Эмильчино в волынской губернии. Что должно быть запечатлено на фото

Эмильчино в волынской губернии. Что должно быть запечатлено на фото

Вся информация, помещенная на данной странице, исследования является результатом исследования Александра Копельберга, который поделился своими воспоминаниями и информацией, добытой в беседах с родственниками, выросшими в Эмильчино и Степановке (еще одном местечке Эмильчинского района Житомирской области

Посвящается моим покойным и здравствующим родственникам. Особую благодарность выражаю Этл Хазиной (девичья фамилия – Урман)

Это название маленького «штетла» /»местечка»/ памятно мне с самого раннего детства. Эмильчино расположено на западе современной Житомирской области. Там прошли мои первые девять лет жизни, там я пошел в первый класс, где научился читать и писать. Корни моей семьи тоже из этих мест, здесь похоронены мои родственники, умершие или убитые во время войны.

Местечко находится в 40 минутах езды от Новоград — Волынского (в направлении на северо — запад, в 154 километрах от областного центра — г. Житомира. Сегодня оно больше напоминает большое украинское село, не имеющее ничего общего с евреями, а всего каких — нибудь 50 лет назад здесь проживало значительное число еврейских семей и до настояшего времени сохранилось двухэтажное здание бывшей синагоги (но в ней уже никто не молится).

Многие эмильчинские евреи эмигрировали за границу, часть переехала в другие районы бывшего СССР или Украины, и может быть, пара — тройка семей осталась бледным напоминанием о прежнем еврейском Эмильчино.

Мой рассказ не претендует на роль исчерпывающего исторического исследования, а является всего лишь попыткой создать небольшой мемориальный уголок тем, кого с нами уже нет…

Название «Эмильчино» звучит по — разному на разных языках: «Межиричка» (прежнее название), «Мильчин» (идиш), «Йемельчено» (немецкий), «Йемильчина»(на венгерском), «Эмильчино» (русский), «Емильчине» (украинском).

Эмильчино расположено на берегах р. Уборть. Согласно последним данным его население составляет 3 — 4 тысячи человек, в то время как в 20 -х -30 -х годах оно равнялось 10 тысячам.

До Великой Отечественной войны большинство жителей составляли евреи. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона относит первое упоминание о нем к 1897 году.

До революции 1917 года Эмильчино входило в Новоград — Волынскый («Звягел»ь, на идиш – «Зхвиль») уезд, до которого было около 40 верст. В концу 19 века в местечке насчитывалось около 1000 жителей (34 двора), здесь действовал чугунно — литейный заводик, а сама местность славилась плантациями хмеля(1) , кроме этого местные жители трудились на суконной фабрике и льнозаводе.

Вся эта территория принадлежала графу Владимиру Александровичу Уварову. Многие населенные пункты округи были названы в честь его детей, так, например, Эмильчино было названо в честь дочери Эмилии, Степановка (в честь сына Степана), Андреевичи (сына Андрея), Варваровка (дочери Варвары), Паранино (дочери Парани) и т. д. Его усадьба (не существующая сегодня) была расположена на улице, ведущей в с. Середы.

Уважаемые посетители ЭтоРетро.ру, у Вас есть коллекция старых фотографий города Емильчино ? Присоединяйтесь к нам, публикуйте свои фотографии, оценивайте и комментируйте фото других участников. Если Вы узнали место на старой фотографии, адрес, или узнали людей на фото — то сообщайте, пожалуйста, эту информацию в комментариях. Участники проекта, а так же простые посетители будут Вам благодарны.

Наши участники имеют возможность скачать старые фотографии в исходном качестве (большой размер) без логотипа проекта.

Что такое ретро фотография, или насколько старой она должна быть?

Что можно считать старой фотографией, достойной для публикации на нашем проекте? Это абсолютно любые фото, начиная c момента изобретения фотосъемки (история фотографии начинается с 1839 года) и заканчивая концом прошлого века, все что теперь считается историей. А если конкретно, то это:

  • фотографии г. Емильчино середины и конца 19 века (как правило 1870-ых, 1880-ых, 1890-ых годов) — т.н. очень старые фотографии (можно назвать и старинные);
  • советская фотография (фото 20-ых, 30-ых, 40-ых, 50-ых, 60-ых, 70-ых, 80-ых годов, начало 90-ых);
  • дореволюционная фотография г. Емильчино (до 1917 года);
  • военные ретро фоторграфии — или фото времен войны — это и первая мировая (1914-1918), гражданская война (1917-1922/1923), вторая мировая война (1939-1945) или применительно к нашей Родине — Великая отечественная (1941-1945), или ВОВ;

Обращаем Ваше внимание: ретро фотографиями могут быть и чёрно-белые, и цветные (для поздних периодов) фотографии.

Что должно быть запечатлено на фото?

Что угодно, будь то улицы, здания, дома, площади, мосты и другие архитектурные сооружения. Это могут быть и , и другой вид транспорта прошлого, от до повозок. Это и люди (мужчины, женщины и дети), которые жили в те времена (в том числе старые семейные фотографии). Все это представляет ценность и огромный интерес для посетителей ЭтоРетро.ру.

Читать еще:  Нумерология. Секреты магических чисел

Коллажи, старинные открытки, плакаты, старинные карты?
Так же мы приветствуем как серии фотографий (используя возможность загружать несколько фотографий в одной публикации), так и коллажи (проработанное совмещение различных фотографий, как правило, одного и того же места при помощи какого-либо графического редактора) — вида — было/стало, так или иначе погружающие в своего рода путешествие во времени, отражающие взгляд в прошлое. Так же место на проекте и

Эмильчино в Волынской губернии

Вся информация, помещенная на данной странице, исследования является результатом исследования Александра Копельберга, который поделился своими воспоминаниями и информацией, добытой в беседах с родственниками, выросшими в Эмильчино и Степановке (еще одном местечке Эмильчинского района Житомирской области

Посвящается моим покойным и здравствующим родственникам . Особую благодарность выражаю Этл Хазиной (девичья фамилия – Урман)

Это название маленького «штетла» /»местечка»/ памятно мне с самого раннего детства. Эмильчино расположено на западе современной Житомирской области. Там прошли мои первые девять лет жизни, там я пошел в первый класс, где научился читать и писать. Корни моей семьи тоже из этих мест, здесь похоронены мои родственники , умершие или убитые во время войны.

Местечко находится в 40 минутах езды от Новоград — Волынского (в направлении на северо — запад, в 154 километрах от областного центра — г. Житомира. Сегодня оно больше напоминает большое украинское село, не имеющее ничего общего с евреями, а всего каких — нибудь 50 лет назад здесь проживало значительное число еврейских семей и до настояшего времени сохранилось двухэтажное здание бывшей синагоги (но в ней уже никто не молится ).

Многие эмильчинские евреи эмигрировали за границу, часть переехала в другие районы бывшего СССР или Украины, и может быть, пара — тройка семей осталась бледным напоминанием о прежнем еврейском Эмильчино.

Мой рассказ не претендует на роль исчерпывающего исторического исследования, а является всего лишь попыткой создать небольшой мемориальный уголок тем, кого с нами уже нет…

Название «Эмильчино» звучит по — разному на разных языках : «Межиричка» (прежнее название), «Мильчин» (идиш), «Йемельчено» (немецкий), «Йемильчина»(на венгерском), «Эмильчино» ( русский), «Емильчине» (украинском).

Эмильчино расположено на берегах р. Уборть. Согласно последним данным его население составляет 3 — 4 тысячи человек, в то время как в 20 -х -30 -х годах оно равнялось 10 тысячам.

До Великой Отечественной войны большинство жителей составляли евреи. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона относит первое упоминание о нем к 1897 году.

До революции 1917 года Эмильчино входило в Новоград — Волынскый («Звягел»ь, на идиш – «Зхвиль») уезд, до которого было около 40 верст. В концу 19 века в местечке насчитывалось около 1000 жителей (34 двора), здесь действовал чугунно — литейный заводик, а сама местность славилась плантациями хмеля(1) , кроме этого местные жители трудились на суконной фабрике и льнозаводе.

Вся эта территория принадлежала графу Владимиру Александровичу Уварову. Многие населенные пункты округи были названы в честь его детей, так , например, Эмильчино было названо в честь дочери Эмилии, Степановка (в честь сына Степана), Андреевичи (сына Андрея), Варваровка (дочери Варвары), Паранино ( дочери Парани) и т. д. Его усадьба (не существующая сегодня) была расположена на улице, ведущей в с. Середы.

Эзра УРМАН , отец тети моего отца, Этл УРМАН (в замужестве ХАЗИНОЙ), служил у графа портным.

Существует много легенд и рассказов о семействе Уварова, которые поведала мне тетя Этя, вот лишь некоторые из них.

Тетя моего отца Этл ХАЗИНА вспомнила, что дочь графа, Параня, служила фрейлиной при царском дворе в Санкт -Петербурге, где влюбилась в одного из членов императорской фамилии. Но завистники отравили ее, и похороны состоялись в Эмильчино, местные евреи в знак уважения и, выражая свое сочувствие семейству Уваровых, соорудили деревянную арку, через которую и проходила похоронная процессия.

Еще одна романтическая история связана с Сергеем Уваровым, влюбившимся в дочь одного из графских арендаторов, но здесь любовной связи был быстро положен конец (арендатору и его семейству было рекомендовано не появляться при дворе, а самого Сергея отправили в Киев, где он вскоре женился на дочери одного из фабрикантов).

Мой прадед Ушер КОПЕЛЬБЕРГ был одним из арендаторов у графа Уварова и однажды выиграл судебное дело. Родственники рассказывали мне, что однажды он сдал весь урожай под честное слово некоему Фельдману, который позднее отказался признать факт сдачи зерна (письменного документа не было в наличии). Тогда Ушер подал в суд на графа Уварова и, предъявив свидетелей, выиграл дело.

Читать еще:  Миф о создании мира богом. Легенды о сотворения мира

Один из моих родственников, Александр Ярошевский, был в Житомирским архиве (в 2000 г.) и поинтересовался у работников этого учреждения сохранились ли судебные дела дореволюционного периода. Ответ был положительным, но поскольку у него не оставалось времени (дела надо было самостоятельно просматривать в читальном зале, на что бы ушла уйма времени ) перед репатриацией в Израиль, то все осталось пока без изменений.

Уваровы проживали летом в Эмильчино, а зимой в Санкт — Петербурге. Граф пожертвовал средства на сооружение церкви (уничтоженной в 30-х годах при коммунистическом режиме). Он выделили деньги на разбивку парка, сохранившегося частично и по сей день (некоторые местные жители вспоминали, что в 20 -30-х гг. там находилась цистерна, в которой смывали позолоту с икон, пополняя т. о. золотом фонд государства.) Граф скончался до революции 1917 года и похоронен на христианском кладбище Эмильчино.

Еврейские семьи, проживавшие в местечке, владели не только языком идиш, но и украинским, иногда русским, и даже чешским, немецким, польским и сербским языками: в окрестностях местечка находились села, в которых проживали представители различных национальностей. Многие из них позднее уехали, а часть (как, например, немцы) были депортированы в 1939 г.на Урал и в Казахстан.

Во время гражданской войны местечко неоднократно подвергалось погромам и бесчинствам со стороны всевозможных банд, один из погромов произошел в Эмильчино в апреле 1919 года (его осуществили части петлюровской армии, отступавшие из Олевска на Новоград-Волынский) (2).

В 1920 году местечко подверглось нашествию белополяков.

У эмильчинских евреев был свой «хедер», двухэтажная синагога (позднее, в годы Советской власти, превращенная в кинотеатр, киномехаником в довоенный период был КАГАНОВСКИЙ).

В 20-30-х гг. многие местные жители потянулись в Крым, где Советская власть организовывала еврейские колхозы (разогнанные ею же в 30-х гг.).

После гражданской войны власти открыли в Эмильчино еврейскую семилетку (преподавание велось на идиш), директором которой был назначен Михаил Бенционович БРАЙМАН. Она располагалась возле райкома партии. Ученики изучали различные учебные предметы: Тору, математику, идиш, украинский, русский и немецкий языки, историю, игру в шахматы и на скрипке, физкультуру ( в 30 -х годах были очень популярны так называемые «пирамиды»).

Ежегодно на праздники 1-го мая и 7-го ноября в райцентре проходили демонстрации, в которых принимали участие учащиеся школ и учителя.

В 1937 г. еврейская школа была закрыта, жена директора арестована (начался «большой террор» 1937 — 1938 гг.). Еврейскую школу превратили в русскую семилетку, поскольку Эмильчино являлось пограничным городком на границе с Польшей, там постоянно располагался военный гарнизон (огражденный забором), большинство военных были русскими, поэтому властям решение о создании русской семилетки представлялось логичным.

Моя родственница – Этя ХАЗИНА ( УРМАН) вспоминает, что в 1970, 1975 и 1980 гг. бывшие выпускники и ученики еврейской школы встречались в Киеве с бывшим директором. Вскоре после встречи 1980 года, директор БРАЙМАН скончался.

Во время Великой Отечественной войны местные евреи (те, кто не успел эвакуироваться) были убиты фашистами. Согласно информации, размещенной в Интернете, массовое захоронение расположено по улице Воровского.

После освобождения от нацистов, началось возвращение еврейских семей. Но те, кто возвращался все еще должны были остерегаться (на этот раз недобитков – пособников оккупантов, бродивших в окрестных лесах вплоть до начала 50- х гг.)

В 1950 — 1960 — х гг. в Эмильчино все еще проживала значительная еврейская община (около 30 — 40 % местных жителей составляли евреи). Многие из них работали врачами, учителями, кустарями-одиночками.

Посещая своих родственников, я часто слышал украинский идиш, на котором они общались между собой ( это была непередаваемая смесь украинского и идиша, причем порой первый язык преобладал над вторым).

В райцентре работали кинотеатр, летняя танцплощадка, дворец культуры, дворец пионеров. Жители часто ходили друг к другу в гости, поскольку первые телевизоры появились в Эмильчино только в середине 60-х гг. Просмотр телепередач был своего рода событием, наша семья часто ходила к моей первой учительнице Симе Самойловне ВАЛЬДМАН, и вместе с другими знакомыми и соседями проводила вечера, общаясь, обсуждая увиденное и угощаясь снедью, собранной в складчину.

Так как у многих были собственные дома с садиком, то на столы, стоявшие прямо во дворе ставили тарелки с клубникой, малиной, крыжовником, сотовым медом, черной смородиной. Ну а осенью главным угощением становилась картошка.

В те годы только несколько центральных улиц были покрыты асфальтом, остальные – в лучшем случае были вымощены булыжником. Главным местом встреч и расставаний была, конечно же, автостанция, откуда отправлялись автобусы на Житомир, Коростень, Новоград-Волынский, Бердичев (раз в день) и окрестные села.

Читать еще:  Где находиться евангелие от иоанна. Вступительные замечания: евангелия как рассказы очевидцев

Ближайшие ж/д станции находились на станции Яблонец (в 12 километрах) и на «33 — м километре» (скорее всего это был полустанок по дороге на Олевск).

В последний раз я был в Эмильчино в 1987 году. Через четыре года мы уехали в Израиль.

(1) Словарь Брокгауза и Эфрона.
(2) Книга о еврейских погромах на Украине 1919 года (издана в Берлине в 1921 году) Автор – Гусев-Оренбургский.

О. Гусев — Оренбургский/ Книга о еврейских погромах на Украине в 1919 г.
Составлена по официальным документам, докладам с мест и пострадавших.
Редакция и послесловие М. Горького. Издательство З. И. Гржебина Петербург — Берлин 1921 г.

1919 г. апрель. Апрельские погромы относительно немногочисленны. В этом месяце разыгралась главным образом деятельность Струка, орудовавшего в Чернобыльском уезде… Разгромлено местечко Эмильчино группой Петлюровцев, отступавших от Олевска на Новоград-Волынск.

Емильчино – информация из сети Интернет

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/039/39199.htm
Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. — В 86 тт. с илл. и доп. материалами. — Емильчин
Емильчин (Эмильчин) — село Волынской губернии, Новоградволынского уезда, при реке Уборти, в 40 верстах от уездного города; жителей около 1000, дворов 134. Вблизи чугунолитейный завод, на котором выплавлено в 1890 г. чугуна в штыках 8804 пуда, в отливках — 5585 пудов.

Большая еврейская энциклопедия
Емильчино, поселок городского типа (с 1957), районный центр в Житомирской области (Украина).
Известно с 1585, входило в состав Речи Посполитой. С 1793 — в составе Российской империи. В 19 — начале 20 в. — село Новоград-Вольнского уезда Волынской губернии.
В 1897 в Емильчино проживало 1049 евреев (42,3%), в 1926 — 1383 (38,3%), в 1939 — 1115 (21%), в 1989 — 77 евреев (0,9%). Основные занятия евреев в 19 — нач. 20 в.-мелочная торговля и различные ремесла. В годы Гражданской войны еврейское население Емильчино страдало от погромов, грабежей и эпидемий. В апреле 1919 войска Директории учинили в Емильчино погром.
В начале июля 1941 Емильчино было оккупировано германскими войсками, которые в августе расстреляли 38 евреев, остальное еврейское население уничтожено в сентябре 1941. В ноябре — декабре 1943 партизаны соединения генерала М.И.Наумова, в рядах которого сражалось много евреев, освободили Емильчино и 22 дня удерживали его.
В 1999 в Емильчино проживало около 30 евреев.
В Емильчино родился Н.М.Тихий.

Емильчино

Емильчино (укр. Ємільчине ) — посёлок городского типа в Житомирской области Украины, административный центр Емильчинского района.

История

Название «Эмильчино» звучит по — разному на разных языках : «Межиричка» (прежнее название), «Мильчин» (идиш), «Йемельчено» (немецкий), «Йемильчина»(на венгерском), «Эмильчино» ( русский), «Емильчине» (украинском).

Известен с 1585 года, входил в состав Речи Посполитой. С 1793 — в составе Российской империи. До революции 1917 года — село Новоград-Волынского уезда Волынской губернии.

Вся эта территория принадлежала графу Владимиру Александровичу Уварову. Многие населенные пункты округи были названы в честь его детей. Так, например, Эмильчино было названо в честь дочери Эмилии, Степановка в честь сына Степана, Андреевичи (сына Андрея), Варваровка (дочери Варвары), Паранино (дочери Парани) и т. д. Усадьба графа (разрушенная сегодня) была расположена на улице, ведущей в село Середы.

Уваровы проживали летом в Эмильчино, а зимой в Санкт-Петербурге. Граф пожертвовал средства на сооружение церкви (уничтоженной в 30-х годах XX века). Также он выделили деньги на разбивку парка, частично сохранившегося по сей день. Граф скончался до революции 1917 года и похоронен на христианском кладбище Эмильчино.

К концу XIX века в местечке действовал чугунно — литейный заводик, а сама местность славилась плантациями хмеля(1) , кроме этого местные жители трудились на суконной фабрике и льонозаводе. В 1897 в Емильчино проживало 1049 евреев (42,3 % населения), в 1926 — 1383 (38,3 %), в 1939 — 1115 (21 %), в 1989 — 77 евреев (0,9 %). Основные занятия евреев в XIX — нач. XX веков — мелочная торговля и различные ремесла. В годы Гражданской войны еврейское население Емильчино страдало от погромов, грабежей и эпидемий. В апреле 1919 войска Директории учинили в Емильчино погром(части петлюровской армии, отступавшие из Олевска на Новоград-Волынский). В начале июля 1941 Емильчино было оккупировано германскими войсками, которые в августе расстреляли 38 евреев, остальное еврейское население уничтожено в сентябре 1941. Согласно информации, размещенной в Интернете, массовое захоронение расположено по улице Воровского. В ноябре — декабре 1943 партизаны соединения генерала М. И. Наумова, в рядах которого сражалось много евреев, освободили Емильчино и 22 дня удерживали его. В 1999 в Емильчино проживало около 30 евреев.

Источники:

http://www.bezdepbonus.ru/emilchino-v-volynskoi-gubernii-chto-dolzhno-byt-zapechatleno-na.html
http://www.jewishperson.org/emilchino/emilchino/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/222002

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×