Духовная сфера искусство. Особенности духовной сферы

ОГЭ. ТЕОРИЯ.Сфера духовной культуры. 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

  • Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
  • Культурное наследие, духовные ценности.
  • Особенности духовных ценностей.
  • Культурный человек.
  • Функции культуры.
  • Формы и разновидности культуры.
  • Диалог культур.
  • Искусство и его направления.
  • Особенности духовной жизни современной России.

Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.

  • Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
  • Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
  • Запечатлевают особенности личности автора.
  • Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
  • Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
  • Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
  • Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

  • Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
  • Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
  • Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
  • Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
  • Знающий правила поведения и следующий им.

Основные функции культуры.

  • Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
  • Оценочная – определение системы ценностей
  • Регулятивная – формирование системы норм и требований
  • Информативная – передача опыта, ценностей
  • Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
  • Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению

Формы и разновидности культуры.

Типология культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

  • создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
  • её девиз: «Искусство для искусства».
  • трудна для восприятия неподготовленного человека
  • не имеет коммерческой выгоды
  • стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе

Массовая

  • Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
  • Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
  • Самая широкая аудитория.
  • Утверждает простые и понятные представления.
  • Редко или почти не поднимает вечных проблем
  • Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
  • Цель — получить коммерческую выгоду.
  • Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
  • Занимательна.
  • Серийная. Тиражируемая.
  • Пассивное потребление.

Народная

  • Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
  • Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
  • Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
  • Связана с религиозной субкультурой.
  • Является частью мировой культуры.
  • Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Основные направления искусства.

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.
  • СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

Формы духовной культуры

  • Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
  • Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
  • Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
  • Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
  • Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
  • Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
  • Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.
Читать еще:  Видеть во сне любимую девушку с другим. Любимая скрыла ребенка я целовал и обнимал его во сне

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

  • Широкое использование достижений мировой культуры
  • Формирование новых духовных ценностей на базе старых
  • Диалог религий
  • Возрождение национальных культур
  • Интеграция культурного наследия
  • Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

  • Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
  • Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда — среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

  • Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
  • Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
  • Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
  • Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
  • Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
  • Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
  • Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Духовная сфера жизни общества.

Духовная сфера жизни общества – это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

– процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

– образовательно-воспитательный процесс в обществе;

– функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

– информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие: воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые: научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества – единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе – естествознание; науки об обществе – обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике – технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу – антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой – эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура – это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Читать еще:  Молитвы от бесов и колдовства. Как изгнать беса из человека: действенные молитвы для экзорцизма

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные – с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире — христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

– верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

– не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

– свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

185.94.188.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ГИА по обществознанию

Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности – главный элемент духовной сферы – существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т. д.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях, т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели. Культура призвана создавать вненаучные, а именно – художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества. 1

Читать еще:  Яркие представители средневековой философии. Ранняя греческая философия

Понятие культуры

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 2

Основные функции культуры

  • познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 3

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

Формы и разновидности культуры.

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 4

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор – ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность. 5

Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.). 6

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура – вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. 7

Источники:

http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-2-1-%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2/
http://studopedia.ru/18_25720_duhovnaya-sfera-zhizni-obshchestva.html
http://oege.nnewer.ru/oge/sfera_duhovnoy_kultury/21_sfera_dukhovnoy_kultury_i_ee_osobennosti.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: