Дух дышит там где хочет. Приговоренный к смерти бежал, или дух веет, где хочет

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Ин. 3:8

Свт. Иоанн Златоуст

Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк (человек) рожденный от Духа

См. Толкование на Ин. 3:6

Свт. Кирилл Александрийский

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

См. Толкование на Ин. 3:7

Прп. Макарий Великий

«Дух дышит, где хочет». Он дышит в душах светлых, сияющих и божественных, которые со всем усердием жаждут служить Ему. И если подчиняются этому достойному поклонения Духу, то Он сначала дарует им страх Божий и теплоту (сердечную). Когда (эти дары) обнаруживаются в душах, тогда Дух уже творит в них ненависть ко всему миру и ко всем пагубным предметам (мирских) вожделений: золоту, серебру, прелестным украшениям тела, отцу, матери, жене и чадам. (Вместо них Дух) творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, то есть труд поста, бодрствования, безмолвия, служения (ближним) и милостыни.

Когда же (Дух) научит человека всему этому, тогда Он отдает его на искушение. И все, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергающихся подобному искушению, не имея (духовного) опыта, не выдерживают тяжести (испытаний) и становятся плотскими. О них (Апостол) Павел говорит: «Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» (Гал. 3, 3-4.) (Перенесенное) же без пользы есть (напрасно) понесенные ради Бога труды: когда (человек) полностью отчаивается в них и отступает, тогда он не только лишается мзды за свои труды, но и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней Силой и не избрал Ее.

Собрание рукописей типа II. Беседа 57.

Объясняя Никодиму, что значит «рожденный свыше», Господь сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Как никто не знает ни где дом дыхания ветра, откуда он приходит, ни конца его пути, куда он стремится, и никто не может ни помешать ему, ни измерить его, ни уловить, равно как и течение рек никто не может ни направить, ни сдержать, – то же самое и в душе: никто не может ни удержать свои мысли, ни помешать течениям ума, ни овладеть источником помышлений разума, ни узнать, откуда он исходит, ни сдержать там, куда уходит. Ибо где его нет? И здесь он пребывает, и вне ума и разума в дальних пределах. И если, говорит Господь, земное и лежащее у нас в руках таково и настолько непостижимо, то тем более рожденный свыше, вместивший небесный дух Господень и водимый Им во внутреннем человеке: насколько непостижимее его душа! Куда она стремится, вот, она уже там, потому что, когда она еще здесь, небесный и Божественный Дух, придя, увел ее в небеса, и научил, и во всем эта душа непостижима.

Читать еще:  Церковный праздник 14 января года. Освящение главы семьи

Собрание рукописей типа III. Поучение 15.

Прп. Максим Исповедник

Какой дух имеется в виду в беседе Господа с Никодимом, где Господь говорит: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь?

Некоторые считают, что Господь говорит о воздушном духе, мне же кажется, что Он скорее говорит о Святом Духе. Ведь Он полновластно дышит, где хочет, а хочет — в способных воспринять Его и чистых разумом. Вдыхая Божьи дары, они не знают, откуда и по какой причине им послан какой-либо дар, [не знают], к какому исходу ведет ниспослание [им] дара, но только слышат голос, то есть осуществление дара, которое делается явным по причине чистоты жизни и неким образом испускает голос — будь то дар учения, или исцеления, или

Вопросы и затруднения.

Прп. Петр Дамаскин

Как Господь говорит о ветре: Дух, идеже хощет, дышет и прочее, о чем Златоуст сказал: не потому, чтобы воздух имел власть, говорит Христос идеже хощет, но снисходя немощи Никодима, указывает на ветер, дабы (Никодим) понял говоримое ему. И притчею о воздухе сказал о Святом Духе, то есть о слове, которое говорил ему (Никодиму) и некоторым другим, — (глаголы) яже глаголю вам, дух суть (Ин. 6, 63), то есть духовное, а не как вы думаете, ибо не о телесных вещах говорю Я, чтобы вы, будучи телесными, могли понять это.

Творения. Книга первая.

Блж. Феофилакт Болгарский

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

См. Толкование на Ин. 3:6

Евфимий Зигабен

Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек, рожденный от Духа

Духом называет здесь ветер. Мысль здесь такая: как ветер, где хочет, дует, т.е. движется (так как воля ветра обнаруживается в его движении), и голос его, т.е. шум, слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа: он становится неузнаваемым после такого рождения. Если ты не можешь знать движения и путей чувственного ветра, который ощущаешь, когда слышишь его шум, чувствуешь его теплоту или холод, то тем более – духовного. И если ты, не зная действия этого телесного дыхания, однако не высказываешь никакого сомнения относительно его, то почему же, не понимая действия этого бестелесного Духа, сомневаешься в Нем?

Лопухин А.П.

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

Никодим, по-видимому, не переставал в себе удивляться, как возможно ему, старому человеку, отрешиться от всяких греховных наклонностей и привычек. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух»). Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит? Точно так же нет ничего удивительного в том, что Никодим не понимает, как действует на человека Дух Божий.

Рассмотрим, однако, в подробностях сравнение, употребленное Христом. Во-первых, Он говорит о ветре, что он имеет полную свободу движения: человек не может успокоить ветер или заставить его изменить свое направление. Во-вторых, действие ветра чувствуется даже и тогда, когда от него всячески ограждают себя: его слышно и при запертых дверях. В-третьих, не знают пункта, с которого начинается движение ветра в каждом данном случае, и того конечного пункта, до какого доходит это движение.

Читать еще:  Снится что умершие оплакивают живого. Предсказания по соннику

Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. 1Кор.12:11), и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (Ин.7:39). Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (Ин.7:38). В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, где, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (1Ин.3:2). Возникновение и завершение жизни возрожденного человека – это тайна, и тем не менее это не мешает или, точнее, не должно побуждать человека сомневаться в истинности возрождения.

Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет

В торая мировая война, оккупированная Франция. Лейтенант Фонтен, участник Сопротивления, попадает в немецкий плен, задумывает побег и методично его осуществляет.

Фильм Робера Брессона имеет два пласта. Один – буквальный. Лейтенант Фонтен (Франсуа Летерье) решает бежать из тюрьмы и бежит. Об этом говорится уже в названии фильма, чтобы исключить саму идею интриги. Как бы зритель ни волновался за героя, он заранее знает: приговоренный бежал. Чтобы усилить эту «безынтрижность», голос за кадром комментирует каждое действие героя, готовящего побег, в прошедшем времени: «Я услышал шаги», «Я проверил, какая доска легче поддается». Формально это связано с тем, что фильм основан на мемуарах Андре Девиньи, именно так и бежавшего из немецкой тюрьмы. Но на драматургию данный прием оказывает решающее воздействие. В течение всего фильма зритель слышит «внутренний голос» героя, описывающий каждое действие. Диалогов очень мало. Зато много звуков: слух человека, который сидит в камере и готовит побег, очень обострен. Брессон сам провел довольно долгое время в немецком плену и попытался воссоздать ощущения узников. Зритель привыкает думать вместе с героем, вслушиваясь в каждый скрип, внимательно следя за процессом, но не отдаваясь ему страстно, постигая его, скорее, интеллектуально.

Второй пласт фильма обозначен в названии цитатой из Нового Завета: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Робер Брессон создает метафору, в которой побег из тюрьмы не выглядит заурядным действием приключенческого сюжета. Свобода человека принимает метафизическое значение. Человек должен быть свободен, поскольку он человек. И он станет свободен, потому что воля и усилия пробьют любые стены, даже самой прочной тюрьмы. Такой человек увлечет за собой тех, чья воля слабее. Ему помогут такие же, как он. Религиозный пафос названия – каждый человек приговорен к смерти в физиологическом смысле, но душа бессмертна, что отсылает к другой цитате Евангелия: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Приговоренный к смерти сбежал еще прежде, чем начал подготовку к побегу: мысленно он уже свободен. Если рассматривать сюжет метафорически, речь идет о плененной душе, которая может освободиться. Вопрос о Божественном участии остается для исследователей Брессона открытым. Не являясь традиционно христианским подходом, идея Брессона существует внутри христианской традиции.

Читать еще:  Кто родился под знаком зодиака весы. Стиль зодиака

В качестве саундтрека фильма Робер Брессон выбрал Мессу до минор Моцарта.

Фильм получил приз за режиссуру на Каннском МКФ в 1957 году.

Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет (Франция, 1956)

Робер Брессон использовал для сценария напечатанный в литературных приложениях к «Фигаро» рассказ приговоренного гитлеровцами к смерти лейтенанта Девиньи о его побеге из тюрьмы в 1943 году. В фильме Андре Девиньи носит имя Фонтэн. Его играет никому не известный студент Франсуа Летерье. Режиссер хотел добиться предельной жизненной правдивости на экране и потому отказался от профессиональных актеров, чтобы их узнаваемость не нарушала цельности зрительского восприятия.

Фильм «Приговоренный к смерти бежал» смотреть онлайн:

Альтернативный источник фильма «Приговоренный к смерти сбежал»:

«Приговоренный к смерти бежал или Ветер дует туда, куда хочет».

Этoт фильм навeян личными воспoминаниями режиссeрa Робера Брессона, поскoльку он сaм после капитуляции Франции полтора годa находился в немецком плену. Основное содержание фильма — подготовка к побегу главного героя (Франсуа Летерье), узника-антифашиста. Его тюремный мир тягостно материален, и каждый из предметов имеет исключительное значение. В каком-то смысле весь фильм — это история взаимоотношений героя с окружающими его предметами.

Он тщательно затачивает черенок от ложки, превращая его в стамеску; царапает дверную филенку, чтобы пробраться в коридор; рвет на узкие ленты простыню, делая из нее веревку. Эти действия сопровождаются закадровым комментарием в прошедшем времени («я вышел в комнату», «я услышал шаги»), причем комментарий не сообщает зрителю ничего нового из того, что он и сам видит, а просто подчеркивает неизбежность происходящего.

Предопределенность и детерминизм последовательно решаются во всем стиле постановки, особенно в продуманном до нюансов звуковом ряде. Шаги надзирателя отличаются от шагов заключенных; звуки трамвая, скрип засова — все становится отражением главного, всеми ожидаемого события — предстоящего побега. Режиссер задействовал непрофессиональных актеров по принципу «морального сходства» с ролью и сумел добиться от них абсолютного подчинения своей воле.

Шел 1943 год, Париж уже долгое время находится в оккупации. Новый порядки: комендантский час, тотальный паспортный контроль; сделали жизнь в городе невыносимой для простых людей. Совсем недавно Марсель Мартен работал таксистом, ему нравились поездки через Париж, который ночью освещался тысячами крохотными огнями. Со времени оккупационного режима он потерял свою работу и

Мари-Октябрь – имя девушки, что во время Второй Мировой войны, была членом французского Сопротивления. Эта небольшая группа, в ходе свое деятельности оказалась разоблачена фашистами. Спустя 15 лет, по завершению войны, Мари-Октябрь собирает у себя дома членов этой группы, чтобы раз и навсегда поставить точку в

«Запрещённые игры» — фильм Рене Клемана, по роману Франсуа Буайе «Тайные игры». Франция, 1940 год. Родители маленькой Полетт погибают при налете немецкой авиации. Блуждая она знакомится с деревенским мальчиком Мишелем, который приводит ее к своей семье. В деревне о войне знают из газетных статей и по тому, что постоянно летают самолеты, а вдали взрываются снаряды,…

Фильм «Горящий полет» посвящается морскому корпусу США, в особенности морской авиации. Фильм повествует о событиях, начавшихся летом 1942 года на гавайском острове Оахо, когда мирный плеск волн был заглушен ревом атакующих японских истребителей. Японцы захватили цепь островов до Гуадал-канала и американцам пришлось вступить с ними в схватку, несмотря на нехватку людей и вооружения. Эта история…

Источники:

http://bible.optina.ru/new:in:03:08
http://www.culture.ru/movies/613/prigovoryonnyi-k-smerti-bezhal-ili-dukh-veet-gde-khochet
http://kino-o-voine.ru/prigovorennyi-k-smerti-bezhal-1956/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×