Экзаменационные вопросы по евангелию от матфея. Благая Весть Учителя

Евангелие от Матфея: выбор

Библия для христиан — главный источник знаний о Боге, о вечной жизни, о спасении. Но, к сожалению, об этом источнике мы подчас знаем очень мало, наше знакомство с библейскими текстами поверхностно и хаотично. И этой публикацией мы начинаем цикл статей, посвященных Священному Писанию. Сначала мы обратимся к книгам Нового Завета, затем поговорим о значении Ветхого.

Кто-то может возразить — какая же это новость? Новостью это могло быть тогда, при жизни самого Матфея. А сейчас это просто рассказ о жизни Иисуса Христа. Но очень важно понять, что Евангелие — это не биография Христа, не стенограмма Его проповедей и бесед и не отчет о совершенных Им чудесах и исцелениях. Хотя Евангелие от Матфея очень похоже на жизнеописание: начинается оно рассказом о Рождении Христа, а заканчивается повествованием о Его смерти, воскресении и последних наставлениях ученикам. Но при всем этом, первое Евангелие, как и все остальные, остается новостью. Евангелия не просто сообщают — вот, посмотрите, там-то произошло вот это. Евангелисты говорят всем нам, что все написанное в их книгах произошло не просто как факт истории, а произошло и продолжает происходить как факт личной жизни каждого, обращающегося к Евангелию человека. Одним словом, произошло для каждого из нас и призвано изменить нашу жизнь.

Уже при первом, поверхностном, знакомстве с евангельским текстом можно увидеть самобытность каждого автора каждого Евангелия. Апостол и евангелист Матфей начинает свое Благовестие с родословной Господа Иисуса Христа. Перед читателем проплывает несколько десятков имен из Ветхого Завета, имен людей, каким­то образом связанных с Его рождением. Первый евангелист предлагает непростую задачу — если имена из родословной нам не знакомы, то придется приложить усилия, чтобы узнать их. Цель — не обогатить читателя знанием новых имен, а показать глубокую связь между двумя частями Библии — Ветхим Заветом и Новым Заветом. Кстати, иногда слово «ветхий» понимают как «старый, устаревший», но правильнее понимать это слово, как «прежний». Поэтому есть и Новый Завет, но «новый» не в том смысле, в каком бывают новыми вещи, книги, фильмы, через некоторое время переходящие в разряд старых. Новый Завет остается новым всегда, потому что не будет какого-то другого Завета между Богом и человеком. Ветхий Завет был подготовкой к встрече обетованного Мессии-Христа, Новый Завет являет Обетованного. Вот та новость, исполнения которой все ждали. Это одна из особенностей Евангелия от Матфея — постоянный возврат к Ветхому Завету, напоминание о людях Ветхого Завета, о пророчествах, исполнившихся на Иисусе Христе.

Затем евангелист Матфей рассказывает о человеческих сомнениях и поисках. Разве не о Рождестве Христовом? — может поправить меня внимательный читатель первого Евангелия. Да, о Рождестве. Но Матфеево Рождество являет не радость о Христе, а показывает переживания прямых участников.

Праведный Иосиф, обрученный Пресвятой Деве Марии, хочет тайно отпустить Ее (Мф. 1, 19), чтобы не навлечь подозрений в страшном грехе измены мужу. Иосиф знает пророчества, знает об ожидании Мессии и избавлении Израиля, но душу его терзают сомнения. И искренняя душа получает разрешение сомнений в словах Ангела Божия: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1, 20–21).

Далее мы слышим вопрос пришедших в Иерусалим мудрецов с Востока: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2, 2). Они проделали долгий и трудный путь. Увидеть родившегося Младенца — цель не только их путешествия, но — жизни. Начинает искать Иисуса Христа и другой человек — царь Ирод, чье имя стало теперь нарицательным: ищет Младенца, чтобы погубить Его (Мф. 2, 13).

Вот так с первых глав Благовестия апостола Матфея перед нами поставлен вопрос: с кем мы, на чьей стороне? Для чего каждый из нас ищет Христа: чтобы поверить и поклониться Ему или чтобы отвергнуть и погубить? Искавшие Его мудрецы с Востока поняли, что нужно оставить все — дом, родных, друзей — и отправиться в опасное и долгое путешествие, чтобы лично увидеть Того, о чьем Рождении благовестила им явившаяся в небе звезда. Царь Ирод искал Христа, чтобы обезопасить свой трон от конкурента — нового Царя Иудейского. Никого и ничего не пожалел и не пощадил царь Ирод для достижения своей власти, точно так же он готов поступить и теперь. Одни — с радостью принимают, другие — с ненавистью отвергают, делая все, чтобы не допустить Христа в свою жизнь.

Следующая глава Евангелия от Матфея очень короткая. В ней повествуется об Иоанне Крестителе и его проповеди: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Покаяться — значит измениться, изменить свою жизнь, стать другим. Иоанн обличает тех, кто пришел к нему не искренне, кто не ищет действительного изменения своей жизни. Он готовил людей к встрече Христа, называл Его Тем, Кто очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). Пшеничные зерна — это люди. Одно зернышко, брошенное в землю, дает уже не одно, а несколько новых зерен. Но чтобы зерно принесло плоды, оно должно погибнуть в земле, измениться. Также и человек должен измениться, принести плод, живя по Благовестию Христа. И вновь читатель перед выбором: стать плодоносящей пшеницей или соломой, которую сожгут…

Читать еще:  Как называется храм василия блаженного. Храм Василия Блаженного – история

В следующей главе выбор делает Сам Господь Иисус Христос, искушаемый диаволом (см.: Мф. 4, 3; Мф. 4, 6; Мф. 4, 8–9). Трижды Спаситель отвергает искушения… Здесь Евангелист не делает прямой отсылки к Ветхому Завету, но для его первых читателей все было предельно ясно — искушение змеем Адама и Евы. Змей предлагает Еве проверить истинность заповеди Божией и вкусить от плодов познания добра и зла: и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Христос исправляет ошибку прародителей. Начинается новая история нового человечества. Каждый может выбрать, какой ответ даст он сам и в чью сторону направится.

Адам и Ева покидают Эдемский сад, потому что нарушение заповеди делает для них невозможным пребывание в раю: и воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 9–10). Неправильный выбор превращает их в изгнанников. Выбор Христа возвращает из изгнания — об этом рассказывает следующая глава Евангелия. Иисус Христос, обращается к ученикам и собравшимся людям: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 3–12).

В Евангелии от Матфея употребляется греческое слово «макариос», то есть «блаженный, счастливый, богатый». Христос называет по-настоящему счастливыми и богатыми — нищих духом, плачущих, кротких. Это не какие-то, как сказали бы сейчас, обиженные жизнью люди, ничего не достигшие и не добившиеся, и поэтому ставшие кроткими, нищими, голодными. Христос говорит о тех, кто сделал выбор и отверг искушения, предложенные диаволом. Царство Небесное дается не тому, кто, поддавшись соблазну, вкусил плодов от древа познания добра и зла, чтобы стать «богом», через нарушение заповеди. Царство Божие дается тому, кто осознал себя нищим, то есть ничего не имеющим перед Богом, отдавшим всего себя в волю Божию, тому, кто надеется только на Бога, а не на что-то еще.

Евангелист Матфей сам прошел через подобный выбор: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною (Мф. 9, 9). Сборщик налогов, оставив все, пошел за Иисусом Христом. Теперь вместо налогов он собирает души и сердца людей, откликнувшихся на его Евангелие и ставших ради Христа нищими духом, кроткими, алчущими и жаждущими правды. Евангелист предлагает сделать выбор и последовать вместе с ним и с Господом Иисусом Христом дальше: увидеть Его чудеса, услышать исповедание веры апостола Петра, побывать на горе Преображения, войти со Христом в Иерусалим перед праздником Пасхи, взойти на Голгофу и… увидеть Его славное Воскресение из мертвых. Увидеть это или потом поверить в это — зависит от выбранного пути, который мы делаем в начале: кланяемся ли Христу вместе с волхвами, принося Ему в дар все лучшее и ценное, или отвергаем Его, испугавшись за безопасность хрупкого царства нашего «я», в котором нет места больше никому…

Комментарии к евангелию от Матфея

КОММЕНТАРИИ К ЕВАНГЕЛИЮ ОТ МАТФЕЯ

Автор: Кеннет Чембли

ПРЕДИСЛОВИЕ

Евангелие от Матфея это благая весть о жизни нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа; хорошая новость состоит также в том, что Кеннет Чембли стал автором комментария к Евангелию от Матфея. Я с нетерпением ожидал публикации его работы, и честь прочитать этот комментарий до его представления широкой публике доставила мне большую радость. Нам всем будет полезно тщательное, многолетнее исследование, которое Кеннет посвятил этому проекту.

Комментарий к Евангелию от Матфея, написанный братом Чембли, отмечен несколькими исключительными особенностями. Во-первых, он написан тщательно. Многие рукописи, которые приходится читать, полны небрежных ошибок, но эта рукопись была практически безупречна, что указывает на стремление автора к совершенству. Во-вторых, это произведение лаконично; автор свел свои комментарии к минимальному количеству слов, не нарушая целостности повествования Матфея. В результате мы имеем произведение, которое легко для понимания и приятно для чтения, потому что слова Чембли тщательно подобраны. В-третьих, этот комментарий стимулирует разум и волнует сердце. В нем отражаются широта знания и теплота содержания. В-четвертых, оно имеет практический характер; ему не грозит устаревание, потому что в нем отсутствует умозрительность и модная ныне стильность. Как представляется, автором всегда руководило стремление сделать книгу полезной для читателя. И, наконец, последнее и самое важное, в этом произведении отражается глубокое почтение к богодухновенности и авторитетности Божьего слова. Книга полностью сосредоточена на том, что мы должны услышать от Бога посредством Его раба Матфея.

Читать еще:  Ашкеназы внешность. Евреи сефарды и ашкенази: различия по фото, внешние отличия

Я рекомендую комментарий Кеннета Чембли к Евангелию от Матфея всем, кто хочет незамедлительно докопаться до сути благой вести. Я планирую поставить этот том на полку с теми книгами, которыми я пользуюсь постоянно по причине их надежности и содействия, которое они могут оказать при понимании Библии. Я надеюсь, что все оценят жертвы, которые принесли автор и члены его семьи, чтобы мы получили этот полезный источник информации для изучения, и да прославится Господь через эти жертвы.

Мелвин Д. Керри младший

ВВЕДЕНИЕ

Почти десять лет назад по предложению Мелвина Керри я начал исследование, посвященное Евангелию от Матфея, результаты которого содержатся в этой книге. Достиг ли я чего-нибудь в содействии правильному пониманию первой книги Нового Завета, — решать вам и Богу.

Основной текст, с которым я работал, это текст Версии короля Иакова. Это — Библия, слыша и читая которую, я вырос. И хотя она часто подвергается критике, несравненная красота ее языка, относительная легкость в понимании ее архаизмов, ее перевод с “признанного текста” [(Textus Receptus), форма печатного текста греческого Нового Завета, которая произошла от поздних рукописей семейства “койне”. Прим. перев.], возможность определения числа местоимений, многочисленные вспомогательные средства, основанные на ее тексте, и т.п. делают ее в высшей степени достойной основой для комментария.

Многие благочестивые мужчины и женщины оказали мне помощь в подготовке этой книги, но некоторых я хочу упомянуть особо. Мелвин Керри прочел рукопись и внес ценные предложения. Алмон Уильямс, не имеющий равных исследователь Библии, выручает меня всякий раз, когда какой-нибудь отрывок ставит меня в тупик. Некоторые выводы, которые содержатся на этих страницах, были отточены в дискуссиях и частных дебатах с моим замечательным другом Майком Шмидтом. Человек, которым я восхищаюсь, Джек Хольт, принял большое участие в моей работе и давал мне ценные советы и материал для чтения. Бойд и Клаудиа Селлерс первыми прочитали всю рукопись и составили список опечаток. Уважаемый мною Пэт Хардеман также прочел рукопись и вдохновлял меня в этой работе. Мой добрый друг со времен колледжа, Кетлин Кэррол Мак-Ги, проделала огромную работу по редактированию и электронной обработке окончательного варианта. Талантливой художнице Эйми Эрнхарт мы обязаны привлекательностью суперобложки. Я посылаю мою любовь и глубочайшую благодарность этим и другим людям, которые мне помогали.

Ни в коем случае эта книга не может считаться истиной в последней инстанции по отношению к Евангелию от Матфея. Просто на данный момент она отражает мое наилучшее понимание того, что написал мытарь. Если книг будет стимулировать ваше изучение этого Евангелия, то я достиг всего, чего хотел. Читайте ее с критическим подходом и принимайте мои выводы только в том случае, если вы найдете их соответствующими Писанию (Деян. 17:11). Вы неизбежно встретите то, с чем вы будете несогласны. Пожалуйста, пишите мне по адресу США, Ludlow, IL 60949, или по электронной почте, [email protected]

Всемогущий и всемилостивейший Отче, пославший Сына Своего Иисуса Христа в этот мир для его искупления! Пусть это исследование Его жизни и смерти воодушевит людей на покаяние, подаст надежду укрепит веру и умножит любовь.
Во имя Иисуса, аминь.

Кеннет Чембли
4 ноября 1999 г.
Нэшвил, Теннесси, США

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПЛАН ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ
I. 1:1-4: 16 Явление Христа: воплощение
А. 1:1-2:23 Рождение и младенчество Иисуса
Б. 3:14:16 Подготовка служения Иисуса
II. 4:17-16:20 Провозглашение Евангелия Христова
А. 4:17-1 1:1 Явление евангелия
Б. 11:2-16:20 Реакция на евангелие
III. 16:21-27:66 Смерть Христа: осуждение
А. 16:21-20:34 Христос готовит учеников к Своей смерти
Б. 21:1-25:46 Христос говорит Его врагам об их нечестивости
В. 26:1-27:66 Распятие Христа за грех мира
IV. 28:1-20 Воскресение Христа: доказательство
А. 28:1-10 Факт воскресения
Б. 28:11-15 Отрицание воскресения
В. 28:16-20 Значение воскресения

15 декабря. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Аудио

18.18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

18.19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

18.20. знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою».

18.21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

18.22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

18.23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

18.24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

18.25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

(Лк. 18, 18–27)

Читать еще:  Как по другому называть имя анна. Сокращенное имя Анна

Рассказ о богатом юноше мы встречаем у трех евангелистов: Матфея, Марка и Луки. Каждый из авторов привносит в это повествование свои нюансы. Так, евангелист Матфей указывает на то, что вопрошавший был юношей; апостол Марк делает акцент на чистоте его помыслов, замечая, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21). Лука, в свою очередь, пишет, что вопрошавший был из начальствующих (Лк. 18, 18).

Александр Павлович Лопухин указывает в своем труде «Толковая Библия», что греческое слово «ἄρχων τις» (Архон тис) – может означать, что этот человек был предстоятелем синангоги. И это говорит нам о том, что юноша, будучи поставлен на высокий и уважаемый среди народа Израиля пост, был не формалистом в вере, но искренне искал живого общения с Богом в вечной жизни.

Данную историю часто понимают неверно. Многим кажется, что вся суть описанного события сводится к тому, что истинными последователями Христа могут стать лишь те, кто откажутся от своей собственности. Мол, только обрекая себя на добровольную нищету, можно наследовать вечную жизнь. Но история богатого юноши совсем не об этом.

Он подбегает ко Христу с вопросом о том, что ему надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 18, 18). При этом, обращаясь к Господу, называет Его Учителем благим (Лк. 18, 18), что больше похоже на лесть или очередной громкий титул, которые Спаситель не любил. Он не отрицает того, что учит людей, но в первую очередь учит любить Бога, Того, от Которого исходит истинное благо – вечная жизнь. И как стать ее наследником, юноша может узнать только от благого Бога.

Блаженный Феофилакт пишет: «Почему Христос отвечал ему так: никто не благ? Потому что тот подошел к Христу, как к простому человеку и как одному из многих учителей. Христос как бы говорит так: ‟Если ты почитаешь Меня благим, как простого учителя, то в сравнении с Богом ни один человек не благ…” Кроме того… Господь дает ему и другой урок: если он хочет с кем-либо беседовать, то говорить должен без лести, а корень и источник благости знать один – Бога и Ему воздавать подобающую честь».

Бог уже открыл Своему народу путь к вечной жизни в Своих заповедях благого поведения: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18, 20). Исполняющий данные Богом установления уже на пути к вечной жизни.

И юноша, воспитанный с детства в законе Божием, строго соблюдает их, о чем и говорит Спасителю: все это сохранил я от юности моей (Лк. 18, 21). Заметим, что сердцеведец Господь, от взора Которого не может укрыться ничто, не останавливает его, не указывает на какую бы то ни было неправду, напротив, обращается к нему, говоря: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) замечает: «Этот призыв к полноте жизни, в которой уже нет недостатка, не имеет отношения к первоначальному вопросу о наследовании вечной жизни, которая наступит потом, которая еще далеко. Иисус уже теперь предлагает богатому человеку новую жизненную возможность, которая его заполнит целиком, – возможность следовать за Христом. Жизнь юноши, чтобы уже сейчас и здесь стать ‟небесной”, не должна исчерпываться исполнением заповедей».

Христос, предлагая богатому юноше продать свое имение и раздать деньги нуждающимся, не ставит дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь, напротив, этими словами Он заверяет человека в том, что продажа имения не принесет ему убытка. Напротив, он обретет нетленные сокровища на небесах уже здесь и сейчас.

Услышав столь неожиданный призыв, богатый человек опечалился, потому что был очень богат (Лк. 18, 23). Видя отказ юноши, Господь с грустью замечает: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). Богатство не мешало ему исполнять заповеди, но помешало следовать за Христом, с Которым Царство Небесное уже сошло на землю. Богатство, само по себе, не несет опасность. Богатый человек, соблюдающий заповеди Божии, наследует жизнь вечную, но может упустить возможность войти в настоящую радость, в настоящее благо уже здесь – в земной жизни.

В самом начале программы мы отметили, что суть рассказа о богатом юноше вовсе не сводится к мысли о том, что лишь те, кто откажутся от своей собственности, могут войти в вечную жизнь. Этот рассказ обращен к каждому из нас, дорогие братья и сестры, невзирая на наше благосостояние или его отсутствие. Юноша оказался попросту самонадеянным человеком, хотя и исполнял установленные в законе нормы благочестивого поведения. В своем самонадеянии он не нашел полного ощущения грядущего спасения, вхождения в Царство Божие уже в земной жизни. А оно возможно! Но исключительно если мы сумеем пожертвовать всем ради следования за Христом.

Источники:

http://pravoslavie.ru/66339.html
http://bible-help.ru/kommentarii-k-evangeliyu-ot-matfeya/
http://tv-soyuz.ru/peredachi/chitaem-evangelie-vmeste-s-tserkovyu-15-12-2019

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector