Древние обряды и ритуалы. Славянские обряды

Обряды древних славян — интересные ритуалы и нравы далеких предков

Жизнь славянских народов в древности, как, в общем, и многих других народов, сопровождалась множеством разнообразных обрядов. По своему предназначению и проведению они похожи у многих народов. Они интересны и колоритны по своему содержанию. Славяне каждому из них придавали очень серьезный смысл.

Вот некоторые из них:

  • 1. Постриг.
  • 2. Инициация во взрослую жизнь.
  • 3. Воинское обучение.
  • 4. Создание семьи, брак.
  • 5. Тризна.

Проведение пострига

В трехлетнем возрасте мальчикам было принято делать так называемый «постриг». Остригались волосы, которые затем приносились в качестве жертвы распространенным по тем верованиям богам. После совершения данного ритуала мальчики от матерей переходили на воспитание мужской части племени. Их начинала знакомить с азами и секретами мужская половина племени. В возрасте около семи лет наступали времена обучения их езде на лошадях. Девочек в данном возрастном периоде обучали умению прясть. Первый клубок, изготовленный девочкой, подлежал сожжению, получаемую при этом золу добавляли в воду, которую она выпивала.

Инициация

Более серьезными действами сопровождался обряд посвящения мальчиков в равноправные члены своего рода. Наступала эта дата примерно тогда, когда он находился в возрасте от 9 до 11 лет. Посвящаемых мальчиков отправляли в лес в специальные избы. Подросток якобы должен был символически умереть и родиться вновь уже взрослым, подготовленным к реальной жизни и трудностям. Именно благодаря существованию таких своеобразных ритуалов и появились у народа легенды о старухе Бабе-Яге, которая крадет детей и сжигает их в собственной печке.

Обучение воинскому искусству

Пройдя данное посвящение, молодые парни покидали поселение. Им предстояло провести несколько суровых лет в лесу, посвящая себя освоению тонкостей военного мастерства, периодически практикуясь в реальных нападениях на соседские поселения. Женщинам путь туда был категорически запрещен. Ослушниц данного закона ждало серьезное наказание. Парни готовились в качестве защитников своего племени от многочисленных в то время нападений врагов, несколько позже они стали костяком для формирования княжеских дружин.

Особенности создания семьи

Только прошедший такую суровую подготовку юноша имел право жениться и создать свою семью. По обычаям того времени невесту из другого племени требовалось либо выкупить, либо украсть. Зачастую такой обычай выливался в серьезные столкновения между этими племенами. Женились тогда парни рано, когда им было от 16 до 17 лет. Девочки еще раньше — с 12 до 14 лет. Старейшинам племени и князьям было разрешено иметь две и три супруги. Само бракосочетание было ритуальным действом. На нем предполагались богатое питье и угощение. Все это сопровождалось песнями и танцами, жертвоприношениями и особыми обрядами, направленными на повышение богатства и плодородия. Мужчина признавался главой новой ячейки племени. В знак своего беспрекословного подчинения жена должна была снять на свадьбе с него обувь. Обязательно присутствовал племенной колдун.

Обряд тризны

Стоит остановиться на таком обряде как тризна (похороны). Его проведение было связано с верой славян в загробную жизнь. Умерший человек провожался с необходимым почетом. Считалось, что теперь он будет заступаться в нужный момент за своих соплеменников перед высшими силами. Рядом с ним ставили посуду с пищей, инструменты и оружие. Затем ушедший в иной мир сжигался на огне. Считалось, что душа уходит вместе с клубами дыма. Над погребальным костром, как правило, насыпался земляной курган. После этого в память об умершем соплеменнике устраивались соревнования и пир.

Таковы основные довольно интересные и колоритные ритуалы и нравы далеких предков в древние времена. Они сопровождали каждого человек на всем протяжении его существования.

Просим оценить работу автора

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.

Детей в те времена рождалось гораздо больше, чем в наше время, т.е. по количеству детей в семье древних славян и современные семьи очень различны, по мимо этого у язычников, мужчине, не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. Т.е. в таком доме жили, примерно, четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными.

Каждый человек, живший в такой семье, считал себя в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. А так же любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын, внук и правнук, без этого люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что то скрывает. Каждый род имел определённую репутацию. В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники, следовательно повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью.

В те времена повседневная одежда каждого славянина представляла собой его полный «паспорт». Одежда каждого содержала огромное количество деталей говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и т.д. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков т.е. человеческое общество заботилось о каждом своём члене, беспокоясь о выживания рода и общества в целом.

Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях противопоставлялся всему остальному, чужому. Он был первой заботой любого мужика, решившегося выделиться из прежней семьи. Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. Плохим считалось место, где раньше стояла баня, был похоронен самоубийца, где горел дом и т.д. На приглянувшемся месте ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком.

Читать еще:  Гадание на стакане с водой. Обряд с гаданием на стаканах

Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином «заручную». В передний, «святой» угол клали три вещи: деньги (монету) – «для богатства», ладан – «для святости», овечью шерсть – «для тепла». Сверху под крышей ставился резной гребень с вытесанными фигурками, например, петуха. Как вещая птица, он очень почитался древними славянами. Считалось, что петух пробуждает к жизни солнце, возвращает на землю свет и тепло. В обличье петуха славяне олицетворяли небесный огонь. Он оберегал дом от пожара и удара молнии. Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д.

Мусор в верованиях и магии древних славян – атрибут дома, вместилище душ предков. Его переносили при переселении, надеясь, что вместе с ним в новый дом перейдет дух – охранитель дома, удача, богатство и благополучие. Использовали мусор в гаданиях и в различных магических целях, например, окуривали дымом горящего мусора от сглаза.

Одним из сакральных центров дома была печь. В печи готовили пищу, на ней спали, в некоторых местах ее использовали в качестве бани; преимущественно с ней была связана народная медицина. Печь символизировала женщину, рождающее женское лоно. Она была главным оберегом семьи внутри дома. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор; в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель дома – домовой.

Предметом особого почитания был и стол. При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Его двигали обычно только при совершении некоторых обрядов, например, свадьбы или похорон. Тогда проводили ритуальный обход стола, либо обносили вокруг него новорожденного. Стол являлся и начальной, и конечной точкой любого пути. Его целовали перед дальней дорогой и по возвращении домой.

Часть дома, наделяемая многими символическими функциями – окно. Его часто применяли как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он остался жить. Окна нередко воспринимались и как путь для чего-то святого, чистого. Через окна не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними, по поверью, стоит Ангел Господень.

Если дом был защитой, убежищем, то ворота являлись символом границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К ним нередко прикрепляли венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу для защиты от нечистых духов, затыкали в щели ворот колючие растения как оберег от ведьм. В воротах с древних времен совершались различные магические действия. В них традиционно ранней весной разжигали костры, которые очищали пространство ворот, а с ним и все пространство двора.

Инициация, похороны и свадьба как основные обряды

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти обряд инициации. Происходила она в три ступени.

Первая — непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу — т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать — тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Свадьба

Брачные обычаи у разных славянских народов были различны. Самый распространённый обряд был таков.

Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева по обыкновению вокруг берёзы), призывая в свидетели богов и берегинь того места, где происходил обряд.

В обязательном порядке свадьбе предшествовало похищение невесты либо сговор. Вообще невеста должна была идти в новую семью (род) насильно, чтобы не оскорбить духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). Поэтому с этим связаны длительные грустные, скорбные песни невесты и её рыдания.

На пиру молодожены не пили, им было запрещено, считалось что от любви пьяны будут. Первую ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.

Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.

Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.

Вывод: Многие традиции, обычаи и обряды существовавшие у древних славян, дошли и до наших времён.

Обсуждения

Славянские обряды и ритуалы.

44 сообщения

Славянские очищающие обряды. (Часть 1)

Наши Предки хорошо представляли себе базовые принципы функционирования человеческого организма и его энергетического каркаса. Именно каркаса, ведь лишь одно из восьми энергетических тел человека – внешнее, остальные находятся внутри физического тела, формируя и поддерживая его. Наши предки знали, что физические болезни чаще всего имеют эмоциональную, ментальную или энергетическую подоплеку. Разрушение физического тела – всегда следствие, результат разрушения какого-то из энергетических тел (или сразу нескольких). При этом далеко не в каждом случае сам человек может быть виноват в подобном исходе. Именно поэтому наши Предки создали целый спектр самых разнообразных очистительных обрядов.

Читать еще:  Тесты по философии. Основным принципом античной философии был

Фактически любой обряд очищения у славян представлял собой комплекс ритуальных действий, направленных на избавление от негатива – физического, душевного и духовного. Речь идет о системе, созданной многие тысячи лет назад, детально проработанной, позволяющей избавиться от болезней, выровнять энергетические потоки в теле человека, очистить его родовой канал (звено между отдельной личностью и кровно связанными с ним предшествующими поколениями).

Существуют простейшие славянские очищающие обряды, цель которых, образно выражаясь, заключается в устранении бытового мусора, негатива, который накапливается в душе каждого из нас в любых естественных условиях. Это зависть, похоть, откровенная ненависть, то есть чувства, стороннему влиянию которых мы подвергаемся ежедневно. Кто-то жаждет нас в плотском смысле, кто-то завидует нашему успеху, кто-то ненавидит нас, потому что нам что-то удается, а ему – нет. И хотя в обществе наших Предков места подобным чувствам практическим не было, все же не стоит его идеализировать.

Славянские очищающие обряды. (Часть 2)

Один из славянских очищающих обрядов, направленных на нейтрализацию подобного негатива, – отливка на воск. Отливку может проводить любой человек, здесь достаточно знать соответствующую последовательность действий и обладать стойким желанием избавиться от проблем. Чаще всего один человек проводит такой ритуал над другим – другом или близким, но вполне реально провести его самостоятельно, над самим собой. Отливка на воск удалит все, что мы накопили за последнее время, в том числе – внутреннее напряжение, неудовлетворенность, усталость от забот, эмоциональные проблемы, душевные переживания и смятение. Также отливка – отличный вариант борьбы со сквернословием и сглазом.

Если речь идет о какой-то более существенной проблеме, глубокой эмоциональной травме, направленном (но не профессионально реализованном) негативе, то зачастую использовалась так называемая наскрутка. Чаще всего наскрутка производится с куриным яйцом. В данном случае нежелательно производить ее самостоятельно, но специальных навыков опять же не требуется. Наскрутка не избавит от порчи, но стабилизирует энергопотоки во всем теле, выведет бытовой негатив и сильный сглаз. Это наиболее распространенный славянский очищающий обряд индивидуального типа.

Однако самыми мощными считались комплексные очищающие обряды народного характера. Речь идет, к примеру, о прыжках через костер и купании в проруби во время Коляды (Менари, день зимнего солнцестояния). Перепрыгивая через огонь, человек очищает свою душу, ныряя в ледяную воду он закаляет свое тело, а проходя по углям – укрепляет дух (плюс акупунктурный и термический пассаж стоп, что весьма полезно для организма). В сочетании со славлениями Богов и Предков, участии в общем хороводе, «раскручивающем» и выравнивающим суммарный энергопоток всех участников, подобные очистительные обряды действительно способствовали комплексному укреплению организма.

Наиболее мощным из подобных (народных) очищающих обрядов считался день летнего солнцестояния или праздник Купалы. Ведь именно Купала – бог очищения души, духа и тела. Это бог-покровитель совершенствования, как духовного, так и физического. Поэтому любой очищающий обряд, проведенный на Купалу, всегда имеет особую силу. При этом, разумеется, очищающие обряды всегда проводились только во время восходящей луны (исключение мог составить только тот же Купала).

Славянские очищающие обряды. (Часть 2)

Но здесь стоит отметить, что снятие порчи (настоящей, скажем так, профессиональной) или решение других, действительно серьезных проблем, не могло быть произведено самостоятельно. В подобных случаях славяне проводили особые очищающие обряды, в которых принимали участие волхвы, а чаще – целители. И здесь уже речь идет о сакральных обрядовых действах, о работе с тонкой энергетикой, поэтому описания таких ситуаций вы не найдете ни в сети, ни в «бумажных» источниках, даже самых старых. Это знания, которые передаются из уст в уста, от учителя к ученику. Потому что, во-первых, для человека, не обладающего соответствующими возможностями (скажем по-современному – даром), такие знания бесполезны. Во-вторых, любое лекарство, как известно, можно сделать ядом, а сильное лекарство – сильным ядом.

Среди славянских обрядов очищения особое место занимает обряд очищения Рода. В данном случае речь идет опять же о ритуальном действии, которое не относится к разряду бытовых и не может проводится собственными силами. Обряд очищения Рода предполагает участие волхва (именно волхва, а не просто жреца), или даже нескольких волхвов. Но подобный обряд может понадобиться лишь в случае наличия (наложения) родового проклятия, что в свою очередь представляется явлением, скажем так, не слишком частым. Нужно понимать, что обряд очищения Рода затрагивает все пласты реальности – Явь, Навь и Правь. Во время подобного ритуала волхв работает с родовым каналом не отдельного человека, а всего рода этого человека, включая предшествующие и последующие поколения. И, вероятно, не нужно упоминать о том, сколько сил (чаще всего – лет жизни) за это потом отдаст волхв. Немало, это факт. Поэтому речь должна идти о действительно серьезной проблеме, и если проклятие получено вполне закономерно, за действительно страшные злодеяния или нечестивость, то никто никогда не возьмется проводить подобный обряд.

При этом любой славянский очищающий обряд не подменяет собой целенаправленное совершенствование души, духа и тела. То есть когда у человека, извините, выскакивает геморрой только потому, что он сутками не встает с дивана, никакой обряд ему не поможет. А если последняя прочитанная вами книга – букварь, никакой очищающий обряд не вернет вам «ясность и остроту мышления», потому как такой не наблюдалось изначально. Славянские обряды очищения – это своеобразные бонусы, помощь тем, кто в ней объективно нуждается.

Соль у Славян считалась сильнейшим собирателем негативной информации. Для того, что бы почистить комнату, нужно взять крупную соль, насыпать ее в горшочки или тарелочки, и поставить по всем углам комнаты. Там она должна простоять неделю. После этого ее собирают в один пакет и высыпают (использовать такую соль нельзя).

Читать еще:  Именины 17 октября мужские. Именины

Итак: для антиобряда (именно “анти” – противоположного) нам нужна обычная ванна, наполовину наполненная прохладной водой, если у кого-то нет условий, либо ванной, есть же и сельские жители, где ванн нет у многих, годится любая емкость, куда можно погрузиться с головой; швейная игла (она острей, или купить в аптеке мечик для прокалывания пальцев )

Обряд лучше производить натощак, как и многие другие.
Итак, вода набрана, мечик готов. Раздеваемся и произносим:
Крещение от себя удаляю, рабский ошейник ломаю, я не раб, а внук богов Русских! (берем мечик, прокалываем палец, выдавливаем несколько капель крови в воду и пРОДолжаем). – Кровь Богов – Предков в моих жилах течет, Чистой Воде первозданность вернет! ( Садимся в ванну).- Крещение вода причинить помогла,
его же вода и смыть смогла! (погружаемся с головой и держимся под водой секунд 20 затем выныриваем). – Крещеный ушел, внук Богов Русских в приРОДу вошел! Прими, Мать – приРОДА (имя), услышьте, Великие Древние Боги! Выходим из ванной, читаем
“воззвание”, после него произносим:
Боги Русские, Боги Славные, Боги Древние! Услышьте мя, внука Вашего, молодшего РОДича! И пусть я всегда Вами слышим буду, как РОДич, в чьих жилах и Ваша кровь течет…Да будет так!

Далее – нам нужны:
Мел (либо 50 метров веревки);
Ритуальный серп (или обычный новый нож). Если нет Нарисовать (либо выложить веревкой, кому как удобнее) в безлюдном (можно в помещении) месте БЕСКОНЕЧНУЮ СПИРАЛЬ, закрученную вправо, минимальный диаметр внешнего круга – 3 метра. Обрубить серпом (на котором перед этим начертить линии мелом либо своей кровью.) ВСЕ каналы, тянущиеся от вас к «заимодавцам», особенно канал, идущий вверх. Далее вступаете в центр спирали, стараясь не наступить ни на одну из линий, входите в состояние транса и произносите:

РОД, Великий Изначальный Отец Всего и Всех, да услышат нас Дети –
Порождения и воплощения Твои!
Сварог – поРОДитель Земли и Светлых Сварожичей,
Лада – Праматерь СВА,
Стрибог, владетель ветров и времени,
Огнебог – Связующий РОД земной и РОД небесный,
Хорс пресветлый,
Макошь – Матушка Судеб,
Велес – Владелец Путей, Трехмирье связующий,
Перун – воитель небесный,
Дива – Додолушка,
Даждьбог – ПоРОДитель предка Ария,
Жива, Жизнь дарующая,
Леля – расцветание,
Ярила могутний,
Чур – охранитель;

Услышьте нас, Светлые РОДичи, славлю вас и чту.
Славлю и вас, Мать – Сыра Земля, Земун Небесная, Седунь Нижняя!
Також и Темных РОДичей славлю, ибо ВСЁ и все то есть РОД!
Чернобог – Тьмы воплощенье,
Мара – Навьего Мира властитель,
Вий – Царства Подземного Владетель,
Морок – тайных путей Хранитель,
Блуд – Бог страсти животной,
Ящер Подземный,
Переплут Лукавый!

Как все вы, воссоединяя свои «Я» воедино, РОДа пробуждаете и представляете, так и меня, РОДича своего, заново УСЫНОВИТЕ / УДОЧЕРИТЕ по воле моей вольной и в приРОДу включите! Прошу защиты и покровительства от СИЛ чуждых мне отныне и враждебных… (Смотреть ИНЫМ зрением, если кто из Богов явится – будет покровителем и Наставником… Восславьте, поблагодарите и изложите суть проблемы, попросите помощи).
Далее восславить Макошь и попросить ЕЕ Долю вашу наладить, как должно.

Обряд снятия крещения. (Часть 1)

Этот обряд не является каноническим, и его исполнение зависит от конкретных людей. Самое главное, это уловить суть обряда и не обязательно следовать этому описанию во всех деталях, важно ухватить саму идею. Дальнейшее сделает сама Природа и ее Духи, а боги Руси помогут. Данный обряд практикуется в общине “Путь Прави”.

Необходимо развести костёр (лучше всего это сделать перед обрядом, чтобы было куда кинуть рубашку и крестик) и очертить его кругом посолонь. Призвать Чура, принести требу через огонь нашим предкам – Славянским Богам. После этого разомкнуть круг и выйти из него. Поставить в круге рядом со входом чашу с напитком.

Итак, раскрещивание проходит следующим образом:

Если у человека осталась крестильная рубашка или крестик перед раскрещиванием их нужно одеть. Если рубаха маленькая, то можно просто во время обряда держать её в руке. Если нет ни того, ни другого, можно просто одеть старую ненужную рубаху. Недалеко, в стороне от основного круга человек усаживается на колени. Тот, кто его раскрещивает, задаёт вопросы, а человек на них отвечает:

1. Отрекаешься ли ты от церкви? Отрекаюсь.

2. Отрекаешься ли ты от христианской троицы? Отрекаюсь.

3. И от Иеговы отрекаешься? Отрекаюсь.

4. И от Христа отрекаешься? Отрекаюсь.

5. И от святого духа отрекаешься? Отрекаюсь.

6. И от матери Христа отрекаешься? Отрекаюсь.

7. Не наложишь более на себя крест смерть несущий? Не нанесу.

8. Не встанешь более на колени пред богами заморскими? Не встану.

9. Твёрд ли ты в решении своём? Тверд.

После этого вокруг него либо ножом, либо топором проводится по часовой стрелке круг. Круг замыкается и после этого начинается сам процесс, который должен проходить в определённой последовательности.

Сначала с помощью ножа или топора человеку обрубают связи с христианским эгрегором. Необходимо представить и почувствовать эти связи. Лучше всего их визуализировать как нити, верёвки или паутину прилепленные к человеку. Эти нити необходимо отрезать от человека ножом.

После того, как связи отрубили, необходимо открыть человеку «родничок» (энергетический центр на макушке головы). Правой рукой нужно залечить те места, с которых снимали волосы во время пострига (мысленно, посолонь через правую руку послать луч света на эти места). Потом от родничка «отрезается» ножом канал, которым он как пуповиной прикреплён к эгрегору.

Далее необходимо снять печати, которые накладываются на человека при крещении. Печати находятся на лбу, глазах, губах, ушах, груди, руках и ногах. Их необходимо снять с энергетического поля человека. Лучше это визуализировать так, как будто счищается кожура с яблока. Это действие лучше производить тоже ножом (топором неудобно).

Источники:

http://tradicii.com/obryady-drevnikh-slavyan-interesnye-ritualy-nravy-dalekikh-predkov.html
http://v-istok.ru/nashi-istoki/tradicii-i-obychai-drevnix-slavyan/
http://vk.com/topic-31828606_32366049

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: