Духовный кризис и его влияние на нравственность. Обещания и ловушки духовного пути

Кризис духовно-нравственных ценностей современного общества

Кризис духовно-нравственных ценностей современного общества

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного развития современного общества. Ключевые слова: Духовно-нравственные ценности, нравственность, духовность

Сегодня наше общество переживает не только социально-экономический, но и духовный кризис. Причиной такого кризиса является приостановка духовного развития, потеря духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия. Эпоха потребительства, соблазнов, множества удобств не делает людей более нравственными, а даже, наоборот, часто разрушает нравственные ориентиры, создавая при внешнем благополучии внутреннюю пустоту. У современной молодёжи наблюдаются отчуждение от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, обесценивание идеалов и норм поведения.

Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества – культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Именно поэтому проблема духовности человека и общества в целом выходит на первый план в гуманитарной науке. О проблеме духовности начали говорить ещё две тысячи лет назад, когда Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель отмечали, что человечество, накапливая всё больше знаний, начинает терять понимание их ценностей.

В психологии проблему духовности изучали такие учёные как В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм. Если анализировать последние исследования и разработки, в которых рассматриваются истоки и пути решения данной проблемы, то следует отметить работы известного российского психолога В.И. Слободчикова, который очень тщательно анализирует причины падения нравственности в современном мире. Главная идея современных научных исследований в этой области состоит в том, что основой обновления общества должны стать отечественные традиции.

Проблема духовности и нравственности современного общества звучит на формах различного ранга и определяется в выступлениях и докладах учёных, общественных деятелей, работников министерства образования, как проблема государственного значения. Факт интенсивной эксплуатации темы духовности говорит о том, что она действительно востребована временем. Но в то же время даже беглый анализ литературных источников, не говоря о средствах массовой информации и действиях политиков, позволяет отметить, что с пониманием нравственности и духовности что-то обстоит не так. Чем больше разговоров о духовности, тем меньше её проявлений мы наблюдаем. Это происходит потому, что в этой общей проблеме остаётся нерешённой её главная часть – создание концептуального подхода к духовному пробуждению народа.

Среди всех исследователей причин падения духовности, на мой взгляд, наиболее точно их сформулировал выдающийся немецко-американский психолог и мыслитель XX ст. Эрих Фромм: «Капиталистическая экономика, основанная на свободе рынка и приватизации, коммерциализирует всё общество, все его структуры, среди них и человека, подчиняя их культу денег. Всё становится товаром, предметом купли-продажи, в том числе профессии, занятия, статусы. Следствием этого становится самоотчуждение человека, потеря им своей гуманистической сущности.

Человек превращается в служащий экономической машине инструмент, который заботится об эффективности и успехе, а не о счастье и развитии души». [2, c. 208] Развивая эту мысль, применительно к условиям современности, известный российский психолог Слободчиков В. И. видит основные причины кризиса духовно-нравственных ценностей народа в том, что весь мир сейчас живёт в условиях двух современных мировых принципов: глобализации и постмодернизма. Выступая на конференции « Седьмые Покровские чтения» по этому поводу, В. И. Слободчиков называет эти принципы «цивилизационной модернизацией». Смысл этой модернизации в том, что некая сверхдержава может сделать страну такой, какой она её хочет видеть. Для этого производится разрушительное переустройство сознания народа, его многовековой культуры. А сама сверхдержава претендует на роль создателя новой философии, новой религии. «Исторический опыт свидетельствует, что нация вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в ней появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании падает до некоторого критического уровня понятие «норма».

Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже возводит это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». [4, 157] Если взглянуть на нашу современность , сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – всё кардинально изменилось. Плотские потребности, часто в извращённой форме, превращаются в ведущий мотив поведения.

И на этом поприще успешно работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом – и современная педагогика, и современные психология и социология. Все агрессивные молодёжные течения напрямую связаны не только с неблагополучием в семьях, но и с агрессивной, патологической информацией, получаемой через телевидение и компьютеры. В мир приходит новое поколение людей с совершенно особой психикой, неспособной воспринимать многообразие мира. И очень скоро таких людей будет большинство, и они будут преобразовывать мир, делая его таким же примитивным и жестоким. Под влиянием такой глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм – ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека. А система образования не учит добывать информацию в условиях противодействия её получению. Из всего сказанного можно сделать вывод, что нужно незамедлительно предпринимать шаги по спасению общества и мира, стремительно движущегося к своему концу. Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально – в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. К. Д. Ушинский говорит ясно и определённо: «Для нас нехристианская педагогика, – вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Каким человек должен быть выражено вполне в божественном учении и воспитанию остаётся только положить вечные истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне – впереди человека и народов». [1, c. 557]

Отсутствие веры в Бога – как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди – как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным перед постмодернистскими идеологами, перед опасностью массового растления, разврата, порнографии, наркомании. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Нельзя не согласиться и с утверждением одного из величайших русских мыслителей И.А.Ильина, который писал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». [5, c. 207] Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

Данное положение уходит корнями в историю отечественного университетского образования, русской педагогики. Выдающийся русский педагог ХIХ ст. Н. И. Ильминский говорил: «Художником, учёным, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист». [4, c. 72] В нашем обществе сейчас ведётся поиск путей создания системы духовно- нравственного воспитания студенческой молодёжи на основе ценностей православной культуры. Именно системы, а не единичных попыток.

Профессиональная подготовка должна стать лишь частью системы образования, ядром которой должно быть духовно-нравственное воспитание. А для этого содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания в вузе должны быть коренным образом изменены. Оно должно базироваться на христианских национальных ценностях и идеалах и направлено на то, чтобы помочь молодёжи в их нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Наше воспитание не должно быть подражанием иностранным образцам, и потому беспомощным, а должно быть народным, проникнуться идеалом народной души.

Читать еще:  Как определить линию жизни на руке. Линия жизни на руке — расшифровка, значение

1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н. А. Сундуков. – М. :Просвещение, 1968. – 557 с.

2. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – М., 1990. – с.149-221.

3. Слободчиков В. И. Выступление на конференции: «Седьмые Покровские чтения», Духовно-нравственное становление и развитие человека // МА “Покров”, 2006

4. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. М., 2005.

5. Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархальные ведомости. – 1897. – № 2. 6. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1998.

Духовно-нравственный кризис общества

Могу резко и уверенно заявить, что на сегодняшний день наша страна стоит на грани нравственного развала, что, лично для меня, сильнее по своему урону атомной войны. Война – это не навсегда, это всего лишь политическое состояние страны. Это, то время, когда мы можем воедино собрать все свои силы, для преодоления вражеской мощи. В этот период мы сплочены как никогда. А после каждой войны всегда наступает мир. Возможно, Вы скажете, что война – это ужасно, и, что нет на свете ничего страшнее этого. Нет, поверьте мне, есть! Это нравственная разруха – гниение души человека, разврат его мыслей и действий, аморальное поведение ко всему окружающему, эгоизм по отношению к близким. Вот, что на самом деле страшно!
Хочу вернуться с Вами в годы ВОВ, когда наша страна была самой сплоченной, высокоморальной и духовной, благодаря чему мы и выиграли эту войну, одержав победу над фашистской Германией. Гитлеру говорили, что ему никогда не победить страну с такой высокой нравственностью. И смотря на сегодняшнее поколение, можно уверенно твердить, что мы не до конца выиграли эту битву.
После окончания ВОВ, в 1945г нашим главным невидимым противником стали Соединенные штаты Америки, что продолжается и по сегодняшний день. Директор ЦРУ, идеолог «холодно войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран – Аллен Даллес разработал план американской послевоенной доктрины против СССР:
« Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!»
А. Даллес.
Современной российское общество переживает нравственно-духовный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно- нравственный кризис усугубляет кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Вся суть человеческих поступков заключается в его мыслях и словах. На сегодняшний день наша молодежь не думает о сказанном вслух. Их слова, порой, можно сравнить с грязью. В них полно негатива, нецензурной лексики, а их мысли содержат переплетения разврата и эгоизма. Ныне вести аморальный образ жизни стало модно, но только эта модная тенденция устроила слишком большую пропаганду и утянула за собой миллионы людей, что идет не в благо обществу и подрастающему поколению. Нам каждому нужно научиться следить за своими словами, мыслями и поступками. Ведь наша жизнь – это плод мыслей, который мы посеяли и лелеяли. И если Вы хотите собрать лучший урожай, Вы должны посеять лучшие мысли. Как из яблочного семечка не может вырасти слива, так же из бедных мыслей не вырастает богатство.
Также большой проблемой общества является обсуждение и осуждение человека. Собственно этому и посвящено мое стихотворение «Да, я – ни автор, ни поэт!». Мы готовы осудить человека, не зная всю суть его мыслей. Мы готовы оскорбить его, не зная на сколько это может ранить его, к каким последствиям и психологическим травмам может привести Ваше оскорбление. Ход таких действий может вогнать человека в обиду, истерику, депрессию, одиночество, и самое ужасное к суициду. Ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. Россия стоит на первом месте по количеству самоубийств среди детей и подростков. Причиной суицида в основном становятся непонимание детей родителями, конфликты с одноклассниками, но самой большой причиной, на мой взгляд, становятся одиночество и непонимание окружающими.
Вы никогда не задумывались, что же такое одиночество? И как оно влияет на человека? Одиночество – это не только потерять близких и родных, порой совершенно чужой человек может стать тебе родным. Одиночество – это то, что вгоняет человека в глубокую депрессию, вызванную дефицитом духовного общения. Сегодня, в основном, одиноки те, кто хоть что-то пытается изменить в нынешней жизни, прежде всего начиная с себя и со своего внутреннего мира, понимая всю аморальность поведения большинства людей. Одинок тот, кто не может подстроиться под влияние стаи, что считает его странным, потому что он всегда сидит один на лавочке, не ходит по клубам, не гуляет с друзьями дни напролет. А Вы никогда не задумывались, почему он такой? Быть может это наша с Вами вина? Быть может его душа не выносит наших мерзких поступков, обидных сквернословий? Быть может это не он «чудак», а мы?! Наши суждения показывают, какой ты, а не тот человек, которого ты осуждаешь, потому что история его жизни тебе не известна, ты не знаешь его сущности. Весь контекст потерян, это всего лишь мгновенная вспышка, а твое толкование – будет твоим толкованием. Это больше расскажет о тебе. Понимая все это, суждения бы исчезли. И тогда меньше стало бы одиноких людей. Если бы каждый человек перед тем, как сказать что-либо или совершить гнусный поступок, поставил бы себя на место этого бедного человека, тогда, быть может, стало бы меньше таких ничтожных поступков, которые мы совершаем в своей жизни. И тогда человек бы нашел покой в своей душе. Ведь если ты не находишь покоя в самом себе, то бессмысленно искать его в другом месте.
Также человеку присуща зависть, которая ныне ему не на пользу. Существует два типа зависти: 1) Если я хочу учиться у своего соседа хорошим вещам – хорошая зависть; и 2) Если я хочу разрушить ему все – плохая зависть. Нам нужно научиться вычеркивать вторую зависть и оставлять только первую. И тогда на свете будет меньше лжи, предательства и сквернословия. Тогда процент одиночества в стране пойдет на убыль. Ведь самое ужасное в одиночестве не само его наличие, а то, что ты постепенно привыкаешь к нему, оно начинает тебе нравиться, и ты уже никого не пускаешь к себе в душу. Поэтому нужно иметь друг к другу уважение. Есть только один верный способ слышать много добрых слов – произносить их самому.
Но существуют и такие люди, которые поддались под негативное влияние стаи. Ведь, когда о тебе думают плохо, невольно начинаешь вести себя аморально, подстраиваясь под мнение, тем самым ломая свою жизненную позицию и всю суть своей духовной организации. И вот так, по ниточке, по капельке мы разрушаем всю гуманность и духовность нашей страны.
Мне даже на минуту страшно представить, какими будут наши дети. Ведь душа ребенка – это чистый лист бумаги, который, к сожалению, может впитать себя всю негативную картину сегодняшнего дня, которую рисует нам навязанная американцами идеология во всем ее сером цвете. Нам срочно нужно меняться! Развиваться, как умственно, так и душевно, чтобы будущее поколение было хоть на чуточку мудрее и благороднее нынешнего. Если бы каждый сегодня начал с себя, хотя бы изменился на капельку в лучшую сторону, то Россия смогла бы потихоньку со временем преодолеть американскую губитель нравственности. Нужно немедленно исправляться! Чтобы подать нашим детям хороший пример. Ведь пример – это не лучший способ воспитания, а ЕДИНСТВЕННЫЙ!
Меня, действительно, волнует сегодняшняя система воспитания ребенка. На мой взгляд, ребенку со стороны родителя должно уделяться больше времени на духовное воспитание. Не нужно раньше времени приучать своего ребенка к компьютеру, и тем более интернету, который навязывает нам тенденции насилия, разврата и всей остальной аморальности, что постепенно вызывает привыкание ребенка к подобным картинам, что серьезно и пагубно отражается на его не устоявшейся психике. Что губит его как человека разумного.
Количество неблагополучных семей и детей, брошенных родителями очень велико. Ребенок, растущий в неблагополучной семье, часто подвергается насилию и грубому поведению со стороны своих родителей. Это негативно отражается на их нервной системе, что делает их агрессивными по отношению к окружающими. Из таких детей чаще всего вырастает, выражаясь в простонародье «БЫДЛО». Нужно призывать людей к помощи таким детям. Сейчас существует множество центров социальной помощи , куда можно прийти в качестве волонтера и позаниматься с такими детьми. Помочь выполнить им домашнее задание, поговорить с ними, научить чему либо, подарить хотя бы маленький кусочек ласки, любви и заботы, которых им так не хватает. Такой цент есть и у нас в Югорске: Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Ребенок, находящийся на воспитании в детском доме, отстает в своем развитии на несколько лет, т.к. им уделяют мало внимания, с ними мало занимаются и редко берут на руки. Они не получают материнской любви и ласки и не ощущают своей полной защиты. От сюда и умственно – нравственная отсталость России. А все от чего? От безответственности человека, от его бездушевности и недостаточно духовного воспитания. Таких детей не нужно оскорблять, обижать и недолюбливать, их нужно любить, дарить им свое тепло и заботиться о них. Этому я и посветила свои стихи «Давайте будем их любить!» и «Как жалко мне этих детей!».
Сегодня появляется много детей с различными видами врожденных заболеваний, в том числе и генетических, большинство из них инвалиды. И мы не должны смеяться и показывать на них пальцем! Мы должны уделять им внимание, общаться с ними, чтобы они не чувствовали себя какими-то не такими, как все. Это особенные дети. Они ни чем не хуже здорового полноценного ребенка, их внутренние качества намного лучше и выше наших. Эти дети очень ласковые, они все понимают, многие из них учатся на отлично. Мне самой довелось пообщаться с такими детьми. Да, конечно, многим станет не по себе с непривычки такого общения. Но лично мне это доставляет колоссальное удовольствие. Это чудесные дети! И их не нужно бояться! Их тоже нужно любить, в них нужно верить! И в Югорске есть такой центр, где занимаются такие детки, это центр «Надежда», где им и на самом деле дарят надежду. На эту тему у меня так же есть стих, который посвящен детям с Синдромом Дауна.
Все мои стихи выражают некоторые проблемы сегодняшнего дня. Это мое мировоззрение. Да, пожалуй, кто-то с ним и не согласиться. Но это то, что действительно с большой силой меня волнует. Но, я прекрасно понимаю, что мир уже не изменить, как бы мне этого не хотелось. Поэтому все свои тревожные переживания, все свое мировоззрение я излагаю на бумагу, которая все стерпит и все поймет, поймет тебя больше, чем лучший друг или подруга, чем какой-либо другой человек.

Читать еще:  Новосибирск и Новосибирская область: свежие новости, объективный анализ, актуальные комментарии. Проклятые вопросы философии

Рам Дасс – Обещания и ловушки духовного пути

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Обещания и ловушки духовного пути”

Описание и краткое содержание “Обещания и ловушки духовного пути” читать бесплатно онлайн.

Обещания и ловушки духовного пути

Друг, скажи, что делать мне с этим миром, за который я держусь и продолжаю цепляться! Я отказался от сшитой одежды и ношу рясу, но однажды заметил, что она из слишком хорошей ткани. Тогда я купил кусок мешковины, но по-прежнему щегольски перекидываю его через левое плечо. Я сдерживал свои половые желания, и теперь обнаруживаю, что сильно зол. Я отказался от гнева, и теперь замечаю что меня постоянно грызет алчность, Я упорно работал, чтобы разрушить алчность, и теперь я возгордился собой. Когда ум хочет порвать свою связь с миром, он все еще держится за что-то одно. Кабир говорит: “Послушай, друг мой, очень немногие находят путь!”

Кабир. “Книга Кабира”

В первой половине этого столетия духовный поиск и его испытания были интересны и важны лишь для узкого круга искателей. Массовая культура была всецело увлечена погоней за материальными ценностями и внешними целями. Эта ситуация начала очень быстро меняться в 60-х годах, которые принесли с собой волну интереса к духовности и эволюции сознания. Среди ее наиболее заметных проявлений были получившие широкое распространение и часто безответственные эксперименты с психоделическими веществами, бурное развитие разнообразных методов глубокого самоисследования, не связанных с наркотиками, наподобие экспириентальных форм психотерапии и биологической обратной связи, а также новый энтузиазм по отношению к древним и восточным философским идеям и психологическим практикам.

Читать еще:  Виктория скорпион гороскоп. Значение имени Виктория (Вика)

Это время необычайного брожения умов и быстрых перемен дало немало ценных уроков для более глубокого понимания тяги к Запредельному и обещаний и ловушек духовного пути. Помимо широко известных курьезов и эксцессов в этом бурном процессе было немало случаев подлинного духовного пробуждения, ведущего к глубоким поискам и к жизни, наполненной служением. В менее драматическом и экзальтированном виде эта волна духовного брожения продолжается и поныне.

По-видимому, сегодня все большее число людей переживает постепенное духовное пробуждение, равно как и более драматические формы кризиса трансформации. Для рассказа об уроках этого бурного периода трудно было бы найти человека более знающего и умеющего отчетливо выражать свои мысли, чем психолог, исследователь сознания и духовный искатель Ричард Алперт (Рам Дасс).

Алперт получил докторскую степень по психологии в Стэнфордском университете и затем преподавал в Гарвардском, Стэнфордском и Калифорнийском университетах. В 60-х годах он был одним из пионеров психоделических исследований. Это пробудило в нем глубокий интерес к эволюции сознания и к великим духовным философиям Востока. В это время он опубликовал вместе с Тимоти Лири и Ральфом Метцнером книгу “Психоделический опыт: руководство, основанное на тибетской “Книге Мертвых”.

В 1967 г. его личный и профессиональный интерес к духовности побудил его предпринять паломничество в Индию. В небольшой деревушке в Гималаях он нашел своего гуру — Ним Кароли Баба, который дал ему имя Рам Дасс, или Слуга Бога. С тех пор Рам Дасс исследовал широкий спектр духовных практик, включая дзэн-медитацию, суфийские методики, буддизм Тхеравады и Махаяны и различные системы йоги или пути единения с Богом: через эмоциональную преданность (бхакти-йога), служение (карма-йога), психологическое самопознание (раджа-йога) и активацию внутренней энергии (Кундалини-йога).

Рам Дасс внес большой вклад в интеграцию восточной философии и западной мысли. С необычайной прямотой и великолепным чувством юмора описав все успехи и ошибки собственного поиска, он стал учителем и образцом для подражания. Он щедро делился опытом и информацией в публичных беседах, на лекциях и профессиональных конференциях, записал несколько аудио- и видеокассет и опубликовал ряд книг.

Рам Дасс — автор многочисленных статей и книг: “Будь здесь и теперь” (Be Here Now), “Это только танец”, “Зерно на мельницу”, “Путешествие пробуждения” и “Чудеса любви” (Miracles of Love). Вместе с Полом Гормэном он является автором уникальной книги “Чем я могу помочь” (How Can I Help?), предназначенной для тех, кто помогает людям в кризисных ситуациях. Она написана с духовной точки зрения и дает много ценной информации профессионалам, добровольцам, друзьям и родным. Многие из найденных в ней решений применимы к работе с духовными кризисами.

Рам Дасс многие годы своей жизни посвятил служению людям, которое он считает своей главной йогой, или средством духовного освобождения. В 1973 г. он основал Фонд Священной Обезьяны (Hanuman Foundation) — организацию для помощи духовному пробуждению на Западе и проявления сострадания в действии. В числе направлений деятельности этой организации — проект “Тюрьма-Ашрам”, побуждающий заключенных в тюрьмах использовать проводимое там время для духовной практики, и проект “Жизнь и Умирание”, а также Центр Умирания, где людей учат сознательно подходить к смерти и умиранию. Рам Дасс также оказывал важную помощь в работе “SEVA Foundation”, некоммерческой организации, призванной проявлять сострадание в действии в глобальном масштабе. Она помогает создавать и распределять денежные фонды и персонал для различных проектов духовного служения по всему миру.

За последние двадцать пять лет Рам Дасс стал культурным архетипом подлинного духовного искателя, посвящающего все свое время практике и служению. Ниже приводится адаптированный текст беседы об обещаниях и ловушках духовного пути, которую Рам Дасс провел на 10-й Международной трансперсональной конференции в Санта-Розе (Калифорния), в октябре 1988 г. В ней он рассказал о своем собственном глубоком опыте, а также о работе со множеством людей в Соединенных Штатах и за границей.

В 1960-х годах мы претерпели кардинальный сдвиг в сторону от абсолютной реальности. Мы поняли, что все, что мы видели и понимали, было только одним видом реальности и что существуют иные реальности. За много лет до этого Вильям Джемс писал, что

“наше обычное бодрствующее сознание — не более чем один из типов сознания, в то время как рядом с ним, отделенные от него тончайшей из перегородок, находятся потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем жить, не подозревая об их существовании, но приложимы соответствующие усилия — и они тут как тут во всей своей полноте”.

Вплоть до 1960-х годов главными носителями духовности и нравственных норм в нашей культуре были организованные религии. Эти организации побуждали людей к моральному поведению посредством страха и интернализованного супер-эго. Священник был посредником между вами и Богом. И именно 60-е годы — сначала с помощью психоделиков — нанесли этой системе сокрушительный удар. Эта эра снова сделала отношения с Богом непосредственным переживанием индивидуума. Конечно, у квакеров, равно как и у других традиций, уже был опыт таких переживаний. Но с точки зрения основного течения культуры в нее пришли новые понятия, духовные по своей сути, но не связанные с формальной религиозностью.

Большую часть времени до 60-х годов мистический опыт в нашей культуре преимущественно отрицался или же считался “отклонением”. Будучи ученым-социологом, я также относился к нему пренебрежительно. Райнер Мария Рильке говорил об этом времени:

“Единственная храбрость, которая от нас требуется, — это храбрость по отношению к самому странному, самому необычному, самому необъяснимому из того, с чем мы можем столкнуться. В этом смысле человечество всегда было трусливым и наносило жизни бесконечный ущерб. Переживания, именуемые видениями, весь так называемый мир духов, смерть — все эти вещи, так близко родственные нам, в результате ежедневной “счистки” настолько вытеснены из нашей жизни, что чувства, которыми мы могли бы их постичь, отмирают — не говоря уже о Боге”.

Но в 60-х годах многие из нас сознавали внутри себя нечто, доселе неведомое. Мы ощущали ту часть нашего существа, которая не была отделена от космоса, и увидели, сколь многое в нашем поведении было основано на желании облегчить боль, происходящую от нашей собственной отдельности. В первый раз многие из нас вырывались из того отчуждения, которое только и знали на протяжении всей своей взрослой жизни. Мы начинали признавать здоровое начало нашего интуитивного сердечного сострадания, которое затерялось за пеленой нашего рассудка и тех искусственных построений, которые мы создали для объяснения того, кто мы такие. Мы выходили за пределы дуализма и переживали свое природное единство со всеми вещами.

Но интересно, насколько эти идеи вошли в основное русло общественного сознания за прошедшие с тех пор двадцать пять лет. Когда в те дни я проводил лекции, я обращался к аудитории в возрасте от 15 до 25 лет, искателям того времени. Эти лекции напоминали собрание клуба исследователей, и мы сравнивали карты и маршруты наших путешествий. Сегодня, когда я провожу беседы в таких местах, как Де-Мойн, штат Айова, на них приходят пятьсот человек, и я говорю примерно те же вещи, что и двадцать пять лет назад. Я бы сказал, что от семидесяти до восьмидесяти процентов этих людей никогда не курили травку, никогда не принимали психоделики, никогда не изучали восточный мистицизм, но все они согласно кивают. Откуда им знать? Конечно же, причина, по которой они воспринимают подобные вещи, состоит в том, что эти ценности, — связанные со сдвигом от нашего узкого видения реальности по направлению к относительности всей реальности, — вошли сейчас в плоть культуры. Сегодня у нас гораздо больший выбор реальностей, что находит отражение во многих новых видах общественных образовательных организаций.

Источники:

http://www.oboznik.ru/?p=52671
http://www.stihi.ru/2013/02/01/1770
http://www.libfox.ru/347637-ram-dass-obeshchaniya-i-lovushki-duhovnogo-puti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: