Дополнительный материал по истории образование и философия. Доклад: Философия образования

Образование и философия

Глава Х. Культура Западной Европы в XI—XV веках

1. Представления о мире расширяются.

С развитием городов и торговли, деловых и дип­ломатических связей, в ходе военных предпри­ятий, завоевания новых территорий и переселе­ний люди стали чаще покидать родные места. На дорогах Европы можно было встретить нема­ло торговцев, бродячих ремесленников и весе­лых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно дви­гались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили инте­ресные сведения о разных народах.

Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путе­шественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Ки­тае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила ру­ководством для составления географических карт.

2. Переводы с греческого и арабского. Жи­тели Западной Европы V—X веков почти забы­ли греческий язык и вовсе не стремились знатьвосточные языки. Они относились враждебно,настороженно ко всем «чужакам», «иноверцам»:мусульманам, иудеям, язычникам, позднее —православным христианам.

В XI—XII веках появилось большое количе­ство переводов на латинский язык книг гречес­ких и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврей­ские ученые переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с ев­рейского на латынь) и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.

3. Средневековые университеты. Средневе­ковое общество было корпоративным. Каждыйчеловек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию — обособлен­ную группу людей, которые занимаются опре­деленным общим делом, живут соответствую­щим ему образом, подчиняются особым прави­лам и распорядкам. Университеты представля­ли собой корпорации людей интеллектуально­го труда — профессоров (преподавателей) и сту­дентов (от латинского слова «студере» — усер­дно заниматься). Само слово «университет» иозначает «корпорация». Учеба и преподаваниенаук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Пари­же) — совет профессоров.

Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужа­ки» не могли рассчитывать на поддержку город­ского суда в столкновениях с местными жите­лями. В борьбе с городскими властями универ­ситеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — фа­культеты , возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — изби­рали главу университета — ректора.

Обычно в университетах, кроме подготови­тельного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: пре­подаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонят­ные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чте­ние).

Лекции дополнялись диспутами — словес­ными поединками. Это были состязания в зна­ниях и красноречии — споры по заранее выдви­нутым вопросам, например: «Сотворен ли чело­век в раю?» Нападающий старался своими воп­росами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными до­водами, либо с Библией и сочинениями цер­ковных писателей, признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участ­ника диспута с неослабным вниманием и азар­том ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «бо­лельщиками».

В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Париж­ский университет славился пре­подавателями философии и бо­гословия, университет Болоньи (Италия) —права, Салерно (Си­цилия) — медицины. Универси­теты способствовали появле­нию в Европе светской интел­лигенции и образованного чинов­ничества, общему подъему куль­туры.

4. Схоластика. В XI—XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая рели­гиозная философия — схоластика (от греч. «схолэ» — школа).

Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозмож­но понять умом — в него надо верить. «Верую, ибо непостижимо», — сказал на заре Средневе­ковья Тертуллиан, один из отцов церкви.

Ученые XI—XIII веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Разум должен прийти на помощь вере, укрепить ее, думали они. Ло­гика, философия должны помочь понять, что такое Бог, почему он устроил мир именно так и что предназначено в мире человеку.

Для этого нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргумен­ты противника. Философы выработали это ис­кусство и довели его до необыкновенной изощ­ренности. Так родилась схоластика — религи­озная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Схоласты Ансельм Кентерберийский (XI век), а затем Фома Аквинский (XIII век) сделали, казалось бы, невозможное: логически доказали существование Бога!

Церковь долгое время осуждала «умствова­ния» схоластов. Спор между церковью и фило­софами шел об отношении к отцам церкви.

Истина изложена в Библии — с этим были согласны и церковь, и философы. Но в Библии есть много неясных мест, допускающих разные толкования. Как же найти ответы на важней­шие вопросы мироздания и не впасть при этом в заблуждение? Церковь говорила: нужно знать, как на эти вопросы отвечали отцы церкви.

Но философы показывали, что разные отцы церкви на одни и те же вопросы отвечали по-разному. А это значит, что даже отцы церкви просто люди и они могут заблуждаться. Дело философа — сопоставить высказывания разных авторитетов и, логически рассуждая, опреде­лить, какое из них истинно.

«Обращаясь к разуму, я обращаюсь к Богу, — говорил один из схоластов, — ибо разум и дела­ет человека «образом и подобием» Бога».

Так схоласты выработали свой научный ме­тод — способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Созданная ими ориги­нальная средневековая философия способство­вала развитию науки Нового времени.

5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов XII ве­ка был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр с детства проявлял большие способнос­ти к науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех своих профессоров и побеждал их в диспутах. В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской со­борной школе. Его лекции пользовались огром­ной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов станови­лось у него все больше: обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов церкви, а предла­гал свое толкование.

Читать еще:  Гадалка онлайн вконтакте. Гадалки в соцсетях: волшебный «развод» по переписке

В 1119 году началась история любви Абеля­ра и Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попроси­ли стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскры­тыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; . глаза чаще отражали лю­бовь, чем следили за написанным», — вспоми­нал потом Абеляр в замечательной книге «Ис­тория моих бедствий». Элоиза родила Абеля­ру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опо­зоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на фи­лософа и изувечили его. Элоиза ушла в монас­тырь, но любила Абеляра до конца жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью.

Ученики уговорили искалеченного филосо­фа продолжить лекции. Но тут на Абеляра об­рушились его идейные противники. Самым мощным из них был знаменитый мистик, созда­тель ордена тамплиеров и вдохновитель второ­го Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).

Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры мож­но только при помощи разума. «Нельзя уверо­вать в то, чего ты предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разу­мом». Нужно понимать, чтобы верить.

Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искрен­ней, идти от сердца, а не от рассудка. Боже­ственные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуж­дениям. Только в любви к Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соеди­няется с Богом.

Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рациона­лизма — опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.

Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бро­сить свою книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-пре­жнему шли к нему, и он продолжал препода­вать.

Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр приехал на него в надеж­де отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели откры­того диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его само­го заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора.

Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер. Элоиза похо­ронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написали: «Да от­дохнут они от скорбного труда и любви».

6. «Ангельский доктор». Вершиной средне­вековой схоластики были труды ученого XIII ве­ка Фомы Аквинского (1225—1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в монастыр­ской школе и университете в Неаполе. Несмот­ря на протесты семьи, он стал монахом домини­канского ордена.

Фома был смиренным, добрым и необыкно­венно работоспособным человеком. Самая зна­менитая его книга — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем. Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «дета­ли», от человека до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богосло­вия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, о которых вы еще узнаете из этой книги, — с готическими со­борами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображен весь христианский космос.

После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.

7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францискан­цев, англичанин Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказы­вал, что для познания истины авторитет и ра­зум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно прове­рить, верны ли наши знания.

Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различ­ными веществами, магнитной стрелкой и уве­личительными стеклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебни­ком и прозвали «удивительным доктором».

Образование и философия

Урок 30. Всемирная история 6 класс

Конспект урока «Образование и философия»

Средневековье не было, как принято считать, абсолютно «Тёмными веками».

Люди постепенно накапливали знания. Обобщали их, применяли на практике.

С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных походов расширялся кругозор средневекового человека.

Во время Крестовых походов, столкнувшись с арабской цивилизацией, европейцы осознали, что мир – это не только Европа.

Европейские купцы и путешественники отправлялись в далёкие странствия. Оттуда они приносили ценную информацию – сведения о том, как живут люди и что творится за пределами Европы.

В XIII веке итальянский купец Ма̀рко По̀ло одним из первых европейцев совершил путешествие по Азии.

Путешествие Марко Поло

Свои заметки и описания он изложил в знаменитой «Книге о разнообразии мира». Эта книга долгое время была ценным пособием по географии и истории азиатских стран.

В Раннем Средневековье наблюдался значительный упадок культурной жизни Европы. Были забыты труды античных учёных, греческий и восточный языки, были утеряны многие технические знания.

Тем не менее, государства Европы развивались. Для управления страной, развития экономики, защиты и нападения требовались образованные люди. А для того, чтобы получить образование требовались источники знаний.

К XI–XII векам на латинский язык переводится большое количество трудов восточных и античных учёных. Эти переводы делались в арабской Испании и норманнской Сицѝлии.

Оттуда они распространились в другие регионы Европы. Эти переводы позволили европейцам приобрести новые и восстановить старые знания во многих областях науки.

Общество Средневековой Европы было корпоратѝвным. То есть каждый человек принадлежал к какой-то группе людей, у которых были сходные занятия, образ жизни, положение в обществе, внутренние правила.

Одной из таких корпораций стали университѐтыучебные заведения высшей ступени.

В них объединялись представители умственного труда. В основном преподава̀тели (те, кто учил) и студѐнты (те, кто изучал).

В Западной Европе они появились в XI–XII веках. Первыми стали университеты в Боло̀нье, Парѝже, Салѐрно.

В XIII веке возникли университеты в О̀ксфорде, Кѐмбридже, Салама̀нке, Монпельѐ, Тулу̀зе, Орлеа̀не, Па̀дуе, Неа̀поле.

В XIV–XV векахв Пра̀ге, Кра̀кове, Лѐйпциге. К концу XV века по всей Европе насчитывалось около 80 университетов.

Университеты обладали правом на самоуправление, собственным судом. В университетах была своя структура.

Главой университета являлся рѐктор – его совместно выбирали преподаватели и студенты.

Преподаватели объединялись по факультѐтам (по предметам, которые они преподавали). Главой факультета был дека̀н.

Студенты из одного города или страны объединялись в земля̀чества.

Часто они создавали свой уста̀всвод правил поведения и традиций.

В университетах было три основных факультета. Факультет богословия (по-другому назывался философским).

Юридический, на нём изучали нормы права и законы.

Читать еще:  Покойник моется. К чему снится купать покойника

Медицинскийдавал знания по медицине.

Также был подготовительный факультет. На нём студенты получали необходимые знания для поступления на основные факультеты.

Преподавание в университетах велось на латѝнском языке. В Средние века он долгое время был международным языком и языком науки.

Занятия проводились в форме лѐкций и дѝспутов. На лекциях преподаватель зачитывал студентам тексты научных книг. При необходимости объяснял непонятные места.

Во время диспутовспоров на заранее выдвинутые темы – студенты состязались в красноречии, в умении доказать свою точку зрения.

Университеты способствовали появлению в Европе интеллигѐнциилюдей, занимающихся умственным трудом. Грамотных чиновников.

Содействовали общему подъёму культуры и образования.

В XI–XIII веках получила развитие религиозная философиясхола̀стика.

К её появлению привело стремление мыслителей Высокого Средневековья рациона̀льно (при помощи своего разума, рассуждений и логики) объяснить сущность Бога и христианской религии.

Понять и доказать, почему Бог устроил мир именно так. Какое место в этом мире занимает человек.

Церковь долгое время осуждала схоластов, так как в своём учении опиралась исключительно на веру.

Известным средневековым схоластом был Пьер Абеля̀р (1079–1142 годы).

Он был сторонником рационалѝзмаучения, опиравшегося в доказательствах на разум и логику.

Он утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.

Он говорил, что «нельзя уверовать в то, чего ты не понял», что «нужно понимать, чтобы верить».

Оппонентом Абеляра стал Берна̀р Клерво̀ский (1090–1153 годы). Он был представителем другого учения – мистицѝзма. В нём доказательство истины было основано только на вере.

Он говорил, что «вера должна быть простой, идти от сердца, а не от рассудка». Считал, что «нужно верить, а не рассуждать».

Самым выдающимся схоластом Средневековья признают Фому̀ Аквѝнского (1225–1274 годы).

В своей книге «Сумма богословия» он объединил все знания об устройстве мира и Боге, известные на тот момент.

Доказал, что во Вселенной, созданной Богом, у каждого есть свое место и предназначение.

Его труды оказали сильное влияние на христианскую философию. В XIV веке он был канонизирован.

Своими трудами прославился английский философ Ро̀джер Бэ̀кон (1214–1292 годы).

Он утверждал, что для познания истины недостаточно только веры и разума. Что для истинного познания необходимы наблюдения и опыт. Только при их помощи можно проверить верность знаний.

За период XIXV веков расширился кругозор европейцев.

Европейская наука вышла на новый, более высокий уровень.

За схоластикой закрепилась роль ведущей науки.

Философия образования

Термин «Философия образования» часто можно встретить в специальной литературе, касающейся сферы образования. Целесообразно определить поэтому статус, проблемы и перспективы философии образования, базируясь на подходе к раскрытию этой проблемы А.В. Барабанщиковым.

Известно, что во многих странах, в том числе и в нашей стране идут активные поиски способа вывода образования из кризиса, в котором оно оказалось в конце 20 столетия. И вот многие из специалистов предлагают одним из путей вывода образования из кризиса активизировать исследования в области философии образования.

Так что же это за понятие философия образования и когда оно возникло. Термин философия образования впервые появился в 19 веке в германии, а в России один из первых кто использовал этот термин, был Василий Васильевич Розанов — философ, писатель, педагог, который 12 лет работал преподавателем в гимназиях. М.Горький говорил о нем, что это самый интересный человек России, первой половины 20 века. В 1899 году в одной из своих работ он писал так: “Мы имеем дидактику и ряд дидактик, мы имеем педагогику, но мы не имеем того, что можно было бы назвать философией воспитания образования, то есть обсуждение самого образования, самого воспитания, в ряду основных культурных факторов, и так же в отношении к вечным чертам человеческой природы”. Это первое упоминание в России этого термина. Василий Васильевич говорит о необходимости разработки этого термина, поскольку философия образования поможет как-то осмыслить, представить себе общее состояние образования и воспитания.

После В. Розанова, активных работ по философия образования у нас не было. Но в 1923 году, в России вышла книга философа и педагога теоретика С.И. Гессена (1870-1950) «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», которая является одной из лучших книг прошлого столетия по педагогике. В ней осмысливается многовековой опыт мировой педагогики и лучшие традиции России, дается анализ важнейших направлений педагогической мысли 20-го века в России, Европе, США, обосновываются перспективные идеи педагогики. В этой

книги автор говорит о необходимости развития философии образования и пишет, о том, что даже самые частные вопросы педагогики относятся в своих основах к чисто философским проблемам, и борьба различных педагогических течений есть отражение борьбы философских предположений. То есть С.И. Гессен полагал, что любая педагогическая проблема, своими корнями уходит в философию. В некоторой мере с этим можно согласится, так как сама педагогика заразилась в недрах философии. Так как философы древности (Аристотель Конфуций, Платон…), и философы современности (Кант, Гегель). Вплотную занимались в том числе и образования. Более того, И. Кант прочитал 4 лекции о педагогике в Кенегсберском университете, и они изданы в печатном виде.

После С.И.Гессена термин философия образования исчезает и появляется в России в 70-80 годы 20го века. Причем этот термин проявляется в это время в основном в контексте критики западной концепции философии образования. Причем многие из тех, кто в 80 годы ругал это направление, сейчас всеми силами пытаются его восхвалять.

На западе же в начале 20-х годов Дьюи издал книжку: “Философия воспитания”. В 40-х годы в Колумбийском университете США создается общество по философии образования.

Это общество поставило перед собой следующие цели:

Исследование философских вопросов образования;

Налаживание сотрудничества между философами и педагогами;

Подготовка учебных курсов по философии образования;

Подготовка кадров по этому направлению;

Философская экспертиза образовательных программ. Постепенно это общество начинает выполнять заявленные цели,

издается ряд книг, публикуются статьи. Постепенно, философия образования оформляется, как учебный курс вводится в университеты США и Канады, а потом им других стран.

В России же к проблеме философии образования вернулись лишь в начале 90х годом, причем в связи с тем, что ЮНЕСКО объявило одной из приоритетных задач, разработку концепции философии образования 21-го века. Под это программу были выделены деньги и ею занялись чешские и российские специалисты. И в 1992 годы вышла книга “Философия образования 21 века”, которая, является сборником статей, с симпозиума проведенного по результатам выполнения данной программы. В 1993 году в России прошла крупная конференция, по этой теме, в ней приняли участие специалисты из разных стран, в том числе и из США и Канады. Только перечисление названий некоторых докладов, вынесенных на эту конференцию, говорит о научной масштабности, междисциплинарности и значимости для образования тематики этой конференции, например, — “Философия образования в России, статус проблемы перспективы”,“Педагогическая теория как обоснование

педагогической практики”, “Философия и политика развития образования в демократическом обществе”, “Образование и права человека” , “Обоснование образования в демократическом обществе”. В 1995 году в журналах “Педагогика” и “Вопросы философии” были проведены круглые столы по данной теме.

Читать еще:  Кто самый злой знак зодиака. Обиженный и капризный Рак

Теперь следует ответить, на вопрос, почему же необходимо заниматься вопросами философии образования. Во-первых, необходимо разработать концепцию образования 21-го века, и философия образования может помочь в этом. А во-вторых есть специалисты, которые доказывают, что разработка данных проблем поможет нам скорее войти в западное педагогическое пространство и наоборот.

У термина философия образования есть очень много определений, вот некоторые из них:

Философия образования – научная педагогика или теория образования;

Философия образования – методология педагогической науки;

Философия образования – осмысление образования;

Философия образования – философия, повернутая к образованию;

Философия образования – инструмент анализа педагогической действительности.

Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом.

Философия образования решает различные проблемы. Западная точка зрения на философию образования, показана в вышедшей в 1994 году в Оксфорде 12-ти томной энциклопедии образования. В этой энциклопедии разделу философии образования посвящены следующие статьи:

Критическая теория и образование;

Критическое мышление философские вопросы;

Философия образования исторический обзор;

Философия образования западноевропейские перспективы;

Позитивизм, антипозитивизм и эмпиризм в образовании;

Педагогическое исследование философские вопросы;

Подготовка учителей — философские вопросы.

Таким образом, видно, что на западе рассматривается как конкретные, частные вопросы, так и общие, глобальные. Причем западной концепции присуще большое количество точек зрения, которые очень часто противоречат друг другу.

Российские специалисты намечают обычно следующие вопросы в философии образования:

Идеология и школа;

Образование, как составная часть, социального механизма выживания человечества;

Религия и наука в современном образовании;

Цели содержания образования;

Социально философская парадигма гражданского воспитания;

Философские проблемы целепологания в современных воспитательных системах

Изучение трех главных принципов: природосообразности, культуросообразности и дополнительности педагогического мышления;

Проблема социального заказа в педагогике;

Система ценностей в педагогике.

Таким образом, в рамках Философии образования возможно решение различного ряда проблем, как частного, так и общего характера. Философия образования это одновременно рефлексия и обобщенная система взглядов на образование, это некое размышление об образовании и анализ философских проблем, но в тоже время это и система обобщенных взглядов на образование. Таким образом, в рамках философии образования могут быть элементы научных знаний, но лишь определенных характеристик. Например, это знания

междисциплинарные, знания фундаментальные, знания основного, главного, наиболее существенно, на уровне закономерностей и принципов. Такие знания являются системными и структурированными, функционально взаимозависимыми и многоуровневыми. И, наконец, эти знания развивающиеся.

Философия образования обсуждает и исследует фундаментальные закономерности и тенденции образования, его парадигму, положение и трансформации человека в системах образования.

Основными функциями философии образования являются:

В ряде случаев философия образования выполняет методологическую и интегративную функцию.

Философия образования отражает и формирует педагогическое мышление, и существенные характеристики наук об образовании своего

времени. В нее заложены потребности и возможности развития человека той или иной эпохи.

Выразителями самой идеи философии образования являются крупнейшие философы человечности. Сократ, Платон, Конфуций, Аристотель, Каменский, Локк, Руссо. В России это, прежде всего, Н.А. Пирогов. Сам К.Д. Ушинский не только педагог, но и философ, философ образования. Так как для него педагогика это практика, и теория, и искусство одновременно.

Далее это Л. Толстой, который разработал новую теорию воспитания, рассмотрел, по-своему, проблемы связи школы и народа, вопрос о религии в системе образования.

В советское время следует выделить: Луначарского, Макаренко, Сухомлинского. Все они внесли свой вклад в развитие философии образования.

Источниками философии образования служат: исторический опыт различных образовательных систем, фундаментальные достижения культуры, философии, науки и техники, различные знания о человеке и его развитии, знания о развитии цивилизации и религиозные воззрения. Таким образом, видно, что подходы довольно разные, от вопросов методологии до осмысления образования в целом.

По нашему мнению, основными проблемами, которые философия образования должна решать сейчас это:

Анализ кризисных явлений в образовании, причины и методы выхода из кризиса;

Выявления и осмысление жизни деятельности человека приобщающегося к культуре, в самом широком понимании этого слова;

Это наиболее общие закономерности развития образования;

Осознание фундаментальных технологических проблем учебной и воспитательной деятельности.

Следует отметить, что философия образования – это относительно самостоятельная, находящаяся на грани философии и науки, система научно-философских знаний.

Сейчас в России эта система находится в состоянии становления. И все происходящее сейчас это лишь первый опыт, который требует анализа. Еще можно отметить и то, что философия образования существует не только в широком смысле (элемент общественного сознания), но и как персональный, личностный, для каждого конкретного человека, подход к образованию. И станет ли такая личная позиция, общественно важной, зависит в первую очередь от самого человека.

Далее, философию образования можно рассматривать и в ряде явлений, с которыми она взаимодействует, и видеть эти возможности для взаимодействия. Сами идеи философии образования, своеобразно

трансформируются иногда и в идеи идеологии образования. Идеология образования влияет на политику образования, а политику образования определяет государство. Политика образования связанна с теорией, которая в свою очередь связанна с практикой образования. И таким образом можно видеть цепочку взаимосвязи, этих величин. Правда, следует учитывать и то, что от философии образования можно провести непосредственную взаимосвязь к теории образования, в некоторой степени миную идеологию и политику.

В заключение рассуждений о философии образования и ее актуальности приведем высказывание на этот счет Ю.Г. Фокина[7]

«Без рассмотрения сущности объектов и процессов в сфере образования (а это уже философский уровень) невозможно понять и научно обосновать требуемые изменения в сфере образования. Именно на этом уровне, соединяя философское, методологическое рассмотрение с анализом мировых тенденций развития высшего образования и современных потребностей гражданина, общества, России, можно концептуально сформулировать цели и особенности перспективного высшего образования. Более того, такие цели невозможно разработать в самой дидактике высшей школы, поскольку они отражают социальный заказ высшей школе. Наличие таких, явно сформулированных понятий будет способствовать ускорению развития самой дидактики, поскольку позволит оперировать не внешними, а существенными признаками».

1.Научная педагогика возникла в недрах философии. Субъектом классической педагогики являлся и является ребенок.

2.Андрагогика имеет субъектом взрослого человека, и определяется как теория обучения взрослых, научно обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по определению целей, задач, содержания, форм и методов обучения, по организации, технологии и осуществлению процесса обучения взрослых людей. Можно считать, что объектами наук — педагогика высшей школы и андрагогика в значительной степени идентичны.

Актуальность философии образования подтверждается следующей цитатой «преодоление глобального кризиса образования требует переосмысления исходных представленияй о природе общественной образовательно-воспитательной практики, о целях и ценостях обученияи воспитания, их содержания и методов. Речь идет,следовательно, по мнению многих, о создании новой философии образования, адекватной вызовам XXI века».

Философия образования по объему содержит диапазон проблем от вопросов методологии до осмысления образования в целом. Термина философия образования (философия, повернутая к образованию) включает в себя: научную педагогику (теорию образования), методологию педагогической науки, осмысление образования,

инструмент анализа педагогической действительности. Другими словами, можно считать включающей в себя педагогику и андрагогику, но на ином, философском уровне в другом измерении.

Источники:

http://studopedia.ru/1_22931_obrazovanie-i-filosofiya.html
http://videouroki.net/video/30-obrazovaniie-i-filosofiia.html
http://studfile.net/preview/3153719/page:4/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector