Древнегреческая богиня здоровья 6 букв. Греческие боги на службе здоровья: становление терминологической системы гигиены
Греческие боги на службе здоровья: становление терминологической системы гигиены Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демина Н.А.
Работа посвящена анализу культов богов греческого Олимпа, связанных с наукой о здоровом образе жизни гигиеной.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Демина Н.А.
Текст научной работы на тему «Греческие боги на службе здоровья: становление терминологической системы гигиены»
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 1
ID: 2016-01-231-A-6013 Краткое сообщение
Греческие боги на службе здоровья: становление терминологической системы гигиены
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Работа посвящена анализу культов богов греческого Олимпа, связанных с наукой о здоровом образе жизни – гигиеной. Ключевые слова: здоровье, гигиена, греческие боги
Гигиена – наука о здоровом образе жизни – в частной и общественной жизни греков имела большое значение и довольно рано стала считаться составной частью медицины. Так, врачебные гигиенические мероприятия включали ежедневные заботы о физическом здоровье, продолжительности сна, физических нагрузках, а также заботу о здоровье общества, о сохранности продаваемого продовольствия, водоснабжении, канализации, захоронении трупов и т.д.
В греческой мифологии персонификацией здоровья стала дочь и помощница бога Асклепия, внучка Аполлона Гигиея (Павс^ 20,3), от имени которой получила свое название медицинская дисциплина «гигиена». Считается, что Гигиея – богиня здоровья, или превентивной медицины, дарит здоровье людям от рождения, как дар богов, в то время как ее сестра Панацея избавляет от болезней. Греки изображали Гигиею в виде молодой и цветущей женщины в длинной одежде, со змеей в руках.
Из олимпийских богов, имеющих отношение к окружающей среде и здоровью, следует назвать Артемиду. Артемида – одна из главных богинь греческого Олимпа, дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона. По легенде, только появившись на свет, Артемида помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.
Культы богини очень разнообразны, имеют территориальные различия, а сама богиня имела большое количество местных прозвищ – Агротера, Ифигения, Кинтия, Лафрия, Орфия, Тавропола и многие другие.
Прежде всего, Артемида выступает как богиня природы, обнаруживая при этом отношение к животному и растительному миру. Действительно, исконная Артемида была божеством, отражающим в своем характере черты, имеющиеся в стадии первобытной религии: помогающая мужчинам на охоте и в рыбной ловле, а женщинам дающая быстрые и безболезненные роды.
В Беотии и частично в Аттике Артемида была очень популярна как покровительница брака и родов. Плутарх (Аристид 20) рассказывает, что у беотийцев и локров почиталась Артемида Евклея: ее алтарь и статуя стоят на каждом рынке, а перед вступлением в брак юноши и девушки приносят ей жертвы.
Эта функция Артемиды – быть покровительницей брака и родов – часто упоминается в греческой литературе и засвидетельствована ее культовыми прозвищами Лохейя, а также Илифья, под каковым именем она нередко отождествлялась с самостоятельным божеством деторождения Илифией. Ее изображали молодой женщиной с закутанной в плащ головой, но с обнаженными руками и с факелом (символом начала новой жизни младенца). Женщины призывали Артемиду и молили ее о благополучных родах. Хотя Еврипид говорит («Ифигения в Тавриде», 1466 сл.), что Артемиде посвящали одежды женщин, умерших при родах, инвентарь храма Артемиды Бравронии на Акрополе показывает, что ей посвящали одежды женщин в связи со счастливым исходом родов (IG II 1514 – 1516).
Артемида Куротрофос и Пайдотрофос, заботящаяся о физическом здоровье юношей и детей, в дошедших до нас источниках засвидетельствована плохо. В научной литературе имеется точка зрения, что детские одежды на Акрополе посвящали ей как покровительнице детей. Она имела храм в Мессении, который делила с Асклепием и Дионисом (Павс. 34,6). В Спарте в мае месяце на празднестве в честь Артемиды Корифалии кормилицы несли в храм богини грудных детей и молили богиню о защите и покровительстве.
Для этих функций Артемиды характерен также обряд приношения волос девушками перед вступлением в брак и юношами перед вступлением в зрелый возраст. В Афинах это посвящение юношей происходило на празднике апатурий.
Таким образом, многие из современных гигиенических мероприятий берут начало в античности, а проанализированные нами имена греческих богов являются фундаментальными понятиями для медицины, и в частности, для гигиены.
1. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: Курс лекций/ Под ред. Л.Я.Жмудя. – Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – СПб, Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – С.122 – 123.
2. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1966 – С.311.
3. Linders T. Studies in the Treasure Records of Artemis Brauronia in Athens. – Stockholm, 1972. P.12.
4. Nilsson M.P.Geschichte der griechischen Religion. – 3 Aufl. – München, 1967. – Bd.1. – 307 ff.
5. Wilamowitz-Moellendorff U.v. Glaube der Hellenen. – Berlin, 1931. – Bd.1. S.177 ff.
© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016
Медицинские интернет-конференции
Резюме
Статья посвящена анализу культов богов греческого Олимпа, связанных с наукой о здоровом образе жизни – гигиеной
Ключевые слова
Статья
Гигиена – наука о здоровом образе жизни – в частной и общественной жизни греков имела большое значение и довольно рано стала считаться составной частью медицины. Так, врачебные гигиенические мероприятия включали ежедневные заботы о физическом здоровье, продолжительности сна, физических нагрузках, а также заботу о здоровье общества, о сохранности продаваемого продовольствия, водоснабжении, канализации, захоронении трупов и т.д.
В греческой мифологии персонификацией здоровья стала дочь и помощница бога Асклепия, внучка Аполлона Гигиея (Павс.V 20,3), от имени которой получила свое название медицинская дисциплина «гигиена». Считается, что Гигиея – богиня здоровья, или превентивной медицины, дарит здоровье людям от рождения, как дар богов, в то время как ее сестра Панацея избавляет от болезней. Греки изображали Гигиею в виде молодой и цветущей женщины в длинной одежде, со змеей в руках.
Из олимпийских богов, имеющих отношение к окружающей среде и здоровью, следует назвать Артемиду. Артемида – одна из главных богинь греческого Олимпа, дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона. По легенде, только появившись на свет, Артемида помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.
Культы богини очень разнообразны, имеют территориальные различия, а сама богиня имела большое количество местных прозвищ – Агротера, Ифигения, Кинтия, Лафрия, Орфия, Тавропола и многие другие.
Прежде всего, Артемида выступает как богиня природы, обнаруживая при этом отношение к животному и растительному миру. Действительно, исконная Артемида была божеством, отражающим в своем характере черты, имеющиеся в стадии первобытной религии: помогающая мужчинам на охоте и в рыбной ловле, а женщинам дающая быстрые и безболезненные роды.
В Беотии и частично в Аттике Артемида была очень популярна как покровительница брака и родов. Плутарх (Аристид 20) рассказывает, что у беотийцев и локров почиталась Артемида Евклея: ее алтарь и статуя стоят на каждом рынке, а перед вступлением в брак юноши и девушки приносят ей жертвы.
Эта функция Артемиды – быть покровительницей брака и родов – часто упоминается в греческой литературе и засвидетельствована ее культовыми прозвищами Лохейя, а также Илифья, под каковым именем она нередко отождествлялась с самостоятельным божеством деторождения Илифией. Ее изображали молодой женщиной с закутанной в плащ головой, но с обнаженными руками и с факелом (символом начала новой жизни младенца). Женщины призывали Артемиду и молили ее о благополучных родах. Хотя Еврипид говорит («Ифигения в Тавриде», 1466 сл.), что Артемиде посвящали одежды женщин, умерших при родах, инвентарь храма Артемиды Бравронии на Акрополе показывает, что ей посвящали одежды женщин в связи со счастливым исходом родов (IG II 1514 – 1516).
Артемида Куротрофос и Пайдотрофос, заботящаяся о физическом здоровье юношей и детей, в дошедших до нас источниках засвидетельствована плохо. В научной литературе имеется точка зрения, что детские одежды на Акрополе посвящали ей как покровительнице детей. Она имела храм в Мессении, который делила с Асклепием и Дионисом (Павс. 34,6). В Спарте в мае месяце на празднестве в честь Артемиды Корифалии кормилицы несли в храм богини грудных детей и молили богиню о защите и покровительстве.
Для этих функций Артемиды характерен также обряд приношения волос девушками перед вступлением в брак и юношами перед вступлением в зрелый возраст. В Афинах это посвящение юношей происходило на празднике апатурий.
Таким образом, многие из современных гигиенических мероприятий берут начало в античности, а проанализированные нами имена греческих богов являются фундаментальными понятиями для медицины, и в частности, для гигиены.
Литература
1. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология: Курс лекций/ Под ред. Л.Я.Жмудя. – Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – СПб, Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – С.122 – 123.
2. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1966 – С.311.
3. Linders T. Studies in the Treasure Records of Artemis Brauronia in Athens. – Stockholm, 1972. P.12.
Гигиея — Богиня Здоровья
Знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Происходит оно от греческого «hygieia» — «здоровье».
Углубившись в мифологию Древней Греции, мы обнаруживаем богиню здоровья, которую так и звали — Гигиея. Была она старшей дочерью бога медицины Асклепия. От его имени произошло название древнегреческих «больниц», которые были лечебницами при храмах, — асклепейонов.
Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.
И Асклепий, и его дочь Гигиея часто изображаются со змеей и чашей — древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины — чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша?
Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.
Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, стереотипов.
Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром, мера — один из основных принципов медицины.
Чаша — символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.
В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (Амриту, Сому, Амброзию).
Греческая чаша без ножки — фиал — неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса — символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигиея.
Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается в Египте на голове бога Сераписа. Здесь чаша служит символом гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.
Говоря о символике змеи и чаши, мы упомянули принцип гармонии — согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить.
Утрата гармонии, выражающаяся в разладе с природой, с другими людьми, с самим собой, во многих традициях считается главной причиной болезни. А восстановление гармонии на всех планах — неотъемлемым фактором исцеления.
Богиня Гигиея символизирует принцип здоровья как гармонии, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. И принцип очищения, касающийся не только гигиены тела, но также «гигиены» мыслей и чувств.
Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/16529860
http://medconfer.com/node/6013
http://zagerclinic.ru/articles/gigieya-boginya-zdorovya/