Дух сокрушенный и смиренный. Жертва богу дух сокрушен

Дух сокрушенный и смиренный. Жертва богу дух сокрушен

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Щедроты — богатые милости. Наипаче — особенно. Яко — потому. Аз — я. Выну — всегда. Се — вот. Иссоп — трава, употреблявшаяся древними евреями для окропления себя жертвенной кровью. Паче — более. Даси — дай. Созижди — сделай. Прав — праведный, безгрешный. Утроба — живот, внутренность человека. Воздаждь — дай. Устне — рот, язык. Убо — поистине. Всесожжение — жертва древних евреев, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи — дай блаженство, осчастливь. Сион — гора в Иудее, в Иерусалиме. Олтарь — жертвенник.

Слово псалом означает песнь. Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе — он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называют покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Этими словами мы просим, чтобы Господь по особой Своей милости простил наши грехи.

Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие; и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

От пятен греха душа очищается покаянием. Старец Анфим часто использовал следующий пример: «Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы в изобилии текла вода до тех пор, пока они не отмоются. Будем подражать им и мы. Откроем не один, а два крана — наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие и запачкавшие окаянную нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу».

Старец Филофей говорил: «Признак истинного покаяния — глубокое переживание, сокрушение и скорбь сердца, воздыхания, молитвы, посты, бдения и слезы. Такое покаяние подлинно и истинно. Такое покаяние приносит пользу, ибо подает грешнику прощение и делает его другом Божиим».

Читать еще:  Вий кто он. Смотреть что такое "ВИЙ" в других словарях

Старец Иаков убеждал христиан приступать к таинству покаяния без колебаний. Он говорил: «Не колеблитесь, не стесняйтесь. Что бы вы ни сделали,—даже самый большой грех, — духовник имеет власть от самого Владыки Христа и апостолов прощать вас, накрыв своей епитрахилью».

Исповедавшемуся грешнику старец Амфилохий сказал: «Брате, забудь свои грехи, наш Христос их вычеркнул из Книги Жизни».

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования Пс. 50:19

Свт. Иоанн Златоуст

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

[Смиренные мысли, говорит, приятная и угодная Тебе, Богу нашему, жертва. И так как Ты сильно смутил мое сердце и насколько можно сокрушил его, я принесу угодную Тебе жертву]. Я принесу Тебе в жертву смирение: только разреши мой грех, дай мне Духа Святого.

Эта жертва, – я говорю о смирении, – не только теперь гораздо выше иудейской: тоже было и тогда. Три отрока, в Вавилоне поправшие пламень печи, юные и старцы, в малом числе оказавшиеся сильнее многих, пленники, одолевшие царя, потерявшие отечество, но сохра­нившие веру, обнаженные и одетые, нищие и богатые, рабы, возвы­сившиеся над свободными, превратившие пламень в росу, преложившие стихии, погасившие силу огня, связанные мучителем и разрешенные огнем, – (эти отроки) воспевали и говорили: «согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили; и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрести милость Твою. Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (Дан.3:29, 38–39). «Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит».

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание демонам, как предается им сердце гордое, исполненное самомнения, самонадеянности, тщеславия.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.

Покорите ум Ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будем оправдывать ни себя, ни сердца. Когда оправдания оскудеют у сердца, – оно приходит в состояние смирения и умиления. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19) ; а оправдания – ужасная греховная смерть.

Письма к мирянам. Письмо 214.

См. также Толкование на Пс. 50:18

Прп. Серафим Саровский

Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псаломнику: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

В каковом сокрушении духа человек удобно может безбедно проходить сквозь хитрые козни гордого диавола, коего все тщание состоит в том, чтобы возмутить дух человеческий и в возмущении посеять свои плевелы, по словам Евангельским: Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он же рече им: Враг человек сие сотвори (Мф. 13, 27-28).

Поучения.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

Сердце сокрушенно, говорится, Бог не уничижит. Почему? Потому что оно сокрушенно, [размягчено] и, значит, нечистота вся из него вытекла, как из разбитого, наполненного разною грязью сосуда. То и беда, если сердце наше, нечистое, скверное от природы, от своего нерадения и от своей испорченности остается таким: в таком случае прибывают постоянно в нем нечистоты к нечистотам, и горе тому человеку, который не сокрушает своего сердца самовхождением, самосозерцанием, саморазмышлением. Какой признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостию, разбился? Тот, когда течет из него, просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца тот, когда из глаз текут слезы. С этими слезами выходит нечистота сердечная. Вот почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Угодная и приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит пророк, — смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных (Дан. 3, 39-40). Ибо мужественные оные отроки отсюда дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.

Евфимий Зигабен

Жертва Богу—дух сокрушен.

Душа, непринужденно сокрушающаяся по своему смирению и своей кротости,—вот благоугодная и благоприятная Богу жертва.

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Часто Писание, как мы и заметили уже, сердцем называет душу, потому что сердце весьма тесно соединено с душею, а равно и душа преимущественно пребывает в сердце, почему, когда страдает какою либо болезнию сердце, душа тотчас вылетает или уходит из тела. Итак, сей то сокрушенной и смиренной души Бог не уничижает, то есть, не отвращается.

Слова великого Василия: Сокрушение сердца есть уничтожение человеческих помыслов; ибо кто презирает земное и предается слову Божию, покоряя величественный ум свой превосходящим человека и божественнейшим, тот может иметь сокрушенное сердце и принесть оную не уничиженную Господом жертву. А которым Бог благодетельствует, желая, чтоб они ходили в обновленной жизни своей, в тех сокрушает ветхого человека. Посему-то жертва Богу есть дух сокрушенный; ибо здесь сокрушается дух миpa, производивший грех, дабы дух правый обновился во внутренностях, и им надобно свое высокомудрое и надменное знанием сердце сокрушать, чтоб смирение их было жертвою Богу. Преподобного Марка: Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла; сокрушает сердце троякое воздержание, то есть, от сна, чрева и от телесного покоя, Феодорита: Божественный Давид, услышав Божественный глас: не пpииму из дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов,—жертва, говорит, Тебе наилучшая и благоприятная есть смирение духа; посему, весьма смирив мое сердце и как бы сокрушив его, я принесу Тебе наилучшую жертву. Cии слова произнесли и блаженные отроки в пещи: С сердцем, говорили, сокрушенным и духом смирения да будем приняты Тобою, как со всесожжениями овнов и тучных быков. Согласно с ним говорит и Исихий: Здесь дух означает, что жертва, благоприятная Богу, есть смиренномудрие: ибо блаженны нищие духом, потому что таковых есть царство небесное. Как же мы можем сокрушить дух смирением? Когда, делая добро, не будем возноситься, но непрестанно памятовать грехи. А в изъяснении: Помилуй мя, Боже, содержится и следующее, что хотя дух сокрушенный и сердце смиренное и отделены одно от другого, однакож в истинно кающемся они соединяются, как и в грешнике сходятся дух гордый и сердце жестокое; ибо кто согрешает по гордости своего духа, тот согрешает и по жестокости сердца своего. Заметь, что блаженный Августин называет слезы потом сердца и кровию души. Посему, кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносит Богу, как благоприятную жертву, пот своего сердца и кровь своей души. Посему и один из святых, имея в виду сию жертву, сказал: Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением кается, нежели безвиновность теплого и ослабевшего праведника.

Читать еще:  Увидеть себя седым во сне. К чему снится седой мужчина

Лопухин А.П.

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит

Жертва Богу – дух сокрушенный

«Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс 50:18-19)

Сегодня Бог ищет людей, которые хотят иметь с Ним глубокие отношения. Он ищет жаждущих, близких к Нему людей, через которых Он сможет посещать эту землю. Подобно тому, как царица Есфирь построила близкие отношения с царем и через это спасла еврейский народ, так и церковь сегодня через приближение к Богу может принести пробуждение во все народы.

Но есть то, без чего трудно построить близкие взаимоотношения с Богом. В Библии говорится: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не призришь, Боже» (Пс. 50: 18, 19). Даже при самом большом желании без смирения невозможно приблизиться к Богу, потому что написано: «Бог гордым противится». Можно годами молиться за разрешение проблем, можно просить «Бог используй меня», но без правильного сердца все будет безрезультатно. Но если сердце будет в смирении перед Богом, то все может измениться в один миг.

Это можно сравнить с тем, как развиваются отношения между супругами. Разве можно без смирения уступить? Разве можно без смирения послушаться? Помню, в моей семье был такой период, когда отношения с женой были настолько плохими, что вообще не хотелось идти домой. Я говорил Богу: «Господи, Ты дал мне эту жену, в чем дело вообще? Я над ней работаю-работаю, за нее молюсь-молюсь, а все остается по-прежнему». Я всячески пытался ее изменить, даже написал на листке ей свои требования. Но так продолжалось до тех пор, пока Бог не дал прорыв в отношениях с Ним. Однажды я пришел в тайную комнату и снова стал молиться за изменение своей жены. Тогда Бог сказал мне: «Знаешь, Сергей, жертва Богу – дух сокрушенный. Проблема не в ней, а в тебе».

Знаете, такое слышать очень трудно. Внутри поднимается оправдание, так хочется выглядеть в своих глазах красиво. Но именно тогда начинается смирение и сокрушение, когда ты делаешь усилие и говоришь: «Да, Господь, я принимаю, что проблема во мне. Я один виноват в этих плохих отношениях с женой. Ее часть – это ее часть, это ее отношения с Тобой. Я должен перед Тобой выполнить Свою часть». В результате я стал садить себя пониже, смиряться. И что вы думаете, наши отношения восстановились! Сегодня, если возникает какой-нибудь конфликт, я говорю: «Я был не прав». Вдвоем сорились, но я беру всю вину на себя. Ей так это нравится, сразу меня прощает. Без смирения отношений не построить. Ты должен смиряться. Смиряться – это значит потерять свое лицо.

То же самое происходит в отношениях с Богом. Если ты считаешь себя крутым перед Ним, если ты начинаешь сопротивляться, то сам себе на голову приключений ищешь. Но когда ты смиряешься и садишь себя пониже, говоришь Ему: «Господи, это Твоя благодать. Все, что у меня есть – это Твоя заслуга», то ты доставляешь радость Богу, ты покоряешь Его сердце.

Читать еще:  На что делится число 5. Признаки делимости, или что не поделили числа

В Библии сказано: «Если я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой; И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грех их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:12, 13).Когда мы читаем это место, то видим, что все начинается со смирения. Я уверен, если бы у Бога нашелся хоть один человек, который сказал радикально «да!», этот мир бы изменился полностью. Не надо думать «это пусть они смиряются, потому что это их проблема, они не достаточно посвящены». Написано «смирится народ Мой», а народ это кто? Это христиане, каждый отдельно взятый верующий. И потому здесь имеется в виду «смирится Сергей, смирится Маша, Саша, Даша». Все начнет работать тогда, когда каждый лично скажет: «Господи, это проблема во мне, я не прав». Другими словами, смиряясь, ты берешь на себя ответственность. А когда появятся люди с такими сердцами, то все остальные, даже если им и надо изменяться, изменятся автоматически, потому что малая закваска квасит все тесто. Если я изменяюсь, а я часть этой семьи, то, как следствие и семья обязательно изменится. Потому, когда мы берем ответственность на себя, что-то начинает происходить в наших взаимоотношениях с Богом, – они начинают строиться, они начинают развиваться. Смирение развивает отношения с Богом, поэтому нам надо практиковаться в смирении.

Иисус самый лучший пример смирения. О Нем написано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим …, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя … даже до смерти, и смерти крестной. Посему и превознес Его Бог» (Фил. 2:5-9). Здесь мы видим, что не кто-то смирил Иисуса, а Он Сам смирил Себя. Он Сам так уничижил Себя, что стал не просто как человек, а даже как раб среди людей, еще приняв такую позорную смерть. И через Его смирение у нас теперь есть мир с Богом, смирение приносит мир в отношения.

Если человек не захочет измениться, ни Бог, ни различные ситуации не смирят его. Ведь если бы обстоятельства смиряли людей, то сегодня бомжы были бы самые смиренные люди на планете. Многие из них одни из самых гордых на планете, которые вообще не хотят принимать никакой помощи.

Мы должны знать сердце Бога, должны знать, как построить с Ним отношения – по-другому не получится. Однажды, когда я читал историю, как Иисус въезжал в Иерусалим, увидел интересный прообраз. Заметьте, Иисус ехал не на коне, не на колеснице, а на молодом осле. Тогда я подумал: «Как это подходит к нам?» Иисуса везут ослы, а если ты хочешь быть конем, вези кого-нибудь другого. Написано если кто-нибудь похвалит вас, скажет «молодец, ты так круто проповедовал, так Бог пришел», тогда ответь «Я раб, ничего не стоящий, это Господин». Потом в молитве, это как-то невольно произошло, я представил, – Иисус въезжает в Иерусалим, по двум сторонам дороги стоят люди и бросают свои одежды, пальмовые ветви. И смотрю, а вместо осла на четвереньках ползу – я. Ползу и вижу, что по сторонам дороги стоят мои друзья, знакомые, мама, папа. А Иисус радостно сидит на мне и принимает славу, приветствует всех. Я ловлю на себе недоуменные взгляды, изредка поглядываю на маму, родственников. Чувствую, у меня щеки красные. Мне так стыдно. И в этот момент появляется мысль: «Что делать будешь?» Конечно, я могу сказать «Иисус, слезай», но какой тогда будет результат? Есть несколько вариантов: можно пойти рядом с Иисусом, можно встать и бросать со всеми пальмовые ветви. Тогда Иисус будет на ком-нибудь другом въезжать в Иерусалим, но не на тебе.

Хочешь иметь свое лицо, никогда не увидишь Божье лицо. Надо потерять свое лицо, надо быть тем ослом, на котором едет Иисус. В какой степени ты научишься смиряться перед Богом, в такой степени Он сможет использовать тебя. Если мы даже перед одним человеком не можем смириться, находясь наедине с ним, то сможем ли мы смириться перед десятью, перед сотней, перед тысячью, а перед всем миром? Поэтому, слава Богу, за наших жен и мужей, которые помогают нам тренироваться в смирении. Без смирения мы не увидим славы Божьей.

В смирении нужно практиковаться, как мы идем из веры в веру, также мы идем из смирения в смирение. И это стоит того, потому что смирение – это ключ к сердцу Бога, к близким-близким взаимоотношениям с Ним. Нужно почаще садить себя пониже и больше думать о том, «как я выгляжу перед Богом». Это с людьми мы можем надеть маску и что-то искусно сыграть, но с Ним такой номер не пройдет. Он Бог сердцеведец.

Итак, друзья, давайте смиряться перед Богом, признавать свои проступки, потому что это начало исцеления земли. И я верю, что однажды мы увидим нашу землю исцеленной, и великое пробуждение придет в наши жизни, в нашу страну.

Конспект проповеди Сергея Шидловского с Алмаатинской конференции

Источники:

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/12.htm
http://bible.optina.ru/old:ps:050:19
http://www.invictory.com/library-old/post-4293-prayer.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector