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение фактов, накопление опыта) с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Главные задачи познания – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание – сила!».
Томас Гоббс – материалист и эмпирик, продолжатель учения Ф.Бэкона. Гоббс выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Опыт показывает, что люди, погруженные в сон без сновидений, не мыслят. Значит, у них в это время нет никаких идей. Поэтому никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании – это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками». К ним относятся: сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.); метки – различные знаки, придуманные человеком для общения; естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния и т.д.); произвольные знаки общения – слова различных языков; знаки в роли «меток» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон); знаки знаков – общие понятия.
Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»).
Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа – природа человека изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Каждый считает, что имеет право на все. Здесь право совпадает с силой, а пренебрежение чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война грозит взаимным истреблением. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от «права на все» (добровольно ограничить свою «абсолютную» свободу).
В обществе заключается договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние. Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от действий, нарушающих мир, – государство единой воли. Каждый должен свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе лиц, воля которых должна считаться волей всех. Так возникает государство. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно ему невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк
Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.
Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Сенсуалистическая гносеология Т. Гоббса и ДЖ. Локка.
Френсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник английского эмпиризма CUII века. Один из зачинателей нового метода познания. Главное сочинением о методологии научного познания – «Новый Органон» (1620), являвшийся второй частью труда «Великого Восстановления Наука».
Ф. Бэкон выделяет следующую характеристику знания: знание есть сила, тот кто владеет знанием, обладает могуществом. Знание задает руководство к действию. Философ стремился подчеркнуть взаимозависимость истины и пользы, их взаимодействие. Практическая эффективность знаний утверждала их истинность, истинность же трактовалась как условие практического применения. Анализируя данные положения, Бэкон приходит к выводу: существуют два вида опытов: «плодоносные» и «светоносные». Первые приносят непосредственную пользу, вторые же приносят истинное знание. При этом Бэкон склоняется к эффективности второго вида опыта.
Учение Бэкона о методе познания , начинается с критики предшествующего знания посредством сомнения. Схоластика, по мысли Бэкона, приводит к заблуждениям, преодолеть которые можно при условии исследования самой человеческой природы.
Преградой на пути истинного познания стали «идолы», некие образы отчуждения, искажающие знание, призраки. В «Новом Органоне» Бэкон говорит о четырех идолах, мешающих процессу истинного познания. Первые два призрака коренятся в человеческой природе. Вторые два идола порождены условиями жизни общества. Первый призрак, или первый вид заблуждений разума : «призраки рода». Они присущи всему человеческому роду. Всем людям свойственно связывать с познанием вещей субъективные элементы собственной природы. К данным признакам относятся так же недостатки человеческой психологии в виде истолкования новых идей в духе прежних.
Второй вид заблуждений – это «призраки пещеры». К ним относятся различные индивидуальные особенности, в которых проявляются «призраки рода». Этот образ заимствован Бэконом из диалогов Платона, где сознание человека ассоциировалось с пещерой, на стенах которой возникают тени происходящих вне ее событий. Человеческий разум подобен стенам пещеры, порождающим искажающие образы. «Призраки пещеры» – заблуждения формируемые воспитанием. Они весьма разнообразны и выражают индивидуальные различия людей, субъективные искажения в познании.
«Призраки рынка» или «рыночной площади» – заблуждения, обусловленные особенностями общественной жизни. Их суть состоит в подверженности человека общераспространенным взглядам и предрассудком. На человека негативным образом воздействуют неправильное использование слов. По Бэкону именно этому и способствовала схоластическая философия, усложняя и запутывая язык книжной мудростью.
Четвертый вид заблуждений : «призраки театра». Речь идет об искажающем воздействии теорий и ложных философских учений. Ложные теории пользуются общественными предрассудками и некритическом доверии людей схоластической философии.
Согласно Бэкону, для достижения истинного познания, необходимо очистить сознание и разум от описанных выше призраков. Решающую роль в этом процессе должен сыграть определенный и усовершенствованный метод познания. Проблему выбора истинного метода Ф. Бэкон излагает, используя при этом, метод аллегорий. Он выделяет три пути познания, анализ которых должен привести к одному, но истинному методу познания. Это – «путь паука», «путь муравья» и «путь пчелы». Наиболее верным путем познания является «путь пчелы». Он представляет процесс движения познания от ощущений к общим аксиомам, от эмпирии (опыта) к теоретическому знанию.
Ход познания от эмпирии (опыта) к теории определяется Бэконом как – индукция. Учение о методе индукции должно стать «Новым Органоном» научного исследования. Истинной может являться только такая теория, которая охватывая все многообразие вещей приводит к общему выводу, к аксиоме. Таким образом, по мысли Бэкона истинным метод познания является метод индукции, который составляет суть опытного, эмпирического метода познания. Фрэнсис Бэкон явился родоначальником гносеологической концепции эмпиризма.
Эмпиризм – концепция познания, постулирующая, что чувственный опыт является основой познания. Научные понятия и законы отражают описание опыта.
Важно отметить, что основы гносеологического эмпиризма формировались в Англии, в которой в рассматриваемый период бурно развивается капиталистическая экономика. Иной метод познания – рационалистический, формируется во Франции.
Крупнейшим представителем рационализма CUII в. был Ренэ Декарт (1596 – 1650).
Наука с точки зрения Декарта должна представлять собой логическую структуру, основанную на приемах математики. Основополагающий принцип наук по Декарту следующий: физика следует за логикой и математикой, далее идет этика. Продолжая путь Бэкона, Декарт подвергает критике схоластическую философию. Но Декарт, в отличии от Бэкона использует дедукцию. Дедукция – основанный на математическом знании способ движения от простого и очевидного к сложному.
Отправным пунктом дедукции являются не эмпирические факты, а деятельность самого разума. Декарт возражает против ведущей роли чувственного познания. Сущность вещей постигается не с помощью ощущений, а с помощью разума.
Формирование нового метода познания на основе разума, Декарт начинает с «сомнения». Декарт полагает, что сомневаться можно во всем, кроме самого сомневающегося разума. Таким образом, нельзя сомневаться в самом факте сомнения. Но то, что способно сомневаться, значит способно и мыслить. Существует нечто мыслящее, – субъект, «Я». «Я мыслю, значит существую, следовательно есть мыслящая вещь или субстанция, душа, дух». – cogito ergo sum.
Cogito Декарта утверждало протест против схоластического подавления самостоятельности разума человека. Сущностью процесса мышления становился сам субъект – человек. Формула Декарта: cogito ergo sum, отрицала роль врожденных идей в процессе познания. Учение о врожденных идея обосновывало необходимость чувственного опыта для познания. По мысли Декарта, истинное знание невозможно получить из чувственного опыта. Материалом для получения истинного знания должна стать интеллектуальная интуиция. Она обеспечивает осознание истинности знания. Именно Декарт сумел осмыслить значение логики как условия достоверности и точности знания. Он констатировал ведущую роль логической дедукции, на основе которой должен выстраивается метод знания. Таким метод знания, является рационалистический метод.
Рационализм – гносеологическое направление утверждающее разум в качестве основы познания. Декарт является родоначальником рационализма как системы гносеологического воззрения на мир.
Синтез Декартовского рационалистического учения о методе и эмпиризма Бэкона представлен в деятельности английского философа Томаса Гоббса (1588- 1679). Т. Гоббс сформулировал проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания.
Вслед за Бэконом, Гоббс утверждает, что знание есть сила. Теоретическое знание должно рассматривать причины возникновения вещей, а результаты теории должны применяться на практике. Единое знание сопрягающее в себе теорию и практику, это – философия. Философия подразделяется на изучение природы и описание государства. Философия природы, в свою очередь, подразделяется на исследование физического мира и свойств движения и другие частные науки – геометрия, физика, химия. Философия государства подразделяется на этику и политику.
Характеризуя источник познания, Гоббс, в первую очередь указывает на главенствующую роль чувственного познания. Рациональному познанию Гоббс отводит роль инструмента чувственного познания. Таким образом, ведущую роль в познании Гоббс отводит сенсуалистическому методу.
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственное познание выступает главной формой достоверного знания.
В противовес рационалистическому методу сенсуализм выстраивает содержание познания на основе органов чувств.
Процесс познания начинается с чувств, которые Гоббс именует «идеями». Далее, познающий человек обозначает «идеи» знаками. Человек, по Гоббсу, – существо, использующее (оперирующее) знаками. Язык способствовал появлению общества, то есть социальному состоянию человека. Использование знаков приводит к необходимости применения метода индукции. Это – движение от знания действий к познанию причин окружающего. Здесь Т. Гоббс выступает как явный последователь Ф. Бэкона. Достигнутое знание причин способствует применению метода дедукции. По Т. Гоббсу дедукция тождественна синтезу.
Джон Локк (1632-1704) полагал, что только чувственные данные обладают истинностью. Знание должно быть выведено из чувственного восприятия. Отвергая концепцию врожденных идей, Локк утверждает, что знание мы черпаем из опыта и ощущений. Голова новорожденного человека подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой жизнь рисует свои узоры, представляющие собой знание. Локк формулирует свой основной тезис: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Ощущения – результат действия внешних вещей на наши органы чувств. В результате наблюдения в душе возникает внутренний опыт, который может функционировать независимо от разума. Внутренний опыт (рефлексия) – наблюдение ума за своей деятельностью. Отрицая врожденные идеи как внеопытное знание, Локк признавал в уме наличие задатков той или иной деятельности. Локк выделяет три вида знания: а) исходное (чувственное), – знание об единичных вещах; б) демонстративное – знание использующее умозаключения; в) интуитивное знание – высший вид знания, непосредственная оценка разумом отношение идей друг к другу.
Достоверным видом познания, согласно Дж. Локку, является интуиция. Интуитивное познание – ясное и отчетливое восприятие соответствия двух идей посредством их сравнивания.
Философский эмпиризм Бэкона, Гоббса и Локка.
Эмпири́зм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.
Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).
Первым из них является идол племени. Он относится к заблуждениям, в которые обычно впадают все люди, то есть к заблуждениям, возникающим вследствие искаженного отражения реальной природы вещей, поскольку человеческий интеллект подобен кривому зеркалу. Примером этого является склонность рассматривать природу с точки зрения ее персонализации.
Второй идол – это идол пещеры. Сюда входят заблуждения, возникающие в результате уникальности характера или привычек индивида или узости ранее усвоенных взглядов, то есть как если бы он смотрел на мир из пещеры.
Третий идол – это идол рынка. Сюда входят заблуждения, возникающие вследствие того, что интеллект человека находится под влиянием слов. Например, слова могут быть созданы для несуществующих вещей, что может привести к появлению мишурных аргументов.
Четвертый идол – это идол театра. Это – заблуждение, возникающее вследствие слепого принятия теорий различных философов. Даже если их теории есть не что иное, как пьесы, разыгрываемые на сцене, люди легко поддаются ослеплению ложным блеском и принимают их.
Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить эти четыре идола, а затем наблюдать за природой, чтобы обнаружить сущность каждого отдельного феномена. Для этого он предложил индуктивный метод.
Далее Джон Локк (1632-1704) систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде “Опыт о человеческом разуме”. Локк отрицал врожденные идеи, о которых говорил Декарт, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта. По Локку, опыт состоит из внешнего и внутреннего опыта: из ощущений и рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия (или внутреннее чувство) относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.
Идеи состоят из простых и комплексных. Простые идеи – это идеи, получаемые индивидуально и раздельно посредством ощущений и размышления. Когда простые идеи обретают более высокий уровень за счет сочетания, сравнения и абстрагирования путем операций рассудка, они становятся комплексными идеями.
Кроме того, согласно Локку, простые идеи включают такие качества, которые обладают объективной обоснованностью, то есть твердость, протяженность, число, движение, покой, количество и т.п., а также такие качества, которые обладают субъективной обоснованностью, то есть цвет, запах, вкус, звук и т.п. Первые качества получили название первичных качеств, а вторые – вторичных.
Локк считал, что существует три вида комплексных идей, а именно: форма, субстанция и отношение.Форма относится к идее, которая выражает условия и качества, то есть атрибуты вещей, например, форма пространства, форма времени, форма мышления и форма силы.Субстанция относится к идее, связанной с субстратом, обладающим различными качествами.Отношение связано с идеей, возникающей при сравнении двух идей, например, причины и следствия.
Локк рассматривал знание как “восприятие связи и соответствия или несоответствия и противоречивости любых наших идей”. Он говорил также: “Истина – это запись словами согласия или несогласия идей, как оно есть”. Он стремился ответить на вопрос об источнике познания, прибегая к анализу идей.
Локк считал определенным и существование духа, которое воспринимается интуитивно, и существование Бога, которое воспринимается посредством логических доказательств. Однако в отношении материальных предметов внешнего мира, по Локку, не может быть определенной убежденности в их существовании, поскольку они могут восприниматься только через ощущения, хотя нет оснований и отрицать их существование.
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Был представителем социальных физиков (направление в истории).
Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.
Гоббс стал одним из основателей “Договорной” теории происхождения государства.
21. Философский рационализм Декарта. Учение о субстанции Спинозы и Лейбница.Основными представителями рационализма в философии Нового времени были Рене Декарт, Блез Паскаль, Барух Спиноза и Готфрид Лейбниц.Рационализм, в отличие от эмпиризма, более тесно связан со средневековой традицией. Основателем рационализма в философии Нового времени по праву считается французский философ Рене Декарт (1596-1650). По Декарту, это первоначало обеспечивается интуицией. Интуиция – это не результат познания, а только его начало. Она является исходным пунктом для дедукции (от латинского – выведения) одного понятия из другого. Первоначало составляет основание первого суждения. А дальше – дело логической техники, обеспечивающей движение от понятия через суждение к умозаключению, к открытию закономерности исследуемого объекта. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии. Декарт определяет субстанцию как вещь (под “вещью” в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются “лишь в обычном содействии бога” ‘, от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.
Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – ее неделимость, важнейший признак материальной – делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций – это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание – модусы мышления; фигура, положение, движение – модусы протяжения.
Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Бенедиктом Спинозой (1632-1677), который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии /он отождествил бога и природу, которая выступает как природа – творящая и природа – сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление’. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист. Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции – модусам. Он их разделил на две группы: модусы – вечные, бесконечные и модусы – временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции – мышления и протяженности, а конечные – всеми остальными явлениями и вещами. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа “причина самой себя”. Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как “причину самой себя”:источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов. Вместе с тем Спиноза – последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлена объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая – модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей “Этике” Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью. Б Спиноза, различает три вида познания: 1)чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, дающее знание о модусах, и 3)самый высокий вид познания – интуиция, открывающая истину. Из установленных интуитивным путем истин (аксиом) выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе
Источники:
http://studopedia.ru/19_411175_empirizm-v-filosofii-novogo-vremeni-f-bekon-t-gobbs-d-lokk.html
http://studopedia.ru/19_16094_problema-metoda-v-filosofii-novogo-vremeni-empirizm-i-ratsionalizm-f-bekon-r-dekart-sensualisticheskaya-gnoseologiya-t-gobbsa-i-dzh-lokka.html
http://infopedia.su/13x9bf7.html